denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

"...Что делать?" Рассуждения на заданную тему.

В предыдущей записи о зыбком состоянии дел в авиационной отрасли прозвучал вопрос: "Денис, все это очень пессимистично и реалистично одновременно. Вопрос только в том, что делать нам, простым рядовым пилотам? Время валить, или сжать зубы и терпеть? ) какие у самого мысли? На корабле до последнего?"

На этот вопрос я могу ответить следующее... да я и раньше отвечал на подобные вопросы весьма просто: надо вкладывать в себя.

В свое профессиональное развитие. В расширение своего кругозора.

В российской авиации за последние годы сложилась дурацкая ситуация - сначала никому ничего не надо было (анархия 90-х и 00-х), поэтому на всех уровнях забивали болт на профессиональный рост пилота, затем, когда начался бурный рост перевозок и выяснилось, что "летать некому", планку требований как то ну не очень быстро поднимали... Потому что стоило ее приподнять, как находились "пилоты-марафонцы", которые весьма кратко аргументировали свое отношение к новым требованиям: "В соседней компании на 10 тыс больше платят и мозги не .@ут." Да и от летного начальства, выросшего в упомянутых анархических 00х и 90х, сложно требовать внезапной перестройки мозгов.

Рост зарплаты не отражал, к сожалению, общий рост профессиональной подготовки, а исключительно состояние конкурентной борьбы за человеческие ресурсы. В этих условиях только очень мотивированный пилот мог лишний раз сесть за книжку и почитать, либо заняться совершенствованием английского языка.

Я не раз и не два проходился по этой теме, что ж, следует, видимо, признать, что настал-таки этот период, когда на первый план выходит не дефицит кадров, а их профессионализм. Наверное, в этом главный плюс кризисной ситуации... Хотя, если вспомнить гнилые 90-е, кризис может стать таким, что никакой профессионализм не спасет.

Так вот.

Валить, или не валить - но выход я вижу исключительно в том, чтобы расти профессионально. Углублять свои знания, навыки и умения.

Каким способом?

Я, например, решил засесть за английский. Имеющегося уровня мне вполне хватало все эти годы, но однажды я решил, что его недостаточно. Мне хочется быть более уверенным.

Я продолжаю оттачивать свои навыки работы в кабине, хотя и летаю крайне мало. Я продолжаю искать новую информацию и пропускать ее через себя, а так же, я занимался тем, что проштудировал несколько книжек из оксфордской летной академии. Узнал разные интересные вещи - например то, что хреново нас учили в летном училище. Нет, это стало понятным давно, но лишний раз получить удар по "патриотическому самолюбию" было полезным. Знаний в лётке давали гораздо меньше, чем дают эти учебники на английском языке. Например, наша "Меторология" - это лишь куцее подобие "их" Метео. Ну а про воздушное законодательство я скромно промолчу. При том, что нас всегда уверяли в том, что "советская летная школа в отличие от школ капстран основана на глубоком изучении теории". И мы ведь в это верили.

Бог с ними.

Зачем я это делаю?

--==(о)==--




Кризис среднего возраста

Я ни от кого не скрываю, что при всей своей направленности на "изменить мир вокруг себя", мне хочется расти дальше. Кризис здорово подточил мою веру в то, что одной человеческой жизни достаточно для того, "чтобы организовать Люфтганзу в отдельно взятой стране авиакомпании". Пришлось многое переосмыслить и переоценить.

Внезапно я понял, что мне уже 36 лет, а через 10 лет это будет уже целых 46. Хочу ли я эти 10 лет провести так, как провел предыдущие 10 - в попытках изменить мир вокруг себя в рамках локальной авиакомпании?

Даже если оставаться оптимистом и верить в то, что политическая и экономическая обстановки позволят очередные 10 лет провести в таких попытках - а надо ли все это отдельно взятому человеку?


У меня давно засела в голове "идея фикс" по мере своих возможностей стараться помогать двигать прогресс в необходимом направлении,  и я методично стараюсь долбиться головой о гранит проблем, перерабатывая жизненную энергию в шишки и крошку.


Эти труды сложно заметить в коротком промежутке времени - не каждый их способен оценить, не каждый может посмотреть назад и заглянуть вперед. Однако, я это умею, и в принципе, считаю, что гранит уже во многих местах покрошился, и каменюга уже не та, что была раньше. Однако, и лоб весь в шишках, и здоровье уже не то. А тех, кто активно помогал бы дробить камни - не особенно-то и видно позади. У них все разговоры то о деньгах, то о будущем командирстве или прочих личных перспективах. Я не ощущаю той помощи, какой мне хотелось бы после стольких лет усилий. Почему им можно быть "эгоистами", а мне - нет?

Мне 36 лет, и передо мной вырисовывается перспектива провести еще несколько лет в офисе на "высокой должности". О, это безусловно интересно - быть участником процесса по толканию прогресса, идти сквозь стены, встречать на своем пути волны негатива, непонимания, неприятия... и все равно получать результат в конце. Но какой бы она "высокой" не казалась рядовым пилотам, это все равно недостаточно "высоко", чтобы результат соответствовал затраченным нервам. КПД меня не устраивает. Что дальше? Лезть наверх, становиться совсем уж Большим Начальником, оказаться заложником высокой ответственности и забыть о полетах??? Надо ли мне оно в очередные десять лет???

Я анализирую свое мироощущение и понимаю, что ищу профессиональный рост, но не карьерный.

Над вопросом я задумываюсь все чаще и чаще. Я не считаю себя готовым в 36 лет поставить крест на своем развитии, как пилота, да и эта "высокая должность" - не совсем то, чем я сам хотел бы (в принципе) в офисе заниматься. Она больше связана с организационными делами и планированием летной работы, нежели с подготовкой персонала и методикой летного обучения. Последнее мне интересно, а первое... а первое, еще будучи замкомэской меня очень сильно напрягало.

Соответственно - как мне кажется, гранит пробит уже достаточно, чтобы дальше его добили те, кто (возможно) пожелает его долбить вместо меня, и (не снимая с себя обязанностей - я не собираюсь опускать руки, даже если накатывают вот такие вот грустные волны) я ищу мотивацию работать в том, что вкладываюсь в свое дальнейшее развитие.

Мне, как любому нормальному (так и хочется добавить - молодому!) пилоту, хочется нового опыта, нового  вызова. Мне хочется попробовать себя на новом поприще. На новом самолете. Хочется открытий новых стран, новых аэропортов. Нового опыта в общении с людьми из разных стран, разных национальностей.

Когда я об этом задумываюсь - я всей душой ощущаю, что мне это нравится.

Год назад я надеялся на то, что идея с "открытием границ" для иностранных пилотов даст отрасли глоток свежего воздуха и ускорит сотворение "локальной Люфтганзы". Правда, относился я к этому с изрядной долей скепсиса, понимая наши отечетсвенные реалии и, видимо, не ошибся. Идея эта заглохла.

Так что, оставаясь в России, в ближайшие годы получить опыт работы в интернациональном экипаже мне вряд ли получится. Да и вариантов с "Большим Реактивным" здесь как то не очень много. И нет таковой, в которой я готов был бы мириться с проявлениями совка заново. Часть своей жизни я уже на это потратил, снова начинать долбить гранит нет желания вовсе. Каким бы большим самолет не был.

Следовательно, способ развивать себя профессионально - это смотреть подходящие варианты, но... не здесь, не в этой стране - напрашивается сам собой. Почему бы и нет? Потратить 10 лет на дальнейший профессиональный рост, а там, глядишь, и в офис потянет поближе к старости?.. А если и не потянет - да и ладно, был я там уже. И сделал вполне достаточно.

Быть инструктором гораздо интереснее.

--==(о)==--


Все, что я написал выше - я написал с эгоистичной точки зрения личного профессионального развития. Раз уж меня спросили  о том, что планирую делать я. Кстати, я не занимаюсь активным поиском вариантов в данный момент - этому способствует в принципе неплохая обстановка в той компании, в которой я работаю (11.5 лет, кстати). Тут еще есть чем заняться, есть что-то, что является мотивацией в работе.

Но я держу руку на пульсе.

После всего вышесказанного и перед тем, что будет написано ниже, мне бы хотелось подчеркнуть, что мое желание перемахнуть через забор в первую очередь связано с "эгоизмом" - хочется немножко пожить и для себя, любимого. Расти профессионально, получить новый опыт. Это - главная мысль в моем случае.


Может быть, мои мысли так и останутся размышлениями...

--==(о)==--


Кризис экономический

Если вернуться к меркантильной теме, к разговорам о кризисе в отрасли, то это лишний гвоздь в идею о светлом будущем гражданской авиации нашей страны. Т.к. ситуация сейчас и ситуация 20-летней давности качественно отличается тем, что у толковых парней гораздо больше вариантов перемахнуть через занавес и принести пользу... но не родной стране.

То есть, в предчувствии кризиса только ленивый не задумался о том, чтобы поискать варианты с трудоустройством в зарубежной авиакомпании. И отток кадров уже начался, причем следует понимать, что абы кого попало там не берут - уходят хорошие кадры.

Как никогда сейчас растет потребность в пилотах на рынках Азии и Ближнего Востока. Большая часть "ушедших" навострила лыжи в Китай (зарплаты там, следует сказать, сумасшедшие), однако есть и те, кого пригласили в "пятзвездные" Эмирейтс, Этихад, Катар (эти сейчас прикрыли лавочку из-за ухудшения отношений с Россией). Слышал я и про приглашенных в Турецкие авиалинии, но не в курсе, насколько далеко они там продвинулись.

Волна "миграции" этим не закончится. И, повторюсь, уходить будут в основном лучшие. Принося пользу "супостату" вместо того, чтобы пригодиться здесь. Соответственно, можно ли ожидать качественный подъем общего состояния дел в отрасли в отдаленной перспективе, если сейчас из нее "вынуть" значительную часть неплохих (если не лучших) мозгов?

Стоит ли осуждать пилотов-мигрантов, учитывая сложившуюся обстановку "на корабле"?

Я считаю - нет. Рулители планомерно ведут корабль в сторону водоворота, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы вежливо попрощаться с Кормчим и сойти, пока на это есть возможность. Профессиональный Пилот не для того столько лет развивался, чтобы торговать семечками на базаре или спиваться в будке охранника, что стало уделом многих в 90-е годы.

Поэтому - мой совет и сложный и простой. Простой - работайте над собой. Теорией и практикой. Сложный - потому что если Вы до сих пор над собой не работали, то за короткий период времени Вам будет сложно поменяться.

Теорией - знать Правила, а не просто следовать "традициям" и "понятиям". Исключите фразу "Мне кто-то так сказал, что надо делать так" из своего лексикона. Вызубрите, наконец, FCTM своего самолета. Читайте Правила - хотя бы скучные Приложения к Конвенции, чтобы понимать основы (хотя бы понимать, откуда растут ноги у ФАПов и почему НПП было не лучшим путем развития в стране, в которой авиакомпаний больше, чем одна). А в идеале - еще и "курс молодого бойца" учебники ATPL. Там все разжевано.

Практикой - хотя бы для того, чтобы суметь показать себя навыки на предстоящем скрининге. Там нет ничего сложного, однако значительная часть пилотов российских рубится на скрининге на тренажерной части лишь потому, что они привыкли жать кнопки, а "супостатам" требуется показать навыки выполнения полета без автоматики в чуть-чуть плохую погоду. Кроме того, может потребоваться и теория, и коммуникабельность, о которой пойдет речь ниже. Ведь Вас будут оценивать не только с точки зрения "кручения штурвала".

Практикой - развивайте навыки CRM в рутинных полетах и вне. Это бесплатно и не требует никаких усилий, кроме Вашего личного желания. Пусть над Вами смеются - когда Вы будете на берегу, им будет не до смеха. В водовороте.

И очень важен английский язык. Без него нет коммуникабельности, а это значительно режет Ваши шансы в сравнении с коллегами из-за бугра. Если Вы не сможете поддержать диалог на интервью, то дальше пройдете не Вы. Выкиньте МАИшную бумажку о четвертом уровне и займитесь им очень серьезно. Найдите учителей среди носителей языка, посещайте курсы, разговаривайте по Скайпу.. разговаривайте в кабине только на английском - что угодно, лишь бы язык перестал быть каменным.

В любом случае - будете Вы работать за рубежом или останетесь на "корабле" - вклад в личное развитие станет бесспорно полезным  на всю оставшуюсья жизнь. Со всех точек зрения - только положительное.

PS Вот только почему мы начинаем задумываться о развитии лишь тогда, когда жареный петух появляется на горизонте?

Летайте безопасно!

FLYSAFE


Tags: кризис
Subscribe

Posts from This Journal “кризис” Tag

promo denokan september 18, 10:28 18
Buy for 50 tokens
Добрый день, мои дорогие читатели! Для тех, кто заглядывает на мой канал на Яндекс.дзен, это не станет новостью, но тем не менее, хочу сообщить о том, что "Небесные истории" - это не только рассказы о полетах и о летной работе в формате текста с фотографиями, но и видеоистории.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →