=====================================
<q> Пользователь Иван (m_0_r_u_s) ответил на комментарий, оставленный пользователем ffighter (ffighter) в записи в Живом Журнале:
Ну у него безпроигрышная позиция. Он борец за идею, а мы просто пилоты. Лично я признаюсь - у меня даже в мыслях нет зажечь в ком- то тягу к учёбе. Я простой КВС и мне моих обязанностей вполне хватает. Зажигают тягу к учёбе у нас совсем другие люди. В их ряды Денокан бы у нас никогда не попал, потому что там не только знание документов нужно, а ещё и минимальный набор человеческих качеств, необходимых для работы с людьми.
В одном он прав - людей явно не хватает, если такие как он становятся инструкторами и даже КРС </q>
====================================
Иван, а Вы со мной хоть минуту лично общались, чтобы определить качества? Или, может, я кому-то на форумах хамлю, грублю и посылаю подальше? Или же, все еще речь идет об упомянуторй "чести мундира" - не сметь на свет божий показывать изнанку авиации?
Очень странно, что для разговора о качествах Вы выбрали конкретно это обсуждение в блоге ffighter :) Если те высказывания, которые там присутствуют - это качества, по-Вашему мнению, необходимые, то мне их точно не хватает :)
Да, это великое искусство - работа с людьми. И очень мало людей, у которых качества общения привиты с детства. Характер у человека не изменить, но манеру поведения - поменять можно. И это как раз очень применимо к разговору об инструкторах отечественных.
Переучивание в США в United Training Centre перевернуло мое понимание о работе Инструктора. На первый план вышел инструктор-психолог, а не инструктор-пилот. А когда это подтвердилось на семинаре с инструкторами из Швейцарии, приглашенных в S7, поменялось и мировоззрение.
Да, блин, оказывается, не flying skills (как посчитало большинство в моей группе) являются важнейшим критерием при отборе кандидата в инструкторы. А human skills. Ох, помню дебаты наших "заслуженных" после окончания этого дня семинара :)).
А ведь все верно. Для того, чтобы быть инструктором, не обязательно быть асом. Наоборот. "Асу" может оказаться сложным понять, почему у обучаемого проблемы. "Эй, это же так просто, почему у тебя не получается"! Таких фраз быть не должно!
Для того, чтобы быть инструктором достаточно быть... a good pilot. Хорошим пилотом. Хороший пилот выполняет полет на хорошем,безопасном уровне. Стандартам, установленным авиакомпанией он удовлетворяет. К тому же, навыки пилотирования - это те навыки, которые можно совершенствовать и нарабатывать..
А характер человека не переделать. Если человек холерик - он никогда не будет меланхоликом. Ему будут свойственны именно те черты поведения, которым характеризует холерик. Однако, через понимание, осознание и обучение - поведение можно менять. Но очень часто это сложнее, чем совершенствовать flying skills.
Эффективный инструктор должен уметь обучать. Он должен уметь найти индивидуальный подход к обучаемому, распознать препятствия на пути к обучению (а их может быть очень много, и даже достаточно курьезных - например, плохой запах изо рта :) ) и постараться их устранить. Более того, революционно для России - иногда сам инструктор (это правда) может оказаться препятствием на пути к обучения - и хороший инструктор сам предложит сменить себя!
Понимание всего этого (и многого другого) лично у меня не пришло внезапно. Как уже сказано было, пошатнулся "мой мир" в США. Туда я ехал с мыслью "русские пилоты - зе бест, Ту-154 - мегасамолет". Обратно приехал с мыслью "как же у нас все хреново в авиации, и какие же отличные инструкторы у них"...
Я не могу сказать, что я не был резок с людьми. Был. Особенно, когда был вторым пилотом и молодым командиром :) Думалось, что проблемы в самих людях, что они по собственному раздолбайству не хотят ничего учить... В общем, я тут не белая ворона. Большинство отечественных начальников так и считает...
Меня ввели в инструкторы, как там уже выразились, "за знания". Да и техника пилотирования меня никогда (тьфу-тьфу) не подводила.
И мне очень повезло, что на следующий день после получения инструкторского допуска я попал на семинар со швейцарцами...
Я 4 года провел в Академии, изучал обширные курсы авиационной психологии и методики летного обучения... Три дня со швейцарцами для меня оказались намного интереснее и полезнее, чем эти годы. А все почему - потому что проблема в учителях!
Вот именно. Понимание, точнее, осознание проблем пришло уже попозже, когда в голове стало выстраиваться здание из кирпичиков. Не люди виноваты, рядовые пилоты. А те кто учат. Учители. Почему за три дня эти старички - шутками, играми, примерами из жизни, разделением на группы с выдачей заданий - они дали мне больше, чем семестры в Академии? Потому что они умеют НАУЧИТЬ.
Значит, надо меняться! Неправильно требовать с людей и выговаривать им за то, что их так научили!
Если рядовые пилоты не виноваты - значит, надо посмотреть на ступеньку повыше. И, действительно.... Сколько инструкторов - столько и мнений, как надо летать на этом самолете. И каждый, соответственно, учит по-своему. Своим "текникам", но никак не рекомендациям Боинга.
При проведении квалификационных проверок экзаменатор умудряется выдавать замечания, мотивируя их "а вот на Ту-154 так нельзя было делать". Смешно? Угу. Грустно.
А ведь некоторые стали инструкторами даже не за знания и, тем более, не за личные качества. Просто... Просто стали инструкторами.
Мастерство пилота стало выражаться исключительно в умении взлететь и сесть. А то, что есть куча всего...Ну, об этом я уже писал...
Ок, инструкторы учат по-разному? В чем корень этой проблему? Можно предположить. Они ж тоже люди. Они тоже ведь должны пройти правильное обучение. Чаще всего (ну, сколько я себя в авиации помню), отечественный инструктор предоставлен самому себе. Никому нет дела до его профессионального роста. Человек работает, вводит пилотов, делает проверки...
Кто контролирует качество? Да никто, в общем-то. Потом только, по статистике отклонений и видна работа с персоналом...
Да и менталитет какой у многих маститых пилотов, которые родились в рубашке КВС Б-737 (т.е., пересели слева-налево)? Очень часто менталитет "барина". Как можно рассчитывать на то, что он будет заниматься самообразованием, если он уже уверен, что его знаний достаточно, а его прошлый опыт позволяет пробелы в знаниях закрыть? Вот он и учит так, как он видит нужным, даже если это на 180 градусов противоречит рекомендациям производителя.
Что такое знания человека? Это радиус круга, где длина окружности - это граница соприкосновения с неизвестность. Если у человека знания (радиус) малы, то и граница неизвестного короткая. Он думает, что он познал весь мир. Однако, получив новые знания, радиус увеличивается, а граница увеличивается еще значительнее!!! И так, как снежная лавина, пока не наступит понимание "чем больше я узнаю, тем больше понимаю, как мало я знаю"!
Опыт - это очень здорово. Опыт бывает как полезным, так и вредным. Не отрицая полезность авиационного опыта, я утверждаю - нельзя опытом и прошлыми заслугами на АН-2, Як-40 и Ту-154 заменить знания, необходимые для безопасного полета на Б-737.
Можно иметь великолепный опыт в использовании русского языка... но переводчик с китайского получится хреновый.
В чем еще одна проблема с самообразованием? В нашей стране привито обучение лекционное. Т.е., лектор читает, группа конспектирует. В училищах, ВУЗах, школе - очень мало самостоятельно работы. Попробуй сочинение по литературе написать вразрез с мнением Белинского - получишь два балла... Т.е., с ранних лет внушают мысль "слушай учителя, делай как он скажет".
Быть инструктором в современных условиях повального перехода на НЕЗНАКОМУЮ технику - это очень ответсвенно. Каждое неправильное слово, высказанное вслух может развить лавину неправильного восприятия.
Поменять систему - хех - это, к сожалению, очень сложно. Призывать меняться - можно... Но, как я уже понял, воспринимается это совсем не так, как мне хочется видеть.
"Хочешь исправить мир? Начни с себя". Отличная поговорка.
Давно уж начал. Так хочется единомышленников обрести в большом количестве, чтобы эту систему изменить!
Journal information