?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Окончание. Предыдущая часть здесь

От себя, о себе и о CRM
Надо признаться, давно я не писал подобные материалы. Все как-то недосуг, хотя желание описать именно это - зрело очень давно.

Вообще, мне очень близка эта тема, я сам последовательно прошел через все ступени - от самого молодого второго пилота Ту-154 (как по возрасту, так и по опыту), до сегодняшней должности.

Очень продолжительное время (не в абсолютном, конечно, значении, а в относительном) все вокруг были старше и опытнее меня. Плюс ко всему, время было такое, что на очень молодых пилотов, попавших на большой самолет, смотрели очень и очень косо.

Поэтому приходилось "добивать пустОты знаниями".

Что касается взаимодействия - то я честно признаюсь, что моя эпопея изучения CRM основывается прежде всего на личном опыте ошибок и поступков. Т.к. скромностью я никогда особо не отличался, плюс юношеский максимализм во мне и сегодня не угас, то далеко не всегда я вел себя в кабине, как я сейчас это понимаю, правильно.

Нет, конечно же нет - случаи, за которые мне может быть стыдно, на самом деле были редки. (По-крайней мере, мне в это хочется верить) Наверное, самое частое, что я делал не так, как рекомендовал делать во второй части - это умничал тогда, когда можно было и промолчать. Иногда был довольно резок в высказываниях - чаще всего по делу, но можно было (как кажется по прошествии времени) именно в той ситуации быть помягче.

Когда стал молодым командиром - начинал вести себя, как инструктор с первых же минут полета... Казалось бы, благая цель, но это палка о двух концах - с одной стороны тебе кажется, что надо, надо делиться своей начитанностью или опытом, с другой стороны, далеко не всегда возрастным вторым пилотам это нравилось.

Мне кажется, сегодняшним вторым пилотам проще - так как молодежи очень много. А десять лет назад нас было очень мало. И это был "вызов" старшему поколению, доказать свою состоятельность.

В-общем, где-то нужна была золотая середина, которую мне никак не удавалось ухватить. И хоть проблемы психологии мне всегда были интересны, но всерьез я начал ухватывать их лишь тогда, когда был назначен заместителем командира эксадрильи, пять лет назад. Тогда мне в руки попали интересные материалы по CRM, и тут, собственно, говоря и началось. Кирпичики в голове стали выстраиваться в симметричные порядки.

Вообще, я уже высказывался - что все это должно у каждого начинаться гораздо раньше. Но преподавание CRM в нашей стране оставляет желать лучшего, поэтому эта аббревиатура со временем превратилось чуть ли не в ругательство, синоним химеры. А ведь это действительно работает.

--==(о)==--

CRM по своей сути  - это толкование жизненных принципов. Одинаково универсальных как для авиации, так и для любого другого производства. Да даже для личной жизни. Мы все по своей сути имеем о них представление, иногда даже считаем, что поступаем безусловно верно (и даже поступаем). Однако, если тебя попросить объяснить тот или иной правильный поступок (почему надо делать именно так), то ты начинаешь сильно задумываться и в итоге не можешь ответить.

В CRM уже дан ответ, изложен по полочкам, разрисован в картинках. Однако, знания и понимание принципов - это полдела. Очень важно получить личный опыт, убедиться в том, что это работает.

Поэтому правильное обучение CRM завязано на командной работе, на сценариях, в которых человек учится применять полученные знания.

Ну, например, что такое CRM в жизни? До банального. Мы все знаем о вреде усталости. Но продолжаем вести автомобиль со спичками в глазах, проезжая один мотель за другим. "А меня это не коснется!" Человек с "хорошим CRM" скажется себе: "Стоп, это ненужный риск. Мне надо отдохнуть". Остановится, отдохнет, и поедет дальше.

Или же - очень соблазнительно раньше всех развернуться через две сплошных, когда видишь, что не успеваешь на стрелочку. Ты знаешь, что это запрещен и опасно. Но думаешь: "А, пронесет, никого нет" Развернулся, и говоришь ДПС-никам "здравствуй". Ну и какой смысл было торопиться? Сэкономил ровно три минуты, а потерял 15 и полторы тысячи рублей.

А если тебе в бочину прилетел такой же джигит со встречки проскочивший на красный? Я был свидетелем такой ситуации.

А если там у тебя двухлетний сынишка сидит, который еще утром тебе улыбался?...

--==(о)==--


В итоге мы снова возвращаемся к тому, с чего начинали - как ролью второго пилота является поддержка КВС по принятию ПРАВИЛЬНЫХ и БЕЗОПАСНЫХ решений, так и CRM нам дает инструменты правильного поведения и отношения к работе, опять же - для принятия ПРАВИЛЬНЫХ и БЕЗОПАСНЫХ решений.

Процитирую еще одного пилота:

""Не хочется говорить банальности. Но ИМХО /по моему скромному мнению/ предел человеческих возможностей фантастически расширяется, когда человек знает что делать и на него не давят эмоции"

Или вот снова цитата уже упомянутого инструктора Аэрофлота:

" Бывают случаи, когда человек умеет петь от рождения. Этот человек будет очень удивлен, когда кому-то нужно объяснять, как это петь. Бывают случаи, когда человек вообще не умеет петь и удивляется зачем пению нужно учить. Бывают случаи, когда человек всю жизнь поет в компании и постепенно на практике учится пению и при условии, что способности были, преуспевает в этом.
Но все перечисленные случаи не отменяют необходимости курса вокала".

Да, бывают пилоты, у которых понимание принципов правильного управления окружающими тебя ресурсами - в крови. Точнее, наверное, бывают, так как идеальных самородков лично я не встречал.. но знаю людей, который свой CRM оценивают как идеальный, считая прохождение курсов необязательными. Оставлю это мнение на их совести.

Ну а мне пришлось учиться, и придется учиться дальше. И по бумаге (очередная специфика), и на личном опыте. Хочется верить, что, пройдя тернии лично, я получаю право своим опытом и соображениями делиться.

Что я и делаю.

Наверное, надо все же сказать пару слов о "резкости", как об очередной местной специфике, без которой иногда - никак. Иногда на самом деле будет правильным - сказать что-то достаточно твердо и жестко. Но теперь-то я понимаю, что одни и те же слова, сказанные в одной и той же ситуации, воспринимаются публикой по-разному - если их произнес молодой пацан или имеющий вес (хотя бы в виде возраста) мужик.

В CRM это преподносится, как "Лидерство" - формальное и неформальное. Можно быть командиром по бумагам, но коллектив тебя не будет воспринимать, пока ты не завоюешь лидерство неформальное. Например, справедливостью, последовательностью поступков, личным примером, проявлением твердости, когда это необходимо. Таким образом ты начнешь зарабатывать авторитет.

Проблемой для молодежи зачастую как раз является отсутствие этого необходимого авторитета.

--==(о)==--


Так для чего ж все это здесь было написано? Как и прочее предыдущее? Почему бы сразу не начать работать с командирами, раз они по-нормальному должны отвечать за правильный CRM?

Мой личный опыт привел меня к выводу, что это очень и очень сложно. Собственно, и на эту тему есть много чего в Педагогике - проблема обучения взрослых. Поэтому, лично для себя я принял решение сконцентрировать усилие на молодых, в надежде на то, что мне получится получить комаду единомышленников и вместе, по чуть-чуть, понемногу, получится изменить мир вокруг себя. Молодые будут расти, набираться правильного опыта (отмечая и негативный), становится командирами (на ступеньку лучше предыдущих), затем инструкторами и так далее.

Ну а потом последующим будет проще. Им откроют дверь изнутри и уже по водосточной трубе лезть не потребуется.

Все, я закончил. Теперь критикуйте!

Извиняюсь за заумность. Но давно надо было это написать.

Всего самого летного!

FLYSAFE

promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
xupypr_sly
Jul. 22nd, 2014 11:35 am (UTC)
Сам от авиации далёк (только пользователь ) ), но большинство из написанного верно и в других прикладных областях, там, где идет командная работа. При написании проектов в IT с тоталитарно настроенными техлидами возникают точь-в-точь те же проблемы. Разве что ответственность, как правило, меньше.
yudaev
Jul. 22nd, 2014 09:00 pm (UTC)
Что значит "тоталитарно настроенный техлид"? Я тоже из IT.
xupypr_sly
Jul. 22nd, 2014 11:37 pm (UTC)
"Я знаю как надо, я ещё на фортране писал, будем делать по-моему"
desenix
Jul. 23rd, 2014 05:19 am (UTC)
С одной стороны возможно он в чём-то в силу опыта лучше видит архитектуру системы, с другой, он упускает возможность её лучше проработать за счёт коллективного обсуждения, а значит ликвидирует коллективную работу как класс, что в последствии ведёт к демотивации коллектива и завалам проектов.

Вот одна из статей на эту тему
http://www.gkmim.ru/index.php?area=publication&pub=96
Цитата: Когда в ходе проекта по изучению мотивации у людей выясняли, что их мотивирует, то практически во всех странах этот список был одинаковым. Всегда на первом месте среди мотивирующих факторов была команда, рабочая группа, в которую входит человек. На втором – то, насколько интересной для него является, выполняемая работа. На третьем месте стоял такой мотивирующий фактор, как способность контролировать свою работу, уровень самостоятельности в работе. Зарплата шла только на седьмом месте. Зарплата была на первом месте только в тех странах, где это вопрос выживания. К сожалению, Россия сейчас относится к таким странам.

http://www.cfin.ru/management/people/culture/democratical_management.shtml
Цитата: Весьма часто получается так, что работник, находящийся в подчинении, может намного профессиональнее разбираться в конкретном вопросе, нежели непосредственный руководитель. Так, почему бы не узнать его мнения по конкретному вопросу? Почему не привлечь к принятию решения? Ведь это очень хороший мотивирующий фактор для персонала. Однако в России он пока не работает. В большей степени роль играет обычная психология человека, наделенного властью, – “пусть будет по-моему!”.

Собрал подборку ссылок на подобные статьи, если кому интересно выложу.
yudaev
Jul. 23rd, 2014 06:46 am (UTC)
Мне интересно!

Я недавно вот что прочитал: The Secret of Effective Motivation
http://www.nytimes.com/2014/07/06/opinion/sunday/the-secret-of-effective-motivation.html?smid=pl-share
Цитата: What mix of motives — internal or instrumental or both — is most conducive to success? You might suppose that a scientist motivated by a desire to discover facts and by a desire to achieve renown will do better work than a scientist motivated by just one of those desires. Surely two motives are better than one. But as we and our colleagues argue in a paper newly published in the Proceedings of the National Academy of Sciences, instrumental motives are not always an asset and can actually be counterproductive to success.
xupypr_sly
Jul. 23rd, 2014 09:20 am (UTC)
Да-да, всё в точку. А ссылочки я с удовольствием бы посмотрел.
alebel2010
Jul. 22nd, 2014 12:02 pm (UTC)
А что же тут заумного. Спроси любого и каждый ответит тоже самое. Жить по нотам - давняя мечта человечества. Однако, редко у кого это получается. Ноты должны быть у всего оркестра для одной оперы. А когда у всех своя история система ломается, да и не система это вовсе.
Вот начнете Вы сплачивать команду, а найдется какой-нибудь пи...с, которому надо, или сынка пристроить, или просто избавиться от Вас, как от неугодного. И клал он на CRM.
Конечно же, я уверен, что будущее за порядком. Застать бы то будущее....
Losth Art
Jul. 22nd, 2014 12:09 pm (UTC)
Все это напоминает эпилог, лебединую песню Денокана. "Перемен требуют наши сердца..."?
denokan
Jul. 22nd, 2014 12:11 pm (UTC)
Нет, скорее начало:)
Harold N
Jul. 22nd, 2014 03:29 pm (UTC)
Денис,
расскажите пожалуйста об особенностях взаимодействия в экипаже, если второй пилот - женского пола. Прошу не счесть вопрос скабрезным, интересуют деловые взаимоотношения, насколько часто доверяете штурвал, как делите функции, приходилось ли учить.
dong_feng
Jul. 22nd, 2014 12:37 pm (UTC)
Гыы))
akeon
Jul. 22nd, 2014 12:17 pm (UTC)
Денис, это отличный текст и очень верное (на мой взгляд) мироощущение. И для авиации, и по жизни. Мне это близко и потому, что я сам стараюсь в своей жизни следовать этим самым принципам безопасности (вплоть до пресловутого перехода дороги на красный когда никого, вроде, нет). Я даже больше скажу: «заварушек», подобных событиям в Украине, можно было бы избежать — если бы те, от кого зависит принятие соответствующих решений придерживались бы подобных принципов в своей жизни и в общении с другими людьми.
А скольких бытовых проблем можно избежать, если перенести в свою жизнь эти принципы? Эх, даром что я психолог по образованию, но эти вещи кажутся разумными и без всякой психологии.

Глядишь, была бы возможность переучиться и летать с вами, я бы и попробовал себя в гражданской авиации. Складывается впечатление, что с таким подходом работа в системе не принесла бы мне неудобств.

Edited at 2014-07-22 12:19 pm (UTC)
(Deleted comment)
denokan
Jul. 23rd, 2014 05:29 am (UTC)
Re: OffTop
Не надо здесь про политику
dong_feng
Jul. 22nd, 2014 12:44 pm (UTC)
Денис, боюсь, что все твои усилия, найти компромисс между CRM и психологией, разобьются о Российский менталитет или сей компромисс будет найден когда сменится хотя бы еще одно поколение ЛЕТЧИКОВ. В любом случае удачи))))
avro_live
Jul. 22nd, 2014 03:11 pm (UTC)
Офф. Денис, с ветераном разговаривал, одним из первых КВСов Ту-154. Говорит, что им инструктор в ШВЛП говорил, что "Ту-154 из штопора не выходит". Это правда? Или позже что-то поменялось?
(Deleted comment)
denokan
Jul. 23rd, 2014 12:41 am (UTC)
Были проведены дополнительные испытания на сваливание. Из сваливания - выходит, рекомендации написаны в РЛЭ.
avro_live
Jul. 23rd, 2014 02:26 am (UTC)
А если сравнить - есть аналогичные по размерности современные гражданские ВС, которые выводятся?
denokan
Jul. 23rd, 2014 02:35 am (UTC)
О таких я не слышал

По этой теме

http://aleron.narod.ru/check.html
avro_live
Jul. 23rd, 2014 03:18 am (UTC)
Спасибо!
tutsic
Jul. 22nd, 2014 06:41 pm (UTC)
Даже не представляю кто сможет прийти сюда с критикой, у кого поднимется рука написать что-то против.
Этот ЖЖ совершенно не относится к работе (которой тоже наверняка хватает), отнимает личное время, и совсем не приносит никаких материальных благ, то есть является по сути "второй сменой". И хотя бы поэтому желание делиться опытом, менять отношение и взгляды, стремиться добиться максимальной безопасности не только в своей АК, но во всей структуре - заслуживает бесконечного уважения, и уж никак не критики. Многие давно плюнули бы на долгую битву с "ветряными мельницами", ведь все изменения проходят наверняка так медленно, что руки опускаются. И тем не менее, раз за разом здесь поднимаются одни и те же вечные вопросы, приводятся новые аргументы и каждый раз это жутко интересно даже для тех, кто далек от темы.
Поэтому Денис, в очередной раз мысленно снимаю шляпу за целеустремленность, неутомимость и за это неиссякаемое желание делиться знаниями и опытом совершенно безвозмездно (то есть даром) со всеми, кто хочет слушать.
Огромной тебе удачи во всех начинаниях и продолжениях! :)
denokan
Jul. 23rd, 2014 12:17 am (UTC)
Спасибо!
mmmm66
Jul. 23rd, 2014 05:02 am (UTC)
Все верно.
Сергей Майтаков
Jul. 23rd, 2014 06:48 am (UTC)
Относительно примера про пение: как-то похоже, но все же с б0льшим уклоном на необходимость обучения приводил пример на тренингах такой:
Если отбросить тот факт, что младенец умеет плавать, то почти все люди в течение жизни учатся плавать и проходят через 3-4 стадии:
1. Человек не умеет плавать, и он понимает это (то есть он не полезет туда, где не достает до дна). И это осознанное неумение
2. Человек учится и начинает плавать. Он обдумывает и чувствует каждое движение, гребет, контролируя где дно, где берег и т.д. Это осознанное умение.
3. Человек научился плавать и делает это достаточно автоматически. Это почти также как дышать или идти по улице - если не задумываться, то это происходит само собой (ну пока не устанешь). Это неосознанное умение.
На этом многие останавливаются, так как этого достаточно, чтобы ходить в бассейн или плавать в отпуске в любом водоеме. Но если человек хочет быть профессионалом в плавании, например спортсменом, спасателем и т.д., то ему крайне необходимо идти на следующий уровень:
4. Осознанно-неосознанное умение. На этом уровне человек плавает не задумываясь, если перед ним нет сверхзадачи - например он пришел на пляж и отдыхает, плавать ему нужно лишь в свое удовольствие или, например, для поддержания мышц в тонусе. Но вот рядом кто-то тонет, или впереди дорожка бассейна чемпионата мира, или до берега несколько километров. И тогда уже нельзя плыть не думаю о том, как именно ты это делаешь. В этот момент человек должен иметь стратегию и тактику на весь заплыв, думать над каждым движением и над несколькими движениями (метрами, минутами) вперед. Скорее всего он точно не утонет - тело выплывет само собой, на неосознанном, но результат принесут только обдуманные, опирающиеся на знания и тренировки, действия.
Между 3 и 4 стадией на мой взгляд грань между умеющим делать и профессионалом дела, процессом и результатом. И это относится и должно относится к любой деятельности.
Многие говорят, что хорошо плавают. Попросите такого человека вытащить Вас из воды с расстояния пусть даже в 50 метров от берега, как будто тонете. Многих результат удивляет, опробовано не однократно, увы...
Сергей Беляков
Jul. 23rd, 2014 11:49 am (UTC)
может немного не по теме,но мой знакомый(второй пилот s7) как -то сказал мне,что вторым пилотом быть очень хорошо,он ни за что не отвечает. Вот вообще ни за что.
Наверняка в авиации есть люди,которые тоже боятся ответственности и ходят всегда вторыми?
Сергей Буглак
Jul. 23rd, 2014 11:50 am (UTC)
Денис, вы очень классно пишете о своей работе. обожаю читать ваш журнал.

Edited at 2014-07-23 11:52 am (UTC)
zhunya
Jul. 24th, 2014 11:15 am (UTC)
Очень смешная история :) про полеты на шарах и пилотов :)

https://www.facebook.com/kukmark/posts/10152525871397171

Денису, огромное спасибо за дневник, очень всегда интересно читать, и не только пилотам.
stas_perfecto
Jul. 24th, 2014 03:23 pm (UTC)
как всегда - очень познавательно и интересно! )
Андрей Губанов
Jul. 28th, 2014 06:45 pm (UTC)
Здравствуйте Денис. Как вы думаете какой может быть реакция авиакомпании если у ее пилоту буду татуировки?
denokan
Jul. 28th, 2014 06:51 pm (UTC)
Некоторые авиакомпании не приветствуют татуировки на открытых частях тела.
Андрей Губанов
Jul. 29th, 2014 08:54 am (UTC)
Спасибо за ответ
brother_alik
Aug. 4th, 2014 07:55 am (UTC)
Денис, несколько раз прочитал, перечитал и разобрал все три больших поста про CRM.
Ещё раз большое спасибо за этот материал!

Понятно, что нас, молодых, учить правильным "манерам" проще, но КВСам тоже нужен свой курс CRM "на пальцах" таким же доходчивым языком. Ещё больше он нужен инструкторам. Если будет время и желание написать такую статью - будет просто замечательно!

И вопрос по теме: от приятелей в других а/к слышал, что они сталкиваются в рейсах с достаточно агрессивной манерой опроса по системам/процедурам/limitations в форме, близкой к экзамену. Причем это практикуют обычные КВС, не инструкторы. Как посоветуешь вести себя в такой ситуации? Я для себя однозначного ответа не нашел, хотя мы достаточно долго дискутировали на эту тему.
Заранее спасибо!
denokan
Aug. 4th, 2014 06:35 pm (UTC)
Олег, с командирами все на порядок сложнее - об этом я ведь тоже написал.

Да, есть такое - если командир впервые летит с вп, ему интересно нащупать,что из себя представляет напарник по кабине. Ведь инструкторам и проверяющим нет доверия.

Если это происходит тактично и с пользой, то почему бы и нет? В наших условиях это хорошее подспорье подтягивать знания пилотов. Если командир еще и расскажет и покажет, то он молодец.

Хотя, конечно, многим ВП это не нравится - ведь есть и Квс, которые просто улыбаются и ничего не спрашивают никогда. Лучше ли это в сегодняшних условиях? Вопрос спорный.

Поэтому и говорю - учитесь учиться самостоятельно, заполняйте теорией недостаток Опыта.
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel