"...То, возможно, у Вас не будет выбора, кроме как продолжить династию." (с) только что придумал
На самом деле, я хочу рассказать не об этом. Просто фраза пришла в голову, пока я ее ломал над заголовком. Конечно же, выбор есть всегда - особенно, если в голове не опилки, а интересов у Вашей увлекающейся юной натуры - на две жизни хватит. Но все же, приходится делать выбор.
Я хочу рассказать о другом.
Мне периодически приходится слышать: "Хорошая профессия, однако, для семьи плохо - постоянно нет дома. Каково детям, они отца не видят!"
Я знаю. Я сам сын Пилота.
- Папа, я так не хочу идти в школу...
Мне лет семь. Я собираюсь в школу, а мой отец - собирается в очередной резерв.
- Скорей бы уже стать взрослым! Чтобы не ходить в школу, а летать на самолетах, как ты! Вот тебе хорошо!...
Отец улыбается:
- Дениска, я бы с радостью поменялся с тобой местами! Вот как мне не хочется сейчас в резерв ехать!..
Вот столько лет прошло, а этот диалог у меня цветным кино встает перед глазами. И я уже сейчас даже старше, чем был мой отец, и мне приходится говорить те же слова своему девятилетнему сыну... И мне тоже хочется поменяться с ним местами, а еще больше я хочу того, чтобы через 30 лет он с такой же теплотой вспоминал свое детство и меня в нем.
Отец улетал... Рейсы были разными, он мог вернуться вечером или на следующее утро, а мог - через два дня, через неделю, а то и через несколько месяцев. Я всегда очень сильно скучал, однако, если кто-то скажет, что это разделяло нас и мне не хватало отцовского внимания - будет очень и очень неправ. Наоборот, каждая встреча отца после рейса превращалась в Праздник - я бежал со всех ног и вешался на шею, мешая отцу поставить на пол сетку с очередной огромной ташкентской дыней.
Бывает ли столько радости у маленького ребенка, чем отец из дома не выходит? Скорее всего да, но я, сын "пилота-которого-нет-дома" запомнил это огромное чувство детского счастья после звонка в дверь квартиры: "Мама, Мама! Папа прилетел!"
Отец рос на аэродроме. В полном смысле этого слова - их домик, где он жил с родителями, был совсем рядом с аэродромом г.Рубцовска. Мои дедушка и бабушка работали в аэропорту в наземных службах. Собственно говоря, особенно учитывая дух 50х-60х годов сложно было представить, чтобы маленький Сережа мечтал о чем-либо ином, кроме авиации.
(В своем детстве я тоже сполна ощутил это чувство - бегать по аэродрому.. по тому же рубцовскому небольшому аэродромчику с грунтовой полосой и гремящим ПАЗиком, который привозил меня с бабушкой и дедушкой. Они шли работать, ну а я - бегать между самолетами, сидеть в кабине, мешаться техникам)
Конечно, все начиналось с аэроклуба. Чего бы ни говорили - но было в те годы что-то хорошее..
У отца есть очень близкий друг детства. Они вместе мечтали о небе и их мечта осуществилась - отец стал пилотом гражданской авиации, а Виктор - военным летчиком.
В 1970м году отец поступил в Бугурусланское летное училище. Куда через 26 лет приду учиться и я... Правда, думаю, что мои и его впечатления об учебе в Бугуруслане разнятся кардинально - в его годы это было УЧИЛИЩЕ... а в мои - ... ... ... Полная разруха и беспредел.
Его выпуск 1972-го года составил более 600 (!) человек! Мой выпуск 1996 года - 53... из 75 поступивших.
Курсанты в военной форме - в те годы военная подготовка была обязательным элементом обучения... да и, собственно, обучение в гражданском летном мало чем отличалось от обучения в военном летном училище. Те же отряды, роты, казармы, построения и увольнительные. Я это застал уже на излете, когда всем было по большому счету на курсантов... ... Но построения были (сейчас, говорят, совсем ничего
Ну, не обо мне речь.
(хотя, сказать по чести - я всегда завидовал тем, кто учился в то - серьезное время. Мне бы хотелось с теплотой вспоминать о годах, проведенных в летных училищах, но, увы)
Мне всегда казалось, что эти 18-летние ребята смотрелись старше, чем мы в те же годы.
Курсанты на параде. Возможно, 7 ноября.
И, конечно же - самая главная составляющая летного обучения - это КАРТОШКА! Отец "запатентовал" следующий курсантский эпос:
Один курсант из БЛУ ГА
Заменяет два плуга.
А если дать ему лопату -
Он заменит эксаватор!
Отец говорит, что эта фотография знакома всем бугурусланцам. Мне она была знакома из-за отца, конечно же. В Бугуруслане я уже подобного творчества не застал.
По-моему, генниально. И никакого фотошопа.
Наряд по кухне. В мои годы такое было уже лишь эпизодически.
А вот и долгожданные полеты. Отец гордится тем, что в первый самостоятельный он вылетел вторым - сразу после старшины.
После окончания летного училища отца распределили на родину. А через год он уже пришивал командирские погоны. Летали на Ан-2 в те годы не много, а просто очень много... Потом нормы уменьшили, и ввода такого интенсивного не было.
Одна из любимых моих фото
Зимняя униформа. Унты...
А это мой старший брат, Вадимка. Тут ему не больше года.
Через несколько лет отец переучился на Ан-24. А там уже и я появился на свет.
В 1985м году отец стал вторым пилотом Ту-154, а еще через четыре года выполнил первый самостоятельный в качестве Командира этого Лайнера. Эта фотография - как раз с того полета.
Этот экипаж мне очень хорошо знаком - мы дружили семьями, вместе отдыхали, праздновали дни рождения. Вместе с ними я впервые слетал на Ту-154... Это был рейс Барнаул-Омск-Симферополь с пятидневной отсидкой там... Это стало моим первым посещением Черного моря и первым полетом в кабине Ту-154... И было просто незабываемым! Жалко, что сейчас я не могу устроить ничего такого своему сыну - оно и раньше-то нельзя было, ну а сейчас совсем-совсем нереально. И я это понимаю, как пилот, как инструктор и летный начальник... Однако, для меня - десятилетнего, стоящего за Командирским креслом и потерявшим дар речи от панорамы ночной Земли - это было потрясающе классным!
Думаю, что это и определило окончательно мой дальнейший выбор - когда я задумывался над тем - стоит или нет в годы кризисных 90-х, имея золотую медаль и свежую голову, идти в загибающуюся на глазах отрасль...
Это и сейчас определяет мой выбор - почему я так люблю эту работу. Это - КРАСИВО. Сложно, утомительно, иногда раздражительно, иногда рискованно... Но это очень красиво. Полет - пусть даже полет зарегламентированного разными правилами линейного пилота - это жизнь с красками.
--==(о)==--
Жизнь советского пилота - это не только полеты... Это и очень много наземных событий. Например, разборы.
Разбор звена, разбор эскадрильи, разбор летного отряда, предварительная подготовка, летно-техническая конференция...
И иногда разборы проводили вот так.
...Через много лет после этого - послеполетный разбор в экипаже Ил-76 на Красном море :)
Этот период я не очень люблю вспоминать. Я уже стал вполне взрослым - учился в старших классах - когда отец стал работать на грузовиках Ил-76. Это было ужасное время 90-х годов, время, когда пилоты либо нарушали, либо не приносили семье деньги.
Коммерсанты заставляли летать с большими перегрузами. Если ты не полетишь - значит, полетит другой... а ты и твоя семья останется без денег. И теперь каждый полет отца превращался в сложное ожидание...
Разгрузка личных вещей после очередного удачного возвращения. Слева на фото - мой старший брат. Мне не довелось с отцом полетать на Ильюшине, а ему - да.
Отец стал курить после этой работы и бросил только через несколько лет.
Квинтэссенцией моего страха за отца стал ноябрь 1996 года.
Я уже учился на первом курсе в Бугуруслане. Вечером я по телефону разговаривал с домом, узнал, что отец должен лететь в Дели. На следующий день новость - в небе Индии российский самолет Ил-76 столкнулся с В747... Правда, скоро оказалось, что самолет не российский, а казахский... Однако - можете представить, что я чувствовал - ведь не было в те годы сотовых телефонов, чтобы быстро все узнать?
А отец называл его "Кормильцем". И это была сущая правда.
Отец очень любил этот Лайнер. Но сколько нервов эти полеты у него забрали... Китайские челноки, африканские джунгли... Камчатка... Москва...
...В итоге, сократили и отца. Что-то он слишком громко выступил на очередном разборе по поводу "этих полетов", и в компании решили, что следующим на выход будет он.
Ушел на пенсию, благо, давно ее заработал. (Я, к слову, тоже пенсионер работающий). Уже думал, что никогда... Как и многие его коллеги.
Однако, через пару случилась оказия - одна полукриминальная компания решили летать на Ту-154 через Барнаул из Москвы. Авиаэкспресскруиз, если кто такую помнит. Наняла экипаж в Барнауле, в итоге, к ним присоединился и мой отец. Восстановил допуск и стал периодически летать. Заработком это назваь было нельзя - платили 3000 рублей. Просто 3000, неважно, сколько рейсов ты сделал.
Хобби такое. Летал, а семья "проедала" баксы, заработанные нервами на Ил-76.
--==(о)==--
А потом Авиаэкспресскруиз помахал своим пассажиром чемоданчиком с их деньгами и скрылся в неизвестном направлении, оставив экипажи один на один с толпой. Отец снова оказался на земле. И уже точно смирился с тем, что навсегда...
Однако, через полгода натуральным образом "подвернулась" работа в Красноярском Сибавиатрансе, и более того, оказался востребованным и совершенно зеленый пилот denokan, с чего и началась уже моя Дорога в Большой Авиации.
00-е года запомнились более веселыми.
После Сибавиатранса отец устроился в "Сибирь"... а через год после того, как было принято решение о закрытии Барнаульского филиала - во Владивостокавиа.
Это не детям пилотов, это женам пилотов надо Памятник ставить! Моя мама - очень эмоциональная женщина. Однако, я не могу вспомнить, чтобы она хотя бы раз попрекала отца за его работу и постоянное отсутствие.
А ведь моя Мама работала стюардессой в те годы, когда ее заприметил молодой командир Ан-2, мой отец. И, наверное,когда видишь эту работу и этих людей изнутри - становишься более терпимым...
Ближе к завершению карьеры.
А вот на этом самолете мы оба летали. Именно на нем, как и на других бортах Ту-154 Авиакомпании "Сибирь". Теперь он стоит памятником в Толмачеово, отец радуется жизни на пенсии, ну а я стараюсь соответствовать.
Отец ушел на пенсию вместе с Ту-154 "Сибири". И с его слов данный факт очень положительно сказался - ведь не по здоровью списали, не прогнали. Он и его Самолет славно отработали, а теперь отдыхают.
Отец периодически приезжает в свой родной Рубцовск, поклониться могилкам родителей... Заезжает в свое босоногое детство.
На фото ниже - бетонная полоса аэропорта Рубцовска. Ее строили уже на моей памяти, а прослужила она совсем недолго до закрытия аэропорта в 90-х... Однако, один раз и мне довелось на нее прилететь - вторым пилотом на Ан-2 в 2000м году... Сколько тогда ребятишек сбежалось, которые в своей короткой жизни не видели самолета вблизи, даже такого как Ан-2...
А мы с братом продолжаем династию авиаторов... И сейчас уже, глядя на подрастающих своих сыновей - задумываюсь о том - как они мыслят, о чем думают? Есть ли у них интерес к небу?
Я надеюсь, что и через двадцать лет профессия Пилота все еще будет актуальной, и мои дети окажутся со мной в одной кабине, как повезло тому зеленому denokan'у в 2003-м. Они продолжат поднимать фамилию в облака, ну а я буду писать рассказы о полетах на прекрасных лайнерах того, старого доброго времени, воевать периодически с ничего не понимающей молодежью на авиафорумах, и иногда жарко спорить с сыновьями по поводу политической мировой обстановки :)
Здоровья тебе, Папа! Я люблю тебя!
Journal information