?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, поговорим о комэсках и прочей "традиционной" работе. Запись будет более чем личная и ностальгическая, так что Вы простите меня заранее за то, что она будет длинной :)

Так как повествование мое ориентированы\о на более широкую публику, нежели опытный летный состав, то сначала расскажу о том, как традиционно была устроена структура авиакомпании. В летной ее части.

Читать предыдущую часть


Из армейского прошлого переняли такие понятия, как "отряд", "эскадрилья", "звено", "штаб". Правда, в отличие от ВВС, в гражданской авиации отряд имел более высокий статус. Отмечу - я пишу в прошлом, хотя многое из этого до сих пор в большинстве компаний существует.

После распада СССР, структура плавно перешла во все авиакомпании, независимо от того - частная она или нет. Разве что звенья плавно сократились. А отряды делили по различным принципам - например, территориальным, если компания большая, либо по типам самолетов. Отряд Ту-154, отряд малой авиации и т.п.

Отряды в свою очередь делились на эскадрильи, количество которых определялось числом экипажей. В некоторых случаях эскадрильи выделялись по особому статусу, например, эскадрилья для выполнения международных полетов.

Кроме этого, существовали и другие отделы, но в свете моих записей речь о них не пойдет.

Итак, как это работало в СССР?

Надо признать, что в СССР это работало неплохо. Я в первой части забыл уточнить, что таких сложных правил, как сейчас, в те годы не было. Они были раз в ...тьсот проще. Например, требовалась тренирвока раз в три месяца, и всем было понятно - съездил на тренажер, прошел. А сейчас существуют требования к программам тренировок на тренажера - что (какие элементы, виды тренировок) и в какие сроки должны быть оттренированы.

Кроме этого, в СССР жестко соблюдалось центральное расписание. То есть, авиаотряд получал план своих полетов, специально обученные люди делили рейсы между эскадрильями, ну а дальше комэска (в некоторых отрядах - специальная планировщица) садился и планировал на месяц вперед - учебы, резервы, рейсы, "провозки"... Многие даже миллиметровку использовали. КАЭ старался выровнять налет так, чтобы к концу месяца он был одинаковым. Далее план начинал выполняться, и, если и случались сбойные ситуации, то благодаря суточным резервам они чаще всего нивелировались.

Стоит почитать В.В, Ершова, чтобы увидеть то, что месячный налет на больших самолетах даже в жаркие 80-е годы был не таким уж и большим - существовали совершенно другие нормативы полетного времени. Три раза в год (при отсутствии медицинских показателей) допускалось превышать эту т.н. "саннорму". Конечно же, я не хочу сказать, что работа была "сахаром" - достаточно почитать вот этот рассказ, чтобы получить представление, с какими немыслимыми в наши дни сложностями сталкивались пилоты в те годы!

Тем не менее, сам процесс планирования и контроля летной работы был проще хотя бы потому, что правил было мало, они были собраны в единой документации. В отличие от сегодняшних дней, где каждое министерство или отдельный деятель хочет так или иначе поучаствовать в регламентировании летной работы.

Как это работало после СССР?

Поначалу так и работало. Потом начался обвал, что с одной стороны упростил планирование - т.к. пилотов стало "как грязи", с другой стороны, как я уже писал, анархия породила кучу доморощенных компашек, где правила было принято не соблюдать. На первый план выходило зарабатывание денег. Продолжалось это порядочно, компании закрывались и появлялись вновь, уцелевшие пилоты мужали, у них вырабатывался стереотип "правила придумали для того, чтобы их нарушать" и "самый хороший специалист это тот, кто умеет нарушать, не попадаясь". Постепенно они становились начальниками..

Я думаю, Вы понимаете, к чему я клоню. Менталитет был сформирован, и когда такие люди становятся начальниками - ничего хорошего в итоге не получается. Они начинают очень вольно смотреть на правила. Отголоски аукаются до сих пор - о результатах расследований авиакатастроф и о том бардаке, который при этом вскрывается я уже упоминал...

Тут бы сделать вольное отступление на тему количества проверок, которые успешно проходили все эти авиакомпании, но я не буду. Не та тема.

Далее случилось самое интересное. Началась революция документов. Здравые люди решили, наконец, привести правила к стандартам ИКАО и прочим мировым достижениям... Правда, как обычно бывает при введении нового, делалось это долго, криво, плохо (почему - можно будет понять дальше, когда я буду рассказывать о проблемах внедрения электронных систем планирования - там все то же самое). Процесс затянулся, а пока он затягивался, правила неоднократно менялись...

В общем, у тех людей, кто пришел из 90-х, голова совсем уже пошла кругом. И при всем при этом ВНЕЗАПНО начался рост авиаперевозок. При этом ВНЕЗАПНО начался массовый переход на иномарки, потребовавший качественного изменения всего и вся.

Количество рейсов стало расти, потребность в  перевозках стала расти еще быстрее, компании стали закупать самолеты в больших (для нашей страны) количествах... В еще больших количествах стали требоваться пилоты. Началось явление, которое можно назвать "гонкой зарплат" - когда пилоты косяками меняли работодателей лишь потому, что тот поднял зарплату на 20% выше рыночной - как один из "легких" способов пополнения штата, потребность в котором была очень острой.

Вот тут и началась вторая волна "производственного формализма", когда растущие планы опережали (намеренно или нет) рост ресурсов, и в некоторых авиакомпаниях планирование свелось к тому, чтобы "выполнить план любыми правдами или неправдами". Я не буду называть авиакомпании, замеченные в преднамеренных нарушениях. Но стоит сказать, что даже кое-кто из крупных не стеснялся нарушать, при том, что это не раз предавалось огласке в СМИ.

Из личного опыта

Я стал непосредственно близок к процессу планирования в 2009м году, будучи назначенным на должность заместителя КАЭ. Планирование занимало практически весь рабочий день моего непосредственного начальника - изменений в плане было очень много. Мы пытались планировать рейсы своих экипажей на месяц вперед, но четко понимали, что "все десять раз изменится"., поэтому старались месячный план держать подальше от любопытных глаз пилотов.

Было три эскадрильи и в каждой были свои нюансы планирования, зависящие от командиров АЭ. Соответственно, это выливалось в разный среднемесячный налет у пилотов. Мы шутили таким образом: "Если у (имя КАЭ) в сутки меньше, чем три свободных экипажа, то он не согласится выполнить дополнительный рейс". Шутки-шутками, но  определенная доля правды есть - в каждой эскадрилье складываются свои отношения с планированием.

Объединяло одно - план публиковался по понедельникам, средам и пятницам (на два или три дня, в зависимости от дня). Пилоты должны были отзваниваться, чтобы узнать свою работу на будущий период. А ведь был период, когда каждый день звонили в план. И каждый день назначался "курьер" из вторых пилотов, который сидел на телефоне и отвечал на звонки. Затем докладывал о том, что кто-то не отзвонился, и сам, либо комэска лично, пытался "поймать" провинившегося.

Но даже знание своего плана на два дня вперед не гарантировало его исполнение. Реально бывали случаи, когда ты только сел за стол и собрался отметить это дело, как вдруг у тебя звонит телефон... и комэска первым делом спрашивает: "Пил?" Самые смелые тут же опрокидывали стопочку и честно отвечали: "Пил", чтобы иметь основание отказаться от предложения слетать куда-нибудь в ночь. Однако, отказавшись раз, два, эти смельчаки обязательно попадали в "черный список" командира АЭ, и выяснялось, что у других Хургада чередуется с Шарм-эль-Шейхом, а у них - Нижний Новгород с Казанью.

КАЭ был отцом родным. Вершителем судеб.

К концу месяца "портянка" (как звался лист формата А3), на которой комэска карандашом и резинкой вел план, протиралась до дыр. Кстати, эту "портянку" комэска всегда брал с собой домой, ну а заместитель на всякий случай имел ксерокопию - вдруг по какой-либо причине ЦУП не сможет до КАЭ в три часа ночи дозвониться, и тогда отдуваться придется его заму.

Кроме планирования полетов долгое время в АЭ обеспечивалось и планирование учеб и тренажеров, этим уже занимался заместитель. Я это успел зацепить.

Надо сказать, что планирование учеб и тренажеров было первым куском, что передали в другие службы. Мы вздохнули с облегчением - осталось больше времени на то, чтобы заниматься другими делами. Например, на мне, как на заместителе, лежала вся работа с "расшифровками" полетов и, соответственно, анализом их, проведением мероприятий.

Ах да, стоит еще вспомнить о таких явлениях, идущих со времен советского периода, как разборы. Ежемесячно планировались разборы - летного отряда и АЭ, на которые приглашались пилоты, свободные от наряда. Кроме разборов, ежемесячно проводились занятия по "техучебе". И вдовесок ко всему этому - периодически "федералы" скидывали грозные телеграммы с требованием проведения "внеочередных разборов и/или учеб", которые тоже надо было планировать.

Для тех пилотов, кто не посетил данные мероприятия, создавались "материалы разборов", "конспекты" по темам, которые разбирались на разборах и учебах. Заместитель АЭ вел специальные журналы, в которых отмечал "явки" или "ознакомление" с материалами разбора, и надо было так подгадать, чтобы эти дни "ознакомлений" не совпадали с выходными днями специалиста :)

Конспекты хранились в каждой АЭ и в ЛМО (летно-методический отдел). Мол, пилот придет в эскадрилью, возьмет конспект и ознакомится. Сами же они зачастую представляли собой ксерокопии прошлогодних конспектов, либо... страниц из руководства по летной эксплуатации или технологии взаимодействия экипажа. Заняв должность, первое значимое дело, что я провернул - это предложил нафиг убрать эту огромную кучу бумаг из эскадрилий (все равно это по большому счету был формализм - пилот лучше FCOM или SOP почитает, чем ксерокопию), оставив эталонный образец в ЛМО, а так же разместив все это в электронном виде на компьютерах в учебном классе. Помню удивление летного руководства: "А нам это разрешат? А можно ли это?"

Оказалось, что можно. Контролирующие органы диву давались, для них подобное уже стало революцией ("такого никогда не было!"). Тем не менее, документально придраться у них не получилось, т.к. процедура ознакомления с материалами разборов и учеб была уже мной описана в документах авиакомпании. Но подискутировать пришлось.

--==(о)==--

Ладно, опять начинаю убегать от основной темы планирования. Так вот, все эти разборы и учебы здорово влияли на план. Ведь они занимали рабочее время пилота, учет которого мы так же обязаны вести. Забегая далеко вперед скажу, что в итоге мы ушли от подобных вещей, заменив их доставкой информации через Интернет.

Очень сложно было отследить все сроки допусков пилотов. Вообще, для целей отслеживания еще со времен СССР (РОЛР ГА) предписывалось вести специальный график, вывешиваемый на стенде, в котором был список пилотов АЭ и столбики с месяцами. Перед началом следующего года заместитель КАЭ делал новый годовой план - в свежем графике в ячейки месяцев вписывал соответствующие геометрические знаки (треугольники, кружки, прямоугольники, ромбики), внутри которого ставил дату окончания (проверки, учебы и т.п.) При планировании на следующий месяц эту информацию использовал КАЭ, а когда полет или учеба "свершались", замКАЭ стирал старые данные и вписывал новые.

Меня хватило на несколько месяцев подобной работы "по старинке". В моей неспокойной голове родилась идея автоматизировать процесс контролирования учеб и допусков. Когда-то в детстве я очень увлекался программированием, и вообще, с компьютером дружил всегда. Однако, с того детства прошло много лет, программированием я почти не занимался.

В итоге я самостоятельно освоил MS Excel и создание макросов на встроенном Visual Basic, который за десять лет до этого изучал на информатике в Академии ГА (то есть, на момент 2009 года в голове сохранились лишь принцип и понимание, что это такое). Сложно было, но дурная голова не давала покоя :) Я очень не хотел работать по старинке, особенно зная о том, что существуют электронные системы управления экипажами. Раз в компании такого не было и разговоров о внедрении в ближайшем будущем тоже не было (а я даже ходил на прием к руководителям по этому вопросу!), я загорелся идей сделать это самому. Со стеклянными глазами вылезал из-за компьютера, штудировал help в MS Office. По ночам мне снились формулы MS Excel и строчки кода на VB.

Глядя с высоты сегодняшний дней на тот проект, который я назвал "Мегабаза данных", я кручу пальцем у виска - я охрененное количество сил (бесплатно, конечно же) потратил на все это, параллельно выполняя все свои обязанности, которые никто с меня не снимал, одновременно с этим еще успевал занятия проводить с пилотами своей АЭ (по личной инициативе). Но очень приятно вспомнить, что в итоге я добился результата. В моей АЭ появился мощный инструмент контроля всех допусков, сроков, учеб и так далее, и все это визуализировалось удобным для планирования образом. Ненавистные огромные ватманы я сорвал со стены и выбросил.

Если любопытно, как это выглядело - добро пожаловать под спойлер

[Spoiler (click to open)]

К счастью, у меня сохранилась первая более-менее рабочая версия. С чего все началось - с графика тренажерной подготовки. Изображения кликабельны. Тут все просто. В столбик "дата" вбивалась дата тренажера, в столбик "тип" - модификация самолета. Ну а дальше расчет брал эти данные и выводл их на график.



Самая же последняя версия, к сожалению, на домашнем компьютере не нашлась. Но вполне рабочая выглядела следующим образом.

На главном листе хранились данные, которые постоянно обновлялись по факту событий Эти данные затем использовались на других листах, в которых группировалась та или иная нужная информация. В следующих версиях я добавлял столбцы по мере осознания необходимости контролировать очередной допуск или дату, а так же улучшал визуализацию и в угоду пожеланиям руководства отряда внедрил статистические инструменты (например, в реальном времения всегда видел данные о количестве пилотов с определенным уровнем английского языка).

Для удобства я применял различные формы ввода данных. А если, к примеру, кликнуть дважды на зеленом квадратике в поле допусков, то он станет красным и пилот допуска лишится :) И наоборот. Аналогично менялся уровень языка, тренажер и т.п. В общем, шлифовал интерфейс для удобства работы.



Как я уже сказал, файл имел несколько листов, которые брали данные с первого. Например, по вкладке ТП и СВЖ (проверка техники пилотирования и самолетовождения) можно было посмотреть весь календарный год и даты проверок. Текущий месяц выделялся желтым цветом (он и сейчас выделяется). В том месяце, в котором было интересно посмотреть количество и дата проверок устанавливался фильтр, и получалась следующая картинка.



"План-график подготовки и проверки" на замену тому самому настенному ватману. Реверансом для различных проверяющих комиссий я сделал гриф "Утверждаю" в электронном листе :) Этот листок формата А4 я  ничтоже сумнящеся печатал, подписывал и вешал на стенку, чтобы "ни вашим, ни нашим" - контролерам нужен был утвержденный график. Формальности соблюдены, все довольны.




А то, из чего весь проект родился, приобрело вот такой вид. Стоит сказать, что пока у нас были обе модификации В737 (CL и NG) в парке, мы чередовали тренажеры, поэтому это надо было тоже контролировать. Как и визы - в те годы у нас еще не было своих тренажеров, поэтому летали за рубеж. Тут, я помню, пришлось поломать голову, чтобы формировать в ячейке данные о дате и модификации - за это отвечал макрос, работающий по нажатию кнопки "Расчет данных". Некоторые данные зачеркнуты - я уже и забыл, что это значит.



Проверяющие комиссии в итоге опять остались довольны, и даже придраться не получилось - все снова оказалось прописано во внутренних документах компании :) Мне пытались совать под нос "Инструкции о ведении летно-штабной документации", но острым на язык я был уже и в то время - я нашел способы убедить, что организация летной работы и документирование ее никоим образом не противоречит их любими РОЛР и инструкциям.

Более того, лишь новость о том, что в компании будет внедряться электронная система планирования остановила меня от реализации своего аналогичного проекта :)) Я его уже начинал делать :) В том же MS Excel и VB :)

Стоит сказать, что параллельно в братской компании мой коллега уже сделал что-то подобное, с упором на планирование рейсов. Я был знаком с этой программой, думал ее применить, но счел, что можно сделать удобнее.

В общем, молодежь на месте не сидела и пыталась использовать современные технологии для упрощения процессов планирования и искоренения ошибок.

--==(о)==--

Самое удивительное, что даже сегодня некоторые руководители (от понятия КАЭ и АЭ, мы избавились, однако, структуры, подобные АЭ, как и должности - все равно существуют, хотя смысл их работы отличается от прошлого) "на всякий случай" ведут мою "мегабазу", а кто-то "на всякий случай" все еще рисует графики. Несмотря на то, что вовсю работает мощная AIMS :) Я отношусь к этому с определенной доли иронии. Не удивляюсь, если узнаю, что "мегабазу" или же программу моего сибирского коллеги используют еще где-то.

Что еще помогало в работе? Еще одна программа, основанная на Excel - "Табель учета рабочего и полетного времени". Ее писали уже дипломированные программисты. Она так же представляла собой базу данных по месяцам и годам, в которую вносилось полетное и рабочее время по факту выполнения полетов или явок (учеб).



Ее мы использовали и для "валидирования" долгосрочного плана (раньше мы таких терминов не знали, зато сейчас, после внедрения AIMS, жить не можем без них  - "ростер", "вайолейшн", "рулсет", "трекинг" и множество других). Комэска делал свой трехдневный (сейчас бы его назвали "краткосрочный") план, после чего помощница вбивала ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ время (полетное и рабочее) на рейсе в эту программу. Затем жалась кнопка, медленно работал макрос (на тот момент правила предписывали контролировать полетное время за последовательные 28 дней и программа оперировала разными листами), и в итоге выдавался результат - либо все хорошо, либо превышение. В последнем случае комэска бил себя по лбу, искал варианты для замены, после чего все повторялось.

Аналогично "валидирование" работало и после введения данных о выполненной работе. Конечно же, я пробовал совместить свой проект и этот, однако, компьютер отказывался переваривать такие объемы информации. Не получилось. Конечно, это меня не остановило и я начал штудировать литературу на предмет взаимодействия через файловую систему, параллельно начав работу над планированием рейсов... Но тут меня вовремя сняли с этой должности (уж очень активизировалась вторая эскадрилья, и мы стали головной болью командира отряда - ему хотелось спокойствия,  чтобы мы были "как все") и "повысили" до старшего пилота-инструктора летного отряда, а по сути запихнули в золотую клетку. Т.к. я до сих пор не понимаю смысла той должности, в которой я провел следующий год.

[Spoiler (click to open)]

Честно признаюсь, в те годы мне было очень, просто безумно некомфортно, работать в офисе. Мне было сложно найти мотивацию работать по замшелым правилам, придуманным для советской эпохи. И тем более, всегда испытывал душевный диссонанс от того, что мы живем в 21м веке, можно и нужно работать по-новому, но с меня требовали "не высоываться".. я все равно высовывался, получал по голове за чремерные инициативы (не все инициативы принимались консервативно настроенными людьми), затихал на время, и снова продолжал пытаться что-то менять по всем направлениям сразу. Почему я долго тянул с побегом из офиса? Эта работа давала хоть какую-то возможность влиять на изменения, да и позволяла "тянуть" мою "подрастающую" команду. В моей памяти этот период 09-12 выглядит просто черным пятном, сколько душевных сил я там оставил.



В итоге мотивации тратить время на программирование у меня не было (планированием я больше не занимался), да и появились слухи о том, что мы покупаем зарубежную систему для планирования экипажей (AIMS)... Вы меня, наверное, не сможете понять - но я, узнав об этом, испытал прилив счастья, в очередной раз не порадовав своего руководителя, ожиданий моих не разделявшего :)

Почему? Да потому что прекрасно осознавал, что без подобной профессиональной системы обойтись просто невозможно. Старая схема себя изжила. Я видел то, что комэски с утра до вечера сидят в плане, да и ночью тоже, превратившись в высокооплачиваемых планировщиков. Вместо того, чтобы заниматься профессиональной подготовкой пилотов, своей основной задачей. Что из-за переусложненных правил постоянно приходится подчищать хвосты, уследить за всем и вся даже с помощью вышеописанных самопальных инструментов - сложно. В нашей компании сколько я себя в ней помню очень строго был поставлен вопрос с соблюдением правил и норм рабочего времени (для меня это всегда было плюсом), поэтому оплошности грозили неприятностями.

Более того, я имел представление и об удобстве данных систем для пользователей, позволяющих удаленно (через Интернет) видеть информацию о своем плане, о своем полете. Да вообще много чего делать, не приходя на работу.

Я верил в то, что внедряя данную систему, мы начнем кардинально меняться, и уйдем, наконец, вперед от пережитков прошлого. Я мечтал уйти от "эскадрилий", "закреплений", "разборов" и прочего, со временем превратившегося в никому не нужные, лишь мешавшие, формальности - то есть придти к тому, как работают компании за пределами нашей необъятной.

Результат оправдал большинство моих ожиданий, некоторые даже превзошел.. Однако, это я сейчас так смело пишу о результате. В конце 2011-го года, когда стартовало внедрение AIMS (ссылка на сайт), сложности этого процесса выглядели просто устрашающе - ведь мы купили продукт, предназначенный для процессов, применяемых на Западе. В России и тогда были продукты для планирования экипажей ("Авиабит", к примеру прекрасно работает по советским правилам организации летной работы), но их общий функционал во-первых слабее, а во-вторых - мы действительно задумали меняться, уходить от прошлого. Нам нужны были новые рельсы.

О сложностях внедрения автоматизации процессов управленяи авиакомпанией я предлагаю поговорить в следующей части.

Засим откланиваюсь.

Продолжение следует

FLYSAFE

Tags:

Posts from This Journal by “aims” Tag

promo centercigr ноябрь 10, 10:40 5
Buy for 60 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
oll123
Jul. 11th, 2015 09:25 pm (UTC)
Шикарно ! А уж этапу овладеванию VB и Excel - отдельное ого-го !
Такие воспоминания как по мне - так тянут на полноценную главу в книге о развитии АК и вас.
Интересно почитать продолжение, ввод еврорельсов в наших компаниях по-моему практически неподъемная задача.
(Deleted comment)
g_kar
Jul. 11th, 2015 10:31 pm (UTC)
Да, интересно Вы пишете о рабочих и бюрократических вещах :)
vaquero1978
Jul. 11th, 2015 11:35 pm (UTC)
а с точки зрения пилота, чем хуже ННовгород с Казанью Хургады?
maxx_vvo
Jul. 12th, 2015 03:41 am (UTC)
В первую очередь с точки рения зарплаты: международные рейсы не только лучше оплачиваются, но и длятся дольше (т.е. налет выше).
denokan
Jul. 12th, 2015 05:33 am (UTC)
Зарплатой.
_arx_
Jul. 12th, 2015 12:33 am (UTC)
скриншот номер два с таблицей, точь в точь, только с никаким функционалом, лично вел как инструктор кабинных экипажей и попутно дописывал так же всякие удобства, а таблица пришла ко мне от других инструкторов и всего лишь полгода назад. Приятно видеть что все-таки где-то сдвигается все по пути прогресса, может и в других ак где все еще данные таблицы на бумаге от руки пишуться и планирования на листах А3 делают, а есть где все еще отзвон(пнд-среда-пятница), все таки дойдут до полной автоматизации процесса
katarosov
Jul. 12th, 2015 04:36 am (UTC)
Уточню немного. В военной авиации отряд, это тоже звено, но на самолетах массой более 40 тонн.
Насчет Экселя согласен полностью. В нашей системе, практически в каждом полку находился его любитель и создавал аналогичные приложения. Разница только в том, что планировать на месяц не надо, ибо плановая рисуется на один день.
А вот годовые проверки, тренажеры, ВЛК, отпуска, учет налета, натренированности и т.д. вполне успешно ведутся в таблицах.
Особо талантливые сделали это для смартфонов и выложили в ПлейМаркете.
К сожалению, бумажные варианты еще ведутся, но уже в виде распечаток с файлов.
tr00tehb
Jul. 12th, 2015 05:17 am (UTC)
Эх, в руководство ФАВТ бы людей, мыслящих как автор сего блога... Вот бы зажила ГА...
xray
Jul. 12th, 2015 06:03 am (UTC)
от понятия КАЭ и АЭ, мы избавились, однако, структуры, подобные АЭ, как и должности - все равно существуют


А как у вас сейчас выглядит организация ЛК, расскажите, пожалуйста

Edited at 2015-07-12 06:03 am (UTC)
denokan
Jul. 12th, 2015 06:05 am (UTC)
Это в планах на будущее
xray
Jul. 12th, 2015 06:19 am (UTC)
В планах рассказать или сделать?
denokan
Jul. 12th, 2015 06:39 am (UTC)
Рассказать
VitaliyR_U
Jul. 12th, 2015 11:51 am (UTC)
Еще одна программа, основанная на Excel - "Табель учета рабочего и полетного времени". Ее писали уже дипломированные программисты....
Затем жалась кнопка, медленно работал макрос

Проф. программисты могли бы и средствами SQL базы данных сделать :), что на порядок проще и тормозить не будет :) А графическую морду можно и в Access-e сделать если побыстрей и попроще. А VB это адЪ и трэш :)
denokan
Jul. 12th, 2015 11:54 am (UTC)
Вот такие программисты:)
dimas
Jul. 12th, 2015 12:34 pm (UTC)
Вопрос требований заказчика, ТЗ и фонда оплаты :)

Есть, например, люди, которые настолько прикипели к екселю, что их фиг заставишь другим пользоваться ...

Потом, никто не мешает визуальным васиком лазить к SQL базе, а басик использовать только для заполнения таблицы отображения.
VitaliyR_U
Jul. 12th, 2015 05:14 pm (UTC)
Тогда уж C# ом лазить в базе и клепать таблицы :) Не люблю я VB сильно :)
Хотя в те годы не помню был уже .NET или еще неа.
Тут решал похожую задачу на C# - угробил неделю, а блин SQL запросов бы там было на пару экранов :) но SQL-м - хард код. Это к слову о фонде ЗП :)

UPD посмотрел,2010й эксель сам умеет внешние таблицы MS SQL.

Edited at 2015-07-12 05:57 pm (UTC)
muzzy0
Oct. 5th, 2015 10:04 am (UTC)
SQL - это не хард код. Но это "чёрная магия" для тех, кто либо далёк от программирования, либо дальше васика не ушёл.
muzzy0
Oct. 5th, 2015 10:01 am (UTC)
В тех масштабах вполне хватило бы и Access - в качестве базы данных. А отчёты рисовать в Excel.
Я, собственно, тоже несколько мелких задачек так решал. С отчётами и красивостями на тот момент в Access не разобрался, делал в Excel.

Кстати, автору на заметку, хоть уже и поздно.
На всех экранах данные представлены в виде кросс-таблиц. Они удобны для отображения данных, и, что существенно - привычны при переходе с бумаги :) Но обрабатывать данные в таком виде крайне неудобно. Поэтому, хранить их надо в реляционном виде (соблюдать, как минимум, третью нормальную форму. Тогда жонглировать данными становится намного проще.

А вообще, я восхищаюсь упорством, проделанной работой и её объёмами.
У меня, собственно, тоже есть шило в одном месте и стремление к "улучшайзингу" там, где он уместен.
Тоже, было дело, выдвигал рацпредложения. Что-то сделал сам - задача была небольшая. Что-то было побольше и начальство сперва встретило это крайне консервативно и в штыки. При том, что это не были "старые пердуны". Затем, примерно 80%-90% было реализовано другими людьми и я даже успел с этим поработать. Получил я от этого только некоторое упрощение своей работы (ради чего всё затевал) и немного морального удовлетворения от того, что идея работает. И всё..

PS попытался вставить ссылки, а ЖЖ этого не позволяет.
VitaliyR_U
Oct. 5th, 2015 04:24 pm (UTC)
SQL Express просто удобней еще и бесплатный. А Accesse удобно наполнять таблицы, всякие реплейсы и т.п., тоже через внешние таблицы делаться. У меня как-то в голове не укладывается проф программист и access :)
Кстати не удивлюсь если данные у них все же нормализованы, а то что на скриншотах отчет, просто вместо джоинов - =книга2.А1
muzzy0
Oct. 5th, 2015 06:04 pm (UTC)
При чём тут профессиональные программисты? Систему-то Денис сделал любительскую :)
С SQL Express работать не приходилось, а Access удобен тем, что его не надо устанавливать и легко нарисовать связи между таблицами. А кросс-таблицы, если не ошибаюсь, Excel умеет делать.
VitaliyR_U
Oct. 6th, 2015 01:22 am (UTC)
Так Денис же писал:
Еще одна программа, основанная на Excel - "Табель учета рабочего и полетного времени". Ее писали уже дипломированные программисты.... Access в данном случае не сильно лучше.
MS SQL Express это нормальный SQL Server кастрированный до 10 гб размер базы и 2 гигов памяти и 1 ядро процессора. А так в нем все есть и транзакции, ссылочная целостность, хранимые процедуры, функции, триггеры, нормальный оптимизатор запросов и хорошая консоль для отладки запросов, на самом деле там еще полно плюшек. Диаграмму нарисовать на нем не сложнее чем access. Помимо нормализации данных, в базе должны быть валидные данные, т.е. не давать вводить мусор. Вот я и не понимаю как проф. программисты карячаться на access когда для этого придуман SQL server. Хотя понимаю..., сколько я таких "баз данных" разгибал на старой работе... вспомнить страшно.
baklashov
Jul. 12th, 2015 02:30 pm (UTC)
планирование
Не совсем понял, как происходит планирование (назначение на маршруты): вручную или система что то предлагает на эту тему?
denokan
Jul. 12th, 2015 03:52 pm (UTC)
Re: планирование
Я об этом написал в третьей части.

Системы позволяют автоматизировать планирование, то есть планируют автоматически. Но иногда требуется ручная работа и ее уровень зависит от разных факторов, в том числе и от того, какой продукт авиакомпанией используется.

Edited at 2015-07-12 03:53 pm (UTC)
Александра Курицкая
Jul. 14th, 2015 05:32 pm (UTC)
Больше всего шокировало, что планирование на ватмане было до 2009 года! Даже поверить трудно.
denokan
Jul. 14th, 2015 05:47 pm (UTC)
До 2012.

Во многих компаниях РФ так до сих пор.
lyakasal
Jul. 16th, 2015 11:11 pm (UTC)
Супер, Денис! Вы молодец с экселем! Часто лучше пусть "недипломированный" программист, но понимающий проблематику и знающий что требуется и как это все должно работать. Может и легче такого подучить программированию, чем дипломированному объяснять что реально нужно. (Сам со всех сторон дипломированный...)
muzzy0
Oct. 5th, 2015 10:30 am (UTC)
Спорное утверждение. Я не совсем дипломированный программист, однако, немалую часть моей работы составляет программирование (правда, специфическое). Я делаю системы управления. Поработал уже с разными сферами применения: энергетика, немного - авиадвигатели, пищевое производство, различная химия, кондиционирование/вентиляция/холодильные установки. Сейчас знакомлюсь с фармацевтикой. Сверхглубоких познаний не требуется. Достаточно среднего понимания процесса. К моменту сдачи проекта запросто оказывается, что я (автоматчик) работу объекта понимаю лучше, чем технолог :)))
aguitar_lord
Jul. 23rd, 2015 12:20 pm (UTC)
О, как!
Excel сильный программный продукт. Ваши таблицы очень-очень мне напомнили базу, которую также своими силами создавал один мой коллега, главный инженер проектов смежного отдела. Очень похожая база получилась, с поправкой на сферу деятельности, естественно )) Любимой его фишкой было то, что база прогнозировала какую задачу какой сотрудник в какой срок выполнит. Разумеется, это всё было результатом "обучения" базы в течении определенного времени, но в целом такой инструмент планирования очень нужный, жаль руководство организации не въехало в это, им больше нравится в мыле бегать и кричать, что все идиоты.
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel