?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Фотографии в альбоме «020314_Верона»

Что ж, солнечную Верону, вкратце описанную предыдущим повествованием, разбавлю дождливой. Этот рейс состоялся на 10 дней раньше.


Домодедово в то время преобразился - на привокзальной площади появились вот такие "фольклорные" киоски по продаже съестного и напитков.



--==(о)==--


Нордвиновский В737-800



А это мы.



Ямал облез.



В Москве очень влажно, а наш самолет прилетел откуда-то издалека, привезя 4 тонны ледяного топлива. В смысле очень холодного. Соответственно, от контакта с влажным воздухом на крыле и снизу и сверху махом образовался иней. В баки залили топливо, да только оно хранилось в баках на улице, соответственно, его температура изначально была ниже ноля, и это не позволило поднять температуру крыльев. Чтобы он растаял.

Вообще, я уже писал про этот топливный иней и не раз - штука это интересная. На нашем самолете он... теоретически допускается. Но при очень определенных условиях, таких как: образование инея в конкретной зоне, очерченной специальным контуром, расположение его на обоих крыльях должно быть симметричным, толщина его не должна быть более 1.5мм; температура не должна быть ниже 0; не должно быть осадков.

Если что-то не соответствует, тогда FCOM требует удаления его соответствующей процедурой.

Это очень специфично для иномарок с их тонким крылом. Летая на том же Ту-154, пилоты практически не встречались с топливным инеем на верхней части крыла, и этому есть разумное объяснение - остаток топлива после посадки Ту-154 был обычно 5 тонн, из них 3.3 тонны всегда находились в расходном баке, находящемся между крыльями, килограмм 500 обычно плескалось в переднем баке, ну а в крыльях если и оставалось по тонне, то она размазывалась по дну баков. Соответственно, не было прямого контакта с верхней частью крыла.

И не было подобных проблем.

Подобный опыт на самом деле вреден. Столкнувшись с этим явлением, поначалу не придаешь ему особого значения. Иногда даже путаница в головах ходит - зная, что допускается иней снизу (не более 3мм), экстраполируют это разрешения на верхнюю часть крыла. Или же, неправильно переводят ту часть FCOM где говорится о допустимости... но на фюзеляже.

То есть все необычное ("так никогда не было!") принимается с трудом... Я даже скажу, что не зная того, что сверху может образоваться иней, можно годами пролетать, не увидев его лишь потому, что не смотришь...

И, как ни странно, пролетать целым и невредимым.

Если честно - то опасность наличия инея (именно инея), как говорится, "it depends". То есть, непрозрачная. Зависит от разных факторов. В подавляющих случаях для таких самолетов, как В737 - это не опасно. Чаще всего он занимает не очень большую площадь на крыле, практически никак не влияя на общую подъемную силу. И это тоже соблазняет махнуть рукой, закрыть глаза на эту "мелочь" и полететь...

Однако, нельзя вот так просто "махнуть и полететь". Так можно и домахаться - и проморгать действительно опасные сочетания - например, в условиях интенсивного обледенения. Поверхность уже обледенела, а если вдруг начал моросить дождь? А если ассиметрия на крыле? А если его там совсем не чуть-чуть, да под ним скрывается прозрачный лед - который уже на самом деле опасен? Да, у самолета прекрасные запасы по устойчивости и управляемости, однако, в сочетании с другими негативными факторами это может ситуацию усугубить.

С другой стороны, т.к. боинг не специфицирует минимальные размеры инея на верхней части (кроме пределов его распространения - и то, если они нарисованы, а контуры нанесены не на всех самолетах, и более того - нужно еще одобрение от властей получать), то, видя совсем небольшие участки в районе двигателей, в пару квадратных метров площадью, чешешь репу: "Да неужели ради вот этого надо вызывать элефанты (обливочные машины)? Маразм!"

Но, тем не менее, других правил нет, а мобильники сейчас у всех. Да, ты лично полностью уверен в безопасности взлета в таких условиях (дождя на горизонте не видно, расположение пятен симметрично)... ан нет. Тут достаточно ручной лейки, да только что-то я еще ни разу не видел подобных агрегатов в аэропортах...

И, вспоминая личное правило: "Если есть возможность работать по правилам... надо работать по правилам", вызываешь супервайзера и говоришь ему: "Дружище, ты будешь, конечно, смеяться. Но нам нужен облив. Там топливный иней на крыльях. Да, без стабилизатора. Там топлива нет". И он ласково смотрит на тебя, как на душевнобольного, хочет что-то сказать, но с капитанами их, слава Богу, спорить отучили. И уходит.

Затем приходит техник:"Вы что, решили обливаться?... Ну, как скажете, нам без разницы". И пошел к корешкам, крутить пальцем у виска.

Затем еще кто-нибудь зайдет:"Капитан, может, без облива? Крыло ведь чистое!" Отстегиваешься, лично показываешь ему иней на крыле, тот недоуменно говорит: "Да это ж фигня". Ну а я что сделаю, если минимальный объем "фигни", который был бы исключением из правил, у меня не прописан, а я вроде как педант-инструктор, и у меня полтора обучаемых в кабине?



--==(о)==--


Сам облив в подобных случаях в Домодедово занимает от силы пять минут. О потраченных за эти пять минут количествах денег компанией даже и не думаешь...

Вообще, есть еще одна любопытная вещь во всех этих историях. Практически все отечественные пилоты рано или поздно видят такую ситуацию - на улице солнечно, плюс 10, а какой-нибудь иноземец "купается" в струях химжидкости. И начинают строить версии: "Да у них просто в правилах прописано - если +10 и ниже, значит, надо обливаться и никаких гвоздей".

Хорошая версия, но нежизнеспособная. Какой смысл обливаться, если нет условий для обледенения? А вот если на крыльях иней, образовавшийся после посадки, завершившей многочасовой полет на эшелоне, с температурой -60 - то это как раз тот самый случай.

И рано или поздно, если пилот "беспокойный", то он докапывается до всего того, что написано выше.

Вон тот Сингапурец, что готовиться взлетать на фото - вот он тоже обливался.

--==(о)==--


Старый добрый магнитный компас "бычий глаз". Если все откажет - он будет работать.







Сегодня Европа занята облачностью. Лишь во второй половине маршрута стала проглядываться земля.





А вместе с ней города...



...и электростанции. Что-то я не смог отыскать это на карте. Фото сделано примерно за 1ч10 - 1ч20 до посадки. Значит, где-то 800-1000 км от Вероны.

Однако! Кто ищет, тот всегда найдет!

Нашел!

Это в Польше, на удалении 834 км от Вероны... И совсем недалеко от колбасных цехов города...

Вопрос - что это за место?







stanc

mine



Ну а в окрестностях Вероны сегодня  смотреть было не на что. Очень хмуро.



--==(о)==--


Верона Виллафранка. Город Ромео и Джульетты.







Что ж. Как я и предполагал. На крыльях иней, который благодаря моросящему дождю уже превращается в лед. И, забегая вперед, скажу, что час стоянки и дозаправка более теплым топливом (килограмм по 200 долилось в крылья) проблему не решило. Точнее, решило, но не до конца - если на левом полукрыле лед почти сошел (опять же, а считается ли "почти"?), то на правом - нет. Асимметрия. И, интересно - почему так? Потому что левое крыло на южной стороне? Но ведь солнце спрятано тучами, прямых лучей нет...

В-общем, для меня осталось загадкой.



Очень мокро.











Итальянский суперджет из Бразилии.



Прошел час стоянки, крылья все еще "белые"... Левое чуть-чуть, а правое - вот оно.



Вот так, при температуре +11 мы в очередной раз удивляли итальянцев обливом самолета.









Дядька восхищен русскими!

--==(о)==

Обратный полет подарил несколько красивых моментов.















Update!

А это - прямо сейчас, вид из окна



Всем спасибо!

FLYSAFE

Posts from This Journal by “полеты” Tag

promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
andreylynx
May. 1st, 2014 03:42 pm (UTC)
По своей природе боюсь летать, ничего не могу с собой поделать. А так были бы все пилоты такими дотошными, может и не страшно было бы.
alexey_tich
May. 1st, 2014 06:26 pm (UTC)
Катастроф было бы меньше.
http://youtu.be/qtKvU6uff4g



Edited at 2014-05-01 06:27 pm (UTC)
aka_fitil
May. 5th, 2014 07:13 am (UTC)
Re: Катастроф было бы меньше.
Н-да... Как-то прям на ГРАНИ... Из категории "Его вот, можно болтать, он всё равно прямо летит!" То ли КВС знал что снег сдует на разбеге, то ли... не хочется думать о плохом.
alexey_tich
May. 5th, 2014 08:43 am (UTC)
Re: Катастроф было бы меньше.
Не, " Его вот, можно болтать, он всё равно прямо летит!" это безопасно. А такое это уже реально опасно.
assapopolos
May. 1st, 2014 03:42 pm (UTC)
И на сколько по времени хватает обработки?
denokan
May. 1st, 2014 03:46 pm (UTC)
Зависит от погодных условий и типа жидкости. От нескольких минут, до часа+
Павел Тихонов
May. 1st, 2014 04:21 pm (UTC)
Денис, здравствуйте. А в "Глобусе" уже вывели всю "классику"? Заметил, что все ваши крайние рассказы исключительно о рейсах на "восьмисотках".

И еще один вопрос ради любопытства. Есть ли у вас пилоты, которые летают на NG и не имеют допуска на "классику"?
denokan
May. 1st, 2014 04:26 pm (UTC)
Нет, еще не вывели.

В Новосибирске экипажи только на NG летают.
Надежда Козлова
May. 5th, 2014 08:52 am (UTC)
еще бы знать, что такое NG, и плохо это или хорошо...
denokan
May. 5th, 2014 11:05 am (UTC)
Модификация В737 - Next Generation.
agathpher
May. 1st, 2014 04:35 pm (UTC)
У хозяйки-основательницы компании, в которой я когда-то работал был свой реактивный самолет. И вот как-то она летала со своим приемным (из Казахстана!) десятилетним сыном кататься на лыжах, из Колорадо куда-то на восточное побережье.

Ей обещали, что самолет будет ждать ее в ангаре, но всвязи с ухудшением погоды в ангар поставили пассажирский самолет, а ее оставили на улице. Когда она вернулась в аэропорт ей сказали типа "да все счас сделаем, не вопрос" Но она торопилась, обматерила всех и взлетела под свою ответсвенность. Через несколько минут самолет упал и разбился.

http://www.boston.com/news/local/articles/2008/02/03/colo_woman_son_die_in_crash/

в статье о причинах не говорится, это все потом выяснилось при расследовании.

Так что уважаю, правила есть правила, и лучше сто раз зря помыть самолет чем один раз не помыть, когда надо.
dvv
May. 1st, 2014 04:52 pm (UTC)
denokan
May. 1st, 2014 04:58 pm (UTC)
Грустная история.
dvv
May. 1st, 2014 05:11 pm (UTC)
При чтении "Full narrative" (там внизу линк) — вообще волосы дыбом и мороз по коже. Поверх всех её выкрутас на поле, меня как-то особенно сильно резануло

She made the comment to the passenger to hurry that they have to go as he was going to use the restroom.

"Passenger" — это её 10-летний ребёнок…

Edited at 2014-05-01 05:12 pm (UTC)
(Deleted comment)
flying_elk
May. 1st, 2014 07:34 pm (UTC)
tiptin - чего сказать то хотели?
dvv
May. 1st, 2014 08:24 pm (UTC)
Клиент с ЖЖом развлекается: тиснул в камент код, который каждому читателю юзерпик этого читателя кажет. Или типа того.
ekorn
May. 2nd, 2014 02:59 am (UTC)
Хм...это мой юзерпик...эту фотку сделал я лично в Омске... прикол в том что бутылка пива одной марки была запечатана пробкой от другой...
Эх...было время...
dimas
May. 1st, 2014 05:41 pm (UTC)
А что пытается изобразить табло на фото “а это мы”? :)

По-моему правильно, проще в случаях сомнения облиться, чем дергаться “надо не надо” … Как говорит один мой инструктор по дайвингу “нет ни чего печальнее и глупее, чем думать за пять минут о смерти о сэкономленных 50 евро на гелии” …
denokan
May. 1st, 2014 05:44 pm (UTC)
Это так работает табло. Глазу не видно, что точки не одновременно загораются, а фото фиксирует.
dimas
May. 1st, 2014 05:59 pm (UTC)

А чего там глазу видно? Номер рейса?
denokan
May. 1st, 2014 06:08 pm (UTC)
Время.
alexey_tich
May. 1st, 2014 06:29 pm (UTC)
$
Денис, интересно сколько стоит для АК облить самолет?
man_blr
May. 1st, 2014 07:03 pm (UTC)
Re: $
Нашёл в нете ссылку на прайс аэропорта "Храброво" г. Калиниград, РФ.
(Прайс актуальный на январь 2014 года)

Тариф за очистку от снега и льда (удаление обледенения) за 1 обслуживание
12 330,00 руб. - для ВС max взлётной массой более 90,1 тонн.
11 610,00 руб. - для ВС max взлётной массой от 70,1 тонн до 90 тонн.
10 890,00 руб. - для ВС max взлётной массой от 50,1 тонн до 70 тонн.

Противообледенительная жидкость Safewing 255,00 руб. за 1 литр.
alexey_tich
May. 1st, 2014 07:45 pm (UTC)
Re: $
Спасибо!

Вроде и немного, но с другой стороны это же за 5 минут работы грузовика ...
Vladimir Rozhkov
May. 1st, 2014 07:18 pm (UTC)
Доброй ночи !!
Денис,а подскажите такой нюанс.
Зависит образование инея от расположения аэродрома ?
Ведь не в каждом аэропорту сильная влажность .
denokan
May. 2nd, 2014 03:49 am (UTC)
Да, конечно. Вы сами на этот вопрос ответили.
joshuan4
May. 1st, 2014 07:43 pm (UTC)
"А это мы" - однозначно победитель селфи S7 ))

Из темы как искать место на фото - удобно посмотреть в EXIF на яндексе точное время фотки и на сервисе http://www.flightradar24.com/data/flights/s7697/ посмотреть где был рейс в тот день в ту минуту) Правда т.к. отчет выкладывается аж через 2 месяца - то весь способ летит в трубу :(( Собсна так пару раз искал свои фотки из элюминатора, но искал их на следующий же день)
flying_elk
May. 1st, 2014 07:51 pm (UTC)
Привет! Посты и фото - класс!
Хорошо в Европе летать - красиво и спокойно. Иногда даже жалко, сколько красот и жизни остается внизу, а ты прошуршал над ними со скоростью 850 км/ч и "пока-пока"...

Для "неверящих" в необходимость облива при температурах резко выше 0*С - в "одной моей знакомой" Компании среди прочих других есть такое правило: при расчетном остатке (танкерении) более 12 тонн и температуре на аэродроме назначения ниже +20*С (!!!) диспатчу и экипажу внимательно оценить возможность обледенения крыла после посадки (учитывается главным образом начальная температура топлива, продолжительность полета, и по осадкам и разнице между температурой и точкой росы влажность) и принимать решение с учетом избежания либо потенциальной необходимости облива. Были случаи, что стояли часами и ждали, когда "оттает" крыло - на аэродроме просто не чем было "обливаться" в принципе...
denokan
May. 2nd, 2014 03:59 am (UTC)
Спасибо, Олег! Послал кое-кому эту цитату, пусть репу почешут.
actuariola
May. 2nd, 2014 12:46 am (UTC)
Как всегда познавательно и красиво ) Особенно впечатлило последнее фото... Спасибо!
Антон Леонтьев
May. 2nd, 2014 12:15 pm (UTC)
Предлагаю нумеровать вопросы.
denokan
May. 2nd, 2014 01:08 pm (UTC)
Так он здесь один. А в прошлой записи они пронумерованы
ilia_46
May. 2nd, 2014 08:08 pm (UTC)
Денис я снова пристаю к вам с техническим вопросом. Читал FCOM, но что-то мне пока тяжковато он дается. Когда используется установка минимума по Баро, а когда по РВ. Спасибо.
casa
May. 2nd, 2014 09:02 pm (UTC)
Так и подмывает спросить - а нахера?
aka_fitil
May. 5th, 2014 07:17 am (UTC)
Шоб не было как в Смоленске:(
denokan
May. 5th, 2014 07:40 am (UTC)
Установка высотомера в том случае - ни о чем. Экипаж был намерен убиться. И, собственно, это и сделал, проигнорировав все, что можно.
denokan
May. 3rd, 2014 05:59 am (UTC)
Заходы по CAT II/III используют ВПР по радиовысоте.
_dk_
May. 4th, 2014 06:58 am (UTC)
интересно, почему у многих самолетов итальянских компаний ирландская регистрация? на первый взгляд, в других западноевропейских странах такого не встречается
aka_fitil
May. 5th, 2014 07:52 am (UTC)
"Вопрос - что это за место?" - это Mittal Steel Poland возле Домброва-Гурнича и плюс Power Plant Łagisza
Aleksey Sherbatyh
Jun. 18th, 2014 07:37 am (UTC)
Отличный пост!
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel