denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Categories:

"...Что делать?" Рассуждения на заданную тему

В предыдущей записи о зыбком состоянии дел в авиационной отрасли прозвучал вопрос:

"Денис, всё это очень пессимистично и реалистично одновременно. Вопрос только в том, что делать нам, простым рядовым пилотам? Время валить или сжать зубы и терпеть? Какие у самого мысли? На корабле до последнего?"

На этот вопрос я могу ответить следующее... да я и раньше отвечал на подобные вопросы именно так: надо вкладывать в себя. В свое профессиональное развитие. В расширение своего кругозора.

В российской авиации за последние годы сложилась дурацкая ситуация - сначала никому ничего не надо было (анархия 90-х и 00-х), поэтому на всех уровнях забивали болт на профессиональный рост пилота, воспитывая махровый формализм во всём. Затем, когда начался бурный рост авиаперевозок и вдруг выяснилось, что летать некому , планку требований к пилотам практически и не поднимали... Потому что стоило её авиакомпании приподнять, как находились "пилоты-марафонцы", которые аргументировали своё отношение к новым требованиям довольно прозаично: "В соседней компании платят на десять тыщ больше и мозги всякой хренью не любят!"

Да и от лётного начальства, выросшего в упомянутых анархических девяностых и нулевых было невозможно требовать внезапной перестройки мозгов. Их мозги уже невозможно было исправить. Но начальниками быть они продолжали.

Наметившийся рост зарплат пилотов не отражал, к сожалению, рост профессиональной подготовки. Зарплата росла исключительно по причине конкурентной борьбы за человеческие ресурсы – пилотов не хватало. В этих шикарных условиях только очень мотивированный пилот мог лишний раз сесть за книжку и что-то почитать, изучить, либо заняться совершенствованием английского языка.

В 2015 году наверное следует признать, что настал-таки период, когда на первый план выходит не дефицит кадров, а их профессионализм. Авиакомпании уже не хватают всех подряд, но лучшим всё ещё рады везде. Наверное, в этом главный плюс кризисной ситуации... Хотя, если вспомнить гнилые 90-е, кризис может стать таким, что никакой профессионализм не спасёт!

"Валить или не валить?" – вопрос риторический. Каждый должен определиться сам. Но для того, чтобы иметь выбор, а не просто мечтать, сидя на диване, необходимо расти профессионально. За рубежом абы кого с распростёртыми объятиями не ждут. Поэтому надо углублять свои знания, навыки и умения. Вкладывать в себя.

Каким способом?

Я, например, решил засесть за английский. Имеющегося уровня мне вполне хватало все эти годы, но однажды я решил, что его недостаточно. Мне хочется быть более уверенным, мне надо знать, что я могу смело поддержать диалог, я не хочу в этом сомневаться.

Я продолжаю оттачивать свои навыки работы в кабине, хотя и летаю крайне мало. Тем не менее в каждом полёте я стараюсь вложить в свой навык хоть капельку. Я продолжаю искать новую информацию и пропускать её через себя.

Недавно я проштудировал несколько книжек из оксфордской лётной академии. Узнал интересные вещи - например то, что учили нас в лётном училище действительно хреново! Нет, это стало понятным давно, но лишний раз получить удар по "патриотическому самолюбию" было полезным. При общем пафосе знаний в лётке давали гораздо меньше, чем дают эти учебники на английском языке. Например, наша метеорология - это лишь куцее подобие "их". А про воздушное законодательство я скромно промолчу.
Нас всегда уверяли в том, что "советская летная школа в отличие от школ капстран основана на глубоком изучении теории". И мы ведь в это верили. Ну и бог с ними.

Зачем я рою землю в поисках знаний?

--==(о)==--




Кризис среднего возраста?

Я ни от кого не скрываю, что мне хочется расти дальше. Кризис здорово подточил мою веру в то, что одной человеческой жизни достаточно для того, "чтобы организовать "Люфтганзу" в отдельно взятой авиакомпании ", не говоря уж о том, чтобы "изменить мир". За последние годы мне пришлось многое переосмыслить и переоценить.
Внезапно я понял, что мне уже тридцать шесть лет, а через десять лет будет сорок шесть. 36 – это лучший возраст пилота, а 46 – это начало угасания. Десятилетие пролетит быстро, хочу ли я следующие десять лет провести так, как провёл предыдущие десять – в попытках изменить мир вокруг себя в рамках локальной авиакомпании?
Даже если оставаться оптимистом и верить в то, что политическая и экономическая обстановки позволят очередные десять лет провести в таких попытках…

А надо ли всё это отдельно взятому человеку, то есть мне?

У меня давно сидит в голове "идея фикс": по мере своих возможностей помогать двигать прогресс, и я методично долблюсь головой о гранит проблем, перерабатывая жизненную энергию в шишки и крошку. Далеко не каждый мой коллега понимает, что я делаю и зачем. Наоборот – большинство начальников (ставшими таковыми раньше меня) настроены против. И если ещё год назад мне было фиолетово до их противодействия – мною двигал азарт, то сейчас я всё чаще и чаще испытываю апатию. Какой смысл биться головой о гранит, если твои труды мало кто замечает?

Их результат сложно заметить в коротком промежутке времени, тем более со стороны. Не каждый способен оценить, не каждый может посмотреть назад и заглянуть вперед. Да и большинство даже не задумывается.

Я - задумываюсь, и в принципе, считаю, что гранит уже во многих местах треснул, раскрошился, и каменюга уже не та, что была года три-четыре назад. Однако и лоб мой весь в шишках, и здоровье уже не то. Но не в этом я вижу главный демотиватор. Тех, кто активно помогал бы дробить камни - не особенно-то и видно позади. У молодых, кто идёт за мной, даже у весьма толковых, все разговоры то о деньгах, то о будущем командирстве или прочих личных перспективах. Я не ощущаю той помощи, какой мне хотелось бы после стольких лет усилий.

Почему им можно быть "эгоистами", а мне – нет?

Мне 36 лет, я заместитель лётного директора по организации и планированию лётной работы – должность достаточно высокая, и передо мной вырисовывается перспектива провести ещё несколько лет в офисе. О, это безусловно интересно – быть участником процесса по толканию прогресса, идти сквозь стены, встречать на своем пути волны негатива, непонимания, неприятия... и всё равно получать результат в конце.

Но какой бы "высокой" должность не казалась, её уровня всё равно недостаточно, чтобы результат соответствовал затраченным нервам – ведь мне приходится диспутировать с людьми, стоящими ещё выше по должности, причем специфика моих проектов подразумевает работу не только в "Глобусе", но и в "Сибири". Образно говоря, мне приходится вступать в дискуссии с двойным набором руководителей самого высокого ранга! Попробуй, протолкнись сквозь бетон непонимания!

Это очень непросто!

В общем, определённый результат есть, но КПД меня не устраивает. И что дальше? Вкладывать нервы в повышение КПД? Лезть наверх по должностной лестнице, становиться Большим Начальником и в итоге оказаться заложником высокой ответственности и забыть о полётах??? Вот так провести очередные десять лет, которые могли бы стать лучшими в моей карьере профессионального пилота?

Я анализирую свое мироощущение и всё отчётливее понимаю, что ищу профессиональный рост, но не карьерный.

Над вопросом я задумываюсь все чаще и чаще. Я не считаю себя готовым в 36 лет поставить крест на своем развитии как пилота, да и эта "высокая должность" не совсем то, чем я сам хотел бы (в принципе) в офисе заниматься. Она больше связана с организационными делами и планированием лётной работы, нежели с подготовкой персонала и методикой летного обучения. Последнее мне интересно, а первое меня очень сильно напрягало ещё тогда, когда я был заместителем командира эскадрильи.

В общем, гранит пробит уже достаточно, чтобы дальше его добили те, кто (возможно!) пожелает его долбить вместо меня, и я ищу мотивацию продолжать работать в том, что вкладываюсь в своё профессиональное развитие. И как это сделать в "Глобусе", где я уже не то, что достиг гранитного потолка развития, но размазался по нему – ибо выше просто не пробиться?

Мне, как любому нормальному (так и хочется добавить – молодому) пилоту, хочется нового опыта, нового вызова. Мне хочется попробовать себя на новом поприще. На новом самолёте, например. Хочется открытий новых стран, новых аэропортов. Нового опыта в общении с людьми из разных стран, разных национальностей.
Когда я об этом задумываюсь - я всей душой ощущаю, что мне это нравится!

Год назад я надеялся на то, что идея с открытием границ для иностранных пилотов даст отрасли глоток свежего воздуха и ускорит реализацию моей концепции локальной "Люфтганзы". Правда, относился я к разрешению работы иностранным пилотам с изрядной долей скепсиса, зная наши отечественные реалии. Видимо, не ошибся – идея эта заглохла.

Так что, оставаясь в России, в ближайшие годы получить опыт работы в интернациональном экипаже мне вряд ли удастся. И нет таковой, в которой я готов мириться с проявлениями совка заново. Часть своей жизни я уже потратил на вычищение застарелого, и начинать долбить лбом гранит нет желания вовсе.

Следовательно, раз нет возможности расти профессионально в "Глобусе", я вижу лишь один способ развивать себя дальше - искать подходящие варианты, но... не здесь, не в этой стране. Почему бы и нет? Потратить десять лет на дальнейший профессиональный рост, а там, глядишь, и в офис потянет поближе к старости? Может, подрастут те, кто сегодня считается молодежью и станут толковыми вменяемыми руководителями – чем чёрт не шутит?

А если и не потянет меня в офис - да и ладно, был я там уже. И сделал вполне достаточно – на две карьеры точно хватит.

Простым инструктором гораздо интереснее чем крутым начальником.

Стоит ли осуждать пилотов-мигрантов, учитывая сложившуюся обстановку "на корабле"?

Я считаю - нет. "Рулители" планомерно ведут корабль в сторону водоворота, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы вежливо попрощаться с Великим Кормчим и покинуть корабль, пока на это есть возможность. Профессиональный пилот не для того столько лет развивается, чтобы торговать семечками на базаре или спиваться в будке охранника, что стало уделом многих в девяностые годы.

Мой совет – работайте над собой - и сложный, и простой одновременно. Простой он потому что надо всего лишь работать. Займитесь и теорией, и практикой. Учите английский – он в любом случае пригодится, где бы вы не работали.

А сложный - потому что, если вы до сих пор над собой не работали, то за короткий период времени поменяться будет очень и очень непросто.

Займитесь подтягиванием теоретических знаний. Знайте Правила, а не просто следуйте "традициям" и "понятиям". Исключите фразу "Мне кто-то так сказал, что надо делать так" из своего лексикона. Вызубрите, наконец, FCTM своего самолета. Читайте Правила - хотя бы скучные Приложения к Конвенции, чтобы понимать основы (хотя бы понимать, откуда растут ноги у федеральных авиационных правил и почему Наставление по производству полётов в гражданской авиации СССР оказалось не лучшим документов в стране, в которой авиакомпаний больше, чем одна.

В идеале пройдите "курс молодого бойца" – почитайте зарубежные учебники на сдачу на ATPL. Там всё разжевано.

Займитесь практикой – хотя бы для того, чтобы суметь показать себя навыки на предстоящем скрининге . Значительная часть пилотов сливается на скрининге на тренажерной части лишь потому, что привыкли жать кнопки, а "супостатам" требуется продемонстрировать навыки выполнения полета без автоматики в чуть-чуть плохую погоду. Кроме того, могут потребоваться и знания теории, и коммуникабельность Ведь на скрининге вас будут оценивать не только с точки зрения умения крутить штурвал. Так что, развивайте навыки CRM в рутинных полетах и вне. Это бесплатно и не требует никаких усилий, кроме вашего личного желания.

Очень важен английский язык. Без него нет коммуникабельности, а это значительно режет ваши шансы в сравнении с коллегами из-за бугра. Если вы не сможете поддержать диалог на интервью, то дальше пройдете не вы, а парень из Индии. Найдите учителей среди носителей языка, посещайте курсы, разговаривайте с преподавателями по Скайпу, разговаривайте в кабине только на английском - что угодно, лишь бы язык перестал быть каменным!

И, не важно – будете вы работать за рубежом или останетесь на "корабле", вклад в личное развитие станет бесспорно полезным на всю оставшуюся жизнь. Со всех точек зрения – только положительное!

Вот только почему мы начинаем задумываться о развитии лишь тогда, когда жареный петух появляется на горизонте?


Летайте безопасно!

FLYSAFE

Tags: кризис
Subscribe

Posts from This Journal “кризис” Tag

promo denokan январь 29, 2022 15:18 12
Buy for 50 tokens
Ура! Новая книга! "Философия полёта", шестая книга из цикла "Небесные истории", доступна на сайте Ридеро в электронном и печатном вариантах! Книга разделена на три части. Первая ("Аэропорты, гостиницы") в основном посвящена небольшому периоду в моей жизни, в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кризис” Tag