?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Фотографии в альбоме «Тиват. Апрель 2014»


Что ж, пока есть время перед "воскресником", черкну несколько строк в продолжении апрельской тиватской эпопеи.

Собственно, это был заключительный полет перед отпуском, и, опять же, как и большинство рейсов в этот черногорский аэропорт, оставил воспоминания в памяти.



Летал на проверку молодого второго пилота. Парень год отработал и в общем и целом, молодец. Есть к чему стремиться (ну а кто из нас был идеалом через год работы? Я - тоже нет). Но что мне в Антоне понравилось - его обстоятельность и серьезность.

Вообще, я писал, пишу и остаюсь при своем мнении, что если гражданской авиации РФ суждено занять достойное место в мировой индустрии, то сделано это будет именно вот такими свежими, молодыми кадрами. Обстоятельными и серьезными. 90-е годы нанесли отрасли катастрофический урон, и что самое плохое - сдвинули по фазе мышление у пилотов. Этим парням предстоит повернуть все в правильное русло.

(я тут было написал целый абзац про все то, что я думаю про 90-е годы и результат этих лет, но затем решил, что не стоит такие яркие фотографии, которые будут дальше, портить своим брюзжанием. И стер)



В Тивате сегодня ожидается "чудесная" погодка - сильный порывистый ветер при ясном небе и теплом воздухе. Учитывая это обстоятельство, я решил, что в сторону Тивата полечу я, а Антон - обратно.

Правда,  взлетев из Москвы, тоже пришлось продираться через неспокойную атмосферу. Если так сохранится до вечера, то Антону придется несладко.

Набрали эшелон, рассказал пассажирам информацию о полете. Далее по плану - обед. Я позавтракал в полвосьмого утра, а сейчас уже два часа дня. Кушать хочется.

А обеда все нет и нет. Полчаса полета, час...

Вызываю бортпроводника:

- Женя, Вы хотите нашей голодной смерти?

- Но.. Денис Сергеевич, мы бизнес сейчас обслуживаем, их 10 человек...


Занятное у нас правило, идущее корнями в очень стародавние времена. Сначала - обслужить бизнес класс, потом экипаж. Причем некоторые бортпроводники понимают это очень буквально - пока не соберут все подносы у "бизнесменов", экипаж не накормят. И затягивается это на час, а то и дольше - после взлета. Или, может быть, такие правила у них и прописаны - тут я не дока. Однако, большинство из них все-таки умудряется выкроить пять минут, чтобы принести поднос в кабину.

Наш сегодняшний старший бортпроводник - из "молодых", я с ним еще не летал. Возможно, поэтому он и не задумывается о том, что бизнесмены обычно прекрасно кушают в аэровокзале в ожидании самолета. А пилот может выйти из дома за четыре часа до вылета, чтобы прибыть за полтора - часа в штурманскую, а дальше начинается работа и там не до еды.

Тот, кто это правило придумывал, видимо, не задумывался об этом.

В вежливой шутливой форме объясняю это Жене - "если мы тут сейчас потеряем сознание от голода, то это будет явно хуже, чем выкроить пять минут, пока в бизнесе неторопливо кушают".

Утрирую, конечно. Но  честно - мне это правило непонятно. И уж точно - если вдруг (не про нас сказано) внезапно что-то в полете, уж точно лучше немного подкрепиться, чтобы быть во всеоружии. Все-таки, от физиологии не уйти. Война-войной, а обед по расписанию.

--==(о)==--


За 15:00 МСК в Тивате +17, незначительная облачность на высоте 1500м, видимость более 10 км, ветер северо-восточный, 4 с порывами до 9 м/с.

Я уже много раз писал о том, что Тиват, благодаря своему расположению между гор, является достаточно нетривиальным аэропортом. И никогда на 100% нельзя быть уверенным, что условия на заходе будут простыми. Да, они могут быть простыми, но лучше готовиться к внезапным изменениям в направлении и скорости ветра.

А уж если у земли ветер гуляет - то это практически гарантия того, что на заходе будет "весело" - жди скачков скорости, болтанки.







Туча цепляется своими космами за холмы.





Подгорица.


--==(о)==-


И да - ожидания оправдались. Более того, они перевыполнились!

Когда просто болтает и гуляет скорость из-за резкого изменения ветра - это одно. Но когда ты летишь сквозь вертикальные потоки воздуха - вот это гораздо "веселее". Самолет резко вздрагивает, как будто кто-то его ударил кувалдой снизу, переходит в набор высоты, да еще и часто - с ростом скорости (так реагирует датчик приема давления на порыв ветра).

Пролетев Подгорицу мы начали ощущать этот цирк во всей красе. Я надеялся, что снизившись пониже, "восходняки" прекратятся, но нет - мы летели в неспокойной атмосфере до самого касания. Скорость гуляла, самолет прыгал, повышая градус настроения. Ну а я руками и ногами удерживал самолет на траектории захода. Очень неприятно попадать в восходящий поток воздуха недалеко от твердой земной поверхности - тебе приходится отдавать штурвал от себя, и прибирать режим работы двигателя и быть настороже - ведь сейчас ты это зону пролетишь, а дальше - жди просадку самолета. А земля - близко.

А еще и тот самый "доворот" влево к полосе - в Тивате не совпадают курсы предпосадочной прямой и полосы. В процессе доворота нужно углядеть за всеми параметрами - ведь атмосфера и не думает успокаиваться.

И, когда самолет все-таки успешно долетел до ВПП, оттормозившись, признаюсь вслух:

- Да! Это было просто круто!

--==(о)==--


Зарулили на стоянку, выключили двигатели. Закончили все необходимые процедуры, выхожу проводить пассажиров. Адреналин все еще играет в жилах, но ощущения просто классные - во-первых от того, что мы в очередной раз победили стихию, во-вторых от того, что погода все равно - чудесная, светит солнце, играя в барашках тучек. Должны получиться хорошие кадры - а мне хочется проверить "обновку" своей фототехники в таких идеальных условиях.

Пассажиры выходят, благодарят. Одна из женщин задержалась, чтобы лично поблагодарить - тоже читательница моего журнала. Говорит, что увлекается парапланерным спортом, на что я отвечаю - что как раз сегодня самая что ни на есть прекрасная погода для любителей этого развлечения.

--==(о)==--


Пассажиры вышли, беру свою соньку, иду искать кадры.





Собственно, вполне приличный динамический диапазон.































Наконец-то я смог разглядеть те домики на другой стороне залива, к которым присматривался с 2006 года. Ультразум - это сила!








































--==(о)==--

Готовимся улетать обратно.



Традиционный белый В737. Его часто видно в Тивате.





Сел в кусты.





Улетели обратно.





















Надо же, в Москве погода наладилась.





Обратный рейс оказался гораздо спокойнее и проще - погода в Москве за 6 часов устаканилась. Ветер вообще стих и Антону досталась посадка в абсолютно "курсантских" условиях.

Ну а когда я добрался до гаража, то, наконец, смог поймать Луну и сделать фотографию с 50 кратным увеличением.





Всем спасибо! Извиняюсь за то, что мало текста :) Тороплюсь на "митинг".

До связи!

FLYSAFE

promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
Константин Варыгин
Apr. 27th, 2014 08:07 am (UTC)
Прекрасные фотографии. Луну с рук снимали?
denokan
Apr. 27th, 2014 08:08 am (UTC)
Да
lis_slv
Apr. 27th, 2014 08:10 am (UTC)
А Тиват самый сложный или еще есть хуже, из тех что в горах?
dyasya
Apr. 27th, 2014 09:14 am (UTC)
Предположу: http://en.wikipedia.org/wiki/Engadin_Airport, http://en.wikipedia.org/wiki/Paro_Airport.
Да тот же http://en.wikipedia.org/wiki/Chambéry_Airport, о котором Денис неоднократно писал.
lis_slv
Apr. 27th, 2014 09:22 am (UTC)
Угу, спасиб. Я автора недавно начал читать, так что вот )))
desenix
Apr. 27th, 2014 01:58 pm (UTC)
нашёл на ютубе


lis_slv
Apr. 28th, 2014 06:00 am (UTC)
Спасибо
Losth Art
Apr. 27th, 2014 08:16 am (UTC)
Денис, а почему Борисполь как запасной? А тем более Львов?
man_blr
Apr. 27th, 2014 03:30 pm (UTC)
Подозреваю потому, что и аэропорты в г. Борисполь и в г.Львов рассчитаны на посадку Боинга 737.
Losth Art
Apr. 27th, 2014 03:51 pm (UTC)
Интерес возник из-за того, что для UUDD удобными запасными обычно считаются Нижний и Пулково.
Сергій Возняк
Apr. 27th, 2014 09:36 pm (UTC)
Скорее всего, это запасные аэропорты по маршруту, на случай вынужденной посадки.
denokan
Apr. 28th, 2014 05:03 am (UTC)
У нас на борту пассажирке плохо стало, до обморочного состояния. Поэтому, чтобы быть готовым уйти на ближайший запасной, взяли погоду Львова.

А так, в любом случае, в полете должны анализироваться запасные на случай возможной вынужденной посадки. Запасной на маршруте и запасной для посадки - разные вещи.
alena_syn
Apr. 27th, 2014 08:16 am (UTC)
луна просто потрясающая!!!!
я всегда очень боюсь когда самолет болтает, особенно на посадке.
dxb_ru
Apr. 27th, 2014 08:30 am (UTC)
на фото "готовимся улетать обратно" скорость 45 и высота 40? не велика ли скорость на земле и почему высота не 0? спасибо...
actuariola
Apr. 27th, 2014 08:45 am (UTC)
Высота не 0 потому что летают по QNH, а не QFE.
denokan
Apr. 28th, 2014 05:01 am (UTC)
45 - минимальная индицируемая скорость на приборе. 40 - превышение аэродрома в этой точке.
(Deleted comment)
actuariola
Apr. 27th, 2014 08:42 am (UTC)
Очень красиво, класс! ))
e_g_o_r_i_u_s
Apr. 27th, 2014 09:01 am (UTC)
Денис, а абзац про 90-е не сохранился? Думаю, стоило всё же оставить. Это интересно.
aribam
Apr. 27th, 2014 09:49 am (UTC)
Аэропорт Тиват - полное и унылое "Г", меня там в бизнес-зал не пустили:-( Хотя у меня был билет на бизнес Транаэро - сказали, что обслуживают в ВИП-зале из российских компаний только пассажиров Аэрофлот и С7. Короче, я на них обиделся, хорошо хоть без очереди нас с билетами бизнес-класса через регистрацию, таможню и паспортный контроль провели.
kromni
Apr. 27th, 2014 10:09 am (UTC)
Ну вот, спасибо. Теперь у меня на каждой посадке в Тивте измена будет, а летаю я там часто))
madmaxthesniper
Apr. 27th, 2014 10:31 am (UTC)
Денис-джан, а как в "старой" Соньке, той что с тридцатикратным зумом, обтояло дело с макросъемкой? Покрутил ее вчера в руках, двойственные ощущения. Зум конечно хорош. У меня сейчас Люмикс с 20х, думаю апгрейдаться.
denokan
Apr. 28th, 2014 05:43 am (UTC)
Я макросъемку редко использую. Поэтому, не могу сравнивать - что плохо, а что хорошо.
antontretiakov
Apr. 27th, 2014 11:35 am (UTC)
А что за митинг? :) В честь 27 апреля - Дня суверенитета Республики Саха (Якутия)? :) Я шучу
lokophil
Apr. 27th, 2014 12:35 pm (UTC)
Спасибо, Денис!)
(Deleted comment)
senk2000
Apr. 27th, 2014 05:46 pm (UTC)
???
senk2000
Apr. 27th, 2014 05:43 pm (UTC)
Дорогой Капитан, как я тебя понимаааю.......
А что написал ПКП??? (VSPD)
senk2000
Apr. 27th, 2014 05:45 pm (UTC)
Ну конечно же большущее тебе спасибо за освещение (не путать с освящением) твоей КАПИТАНСКОЙ деятельности. Спасибо.
just_the_time
Apr. 27th, 2014 05:44 pm (UTC)
Какие фоткииии, красотища!
realsomeone
Apr. 27th, 2014 06:56 pm (UTC)
Денис, если не затруднит, распишите как расшифровывать все эти буквенно-циферные обозначения :) http://img-fotki.yandex.ru/get/9320/33837834.47/0_f7c70_1d0b09fd_XL.jpg
pilotmax
Apr. 28th, 2014 02:37 am (UTC)
Это стандартный код, под которым кроются погодные данные. Если нужны подробности, в википедии, по-моему, все есть )
denokan
Apr. 28th, 2014 05:48 am (UTC)
http://en.wikipedia.org/wiki/METAR

На английском
victor_anykey
Apr. 28th, 2014 08:03 am (UTC)
metar
Это очень просто:
METAR - система в которой отображены метеоданные
LYTV - ICAO код аэропорта Тиват
101100Z - 10 число месяца и время 1100 по UTC (прибавьте 4 часа и получите МСК)
06008G18KT - ветер дует с направления 60 градусов со скоростью 8 узлов (около 4 м/с) с порывами до 18 узлов (~9 м/с)
9999 - горизонтальная видимость 9999 метров или выше
FEW050 - незначительная облачность, нижняя граница которой на (50х100) 5000 футов (примерно 1500м.)
17/М04 - температура у поверхности 17 гр. / точка росы -4 гр. (упрощенно - температура, при которой выпадет туман)
Q1015 - давление в районе аэропорта, но на уровне моря, т.е. если его выставить на высотомере, то в Тивате он покажет высоту над уровнем моря, около 20 футов
NOSIG - в ближайшее время изменений в погоде не предвидится.
realsomeone
Apr. 28th, 2014 08:29 am (UTC)
Re: metar
Благодарю!
man_of_reason
Apr. 27th, 2014 07:33 pm (UTC)
Отличной пост, Денис. Видео как то маловато стали выкладывать, а народу интересно, как там у вас в живую все происходит, так сказать, без редактирования )))
aka_fitil
Apr. 28th, 2014 08:21 am (UTC)
Эх - люблю я, Денис Сергеевич, эти ваши очерки о полётах в тёплые страны! Спасибо ещё раз!
P.S. От она, оказывается, где эта волшебная кнопочка (AUTO T/O&G/A) притаилась...
siniymishka
Apr. 28th, 2014 03:36 pm (UTC)
Классные фото. А что за объектив у вас, можно поинтересоваться?
denokan
Apr. 29th, 2014 03:53 pm (UTC)
Хм. Этот объектив составляет с камерой одной целое. Я не знаю, как он называется.
bctravel
Apr. 28th, 2014 07:59 pm (UTC)
Денис - здравствуйте!

Занятное у нас правило, идущее корнями в очень стародавние времена. Сначала - обслужить бизнес класс, потом экипаж.

А капитан имеет право управлять деятельностью БП и в приказном порядке заставить накормить пилотов прежде любых пасскажиров?

Также, МЕТАР на одной фотке показывает ветер в узлах, а на другой в метрах в секунду. Почему по разному, и как пилоты переводят из узлов в метры, если переводят вообще?

Заранее спасибо!
dvv
Apr. 28th, 2014 10:00 pm (UTC)
Обычно не переводят, а если переводят, то просто — делишь узлы пополам, получаешь м/с.
denokan
Apr. 29th, 2014 03:39 pm (UTC)
Капитан - может. Но проводники потом могут написать служебку и начнутся разбирательства.

Передача "узлы" или "м/с" зависит от страны, в котором аэропорт расположен. Где-то принято использовать узлы для ветра, а где-то м/с.
live_travel_in
Jul. 27th, 2017 08:38 pm (UTC)
Бизнес-зал в аэропорту Тивата никакой. Отзыв и фотоотчет http://travel2travel.ru/business-lounge_tivat_montenegro/
( 43 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel