...Нет, начну я, пожалуй, не с этого.
Начну с конца.
Ну а нам, любителям бууз и байкальских рассветов, видимо, придется ждать до осени.... А мне - периодически выкладывать свои зимние полеты, подогревая буузы своими воспоминаниями.
--==(о)==--
Удивительное место Улан-Удэ! С Бурятией в последнее время вообще много загадочного происходит, однако, то, что касается моей темы, то она произошла еще раньше, чем недавняя история с бурятом,попавшим во все новостные хроники.
В аэропорту давненько уже отремонтировали полосу. Отремонтировали настолько хорошо, что через несколько лет пересчитали ее несущие способности и прослезились... Решили, что зимой ремонт вроде как держится, ну а летом придется ограничивать взлетную массe улетающих отсюда самолетов, имеющих повышенное давление на поверхность аэродрома.
Соответственно, никакого смысла ставить В737-800 на летние рейсы уже нет (чтобы не возить пустые кресла), поэтому, как и в прошлые годы, летать будет либо маленький А319, либо большой (но имеющий много колес, что снижает удельную нагрузку на бетон) В767.
(Мне иногда кажется, что мои "сибирские" коллеги лоббируют весеннее понижение несущей способности ВПП, т.к. они тоже любят буузы, да и летать по ночам летом - это совсем не то, что летать по ночам зимой. Но у меня нет доказательств!!!)
Ходят слухи, что к делу подключилось мощное лобби Аэфролота - как-никак, они уже успели попробовать вкус бууз и хотят сюда летать именно на 737-800, самом лучшем лайнере в своем классе (знатный троллинг :) ). Поговаривают, что по супер-пупер методике все-таки еще раз пересчитали, и должно проходить... Однако, требуется чья-то очень высокая подпись, которую никто не решается поставаить...
Слухи, конечно же. Слухи.
--==(о)==--
...Конец марта.
Зима внезапно вспомнила, что март - это еще совсем не май, и решила отыграться напоследок снежной метелью.
Особенно обрадовались этому водители, организовавший очередной слет любителей летней резины.
Я к таким любителям не отношусь, поэтому на вылет, как обычно, выехал достаточно заранее. Чтобы никуда не торопиться, проехаться спокойно в одиночестве мимо Вяльково, и спокойно подготовиться к полету.
Как раз незадолго до этого на офисе повесили очередную мегарекламу. Мне все хочется подсказать нашим рекламщикам - ну почему только на одном здании! Левое, где, собственно говоря, обитает "Глобус", своей пустотой просто просится заполнить симметрию!
Не торопясь иду к аэровокзалу, прохожу чрезмерно серьезных работников авиационной безопасности, затем гораздо более улыбчивый медконтроль... Чек-ин в системе, получение информации...
А вот и мой второй пилот.
--==(о)==--
Я стараюсь знакомиться со всеми новыми пилотами, которые приходят в нашу компанию. Это очень полезно для перспективы - чтобы определить, кто будет кандидатом в "отличные пилоты", "кто в обычные", ну и кто попадет в ту категорию, за которой следует присматривать повнимательнее.
Виталий из тех, кого я выделяю в первую группу. Собственно говоря, я и в рейс его поставил для этих целей - поглядеть на него через год после крайнего совместного полета.
Вообще, очень удивительная вещь. Сейчас у нас "подросло" очередное поколение вполне готовых Капитанов, и что интересно, весьма неплохие качества демонстрирует те, которых принято называть "перевертышами". Ну... так называют тех, кто изначально выучился на авиационную специальность, но не на пилота.
Улавливаете мысль?
Вот и Виталий изначально учился на диспетчера, хотя очень мечтал о карьере пилота. Не сложилось.
В Ульяновское вообще сложно бывает поступить.. на пилота.. а вот на диспетчера желающих гораздо меньше. В общем, стал Виталий "диспом". Немного поработал на практике в Норильске, затем в Москве. Управлял моим движением :) Голос у него, как и у Юры airguide был весьма узнаваем.
Ну а затем вместе с Юрой, они прошли переподготовку на пилота. В том же Ульяновске, но теперь уже по государственной программе переподготовки авиационных кадров. По окончанию ее Виталий случайно зашел "за компанию" с товарищем (не Юрой) в "Глобус" и... в итоге, не без приключений, связанных с задержкой в подготовке свидетельства, оказался на переучивании.
Как говорится, сам того не ведая, попал в нужное место в нужное время.... А вот товарищ чем-то не глянулся моим непосредственным начальникам.
--==(о)==--
- В какую сторону хочешь лететь, Виталь?
- Да как скажешь, мне в принципе, без разницы.
Честно сказать - коробят меня такие ответы. Как будто у нас прям все вторые пилоты мастера захода на посадку в Улан-Удэ! Прям-таки каждый КВС спокойно доверяет им заход в этом аэропорту.
- А что там, разве есть что-то особенное в заходе в Улан-Удэ?
- Ну давай, значит, слетаешь туда, поглядим, есть ли особенности.
Нет, конечно, Улан-Удэ это не Шамбери. И явных особенностей, из ряда вон выходящих, там нет... если знать некоторые нюансы.
Например, пролет точки OSTUN на эшелоне 90, после которой ты оказываешься так низко ниже обычного профиля подхода, что приходится снижаться с вертикальной не более 500 ф/мин. Либо, если не хочешь так снижаться - должен заранее с диспетчером договориться о пролете OSTUN на иной, бОльшей, высоте.
Далее, если к "третьему" развороту не обеспечить скорость не более 165 узлов, то этот разворот(на угол более 90 градусов) гарантированно размажешь. Как бы тоже ничего особо страшного... За пределы не вылетаешь, но красота-то где?
Я уже в одной из записей говорил одному своему второму пилоту, что именно на таких аэродромах надо тренироваться летать "красиво", выдерживая все максимально точно, чтобы потом спокойно летать в Шамбери.
А скорость такую можно обеспечить чаще всего лишь с закрылками 15, и, следовательно, раз так, то шасси должны быть выпущены. Конечно, если самолет легкий, то достаточно будет и закрылков 5... Но это как повезет с массой.
А если надо обеспечить шасси и закрылки 15 - значит, надо учесть время и расстояние на их выпуск и гашение скорости. А не летать по накатанной, как на любом другом аэродроме, где нет таких крутых разворотов и очень короткой дистанции между "четвертым" и входом в финальное снижение.
А в самой глиссаде, если заранее не подумать головой, может ожидать сюрприз. Ее наклон немного, но больше стандартных 3-х градусов. Значит, самолету требуется бОльшая вертикальная скорость и, соответственно, мЕньший режим работы двигателей (в снижении ведь). Добавим к этому обычно высокую посадочную массу и весьма частое в этих краях явление попутного ветра, снижающегося и/или разворачивающего по мере приближения к ВПП. А попутный ветер увеличивает путевую скорость самолет и, как следствие потребную вертикальную для полета по глиссаде... и, как следуствие, требует уменьшение режима работы двигателя, т.к. повышенная вертикальная старается увеличить приборную скорость... А иногда бывает так, что уменьшать тягу уже некуда, а скорость прет!
Поэтому, если экипаж подумал, то он, наверное, выберет бОльший угол отклонения закрылков, чем в другом обычном полете. Ведь тогда и скорость полета по глиссаде меньше, и, соответственно, потребная вертикальная меньше... И маневр для уменьшения тяги (если потребуется вдруг увеличить вертикальную) есть, обеспечивая приборную скорость полета в нужном диапазоне.
Сколько я туда летаю, в этот Улан-Удэ... С 2008 года. Открывал "короткую" полосу, когда ремонтом она была ограничена длиной 1900м и не работала точная система захода на посадку... Сколько я туда летаю, столько раз я не слышал в своем самолете срабатываний предупреждающих сигнализаций... Не то что PULL UP, но даже банальный SINK RATE (высокая вертикальная!). Видимо, потому что нет у меня комплексов по использованию закрылков 40 вместо всенародно любимх 30, и переживаний по тому поводу, что, возможно, придется уйти на второй круг, если не удастся удержать скорость в условиях неспокойной атмосферы.
Правда, и на второй круг там ни разу уходить не доводилось. Как то все получалось стабилизированно. Дай Бог и далее так.
--==(о)==--
Москва. И куда ушли метельные тучи?..
Тизер :)
Еще один :)
Помните, год назад я писал "внедряем iPad'ы". Ну так вот, докладываю - еще немного и мы полностью перейдем на "безбумажную кабину". Работы за год было переделано очень много, средств затрачено немало, но оно того явно стоит. Очень удобно, не говоря уж о том, что самолет без объемных мануалов просто становится легче и, значит, экономит топливо (равно как экономятся средства на том, что эти мануалы больше не оплачиваются).
Правда, по окончанию внедрения придется убрать вот этот индекс самолетика на движущейся карте. Уж я не знаю, почему и как, но в тех странах, на которых применение данного типа Electronic Flight Bag разрешено уже давно, в циркулярах написано, что ownship position можно использовать только на земле до скорости 80 узлов. Речь идет только о коммерческом транспорте, для частного использования юзайте на здоровье.
Не знаю, с чем это ограничение связано. Но быстро видет свою позицию относительно трассы, минимальных высот, рельефа и так далее, очень удобно, хотя и понятно, что нельзя использовать эти данные как основное средство навигации.
Прогресс не стоит на месте, и мы стараемся топтаться где-то рядом с ним.
--==(о)==--
А вот и рассвет. Хоть март это еще не совсем весно, но уже и не зима - лететь становится все веселее и веселее.
Сам по себе рассвет в длинном однообразном перелете - это уже СОБЫТИЕ. Сложно лететь, когда вокруг ничего не происходит, а тебя клонит в сон... Рассвет, конечно же, вносит что-то интересное и красивое...
Правда, все хорошо лишь до момента, пока окончательно не выглянет солнце. Потому что затем оно начинает шпарить в глаза, а это уже совсем не комфортно!
Приходится прятаться.
Ярило.
--==(о)==--
А мы уже пролетаем Байкал. Слепящее солнце не позволяет сделать приличный кадр, так что, поверьте мне на слово - в реальности отражение Солнца на льдах Байкала выглядит совсем по-другому...
Величественные торосы Великого Озера.
Бурятское побережье.
Осталось пролететь несколько горушек и мы окажемся точно над дальним приводом ВПП 26 аэропорта "Байкал".
Виталий молодец.
Ну... и не молодец тоже.
Молодец в том, что пилотирует действительно очень неплохо. Собственно, давно было замечено, что с летными качествами у него все путем. Дай Бог каждому второму пилоту увернно так пилотировать.
Однако, умение хорошо пилотировать с высоты 10000 футов и до посадки это еще не все признаки "красивого пилота". Раз уж такое дело, что OSTUN надо пройти на эшелоне 90, и оказаться ниже обычного профиля, то для постоянного снижения на малом газе надо бы как то обеспечить, наверное, повышенную скорость на эту точку... чтобы после нее плавно затормозиться к аэродрому для выпуска механизации. Нет, конечно же, можно и на режиме снижаться все это время, с вертикальной два метра в секунду... если сначала зачем-то 9 держать :)
Ладно, это все огранка для алмаза. Один и тот же камень стоит совсем по-разному, главное, вовремя разглядеть скрытые свойства.
У меня нет ни малейших сомнений в успешном летном будущем этого пилота. А то, что каждый аэродром предполагает просчет рубежей снижения, с прогнозированием развития событий и параметров полета - ну так это должно прийти. Со временем, было бы желание анализировать каждый заход до его начала и вносить коррективы по факту.
Просто это Улан-Улэ такой особенный, не чета привычному Домодедово...
--==(о)==--
Старая добрая гостиница "Бурятия" с приставкой "Люкс". Эх...
В предыдущем своем посещение столицы Бурятии нам довелось разместиться неподалеку, в "Байкал-Плаза". Вот честно скажу - очень понравилось, и даже отсутствие лифта не сказалось на впечатлении. Ресторан Тэнгис порадовал очень вкусными национальными блюдами и фирменным фруктовым чаем.
Так что, в этот раз обычная программа была изменена.
Сначала, конечно же, сон.
Как хорошо, что в "Бурятии" закончили ремонт лифтов. Это было нечто - прилетаешь и засыпаешь под гимн перфораторов! И ведь, блин, засыпаешь! Как же все-таки спать после ночного рейса хочется!
Именно из-за этого ремонта временно сменили нам отель и посчастливилось оценить гостеприимтсво "Плазы".
После сна - безусловно, любимая буузная, воспетая во всех предыдущих записях. Жалко, местный ресторатор не читает мой блог, никак не предоставят нашей компании индивидуальную скидку, а мне лично - годовой запас бууз :)
В этот раз меню разнообразили - вместо отсутствующих рубленых бууз взяли молотые... они были чудесные!
В кафе будет назначена встреча с одним человеком, который поведает мне окончание злополучной истории, попавшую во все местные СМИ (статья "Бюрократы в белых халатах")
Собственно говоря, второй пилот, который сообщал на землю о необходимости вызова скорой помощи (которая отказалась приезжать, мотивирова это тем, что не были переданы имя, фамилия и возраст больного), после того полета написал запрос в Минздрав. Не помню, всей страны или в Бурятию. Главное, конечно же, ответ. "Проведена поверка... отклонений не обнаружено".
Что радует, хоть отклонений не обнаружено, но скорая помощь теперь приезжает... Это положительный результат. Правда, некоторые люди в итоге пострадали как следствие обнародования той записи в СМИ и, конечно же, это не начальники... И этот результат отрицательный и меня сильно задел, как инициатора.
Россия она и в Бурятии Россия. Мы одна страна!
Так что, уважаемые журналисты Бурятии - вот Вам тема для мини-расследования.
--==(о)==--
Давненько я не прогуливался по Арбату в светлое время суток... да еще и в качестве гида. Выяснилось, что Виталий до этого можно сказать Улан-Удэ и не посещал.
Чебурашка Л410 заходит на посадку.
Вообще, занятным выглядит концентрация офисов мобильной связи на этой небольшой улице. Неужели оно себя окупает?
Завалилась.
И еще чебурашка.
Идем выше, к арке и театру. Приходится вертеть головой на 360 градусов - со стороны "парковки для настоящих мужчин" все время вылетают джигиты.
Симпатично.
Весьма.
А с той стороны валит дым. Что там у вас?
Погода просто супер (обычная для этих мест)
И, конечно же, единственная в мире скульптура "голова Ленина-Бурята". Визитная карточка города наравне с буузами.
После прогулки и отдыха - ресторан Тенгис. Теперь уже за свой счет.
Мне нравится.
Правда, сказать по чести, в первый раз "Золотая орда" вызвала просто бурю эмоций - это набор бууз больших, бууз маленких, что-то типа жареных бууз с мясом и с овощами. И мясо ягненка.
А во второй раз на мясе ягненка сэкономили, да и рубленые буузы оказались почему-то не такими сочными, как молоте в тот первый раз. Жалко.
Но чай оказался на высоте.
Виталий разошелся, и стал лабать. После него мне только оставалось сыграть "Прощай, Америка, о..." и раскланяться с персоналом )
--==(о)==--
Улетаем.
Якутский суперджет!
Разнообразные фото с пакетом мусора :)
Ну а такой Байкал я еще не выкладывал.
Очень впечатляет, честное слово!
Байкал - это наш Пушкин, наше все...
Что ж, до конца полета осталось несколько зимних пейзажей.
Впереди Урал
Европа...
Добро пожаловать в отряд космонавтов!
И вот он - серьезный герой нашего рассказа :)
Всего самого замечательного! Спасибо за внимание!
Хорошей недели!
Journal information