?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Немного ностальгии

В 2005-м году я некоторое время был самым молодым вторым пилотом В737 (а возможно, что и вообще) в авиакомпании, которая в то время называлась "Сибирь". Выглядел я примерно так:



Примерно в августе 2006-го года, после того, как я откатал двоих или троих "вновь введенных" командиров, меня оповестили о планах по моему вводу.

Под "откатать командира" подразумевается выполнить с ним его первый самостоятельный вылет и полетать некоторое время в закрепленном экипаже. Иногда таких вторых пилотов называют "няньками" - обычно к "молодому" КВС ставят вторых поопытнее, чтобы они помогли, "если что".

Чтобы лучше глубину проблемы "откатать молодого КВС", следует сказать, что переучивание и ввод в те времена не занимал много времени. Пришел человек с советской техники - прошел тренажерную подготовку - отлетал 10 полетов (всего!!) с инструктором - вперед, на самостоятельный.

Интереснее всего, конечно же, было в самом начале. Свой второй самостоятельный рейс на В737 я выполнял с КВС, для которого тот рейс был третьим или четвертым по счету самостоятельным. То есть, до этого он слетал пять рейсов (по два полета) с инструктором, проверочный рейс с инструктором и так же вышел в самостоятельное плавание.

А рейс получился всем рейсам на загляденье - мы летели в ночной Сочи и попали на заходе в неслабые грозы. Полет, как можно понять, закончился благополучно, но тогда я сразу и полно ощутил на себе разницу между экипажем из четырех человек, и экипажем из двух. В первом случае (как это было на Ту-154) мы привыкли доверять мнению штурмана, и как-то по умолчанию считалось, что он ответственен за варианты обхода гроз, а во втором поделиться ответственностью было не с кем. Учитывая то, что мой первый КВС на В737 до этого летал на Ту-134, на котором обходом гроз целиком и полностью занимался штурман, сидящий в носовой кабине, а пилоты лишь исполняли его команды, можно понять мои чувства в том полете.

Спине было реально холодно.
--==(0)==--

После этого рейса я максимально уверовал в В737 и его радар. С одной стороны, его четкая разноцветная картинка вселяла уверенность в то, что мы видим всю обстановку, с другой стороны, грозы предстали перед нами в новом виде - на радаре Ту-154 они выглядели не так страшно :)

Погодная обстановка в ближайшие пару лет (2006 и 2007 были очень богатыми на грозы) помогла очень быстро набрать необходимый опыт, чтобы в спину больше не дуло. Однако, некоторые полеты врезаются в память именно из-за гроз.

Это был полет в Самару

Обычная ночная Самара, которую, признаться честно, никто в нашей компании не любил. Летишь в ночь, прилетаешь под утро, привозишь невразумительные 3ч40м полетного времени. Два дня из жизни вычеркнуты - перед вылетом днем ничего не планируешь, т.к. надо попытаться подремать хоть полчаса, а после полета спишь до обеда или даже до вечера.

Еще на выходе из московской зоны мы получили информацию о грозовом фронте на маршруте. Запросили занять высоту 11100м - для В737-500, на котором выплнялся полет, это был максимально возможный эшелон полета над Россией.

Пролетев еще немного, мы этот фронт увидели во всей красе - в буквальном смысле этого слова. Того, кто видел грозовые фейерверки ночью, свадебным салютом не удивить.



Нашли лазейку и, сжав пятую точку, перелезли через фронт. Единственный раз в своей летной карьере я видел "чертиков" на остеклении на такой большой высоте - обычно электризация случается при полете сквозь плотную слоистую облачность при температурах воздуха в районе 0.  То есть, совсем не наш случай - ведь мы летели в ясном (как нам казалось) небе.

Все же тогда мы это списали на электризацию (мол, воздух насыщен электричеством :) ), а теперь, когда индустрия получила новый взгляд на ice crystals icing (обледенение кристаллами льда), я понимаю, что это могло быть именно оно.

Вещь, кстати, весьма опасная и малоисследованная. Почитать можно здесь.

Вылетев обратно, мы снова столкнулись с этим же фронтом. И, хоть большая часть его уже сдвинулась на север, хвост все равно перекрыл дорогу, а повторить финт ушами и залезть на достаточную для обхода высоту нам не получилось - в западном направлении максимальный возможный эшелон полета для В737-500 был 10600 метров (34800 футов).

Поэтому пришлось тупо отвернуть влево, дойти до чистого неба и вернуться на трассу. Хорошо, что тогда не было Флайтрадаров, а то обязательно бы кто-нибудь прислал мне вопрос - "что это могло быть, почему самолет вдруг ушел от трассы и снова на нее вернулся" - в последнее время меня стабильно заваливают подобными вопросами в социальных сетях, как будто мне это очень интересно, если честно.









На следующий день приключения продолжились. Более того, было еще интереснее - вылетев из Домодедово по направлению в Ираклион, мы сразу после взлета уткнулись в огромное количество засветок. Кроме нас это сделало n-ное количество бортов, поэтому в эфире стоял невообразимый гвалт.

Из-за этих же бортов диспетчер не разрешал нам набор, поэтому всю эту "ср@нь" мы прошли на самых интересных в этом случае высотах -  погода нас выплюнула на границе московской зоны на высоте около 6 км.





Это был один из заключительных моих рейсов в статусе второго пилота. Дальше начался мой ввод в Капитаны - те же пять рейсов, проверка, "заплечный" (это полет со вторым пилотом, но с инструктором, сидящим сзади) и первый самостоятельный в Сочи.

--==(0)==--

Правда, я считаю своим первым самостоятельным вылетом не этот полет.

За три месяца до него я должен был "вывезти" в свой первый самостоятельный вылет очередного "молодого" КВС. Тот так же отлетал свои пять рейсов плюс проверку и готовился отправиться со мной в Волгоград. Казалось бы, что может быть проще?

Однако, все изменилось и мы отправились во Франкфурт. Надо сказать, что на тот момент я сам лишь недавно был допущен на МВЛ, а КВС, хоть и имел допуск, но дальше Баку из своего Челябинска (где он работал до этого) не летал. Стоит, наверное, оценить тот кредит доверия, которым я на тот момент пользовался со стороны своего командира эскадрильи!

Полет был весьма интересным. Над Шереметьево нас снизу атаковал аэрофлотовский Ту-154 и пришлось уходить верхом, над Германщиной мы вдоволь поковырялись в грозах, а на довороте в створ ВПП мой КВС вместо курса ВПП вдруг стал крутить задатчик скорости, что при полете с закрылками 1 давало большие шансы превысить ограничение нашей "пятисотки" (курс посадки 246, а ограничение 230 узлов). Правда, на тот момент закрылки у нас были убраны, т.к. мы держали скорость 210, как это положено по местным правилам, и в их выпуске не было смысла, а данное действие я отсек практически моментально, однако, на дебрифинге обрисовал перспективы возможного нарушения, если заход будет выполняться "стандартно" (когда на четвертом развороте закрылки уже выпущены).

Всего через год я этот кредит доверия оценил еще больше, когда мою кандидатуру выдвинули на перегон самолета на маленький аэродром Селетар в Сингапуре, и этот полет разделил карьеру на "до" и "после".

--==(о)==--

Фото







Ту-154м из Оренбурга



Сочи





Из серии - "Узнайте город по фото". Мне кажется, что это Казань, но я могу и ошибиться.



Ил-76МФ



ВИМ моется



Еще девять лет назад Домодедово выглядел так.





Благодарность



Стих от восхищенного пассажира



Ведь была же романтика! :)

А это год 2002й. Выпускной курс Академии ГА, зимние каникулы в родном доме. Еще никаких перспектив в большой и малой авиации.



Всем отличных выходных!

Почитать записи по тегу "грозы"

Почитать записи по тегу "история"

FLYSAFE

Posts from This Journal by “история” Tag

promo denokan april 10, 07:45 5
Buy for 50 tokens
Перевод статьи " Мнение: автоматика и бюрократия убивают летные навыки" и публикация оного в одноименной статье в этом блоге заставил меня победить лень и обновить (в связи с вновь появившимися фактами) свой, пожалуй, самый любимый труд - "Сферический пилот в вакууме. О…

Comments

( 46 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
svarshik100
Sep. 5th, 2015 07:12 am (UTC)
Выглядел я примерно так
а на аватарке mad max какой то :)
denokan
Sep. 5th, 2015 07:20 am (UTC)
Re: Выглядел я примерно так
10 лет прошло)
poni_cap
Sep. 5th, 2015 07:31 am (UTC)
Вы настоящий мужчина!
У вас потрясающая работа! Восхищаюсь вами!
Успехов, здоровья, счастья вам и вашим близким!
denokan
Sep. 5th, 2015 04:35 pm (UTC)
Спасибо! И Вам всего замечательного!
grzimelek
Sep. 5th, 2015 07:32 am (UTC)
Резонировал читая.
Сам в небо тянулся лет до 25, а ваш рассказ - как хороший романс по душе.

Edited at 2015-09-05 10:40 am (UTC)
r0l
Sep. 5th, 2015 07:55 am (UTC)
Всегда интересно про это почитать.

P.S. На карте абсолютно и безусловно Казань, просто угол слегка непривычный для тех, кто это все видел только на карте - https://old.maps.yandex.ru/-/CVgwqGOW
olga_syl
Sep. 5th, 2015 08:03 am (UTC)
Спасибо огромное за эти воспоминания! Вроде, 2002-2005 года были совсем недавно, а, вроде, уже так давно. Но Вы всё тот же. )) Возмужали, многое изменилось в жизни, но молодой человек на первой фотографии мало чем отличается от Дениса нынешнего. ))
tazvrn
Sep. 5th, 2015 08:07 am (UTC)
Отдать должное, на фотках не изменился за это время совершенно. Ну если только мудрости в глазах прибавилось. Так держать Денис!

(пиши исчо)))))

Edited at 2015-09-05 08:08 am (UTC)
olga_syl
Sep. 5th, 2015 08:25 am (UTC)
Так Денис у нас и сейчас молодой и в полном рассвете сил. ) Только мудрее стал. )
aavenger
Sep. 5th, 2015 08:22 am (UTC)
Воспоминания всегда с нами - и хорошие, и не очень :)))
ivan_kolobov
Sep. 5th, 2015 08:29 am (UTC)
Спасибо огромное. очень приятно читать. в общем как всегда. ))))
K
Sep. 5th, 2015 08:35 am (UTC)
Летаю часто.. Пилотов как и подводников только можно уважать) я бы Не смог.
И когда лечу всегда думаю что пусть им платят хорошо)
tazvrn
Sep. 5th, 2015 08:38 am (UTC)
От того, если им будет меньше платить, хуже летать они не станут. В общем на безопасность ни как не повлияет. А вот если гонять будут в хвост и в гриву с нарушением сан.норм и т.п., тогда может все печально закончится.
Мой папа летает на 747карго, и я вижу как он выглядит после длинных "прыжков".
hero_sima
Sep. 5th, 2015 08:45 am (UTC)

В молодости с Шатуновым проглядывается определенное сходство)))

avl
Sep. 5th, 2015 09:47 am (UTC)
А через зеленую засветку тоже не рекомендуется лететь?
denokan
Sep. 5th, 2015 04:36 pm (UTC)
Зеленая засветка тоже может быть разной. Если она обрамляет засветку красную с желтым - лететь там нельзя.
ajvita
Sep. 5th, 2015 10:13 am (UTC)
Части "Путешествия в Сингапур" не связаны друг с другом ссылками (вида "читать дальше"). Кто умеет пользоваться тэгами - найдет их все, кто нет - будет плакать и ругаться.
denokan
Sep. 5th, 2015 10:22 am (UTC)
Можно просто нажать "следцющая запись" или посмотреть внизу под записью .
(no subject) - Artem Pozdnyakov - Sep. 5th, 2015 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 5th, 2015 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_voronin - Sep. 5th, 2015 05:02 pm (UTC) - Expand
K
Sep. 5th, 2015 10:31 am (UTC)
Понятно. Своя специфика. Уставший пилот это не уставший слесарь..
102spotter
Sep. 5th, 2015 10:33 am (UTC)
Какой приятный субботний пост!
ttweak
Sep. 5th, 2015 11:11 am (UTC)
Первый раз в жизни летал именно Сибирью: Ил-86, Домодедово - Шарм. 2002 год. Не очень удачно, был уверен, что после этого никогда больше не сяду в самолёт)). Но ничего, полёт через 2 года на Ту-154 излечил мою аэрофобию.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 46 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

CT




Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel