?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Взгляд со стороны - пилота, долгие года проработавшего в СССР и России, и уже достаточно долгое время работающего в зарубежной автакомпании на большом лайнере.

Я, каюсь, немного процензурил пост - все-таки, "за бугром" дышится легче, и писать о проблемах российских проще. Ниже есть прямая ссылка на оригинал.

--==(*)==--


Оригинал взят у arabskiy_pilot в КОЛОКОЛ УЖЕ ОБЗВОНИЛСЯ, АЖ ТРЕСНУЛ
Bell

А никто так по-настоящему и не чешется. Упал самолёт - остановить тип, улучшить подготовку, усилить ответственность, укрупнить авиакомпании. Обычно, мне кажется, эту дежурную, ничего реально не значащую мишуру озвучивает Медведев. Потом страсти по очередной катастрофе спадают, народ устаёт и до очередного упавшего самолёта переключается на более свежие новости. Потом опять всё по новой. Пермь, Казань, Сочи сюда же, хоть это были и армяне, несколько случаев, когда катастрофы избежали только чудом, и они не попали на первые полосы газет....  Где следующий? Я специально выделяю эти три, как имеющие общую причину - неготовность экипажа к полетам на иностранной технике. А другой совсем скоро и не будет...

Казань еще остаётся под небольшим вопросом, но шансы на оправдание экипажа там видятся минимальными, до отчета комиссии еще несколько месяцев, а говорить об этом имеет смысл сейчас, когда горячо.

Чтобы воду в ступе не толочь, сразу обозначу проблемы и предложу конкретные шаги по существенному повышению шансов пассажирам добраться до аэропорта назначения на самолёте иностранного производства российской авиакомпании в нормальном человеческом виде на радость семье и друзьям.

1. Английский.
Самая сложная и долгорешаемая задача. Её, всем понятно, приказами и даже деньгами не решить. Поэтому надо, хотя бы, начать над ней серьезно работать на дальнюю перспективу. На очень дальнюю. Установить временной горизонт - лет, к примеру, пять. Или десять. Будем реалистами. После этого, для поступлении в летное училище для учёбы за государственный счёт будь добр, принеси сертификат TOEFL, IELTS или что-то подобное определеннного достаточно высокого уровня, полученный в сертифицированном центре. Перед приёмом на работу, как и сейчас - сертификат уровня ИКАО, полученный в действительно независимом от авиакомпании языковом центре. Тем, кто учится за свой счёт в коммерческих лётных школах оба этих сертификата - при приёме на работу. Всё. Крутитесь, как хотите, но это должно быть обязательным условием для работы на иномарках со всей их документацией и учебным процессом на английском языке. Не способен, не хочешь, нет возможности - до свидания, пока не сможешь, захочешь, найдёшь возможность. Никакой социалки за счёт безопасности полёта.
Пусть лучше взбесившийся принтер хоть один реально полезный закон об этом издаст, а Медведев на первом канале объявит всей стране: Хотите быть летчиками - вот условие. Закон вступает в действие с .... . Баста!

2. Тренажерная подготовка.
Её сейчас просто элементарно не хватает. Часа по четыре (по восемь - denokan. Иногда - больше) каждые шесть месяцев. Да, это примерно международный стандарт, но этого мало. Мало даже для носителей языка и практически с пеленок пилотов. Тем более, мало для не отягощённых такими изначальными условиями наших чкаловых. На многие процедуры и манёвры просто нет времени. Они делаются редко или не делаются вообще, не говоря уже о выработке крепких навыков. По мне бы, тренажёры надо удвоить. Каждые три месяца, как, собственно, и было в старом советском Аэрофлоте. Вдумчиво, не спеша, всё что нужно отработать. Особенно, по несколько раз то, что плохо получается. Крутить его так, чтобы и из положения кверх колёсами могли выходить. Вот тогда это будут более-менее летчики.

3. Поощрение ручного пилотирования (ооо - моя тема! denokan) в рейсовых полётах, естественно, если позволяют условия. Уже и FAA и EASA озаботитились потерей навыков сканирования приборов и ручного пилотирования, наши же авиационные власти, по-моему, глухо молчат. Может, надеятся - само рассосётся? Что-то не рассасывается никак...

Боинг в несколько меньшей степени, но особенно Эйрбас, просто превращают лётчика в сложно устроенный механизм нажимания кнопок, зачастую даже без достаточно глубокого понимания происходящих при этом процессов. Отключение автомата тяги и/или директоров уже вызывает у многих неподдельный ужас. Современный самолет в подавляющем большинстве сценариев позволяет летать на нем практически только вводя команды в компьютер. Естественно, довольно быстро навыки ручного управления атрофируются, а у тех, кто начал на А320 сразу после летного училища, они вообще практически отсутствуют. И вот сложная ситуация, требующая ручного вмешательства - и мы пикируем с углом 70 градусов в землю или заваливаем крен из которого уже не можем вывести...

4. Создание института независимых проверяющих пилотов.

(об этом я тоже писал - denokan)
Допуск к полётам и проверка навыков пилотирования проверяющими, являющимися сотрудниками этой же компании, более того - непосредственными коллегами по работе, это нонсенс. Если это за счёт другого менталитета работает в British Airways или Emirates, то в российской реальности после неоднократного братания при совместном распитии, дружбы семьями или просто сотен часов проведенных в одном кокпите, а также производственной необходимости, во многих случаях речь об объективной оценке навыков даже не идёт. Проверяющий должен в идеале видеть проверяемого первый раз в жизни и уже точно не зависить от его компании в смысле зарплаты и вообще самой работы.

По каждому из этих пунктов каждый пилот со стажем может роман написать только из известных ему примеров.

Дополнительные тренажеры, независимые чекеры, уволенные непригодные пилоты, естественно, стоят денег. Если серьёзно этим заняться, это может на пару-тройку процентов увеличить в итоге стоимость билета. Можно, конечно, как всегда ограничиться "остановить тип, улучшить подготовку, усилить ответственность, укрупнить авиакомпании". Тогда не обессудьте...

Вот так вкратце.

Аминь.
promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 83 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
roydjoy
Dec. 10th, 2013 05:19 pm (UTC)
В этой стране такое сделать невозможно.
zzaharr
Dec. 10th, 2013 05:23 pm (UTC)
Обоснуй
(no subject) - man_of_reason - Dec. 10th, 2013 05:28 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
prokopa_090
Dec. 10th, 2013 05:25 pm (UTC)
Денис, когда будет пост про посадку борта в Барнауле транзитом, на Новосибирском рейсе?
denokan
Dec. 10th, 2013 05:25 pm (UTC)
Я на заказ статьи не пишу.
(no subject) - prokopa_090 - Dec. 10th, 2013 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - generationp - Dec. 10th, 2013 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - podpolkovnikvvs - Dec. 10th, 2013 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cyclid - Dec. 10th, 2013 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Dec. 11th, 2013 03:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - cyclid - Dec. 11th, 2013 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - monochromica - Dec. 11th, 2013 07:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Dec. 11th, 2013 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - podpolkovnikvvs - Dec. 11th, 2013 04:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - dimas - Dec. 11th, 2013 12:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - podpolkovnikvvs - Dec. 11th, 2013 04:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - dimas - Dec. 11th, 2013 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - podpolkovnikvvs - Dec. 11th, 2013 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - dimas - Dec. 11th, 2013 10:42 am (UTC) - Expand
electrik93
Dec. 10th, 2013 05:44 pm (UTC)
Вопрос немного не по теме, но все же.

Бортпроводницы в процессе взлета и посадки просят выключить электронные устройства, а в процессе всего полета должны быть выключены сотовые телефоны. Это связано с влиянием радиоэлектронных устройств на чувствительную аппаратуру самолета, либо это сделано затем, чтобы внимание пассажира в случае внештатных ситуаций должно быть направлено на действия проводника?
Хотя если предположить последнее, то тогда бы и газеты, выдаваемые в полете, отбирали.
Юрко Гудима
Dec. 10th, 2013 05:50 pm (UTC)
возможно, вам поможет данная статья: http://letchikleha.livejournal.com/150456.html
(no subject) - electrik93 - Dec. 10th, 2013 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Юрко Гудима - Dec. 10th, 2013 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bctravel - Dec. 11th, 2013 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - fly_dream - Dec. 10th, 2013 05:57 pm (UTC) - Expand
kirzer
Dec. 10th, 2013 05:46 pm (UTC)
это будет работать если жизнь человека в рф станет дорого цениться. хотя бы в деньгах
тогда станет не выгодно ронять самолеты а выгодно учить пилотов.
сейчас трупы дешевле чем подготовка . похоже
mxkazan
Dec. 10th, 2013 06:01 pm (UTC)
Что же по вашему - директор АК "Татарстан" желал увольнения и банкротства? А президент Татарстана может хотел сына погубить? А Салахов камикадзе?
(no subject) - matershynnik - Dec. 10th, 2013 08:11 pm (UTC) - Expand
mxkazan
Dec. 10th, 2013 05:50 pm (UTC)
Ну дилентантизм нашей власти проявляется повсеместно. Вон сколько Яндекс жалоб писал, что блокировка IP - глупость. Не сработало. Но Яндекс хоть пытался. А в авиации с этим как? Периодически на АТО встречаются различные письма-мнения авиакомпаний к различным грядущим решениям. Опять же АТО и АвиаПорт представили хорошие мнения касательно Казанского происшествия и проблем современной авиации в России. Но ведь это просто разговоры. Есть ли во власти какие-то адекватные представители работников авиационной отрасли, которые понимают весь спектр проблем и готовы их решать?
fly_dream
Dec. 10th, 2013 05:53 pm (UTC)
Я бы туда ещё прибавил - какую-нибудь особо публичную и очень позорную порку за "негласные правила" из серии: "Жёстко самолёты не сажать", "Лишний раз не обливаться", "Лишний раз на круг не уходить" и подобные, чтоб "отцы-командиры", или же "эффективные менеджеры" даже заикаться не смели о какой-либо мифической экономии средств на топливе и процедурах.
leha_nsk
Dec. 10th, 2013 06:02 pm (UTC)
Хм, я не знаю, где порят за облив, уход, посадки в пределах 1,7.
Но, кстати, насчет ухода. Частенько он бывает по причине нестабилизированного захода - это, чаще всего, следствие неправильного расчета снижения/гашения, неоправдавшегося descent wind, забитого в FMC/FMGS, которая, в итоге, увела ВС выше профиля, и тд и тп. Это, как мне видится, следствие недоученности. В общем, уход по команде УВД - это одно. А вот анстабилайзд аппроуч лучше бы разобрать, дабы не мочить таких заходов в дальнейшем.
(no subject) - fly_dream - Dec. 10th, 2013 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Dec. 10th, 2013 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leha_nsk - Dec. 10th, 2013 06:33 pm (UTC) - Expand
aleks18771
Dec. 10th, 2013 06:31 pm (UTC)
Хотя это в принципе не очень сложные требования. Ввести их потребуется воссоздать единую авиакомпанию в стране на первом этапе а уж потом через лет десять разбить на три независимые.
matershynnik
Dec. 10th, 2013 08:18 pm (UTC)
воскрешение "Аэрофлота" ямайскими колдунами?
(no subject) - aleks18771 - Dec. 10th, 2013 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Dec. 11th, 2013 03:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - aleks18771 - Dec. 11th, 2013 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Dec. 11th, 2013 08:42 pm (UTC) - Expand
Почему так критично? - aleks18771 - Dec. 12th, 2013 04:58 pm (UTC) - Expand
Re: Почему так критично? - denokan - Dec. 12th, 2013 05:58 pm (UTC) - Expand
tanoy
Dec. 10th, 2013 06:43 pm (UTC)
А как второму пилоту набраться опыта полетов в ручном режиме? Для этого как минимум нужно сильно напрячься капитану, в каждом полете вспоминая самостоятельно, как это делается, и еще натаскивая второго пилота. Мне кажется, без обязаловки заниматься этим никто не будет, ибо лениво. Или нет?
denokan
Dec. 11th, 2013 03:09 am (UTC)
Вообще не надо напрягаться - если капитан нормально подготовлен.
foxgan
Dec. 10th, 2013 08:09 pm (UTC)
Безопасность перевозок
Итак по первому пункту согласен на все не то что на 100% , а на 150.. учить и учить , причем не только в форме TOEFL, а даже для себя.. ну сколько из нас, прилетая в Тайвань или Малазию, могут похвасться умением именно в этой стране вести связь,учитывая даже специфический "азиатский" английский? А это еще в Исландию не летали - там Рейкьявик таким голосом запросы выдает и с таким акцентом, что только со своим КВС взглядами друг на друга смотрим и удивляемся - "..то ли мы дебилы, то ли помехи какие..".
Иногда стыдно за наземный персонал - если техник или стюард на трапе еще сможет " Good Morning ! сказать, то бабульки на багаже-контроле толь- ко могут в спину пробурчать ".. ходите тут.. дебилы нерусские"
Второй пункт - тренажерной подготовки не бывает много - и говорить что нужно "удвоить, утроить.." бесполезно. Пилот учиться всю жизнь, каждый вылет- наука и практика, и отлетать на тренажере, да при грамотном моделировании большинству за огромное счастье. Только ленивые и уж очень самоуверенные бояться тренажера.. Большинство "старичков" объясняют так "..да нам, это на..у не надо, это вы развлекайтесь, а я в тот же Нижневартовск летал столько, сколько ты звезд на небе видел...".. ну ну.. один раз сказал одному, что в Новосибе вторую полосу ввели - очень удивился
Третье - FAA EASA абсолютно правильно делают, но ведь это фактически восстановление Советской школы -без 700 часов с левой табуретки на АН-2 на более тяжелый тип не сядешь. Да и когда ты в Ейске или Армавире в 17 лет выполнил первый СП на Як-18 - тогда и пилот зарождается..А уж когда тебя инструктор на 4-м курсе первый раз на плоский штопор проверяет.. Как же можно, штурмана, пусть и переучившегося, допускать КВСом да на неосвоенный тип.. Я ничего не имею против ребят-штурманов, НО там совершенно другие навыки и рефлексы.. плюс полное непонимание взаимодействия автоматики 737 с каналом штурвального управления. Они конечно, никого не хотели убить, но так получилось, что в момент резкого перекладывания РВ "на пикирование" люди не представляли последствий, не знали, во что это обойдется..

Напоследок - тут раздули огромную истерику по поводу ухода на второй круг GH179 Москва (Домодедово) – Новосибирск (Толмачево)http://vz.ru/incidents/2013/12/10/663621.html
"... он чуть ли не приземлился на другой самолет... ", написала мадам из салона ( .. я так и представляю как мадам из салона видит в 30 см иллюминатор сбоку ВПП )
Извините за сумбурность, но Не очень привык ( что поделать- стереотип, да и в конце концов, я не великий фотограф, как Денис или А.Кочемасов).
Жду на своих рейсах IFLY

valerij_piter
Dec. 10th, 2013 09:04 pm (UTC)
Всё верно. Можно применить в любой отрасли, но к сожалению такой подход требует от нас быть Европой, а мы пока ещё сидим в средневековье. Форма правления (управления) должна стать: честной, открытой, прозрачной, конкурентной и подотчётной обществу. Есть надежда, что образованная молодёжь вытащит нас на этот уровень.
foxgan
Dec. 10th, 2013 09:10 pm (UTC)
Денис, забыл высказаться по п.4. извините
Что в Вашем понимании "Независимый пилот-эксперт-проверяющий"?
Я очень много видел таких и с огромными наградами во всю грудь с удостоверением " Пилот-инспектор безопасности" от РосАэронавигации.. Один такой приехал во время загрузки и задал мне вопрос ".. почему не выполняете порядок ВК РФ,а где ККП и ИвтИЭ № 64/И??" ..так вот Chek-list .... Что за хрень мне тут суете! Ничего не понятно!
Вы надеюсь, прекрасно понимаете, что даже уважаемого мною и Вам ВВЕ (Ершов В.В.), в настоящий момент времени за штурвал ни В-737, ни уж за 757 не просто нельзя садить ...другой менталитет. И уж Вы, Денис, как пилот-инструктор 737 вряд ли допустили ВВЕ к управлению...
У меня папа, КВС 154, посмотрев видео взлета 737 на полном серьезе спросил -(.. а чего это за колесико пятнистое крутиться и трещит, почему он стабилизатор не перекладывает, а почему в НВУ никто ничего не забивает и где карта -схема выхода???"

Edited at 2013-12-10 10:08 pm (UTC)
denokan
Dec. 11th, 2013 03:15 am (UTC)
Я в свое время в этом ЖЖ писал о подобном в статье "Заграница нам поможет?". Имея в виду иностранных инструкторов и проверяющих.
st_deimos
Dec. 11th, 2013 01:31 am (UTC)
читая ваш журнал стал хоть что-то, хоть как-то на любительском уровне понимать в авиации.
Спасибо вам за интересные посты.
Главное понятные полным нолям в авиации.
Про бардак: страшно конечно, но летать все равно придется.
a_akulovich
Dec. 11th, 2013 02:18 am (UTC)
Зря Вы прогибаетесь :((( Капитан, взрослый мужик. Летать не боитесь, а начальства опасаетесь :((( Помните, был пилот, который совершил обычный для любого западного пилота поступок - не стал ждать в аэропорту то-ли полпреда, то-ли губернатора? Он просто уважает себя и пассажиров, имеет чувство собственного достоинства. И очень жаль, когда кто-нибудь возмущается шепотом. А особенно - летчик и капитан. Извините :((((
denokan
Dec. 11th, 2013 03:19 am (UTC)
Где я прогибаюсь? Вы жж мой читали?
(no subject) - a_akulovich - Dec. 11th, 2013 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - mxkazan - Dec. 11th, 2013 04:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Dec. 11th, 2013 04:39 am (UTC) - Expand
stepan_st
Dec. 11th, 2013 07:35 am (UTC)
А у меня вот какой вопрос возник. Может он и дилетантский, но всё же. Вот A и B делают самолеты с максимальной автоматизацией, где то самое нажимание кнопок. Но в то же время идет осознание, что так человек теряет навыки пилотирования. Получается некое распутье, и авиационные регулирующие организации уже думают о "врубании задней" - к увеличению мануальной составляющей в полетах. Но ведь это тоже не есть путь к увеличению безопасности полетов: сколько было инцидентов и аварий в 60-90е как раз по причине человеческого фактора, в том числе и с опытными экипажами и матерыми КВС?..
А может быть наоборот, додавить этот процесс до дальнейшей и, может быть, уже полной автоматизации полетов? Ведь есть те же беспилотники, и их становится всё больше, и применение им всё шире. Кроме того, автоматика менее подвержена человеческому фактору и особенностям того или иного менталитета (трудности произношения и перевода, дружеские отношения с проверяющим и пр.). Я думаю, что причина боязни дальнейшей автоматизации лежит в человеческой психологии - трудно полностью довериться машине в таком всё-таки непривычном для психологии деле, как полёт (вне тверди под ногами всегда есть место подсознательной боязни упасть). Или же тот уровень автоматизации, который уже есть, является предельным (или наоборот чрезмерным), и дальше упрощать жизнь пилотам не нужно?

Edited at 2013-12-11 07:48 am (UTC)
denokan
Dec. 11th, 2013 07:59 am (UTC)
Вы полетите на беспилотном самолете, работающий исключительно по программе, которую написали люди (не пилоты)?
(no subject) - stepan_st - Dec. 11th, 2013 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - bctravel - Dec. 11th, 2013 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Dec. 11th, 2013 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stepan_st - Dec. 11th, 2013 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Dec. 11th, 2013 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dtimokhov - Dec. 11th, 2013 11:33 am (UTC) - Expand
Ошибки в ПО есть всегда - grossws - Dec. 12th, 2013 08:22 am (UTC) - Expand
dtimokhov
Dec. 11th, 2013 07:37 am (UTC)
Я, вот, иногда думаю - как сделать так, чтобы те, кто управляет страной действительно ей управляли. Т.е. принимали такие законы и правила, которые бы корректировали курс развития страны в верном направлении.

Чем больше думаю, тем больше прихожу к уверенности, что слова "в этой стране никогда не будет хорошо", хоть и раздражают троллизмом, но не лишены смысла. И дело не в том, что страна плохая - дело в том, что страна не подготовлена была к демократии. В итоге депутаты принимают законы не те, которые нужны, а те, которые поддержат их популярность и позволят перевыбраться.

Почему, скажем, в других странах не так - те же депутаты, те же выборы, а порядок в ГА есть? Возможно, тут как раз играет роль менталитет и исторические корни. У них как-то это получается...

Вот и в части ГА намного проще сделать громкие и "правильные" заявления, приводящие к дрожи в теле от удовольствия у избирателей, чем работать. Работать - оно вообще сложно))) Говорить проще.

Немного политически вышло... Но мое мнение однозначное - чтобы был порядок в ГА нужна единоличная жесткая рука. Тут не место рынку и демократии. Проблемы надо реально решать: жестко и, безусловно, правильно, опираясь на саксес опыт других стран и мнение реальных экспертов.

Надеюсь, что Денис, ЛетчикЛеха (Алексей, видимо) и пр. компетентные люди смогут своим мнением (в блогах или будучи приглашенными экспертами) повлиять на ситуацию.

При словах "жесткая рука" - сразу у многих ассоциация со Сталиным. Учитывая противоречивое мнение к нему (прошу не надо политики!) скажу, что представляю как тогда решались сложные инфраструктурые и технические проблемы. Не всегда, конечно, верно (не суть!). Главное - тогдашняя "жесткая рука" вникал в суть вещей (тому есть примеры) с предметной точки зрения и принимал решение реальное, а не политическое - дабы всем понравится.

Я лично очень надеюсь на то, что сегодняшняя жесткая рука возьмется за проблему и решит. Я в это верю)))

Прошу извинить, если отдает политикой. Я хотел донести мысль - отраслью надо заниматься целенаправленно, само по себе она не с эволюционирует куда надо!
(Deleted comment)
(no subject) - dtimokhov - Dec. 11th, 2013 11:31 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 83 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel