denokan (denokan) wrote,
denokan
denokan

Category:

Если Ваш отец - пилот...



"...То, возможно, у Вас не будет выбора, кроме как продолжить династию." (с) только что придумал

На самом деле, я хочу рассказать не об этом. Просто фраза пришла в голову, пока я ее ломал над заголовком. Конечно же, выбор есть всегда - особенно, если в голове не опилки, а интересов у Вашей увлекающейся юной натуры - на две жизни хватит. Но все же, приходится делать выбор.

Я хочу рассказать о другом.

Мне периодически приходится слышать: "Хорошая профессия, однако, для семьи плохо - постоянно нет дома. Каково детям, они отца не видят!"


Я знаю. Я сам сын Пилота.
--==(о)==--

- Папа, я так не хочу идти в школу...

Мне лет семь. Я собираюсь в школу, а мой отец - собирается в очередной резерв.

- Скорей бы уже стать взрослым! Чтобы не ходить в школу, а летать на самолетах, как ты! Вот тебе хорошо!...

Отец улыбается:

- Дениска, я бы с радостью поменялся с тобой местами! Вот как мне не хочется сейчас в резерв ехать!..

Вот столько лет прошло, а этот диалог у меня цветным кино встает перед глазами. И я уже сейчас даже старше, чем был мой отец, и мне приходится говорить те же слова своему девятилетнему сыну... И мне тоже хочется поменяться с ним местами, а еще больше я хочу того, чтобы через 30 лет он с такой же теплотой вспоминал свое детство и меня в нем.

Отец улетал... Рейсы были разными, он мог вернуться вечером или на следующее утро, а мог - через два дня, через неделю, а то и через несколько месяцев. Я всегда очень сильно скучал, однако, если кто-то скажет, что это разделяло нас и мне не хватало отцовского внимания - будет очень и очень неправ. Наоборот, каждая встреча отца после рейса превращалась в Праздник - я бежал со всех ног и вешался на шею, мешая отцу поставить на пол сетку с очередной огромной ташкентской дыней.

Бывает ли столько радости у маленького ребенка, чем отец из дома не выходит? Скорее всего да, но я, сын "пилота-которого-нет-дома" запомнил это огромное чувство детского счастья после звонка в дверь квартиры: "Мама, Мама! Папа прилетел!"
--==(о)==--

Отец рос на аэродроме. В полном смысле этого слова - их домик, где он жил с родителями, был совсем рядом с аэродромом г.Рубцовска. Мои дедушка и бабушка работали в аэропорту в наземных службах. Собственно говоря, особенно учитывая дух 50х-60х годов сложно было представить, чтобы маленький Сережа мечтал о чем-либо ином, кроме авиации.

(В своем детстве я тоже сполна ощутил это чувство - бегать по аэродрому.. по тому же рубцовскому небольшому аэродромчику с грунтовой полосой и гремящим ПАЗиком, который привозил меня с бабушкой и дедушкой. Они шли работать, ну а я - бегать между самолетами, сидеть в кабине, мешаться техникам)

Конечно, все начиналось с аэроклуба. Чего бы ни говорили - но было в те годы что-то хорошее..



У отца есть очень близкий друг детства. Они вместе мечтали о небе и их мечта осуществилась - отец стал пилотом гражданской авиации, а Виктор - военным летчиком.



В 1970м году отец поступил в Бугурусланское летное училище. Куда через 26 лет приду учиться и я... Правда, думаю, что мои и его впечатления об учебе в Бугуруслане разнятся кардинально - в его годы это было УЧИЛИЩЕ... а в мои - ... ... ... Полная разруха и беспредел.

Его выпуск 1972-го года составил более 600 (!) человек! Мой выпуск 1996 года - 53... из 75 поступивших.

Курсанты в военной форме - в те годы военная подготовка была обязательным элементом обучения... да и, собственно, обучение в гражданском летном мало чем отличалось от обучения в военном летном училище. Те же отряды, роты, казармы, построения и увольнительные. Я это застал уже на излете, когда всем было по большому счету на курсантов... ... Но построения были (сейчас, говорят, совсем ничего святого не осталось).

Ну, не обо мне речь.

(хотя, сказать по чести - я всегда завидовал тем, кто учился в то - серьезное время. Мне бы хотелось с теплотой вспоминать о годах, проведенных в летных училищах, но, увы)





Мне всегда казалось, что эти 18-летние ребята смотрелись старше, чем мы в те же годы.



Курсанты на параде. Возможно, 7 ноября.



И, конечно же - самая главная составляющая летного обучения - это КАРТОШКА! Отец "запатентовал" следующий курсантский эпос:

Один курсант из БЛУ ГА
Заменяет два плуга.
А если дать ему лопату -
Он заменит эксаватор!




Отец говорит, что эта фотография знакома всем бугурусланцам. Мне она была знакома из-за отца, конечно же. В Бугуруслане я уже подобного творчества не застал.
По-моему, генниально. И никакого фотошопа.



Наряд по кухне. В мои годы такое было уже лишь эпизодически.



А вот и долгожданные полеты. Отец гордится тем, что в первый самостоятельный он вылетел вторым - сразу после старшины.



После окончания летного училища отца распределили на родину. А через год он уже пришивал командирские погоны. Летали на Ан-2 в те годы не много, а просто очень много... Потом нормы уменьшили, и ввода такого интенсивного не было.



Одна из любимых моих фото



Зимняя униформа. Унты...





А это мой старший брат, Вадимка. Тут ему не больше года.



Через несколько лет отец переучился на Ан-24. А там уже и я появился на свет.



В 1985м году отец стал вторым пилотом Ту-154, а еще через четыре года выполнил первый самостоятельный в качестве Командира этого Лайнера. Эта фотография - как раз с того полета.



Этот экипаж мне очень хорошо знаком - мы дружили семьями, вместе отдыхали, праздновали дни рождения. Вместе с ними я впервые слетал на Ту-154... Это был рейс Барнаул-Омск-Симферополь с пятидневной отсидкой там... Это стало моим первым посещением Черного моря и первым полетом в кабине Ту-154... И было просто незабываемым! Жалко, что сейчас я не могу устроить ничего такого своему сыну - оно и раньше-то нельзя было, ну а сейчас совсем-совсем нереально. И я это понимаю, как пилот, как инструктор и летный начальник... Однако, для меня - десятилетнего, стоящего за Командирским креслом и потерявшим дар речи от панорамы ночной Земли - это было потрясающе классным!

Думаю, что это и определило окончательно мой дальнейший выбор - когда я задумывался над тем - стоит или нет в годы кризисных 90-х, имея золотую медаль и свежую голову, идти в загибающуюся на глазах отрасль...

Это и сейчас определяет мой выбор - почему я так люблю эту работу. Это - КРАСИВО. Сложно, утомительно, иногда раздражительно, иногда рискованно... Но это очень красиво. Полет - пусть даже полет зарегламентированного разными правилами линейного пилота - это жизнь с красками.

--==(о)==--

Жизнь советского пилота - это не только полеты... Это и очень много наземных событий. Например, разборы.

Разбор звена, разбор эскадрильи, разбор летного отряда, предварительная подготовка, летно-техническая конференция...

И иногда разборы проводили вот так.





...Через много лет после этого - послеполетный разбор в экипаже Ил-76 на Красном море :)



Этот период я не очень люблю вспоминать. Я уже стал вполне взрослым - учился в старших классах - когда отец стал работать на грузовиках Ил-76. Это было ужасное время 90-х годов, время, когда пилоты либо нарушали, либо не приносили семье деньги.

Коммерсанты заставляли летать с большими перегрузами. Если ты не полетишь - значит, полетит другой... а ты и твоя семья останется без денег. И теперь каждый полет отца превращался в сложное ожидание...

Разгрузка личных вещей после очередного удачного возвращения. Слева на фото - мой старший брат. Мне не довелось с отцом полетать на Ильюшине, а ему - да.



Отец стал курить после этой работы и бросил только через несколько лет.

Квинтэссенцией моего страха за отца стал ноябрь 1996 года.

Я уже учился на первом курсе в Бугуруслане. Вечером я по телефону разговаривал с домом, узнал, что отец должен лететь в Дели. На следующий день новость - в небе Индии российский самолет Ил-76 столкнулся с В747...  Правда, скоро оказалось, что самолет не российский, а казахский... Однако - можете представить, что я чувствовал - ведь не было в те годы сотовых телефонов, чтобы быстро все узнать?

А отец называл его "Кормильцем". И это была сущая правда.



Отец очень любил этот Лайнер. Но сколько нервов эти полеты у него забрали... Китайские челноки, африканские джунгли... Камчатка... Москва...

...В итоге, сократили и отца. Что-то он слишком громко выступил на очередном разборе по поводу "этих полетов", и в компании решили, что следующим на выход будет он.

Ушел на пенсию, благо, давно ее заработал. (Я, к слову, тоже пенсионер работающий). Уже думал, что никогда... Как и многие его коллеги.

Однако, через пару случилась оказия - одна полукриминальная компания решили летать на Ту-154 через Барнаул из Москвы. Авиаэкспресскруиз, если кто такую помнит. Наняла экипаж в Барнауле, в итоге, к ним присоединился и мой отец. Восстановил допуск и стал периодически летать. Заработком это назваь было нельзя - платили 3000 рублей. Просто 3000, неважно, сколько рейсов ты сделал.

Хобби такое. Летал, а семья "проедала" баксы, заработанные нервами на Ил-76.

--==(о)==--

А потом Авиаэкспресскруиз помахал своим пассажиром чемоданчиком с их деньгами и скрылся в неизвестном направлении, оставив экипажи один на один с толпой. Отец снова оказался на земле. И уже точно смирился с тем, что навсегда...

Однако, через полгода натуральным образом "подвернулась" работа в Красноярском Сибавиатрансе, и более того, оказался востребованным и совершенно зеленый пилот denokan, с чего и началась уже моя Дорога в Большой Авиации.

00-е года запомнились более веселыми.

После Сибавиатранса отец устроился в "Сибирь"... а через год после того, как было принято решение о закрытии Барнаульского филиала - во Владивостокавиа.

Это не детям пилотов, это женам пилотов надо Памятник ставить! Моя мама - очень эмоциональная женщина. Однако, я не могу вспомнить, чтобы она хотя бы раз попрекала отца за его работу и постоянное отсутствие.

А ведь моя Мама работала стюардессой в те годы, когда ее заприметил молодой командир Ан-2, мой отец. И, наверное,когда видишь эту работу и этих людей изнутри - становишься более терпимым...







Ближе к завершению карьеры.



А вот на этом самолете мы оба летали. Именно на нем, как и на других бортах Ту-154 Авиакомпании "Сибирь". Теперь он стоит памятником в Толмачеово, отец радуется жизни на пенсии, ну а я стараюсь соответствовать.



Отец ушел на пенсию вместе с Ту-154 "Сибири". И с его слов данный факт очень положительно сказался - ведь не по здоровью списали, не прогнали. Он и его Самолет славно отработали, а теперь отдыхают.

Отец периодически приезжает в свой родной Рубцовск, поклониться могилкам родителей... Заезжает в свое босоногое детство.

На фото ниже - бетонная полоса аэропорта Рубцовска. Ее строили уже на моей памяти, а прослужила она совсем недолго до закрытия аэропорта в 90-х... Однако, один раз и мне довелось на нее прилететь - вторым пилотом на Ан-2 в 2000м году... Сколько тогда ребятишек сбежалось, которые в своей короткой жизни не видели самолета вблизи, даже такого как Ан-2...

17.jpg

--==(о)==--

А мы с братом продолжаем династию авиаторов... И сейчас уже, глядя на подрастающих своих сыновей - задумываюсь о том - как они мыслят, о чем думают? Есть ли у них интерес к небу?

Я надеюсь, что и через двадцать лет профессия Пилота все еще будет актуальной, и мои дети окажутся со мной в одной кабине, как повезло тому зеленому denokan'у в 2003-м. Они продолжат поднимать фамилию в облака, ну а я буду писать рассказы о полетах на прекрасных лайнерах того, старого доброго времени, воевать периодически с ничего не понимающей молодежью на авиафорумах, и иногда жарко спорить с сыновьями по поводу политической мировой обстановки :)

Здоровья тебе, Папа! Я люблю тебя!

Tags: история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

promo denokan january 29, 2022 15:18 12
Buy for 50 tokens
Ура! Новая книга! "Философия полёта", шестая книга из цикла "Небесные истории", доступна на сайте Ридеро в электронном и печатном вариантах! Книга разделена на три части. Первая ("Аэропорты, гостиницы") в основном посвящена небольшому периоду в моей жизни, в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “история” Tag