?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно, в ветке про проблемы с отлетом курсантов Сасово, мне задали хорошие вопросы, касающиеся нюансов обучения в российских летных учебных заведениях.

-
Сколько по времени занимает "доведение до ума" среднего курсанта ЛУ в АК?
Укажите, пожалуйста, на что делать упор, кроме описанных Вами пунктов, курсанту ЛУ в процессе обучения. То есть, что по Вашему мнению недодают в ЛУ. В первую очередь это проблема курсанта. ЛУ станут лучше, доведут их до ума в ближайшие 5-7 лет. Но нам то учиться и выпускаться сейчас...
Насчёт своего видения "лучшего" я написал постом выше. То что это "лучшее" не совсем соответствует современным реалиям - полностью соглашусь, но это не значит что нужно "всё закрыть, всё сжечь", с чего разговор начался.

=


Итак. Какие проблемы есть у сегодняшнего выпускника, держателя лицензии коммерческого пилота?



Сразу хочется оговориться, что вины сегодняшних курсантов здесь не столь много, сколько в бездарности тех, кто это обучение обеспечивает:

1. Незнание норм международного права. При том, что РФ при каждом удобном случае бьет себя пяткой в грудь, напоминая о своем членстве в ИКАО. Особенно, в случае, когда упоминается про необходимость знания английского языка ("Мы члены ИКАО, пущай изучают русский").

Выпускники практически никакого представления не имеют о том, что такое Чикагская конвенция и для чего она вообще была создана. И что из этого получилось. Как не знают и статуса документов, полученных в результате этой конвенции, равно как статуса (и нужности) таких доков, как 4444 и 8168. Ну и 7030 до кучи.

Совет:
Поимейте самостоятельно хотя бы общее представление - что такое ИКАО, Приложения, и в чем суть хотя бы означенных доков. Википедия в помощь, если преподавателям это неинтересно.

2. Аналогично - незнание российских ФАПов, что ни на есть приближенных к пилотам. Более того, с первого дня в училищах в головы курсантов вбивают мысль о том, что "раньше было классно и НПП, а теперь все плохо и ФАПы". Насаждая тем самым аналогию, что есть какой-то "мифический плохой ФАП", который "хуже НПП".

Совет:
Почитайте-таки ФАПы 136, 128 и 147. Равно как и ФП ИВП. В первом (хоть и весьма ретроградном в сравнении с тем же 128-м) есть много чего занятного по действиям в особых ситуациях (равно, как и в нормальном полете). Второй хотя бы даст представление о том, чего следует ждать при работе в нормальной авиакомпании. Ну а третий - это, собственно, документ весьма высокого уровня, дает пилоту представление хотя бы о правилах эшелонирования и подачи флайтпланов.

3. Теория. Как ни смешно, но я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, что выпускники ни в зуб ногой в основах - аэродинамики и СВЖ. У них и с закрылками вертикальная больше, ну а полет "от" и "на" радиостанцию - это нечто суперпрофессиональное. Как то неудобно при вступительном тестировании "заворачивать" краснодипломника, который говорит, что при выпуске закрылков в посадочное положение качество у Ан-2 выше, чем на чистом крыле.

Совет:. На какие бы гласс-кокпиты вы ни целились после училища - будьте добры, вникайте в основы.

4. Практика. Нет, я не буду говорить о том, что выпускники не умеют летать. От них это требуется только формально - после короткого обучения считаться пилотами В737 или А320. . Это только симмеры легко сажают самолет, потыкав пять кнопок. Реальность гораздо прозаичнее.

Выпускники совершенно не умеют готовиться к полету, а именно - анализировать TAF/METAR/NOTAMs, карты явлений, использовать сборники АНИ. Они не смогут подать FPL, даже если непрозрачно намекнуть, куда посмотреть для этого. Они не умеют вести радиообмен и, я даже в этом не сомневаюсь, не знают документы, которыми этот радиообмен регламентируется.

Совет:
Делайте упор на метео в плане чтения кодов "влет", знания карт опасных явлений, умение читать NOTAMs, умение пользоваться сборниками. Лучше - Jeppesen. И да, Doc.4444 и наш ФАП 362 в помощь. Да чего тут говорить - полеты на MSFS в VATSIM дают практики (в правилах, умении читать сборники, вести радиообмен) гораздо больше, чем полет по кругам вокруг ЗиЛа на полевом аэродроме.


5. CRM. В училищах этому не только не учат, но даже наоборот, всячески демонстрируют примеры, КАК не надо работать с точки зрения CRM. Но только курсанту не с чем сравнить и в итоге, видя фривольное отношение к работе с первых дней, у него образуется ложная подмена ценностей. Наплевательство к правилам принимается за норму. Например, что такое карта контрольных проверок на Ан-2 я узнал уже в летном отряде г.Барнаула... Нет, я знал, что она в принципе есть. Но ей не пользовались при обучении курсантов...

Совет:
Хотя бы мой блог читайте, что ли. Ну а вообще, по тематике CRM есть полно литературы. И всяких там он-лайн обучений. Я, к слову, в свое время не пожалел денег, прошел курс он-лайн (в другом центре, правда, не по ссылке)

Читайте http://www.skybrary.aero - это кладезь полезных статей.

----


Подытог.

Всему этому приходится спешно учиться в авиакомпаниях. Ну а так как мы все дети галлактики продукты одной системы, то следует представлять, насколько различным может быть обучение в разных компаниях. И даже в одной - в зависимости от того, "как повезет".

О каких 5-7 годах для училищ, для того, чтобы они "изменились" может идти речь? О каком "небольшом несоответствии" - туда же? В честь чего училища должны поменяться? Если на авиационных порталах маститые дядьки не устают печатать статьи о проблемах (в том числе, описанных выше) применительно не к курсантам, а к действующим пилотам и диспетчерам, и более того - самым, что ни на есть властителям авиационных иерархий?

Парни! Учитесь учиться. У всех есть планшеты? Ну так программ, позволяющих подготовиться по курсу CPL/ATPL - полно. Не пожалейте полтинник баксов. Хоть что-то интересное узнаете.

Будьте критичны к тому, что видите вокруг! Не позволяйте морковке быть слаще тех продуктов, которых вы не пробовали! Патриотизм это хорошо. Но только тогда, когда он направлен на созидание. Отрицание проблем только из-за невозможности понять, что именно является проблемой - это не патриотизм, это тупиковый путь. Учить добывать информацию о том, как Правильно.

Успехов!


FLYSAFE

Tags:

Recent Posts from This Journal

promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 65 comments — Leave a comment )
uumu_spotter
Mar. 21st, 2014 05:04 pm (UTC)
Спасибо за советы! Студент СПбГУГА.
(no subject) - zapravduvsegda - Mar. 21st, 2014 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aksamentov - Mar. 23rd, 2014 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - uumu_spotter - Mar. 23rd, 2014 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aksamentov - Mar. 23rd, 2014 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Mar. 23rd, 2014 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aksamentov - Mar. 23rd, 2014 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Mar. 23rd, 2014 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Denis Evdasev - Mar. 24th, 2014 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Mar. 23rd, 2014 07:29 pm (UTC) - Expand
katarosov
Mar. 21st, 2014 05:11 pm (UTC)
Денис(если можно по имени), а вышеозначенные документы изучаются в объеме курса ЛУ ГА?
Артем Цветков
Mar. 21st, 2014 05:42 pm (UTC)
Попробую ответить за Дениса про то, в каком объеме изучаются документы в ЛУ.
В летных училищах (говорю за УВАУГА) есть такой предмет, как воздушное право, где даются общие представления о том, что есть ФАПы, что есть документы ИКАО и вообще зачем нужна ЧК. Проблема в том, что дается это, как правило, слишком заумным, канцелярским языком и воспринимается курсантами как то, что им нахер ненужно, ибо звучит как "согласно статье ххх такого-то кодекса, подсудимого приговорить...". В результате знают что-то лишь те ребята, которые хоть что-то знали до этого. Я сам на них смотрю и понимаю, что если бы я сам ничего не знал до этого и пришел в училище с пустой головой, то вряд ли я бы осознал необходимость изучения данных документов. Вообще же, методика преподавания конкретно в нашем училище такова, что я получаю намного больше знаний читая ЖЖ Дениса (Денис, спасибо Вам огромное, Вы даете огромную мотивацию к тому, чтоб учиться, ибо училище ее старательно отбивает). Если говорить про то, как дается навигация и что из этого берут курсанты-простой пример. Договорились с преподавателем, что покажем ребятам на практике (ну, "практика"-это взяли модельку 737 от пмдг в msfs), как летать НА\ОТ радиостанцию, как выходить на радиал и прочее, что можно показать с помощью сима. Так вот, сидит поток, 90 человек. 60 спит, 20 играет в телефоны, 10 вникает и пытается что-то понять. И так со многими предметами. Вообще, в самом училище не просто витает запах-тут все провоняло маразмом и отсталостью, когда нас подготавливают на самолет первоначального обучения люди, которые мало того, что не знают английского языка в необходимом объеме, так еще и абсолютно не знают матчасть того самолета, который они преподают! Я не говорю, что все такие, но таких около половины. Многое из того, что мы изучаем уже давно не применяется в ГА, более того, уже и военные отказываются от многих систем. Наш преподаватель по навигации, который только-только пришел в училище из какой-то АК говорил нам: "Вы никому не говорите, что я вам говорю про то, как летают сейчас, а то меня отсюда выгонят". О каком адекватном образовании может идти речь? Многие ребята просто не понимают нужности того, или иного предмета, даже если он и касается авиационной тематики. В голове каша, из которой постепенно улетучиваются остатки того, что когда-то знал, ибо практика проводится с огромным запозданием, что не позволяет закрепить теоретические знания на достаточном, да что там достаточном-хоть каком-то уровне. Опять-таки, спасибо Денису за его ЖЖ.
Прошу прощения за "много букв", но просто накипело. И огромное спасибо за советы.

Edited at 2014-03-21 05:50 pm (UTC)
(no subject) - katarosov - Mar. 21st, 2014 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rostoper - Mar. 23rd, 2014 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasyairk - Apr. 4th, 2014 01:58 pm (UTC) - Expand
хаха ))) - papa_root13 - Nov. 14th, 2014 10:32 pm (UTC) - Expand
Re: хаха ))) - katarosov - Nov. 15th, 2014 06:48 am (UTC) - Expand
metfor
Mar. 21st, 2014 05:12 pm (UTC)
Однако!.. не думал, что все настолько плохо... :(
kruzzik
Mar. 22nd, 2014 07:43 pm (UTC)
+1
vbnz_ru
Mar. 21st, 2014 05:43 pm (UTC)
Скажите, Денис, а Вам приходилось сталкиваться с ребятами, прошедшими обучение CPL в Америке с нуля? Каковы по-вашему их сильные и слабые стороны?

Спасибо!
aleks18771
Mar. 21st, 2014 05:54 pm (UTC)
Все грамотно и по делу.
(no subject) - verkinson - Mar. 21st, 2014 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - letchikleha - Mar. 23rd, 2014 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - verkinson - Mar. 23rd, 2014 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - letchikleha - Mar. 23rd, 2014 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Mar. 23rd, 2014 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Mar. 21st, 2014 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steelvv - Mar. 21st, 2014 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Mar. 21st, 2014 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - flightlevel - Mar. 21st, 2014 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Mar. 21st, 2014 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - flightlevel - Mar. 21st, 2014 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Mar. 22nd, 2014 03:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - vbnz_ru - Mar. 22nd, 2014 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - verkinson - Mar. 22nd, 2014 02:18 pm (UTC) - Expand
Svetlana Klein
Mar. 21st, 2014 08:03 pm (UTC)
Денис, Ваш подытог можно цитировать любому выпускнику своей будущей профессии. Подпишусь под каждым словом, ибо невежество - самое страшное именно там, где речь идет о жизнях пассажиров/пациентов/клиентов... Учитесь учиться, ребята! Это правда.

Edited at 2014-03-21 08:34 pm (UTC)
creaze
Mar. 21st, 2014 10:34 pm (UTC)
> Выпускники совершенно не умеют готовиться к полету, а именно - анализировать TAF/METAR/NOTAMs

О как.
Меня как раз этим сейчас задрачивают. Полёты — ПВП на дальность 50–120 миль. Но подготовить всё изволь чин по чину.
denokan
Mar. 22nd, 2014 04:21 am (UTC)
А тут иной раз при вводе в КВС диву даешься... Второй пилот 2000 налетал, а в картах погоды или в BECMG - темный лес.
(no subject) - creaze - Mar. 22nd, 2014 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ra_ngr - Apr. 1st, 2014 10:57 pm (UTC) - Expand
ip_bez_jp
Mar. 22nd, 2014 02:41 am (UTC)
Вот же получается, кто хочет летать и готов стремиться — сидит на земле, якобы по состоянию здоровья, что ВЛЭК написал. А учатся какие-то оболтусы, которым это даже не надо. Где справедливость (
denokan
Mar. 22nd, 2014 04:22 am (UTC)
Учатся такие же стремящиеся. Не все оболтусы. Но если вокруг тебя преподавание никакое и требования никакие - то и учиться правильно очень сложно. Особенно, если не знать, что на самом деле требуется учить.
dyachenkoa
Mar. 22nd, 2014 05:13 am (UTC)
Спасибо за советы!

Читаю ваш блог больше года с огромным интересом)
Учусь на пилота в УВАУ ГА.
Сергей Беляков
Mar. 22nd, 2014 04:45 pm (UTC)
Может курсанты думают,что их прям ждут в авиакомпаниях. Тут один выпускник летного училища говорил,что 70 % выпуска 2013 г. без работы.
letchikleha
Mar. 23rd, 2014 07:01 am (UTC)
Дело в том, что все (скорее всего все) курсанты хотят на В и А и мало кто хочет в Якутию на Ан-24 или Ан-2 в Красноярский край. Вот поэтому и без работы.
(no subject) - Сергей Беляков - Mar. 24th, 2014 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - saksafon1 - Mar. 23rd, 2014 12:12 pm (UTC) - Expand
Андрей
Mar. 27th, 2014 02:02 pm (UTC)
У меня волосы дыбом стали. Правовых основ не знают ни международных ни внутренних, в теории ни в зуб ногой,в практике не умеют летать и не умеют готовиться к полету, в области технологии работы (CRM) учат прямо противоположному. В таком случае деятельность работников и особенно руководителей государственного образования граничит с преступлением. И начинаю понимать, что это к сожалению не только в области авиации.
ra_ngr
Apr. 2nd, 2014 01:43 pm (UTC)
Так, а где мой пост про Трансаэро ?
(no subject) - denokan - Apr. 2nd, 2014 02:12 pm (UTC) - Expand
vasyairk
Apr. 4th, 2014 11:54 am (UTC)
Да... Чем больше я читаю ваш журнал, тем больше поражаюсь тому, какие в России контрасты... При поступлении не сдал, например, норматив по бегу и в ответ получаешь "Ой, ну ты бегать не умеешь, какой из тебя пилот? Как ты летать собираешься?", но затем при обучении и дальнейшей работе многие плюют на актуальные ФАПы, документы ICAO и так далее: "Да я лучше по НПП-ГА 85 года буду летать/контролировать, чем учить какие-то новые ФАПы!". Яркий пример это ФРО, в МВЗ может быть еще более-менее нормально с этим, но в регионах... Например, до сих пор просят докладывать смену давления на эшелоне перехода, хотя ФАП362 этого уже не требует. А про английскую ФРО я вообще молчу, слушать противно. Очень, очень странно...
Михаил Рогов
Apr. 10th, 2014 12:47 pm (UTC)
Денис,можно пару вопросов?я ГА авиацией интересуюсь,мне бы хотелось узнать..
-возможно ли стать сразу КВС, без налета в кресле второго пилота.Просто тут спор небольшой зашел,как один бывший военный летчик(но с американской лицензией) пришел в а/к на должность командира.
-есть ли средняя цифра налета за жизнь у пилотов ГА?и может быть бывают какие-то рекорды в этом плане. Например кто-то вылетал 30 тысяч часов..возможно ли?
Спасибо.
denokan
Apr. 11th, 2014 04:16 pm (UTC)
Возможно, теоретически и можно.

Раньше такое бывало и в нашей стране - военные пересаживались слева налево.

Сейчас - вряд ли.

Средней цифры налета нет, т.к. это как "средняя температура по больнице". Но в нашей стране нормальным считается налет 15-20 тыс при выходе на пенсию. За рубежом может быть значительно выше. И 30 тыс тоже.
(no subject) - Михаил Рогов - Apr. 12th, 2014 09:58 am (UTC) - Expand
Вячеслав Бельтюков
Oct. 27th, 2014 07:51 am (UTC)
В плане обучения ИТС ситуация все же немного лучше. Скажем так, большинство преподавателей понимают, что лабораторная работа по замене БСМ-9 на АШ-62 или расшифровка средств объективного контроля с помощью ЛУЧ-84 несколько не соответствует современным реалиям, но делать нечего, материально-техническая база по большей части та, что осталась от советского союза.
Дело даже не в ней. Вобщем то работать руками на технике можно научиться и на этом старье. Дело в другом. Во времена СССР существовала тесная связь между ГВФ, МАП и учебными заведениями. Наш университет (СГАУ) просто нашпигован наглядными пособиями, документаций, натурными образцами по многим типам советской АТ. В библиотеке можно взять без проблем РЛЭ или РТЭ практически по любому советскому типу. Все преподаватели, работавшие еще в советскую эпоху, ездили на авиазаводы, на авиапредприятия, изучали технику и работы на ней и уже этот опыт передавали студентам, отражали в пособиях и т.д. Когда в 90х эта система разорвалась, новую построить не сумели. В университет просто не доходят сведения о своременном состоянии системы в объеме, достаточном для построения новых учебных программ. То есть преподаватель по АиРЭО знает, что авионика современных самолетов отличается от оборудования самолета Ту-154Б, но рефераты мы пишем именно по его системам, так как для чего то другого нет ни литературы, ни комплексных знаний у преподавателя для проверки реферата. Мы делаем расчет полета самолета Як-40, потому что в библиотеке есть его РЛЭ. И так во всем.
(Deleted comment)
valentinevs
Dec. 17th, 2014 07:09 pm (UTC)
История с работой
Здравствуйте, Денис!

Мне очень нравится ваша точка зрения.
Но, скажите, как относятся сегодня в вашей компании к людям получивший CPL в США?

Заранее благодарю за ответ!

Валентин
Re: История с работой - denokan - Dec. 19th, 2014 09:24 am (UTC) - Expand
Re: История с работой - valentinevs - Dec. 21st, 2014 03:02 pm (UTC) - Expand
nikito777
Aug. 18th, 2015 04:59 pm (UTC)
Зарегистрировался, чтобы подписаться на Вас))
Был наслышан о ситуации в нашей системе авиационного образования, в этом году начну испытывать это на своей шкуре, ибо поступил в одно из СУЗ.
Полезный пост, подтвердивший ожидания. Благо, предыдущее высшее образование научило учиться сверх программы (больше пользы от него не нашел).
Спасибо, будем постигать профессию
denokan
Aug. 21st, 2015 06:12 pm (UTC)
Успехов!
(no subject) - nikito777 - Aug. 21st, 2015 11:19 pm (UTC) - Expand
deemon933
Aug. 19th, 2015 08:33 pm (UTC)
Спасибо! Этой информации в упорядоченном виде действительно не хватало
youthlider
Dec. 7th, 2016 05:57 pm (UTC)
Спасибо огромное!!))) курсант ККЛУГА
Вадим Рулёв
Feb. 6th, 2017 03:09 pm (UTC)
В помощь "вопиющим" курсантам.
3. Теория. Как ни смешно, но я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, что выпускники ни в зуб ногой в основах - аэродинамики и СВЖ. У них и с закрылками вертикальная больше, ну а полет "от" и "на" радиостанцию - это нечто суперпрофессиональное. Как то неудобно при вступительном тестировании "заворачивать" краснодипломника, который говорит, что при выпуске закрылков в посадочное положение качество у Ан-2 выше, чем на чистом крыле.
)))Вертикальная с закрылками на снижении реально больше, качество с выпущенными закрылками закрылками меньше. А вообще... нельзя по учебнику Практической аэродинамики Ан-2 нормально знать аэродинамику, она специфична... а вдолбили её так, что уже дедушки летая на Ан-24 или Ан-12 в наборе высоты выпускают закрылки на 5 град, что по большому счету работает реально только на Ан-2, а про Качество самолёта в учебнике Ан-2, вообще шедевр... почитайте спецы, а ребятам... найдите лучше другие источники.
( 65 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel