?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давно это было. Почти полжизни летной назад. Наверное, уже можно рассказывать :)

Лето. Вечерний рейс в Казань, плавно превращающийся в ночной. Совсем молодой Командир (скромный автор сего блога) и второй пилот, немногим старше. Ну да, это сегодня 27-летние КВС и 32-летние ВП кажутся "старичками", а тогда это действительно был молодой экипаж.

Во всех смыслах молодой, так как еще и года не прошло с момента ввода в Командиры, значит, вне зависимости от физического возраста Капитан считается "молодым"...

Но после этого полета молодость закончилась окончательно.

Чего там до Казани лететь? 1.20 лету и ты на месте. Совсем рядом! Вполне обычный рейс, не напряжный, особенно, если погода хорошая. А она по всем данным обещала быть... ну, нормальной.

Благостное и спокойное настроение было внезапно нарушено через 15 минут после взлета диспетчером Москвы-Контроль.

--==(о)==--


- Так аэропорт Казани закрыт грозой. Час уже закрыт. Как вы вылетали?

Переглянулись с Димой. Час назад решение в АДП (тогда еще была эта процедура) уже было принято. Никакой информации о закрытии не было.

- Не имеем такой информации на борту. А что там в Казани?
- Сильная гроза, аэропорт пока закрыт.

В прогнозе гроза упоминалась, но как обычно, "временами". Основной прогноз был летный... Летный и летний - грозы, фронты, все стандартно. Еще раз проверил - нет, все верно, мы правильно приняли решение на вылет (сразу стало легче - фух, не накажут :)) )

Ну что делать? Продолжаем лететь. Гроза-грозой, но топлива много, можно долететь до аэропорта, осмотреться на месте и принять решение, исходя из ситуации. Глядишь, за это время откроется. Даже у молодого капитана уже был схожий опыт - в воздухе ждать, пока погода или аэронавигационная обстановка улучшится, тут нет ничего нестандартного.

На том и порешили.

--==(о)==--


Совсем скоро на радаре мы уже увидели причину закрытия Казани - мощнейший (!) грозовой фронт перекрыл огромное пространство с севера на юг. По нашему обычному маршруту пробить в сторону Казани нет ни малейшего шанса - весь радар в этом направлении красный. А вот южная сторона дает надежду. Да и по скорости и направлению смещения фронта кажется, что основная часть уже прошла или пройдет к моменту нашего прибытия - пока мы там найдем лазейку, пока долетим...

Уже становится "совсем не скучно, как обычно" (тогда я такой фразы еще не употреблял :) )

Летим на юг, ищем лазейку. До фронта (красного на радаре) весьма далеко, но снижаться придется в "зеленой засветке", простирающейся на возможно обозримом расстоянии. Пошарили радаром, покрутили - вроде подвоха нет. Зеленое в таком количестве - это дождь, просто много влаги - достаточно для того, чтобы отражать лучи радара.

--==(о)==--


Готовимся к снижению, слушаем АТИС, все хорошо - аэродром работает, заход по ИЛС, ВПП 29. Не помню, левая или правая - давно было. Брифинг провели, все настроили. В-общем, стандартно, без нюансов, если не считать огромной грозы где-то сбоку, красиво освещающую пространство вокруг нас всполохами молний.

Летим уже по "зеленому ковру", иногда потряхивает, иногда встречаются вкрапления желтого, но все красное где-то сбоку. Однако, это красное мешает нам довернуть в сторону аэропорта... так что, летим себе и летим на юго-восток.

Очень далеко ушли, наконец, накопали лазейку, позволяющую брать влево на пересечение посадочного курса. Уже ниже 3000м летим, все нормально.

Приближаемся к эшелону перехода 1500м... Перешли на связь с Казань-Круг, тот разрешает снижение 500м по давлению аэродрома, разрешает заход... Мы ставим 1700 футов (500м) на задатчике...

И тут дисптчер интересуется:

- А вы по какой системе заходить планируете?

- По ИЛС

- Так у нас ИЛС не работает.

- ???

- Во время грозы что-то сломалось.

- А что работает?

- По приводам можете зайти?

А куда деваться?

- Да, конечно

- Разрешаю заход по приводам


Ну что, ж по приводам, так по приводам... Хотелось бы по ИЛС, так значительно проще... Ведь и в АТИС, только что бувально прослушанной, был ИЛС...

(А самолет-то все время летит, снижается, мы уже на посадочную прямую доворачиваем - правда, да аэродрома еще достаточно далеко)

Прошу Диму подготовить кабину к заходу по ОСП, маяк VOR настроить (в принципе, немного забот), затем делаю краткий дополнительный брифинг... Самолет уже летит курсом на ВПП, ощутимо побалтывает - левому плечу зябко, так как с той стороны бушует гроза... Стекла заливает дождь, но некритично - сквозь разбегающиеся капли видны огни ВПП вдалеке.

В-общем, довольные, что все сделали, успели, летим в предвкушении посадки.

И тут я замечаю, что радиовысотомер, недавно отшкаливший показывает 1500ф... 1480...1450... 1420...

--==(о)==--


Мллл...ттть!!!

Отключаю автопилот, автомат тяги, тяну штурвал на себя.

Офигевший Дима кричит:

- Чего творишь? Зачем автопилот выключил?

- Дима, блин, а QFE будем ставить??

- Чего?

И тут тоже врубается.

- Ну ладно-ладно, давай спокойнее...

- Даю-даю, - борюсь с самолетом и непогодой руками и ногами.

А уже пора закрылки выпускать... Чувствую сильное давление времени, как будто оно просто схлопнулось и зажало наш маленький кораблик в свой дефицит... Льет дождь, вокруг ночь, слева молнии. А впереди ВПП - и, слава Богу - ее хорошо видно. Можно хоть визуально заходить... Если все успеть, конечно... надо сделать кучу дел, а сердечко-то стучит.

Летели-летели, столько всего облетели и тут бах - офигеть какая вводная у самой земли - да еще и со спецэффектами!

Поставили давление аэродрома.. фух, на самом деле не сильно-то и ниже ушли, меньше 100м... Летим на нужной высоте... Все еще на руках - не хочу тратить время на включени автопилота и заморачиваться выбором его режимов.

Даю команду на выпуск закрылков, Дима подсказывает: "Скорость подгаси"... Прибираю режим, закрылки 1, далее 5... Колеса вниз... Закрылки 15. Дружелюбно переругиваемся (мы с Димой много летали вместе и подружились за это время) и костерим коллег с земли, соблазнивших нас ИЛСом, оставивших сообщение о том, что он не работает на самое интересное (и неудобное) время...

--==(о)==--


Ффух... Вроде снова вернулись в нормальные рамки Время начинает раздвигаться, туннель тоже исчез... Входим в глиссаду, читаем чеклист... Самолет болтает, непогода пытается использовать последнюю возможность сбить нас с курса, но хрен тебе - я вижу полосу, вижу, что мы подходим к ней хорошо, и аллах с неработающим ИЛСом - ни он, ни привода уже не нужны. Сжав зубы, удерживаю нормальный угол снижения, двигаю РУД вперед-назад, чтобы выдержать нормальную скорость...

Проносимся над торцом... Успеваю сматериться про себя - фары высвечивают на свет божий пузыри воды на поверхности ВПП... Абсолютно никаких ориентиров, чтобы зацепиться глазу и определить высоту над полосой нет - небо темное, ВПП темная, огоньки по краям яркие... В таких случаях говорят:"Садишься в колодец". Так и есть.

Спасибо электронной тете - ей этот антураж неинтересн, она буднично отсчитала свои FIFTY...THIRTY..TWENTY..TEN.. и я плюхаю (во всех смыслах) нашу "пятисотку" в лужу под названием ВПП.

Тут же в ход идет реверс и через некоторое время самолет останавливается... Вот только теперь можно перевести дух... И осмотреться по сторонам...

Прилетели! Ура.

А ножки дрожат.

--==(о)==--


Катимся к перрону, дождь льет, дворники не успевают капли со стекла счищать - все расплывается. Однако, мы на земле, и это уже не может нас беспокоить..

Заруливаю на стоянку, выключаю двигатели... Прощаюсь с пассажирами...

Теперь надо улететь обратно. Мне предстоит обойти самолет и сходить в АДП - принять решение на вылет...

Перрон весь в воде. Выискиваю, где не так глубоко, но все равно, туфли сразу же насквозь промокают... Ну и бог с ними. Чапаю по воде в сторону вокзала, захожу..

- А чего вы пришли? Лифт не работает. Тут вообще гроза такая была, что все повышибало, даже сотовая связь не работала, - лениво сообщает какой-то дядька.

- А как попасть в АДП?

- А это Вам надо выйти в вокзал, там по лестнице подняться, найти служебный проход... , - дядька кинулся объяснять.

Иду по указанному маршруту. В вокзале тусклое освещение, ни один банкомат не работает... Какая-то гробовая тишина вокруг. У милиционера уточняю путь, нахожу в итоге АДП.

Интересуюсь, как же так получилось, что мы не получили информацию о закрытии аэропорта? Отвечает - так ничего ж не работало. Молния там куда-то попала, пока все починили, время ушло.

Принимаю решение, ставлю роспись в журнале, ухожу обратной дорогой на самолет. Мокрый, хоть выжимай. А куда деваться?

Улетели нормально.

--==(о)==--


И весь полет обсуждали заход. Делились впечатлениями и делали выводы.

Что получилось? Мы снижались 1500м. Перешли на связь с Кругом. Сообщаем ему все, что должны были сообщить, в том числе систему захода - по ИЛС. Тот нам разрешает заход, разрешает снижени 500м. После чего мы ставим 1700 футов на МСР, но тут снова нас вызывает диспетчер и уточняет, что ИЛС-то не работает.

Естественно, пока разговаривали, пока готовили кабину, пока делали дополнительный брифинг, то упустили эшелон перехода. На классике в отличие от 737NG никакой сигнализации в этом случае не предусмотрено, поэтому так и полетели дальше со стандартным давлением 1013. А в аэропорту превышение 120 метров, и давление на аэродроме, приведенное к уровню моря, ниже, чем эти 1013... Соответственно, мы снижаемся 1700, а по факту, и если бы заняли эту высоту... то оказались бы по ниже как минимум на высоту, равную превышению аэродрома, а на самом деле - еще ниже.

Я очень вовремя успел увидеть циферки на радиовысотомере, который в режиме реального времени измеряет высоту над пролетаемой местностью и молниеносно, напугав Диму, запрыгнул обратно на нужную высоту. Ну а дальше успешно выполнили полувизуальный заход с повышенным артериальным давлением.

Очень и очень полезным стал для меня тот опыт. Один этот полет буквально перевернул много моих взглядов.

Увидел много слабых мест - и в себе и в окружающем мире. Увидел на собственной шкуре тот самый "тоннельный эффект", когда так соблазнительно поддаться сжимающему тебя дефициту времени и отключить восприятие, нацеливая себя на решение конкретной задачи - сесть на аэродроме в условиях надвигающейся грозы.

Увидел, что мы с Димой вместе смогли пробить стену в этом тоннеле и, в итоге, справились успешно, использовав то время и расстояние, которое еще имелось в запасе.

Увидел, каким именно образом можно "махнуть" важную высоту... Если бы подобное случилось не на равнинном аэродроме Казань, а на горном аэродроме, то ситуация могла бы стать критической. Вот тогда я круто поменял взгляды - если раньше я считал, что "надо летать по QFE, давлению аэродрома, мол, так удобнее", и отстаивал эту позицию на профильном форуме, то потом стал задумываться и в итоге решил однозначно - только использование QNH для полета ниже эшелона перехода может обеспечивать наибольшую безопасность.

И хоть по факту, я хочу это выделить - у нас не было угрозы (все-таки, это Казань, а не Шамбери), и снизились мы не более 90м... оставаясь выше всех препятствий, урок был достаточно наглядным, чтобы сделать серьезные и правильные выводы.

--==(о)==--


Ведь все человеки ошибаются, какими бы продвинутыми умницами они себя не считали. Ситуации бывают разными, и любой может попасть во внезапно развившееся нестандартное положение, когда любой фактор, неважный во все остальное время, именно сейчас - стать критическим...

Так же, попав в подобную ситуацию, почувствовал, как бьется сердечко и как начинаешь нервничать (к слову, подспудно сразу почувствовал боязнь быть наказанным :) - традиционное чувство каждого отечественного пилота, выросшего под гнетом страха наказания за ошибки) - и как бегают мысли в голове, и как вообще становится неидеальным поведение.

На западе, я знаю, проводятся так называемые "стресс-тренинги" на тренажере самолета, когда пилот может почувствовать границы своих возможностей в имитированных сложных, наслаиваемых одна на другую, ситуацию. На мой взгляд, очень полезные тренировки.

В итоге, я решил, что в такой ситуации, если я когда-нибудь попаду в нее - то буду уже готов и сразу, первым делом, сделаю глубокий вдох и выдох, а потом начну специально не делать резких движений и не торопиться, как бы показывая кукиш Времени, не давая себе "разгоняться", чтобы не допускать из-за этого ошибок.

И до сего дня мне этот подход очень сильно помогает. Даже если очень хочется поторопиться... я сначала побеждаю в себе это желание, а потом в нужном темпе все делаю... И вправду, в 146% случаев нет никакой необходимости делать молниеносно резкие действия.

--==(о)==--


Именно этот полет оказал большое влияние на то, что в итоге, через несколько лет, я стал вести этот блог и писать какие-то рекомендации. В том числе и по борьбе с динозаврами, кто нагнетает чувство страха наказания за ошибки, ибо начать думать о наказании вместо того, чтобы спасать самолет в первую очередь - это гиблый путь, однако, многие начальники, не только в сфере гражданской авиации, этого до сегодняшнего дня не поняли...

Почитать на тему - что безопаснее - QFE или QNH можно здесь:

http://denokan.livejournal.com/9044.html

Всем спасибо!

Понравилось? Еще одна небесная история!

Летайте безопасно!

FLYSAFE
promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 81 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
natoha
Oct. 24th, 2014 12:50 pm (UTC)
Читаю Ваш текст, вспоминаю рассказы Ершова о трудных посадках
solosenkov
Oct. 24th, 2014 02:06 pm (UTC)
То же самое!, вспомнил Василь Василича и его рассказ про ИЛ-14 и посадку в ливень.
(no subject) - sanila_san - Oct. 24th, 2014 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fotovivo - Oct. 25th, 2014 11:31 am (UTC) - Expand
ссылка - desenix - Oct. 25th, 2014 06:03 pm (UTC) - Expand
sergepopov
Oct. 24th, 2014 12:51 pm (UTC)
Как всегда прочел с большим интересом
rashidik
Oct. 24th, 2014 12:56 pm (UTC)
Я даже в симуляторах в такие ситуации попадал, забываешь чек лист :)
tutsic
Oct. 24th, 2014 01:06 pm (UTC)
"На западе, я знаю, проводятся так называемые "стресс-тренинги" на тренажере самолета, когда пилот может почувствовать границы своих возможностей в имитированных сложных, наслаиваемых одна на другую, ситуацию. На мой взгляд, очень полезные тренировки."
------------------------
Вопрос чайника. А в России разве не так же проводятся тренажерные сессии, когда отказы и сложные ситуации создаются одна за другой? Или речь о другом?
Спасибо за такой динамичный рассказ. Читается как будто кино смотришь :)
denokan
Oct. 24th, 2014 01:17 pm (UTC)
Нет, это иные виды сессий, они не регламентируются.
kybaman
Oct. 24th, 2014 01:08 pm (UTC)
Мучас грасиас!
annakirspb
Oct. 24th, 2014 01:10 pm (UTC)
Спасибо вам большое - и за эту историю, и за весь ваш блог.
Читаю давно, но комментирую впервые ))
antontretiakov
Oct. 24th, 2014 01:16 pm (UTC)
Вкусно пишешь, Денис :)
(Deleted comment)
vikmant
Oct. 24th, 2014 02:37 pm (UTC)
Все человеки?
Гена сидит дома. Чебурашка прибегает и говорит:
- Ген, а Ген! А там человеки яму роют! Гена говорит:
- Не человеки, а люди. Чебурашка:
- Ген, а там один люд в яму упал.
frank_drebin333
Oct. 24th, 2014 02:17 pm (UTC)
Спасибо за интересный рассказ.
tracer_1_3
Oct. 24th, 2014 03:09 pm (UTC)
Может, пора уже сборник воспоминаний готовить к печати :) ?
Losth Art
Oct. 24th, 2014 03:23 pm (UTC)
Спасибо, Денис, что вспомнили об этой истории ). Обещания даются и выполняются )
alkinoy
Oct. 24th, 2014 03:50 pm (UTC)
мало кто рассказывает о своих ошибках и просчетах, еще меньше делают разбор _почему" была допущена ошибка и как сделать так, что б больше такого не было.
Публично рассказать такое себе позволяют только достойные пилоты :)
Artem Pozdnyakov
Oct. 24th, 2014 04:32 pm (UTC)
Денис, спасибо огромное за рассказы! Прям радуете в последнее время периодичностью!)
stoylov
Oct. 24th, 2014 04:36 pm (UTC)
Денис Сергеевич, Вы так активизировались в последние дни после затишья. Спасибо Вам. Теперь у меня есть чтиво на ближайший час :)

Edited at 2014-10-24 04:36 pm (UTC)
matilda_bella
Oct. 24th, 2014 04:52 pm (UTC)
боязнь быть наказанным :) - традиционное чувство каждого отечественного пилота, выросшего под гнетом страха наказания за ошибки)

Страх наказания может быть не повсеместно распространен среди пилотов. Экстраполяция своих чувств на всех окружающих характерна для всех , но это может быть всего лишь ваша собственная детская травма, признак того, что вас воспитывал властный родитель, не слишком желавший разбираться в подоплеке событий, и не оставлявший вам права на человеческую ошибку.

Других пилотов могут мучить совсем другие травмы - чувство собственной неумелости, чувство бессилия перед обстоятельствами, парализующий ужас. Здесь необходима работа с психологом по проработке детских травм, но, признайтесь, в курс летчика она не входит. Получается, что пилоты - так называемые "живые люди", в лучшем случае, подавляющие в себе тревогу, а не свободные от нее. А фрустрации, как известно, "выстреливают" под сложной физико-психологической нагрузкой.
denokan
Oct. 24th, 2014 06:24 pm (UTC)
Вы только пилотам это не рассказывайте:))

Edited at 2014-10-24 06:24 pm (UTC)
(no subject) - matilda_bella - Oct. 24th, 2014 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Oct. 24th, 2014 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Oct. 24th, 2014 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Сергей Майтаков - Oct. 25th, 2014 02:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_bella - Oct. 25th, 2014 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_bella - Oct. 25th, 2014 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Oct. 25th, 2014 06:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_bella - Oct. 25th, 2014 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Oct. 25th, 2014 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_bella - Oct. 25th, 2014 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Oct. 25th, 2014 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_bella - Oct. 25th, 2014 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Oct. 25th, 2014 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Oct. 25th, 2014 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_bella - Oct. 26th, 2014 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Oct. 28th, 2014 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_bella - Nov. 9th, 2014 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Nov. 9th, 2014 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - matilda_bella - Nov. 9th, 2014 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Nov. 13th, 2014 06:34 pm (UTC) - Expand
assapopolos
Oct. 24th, 2014 05:07 pm (UTC)
Аж самому страшно стало!!!
violatordm
Oct. 24th, 2014 05:26 pm (UTC)
Если сейчас с пилотами ещё хуже, то странно, что аэропланы каждый день не падают. :(
russianmanblog
Oct. 24th, 2014 07:15 pm (UTC)

Какой по вашему самолет более надежный 737 или 319-320?

denokan
Oct. 24th, 2014 07:15 pm (UTC)
Все три.
russianmanblog
Oct. 24th, 2014 07:17 pm (UTC)

а что касается всевозможных электронных помощников и сигнализаторов что в боинге что в аэрбасе набор одинаковый?

denokan
Oct. 24th, 2014 07:19 pm (UTC)
Нет, разный. Одинаковый лишь один залог безопасного подета - грамотные люди на земле и в воздухе.
russianmanblog
Oct. 24th, 2014 07:24 pm (UTC)

в том то и дело что люди могут ошибаться. сам летаю как пассажир очень часто но больше всего боюсь столкновения с другим самолетом, особенно когда заходишь на посадку и они там кишат в воздухе и в иллюминатор их видно. Скажите эта преславутая система предупреждения столкновений обязательна для всех самолетов?

denokan
Oct. 24th, 2014 07:26 pm (UTC)
Для тех, на которых Вы летаете - да.
(no subject) - dvv - Oct. 24th, 2014 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geo_lj - Oct. 25th, 2014 05:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - lerish - Jul. 24th, 2016 10:49 am (UTC) - Expand
russianmanblog
Oct. 24th, 2014 07:37 pm (UTC)

извиняюсь конечно за тупость, но хотелось бы подробнее про эту систему от  вас услышать. допустим оба пилота сошли с ума и специально летят лоб в лоб. сможет ли эта система принудительно развести самолеты не дав возможности пилотам  совершить столкновение? или там просто красная лампочка где нибудь на панели загорится, хочешь уходи от столкновения, хочешь нет?

konstspb
Oct. 24th, 2014 08:02 pm (UTC)
Вот докопался-то, а...
(no subject) - dvv - Oct. 24th, 2014 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Сергей Майтаков - Oct. 25th, 2014 02:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - phil_80 - Oct. 27th, 2014 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yudaev - Oct. 29th, 2014 04:21 pm (UTC) - Expand
senk2000
Oct. 24th, 2014 07:45 pm (UTC)
Привет Денис, глядя на всё это безобразие можно мне свою (одну из страшилок) написать?
senk2000
Oct. 24th, 2014 07:50 pm (UTC)
Не дожидаясь......

Сокол, Саратов, приземлились, ночь СМУ МИ-8....(сдаём) рулим на стоянке назад.....бортач выбежал наружу и командует постановке ВС в снежный карман...задавили нах бортачу ногу......занавес
senk2000
Oct. 24th, 2014 07:51 pm (UTC)
Не дожидаясь2
senk2000
Oct. 24th, 2014 07:55 pm (UTC)
Краснодарский край, МИ-8... летим.....ПМУ....навстречу орёл....я на месте бортача,... ебанический удар по мне всему с ног до головы........я в салон с седушки от лобового удара падаю через дверь!!!!, весь в перьях и в крови а у нас 20 пассажиров...только запомнились ихние взгляды на мне .....
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 81 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel