?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Собираемся лететь обратно. Погода в Анапе просто чудесная! Сообщаю Наилю, что набирать он будет на руках и в наборе я выключу flight directors. Надо же когда-нибудь начинать...

Вылетаем. В этот раз взлет у Наиля получается гораздо лучше - если в Домодедово он "стеснялся", видимо, увеличивать тангаж выше 15, разогнав скорость, то сейчас все в полном ажуре - скорость строго V2+20, тангаж именно тот, что требуется.

- Ну что, готов? Сейчас неожиданно выключатся директоры.

Ага, так же неожиданно, как "внезапная проверка боеготовности российской армии"

- Да.

Выключаю. Летим дальше. Собственно, ничего сложно в полете без директоров нет. Да, они величайшее изобретение человечества и все такое, но если учить летать только по ним, не делая акцента на ВАЖНОМ, а именно - на постоянном контроле положения самолета (тангаж, крен), скорости, ее трендов, высоты, вертикальной скорости - то профессионалом ты, брат, не станешь. А директоры иногда отказывают... Напрочь.

Как у меня, при заходе ночью в Сочи. Через два месяца после ввода в КВС. И ладно бы они просто исчезли, так они решили погоду показывать, вместо нужной траектории. Это гораздо более подлый отказ, чем просто исчезнуть с глаз долой. Ну и что? Выключил автопилот, директоры, и между облаками зашел на посадку. Писал уже об этом, не буду повторяться.

--==(о)==--


Темнеет. Летим на эшелоне 340.

Пора бы поговорить об использовании реверса на посадке.

- Наиль, а зачем ты реверс на 80 начал выключать?

Смотрит на меня

- Ну так... На 80 начинаем прибирать так, чтобы на 60 он был выключен.

Эх-эх.

- Ты не поверишь. На 60 начинаем выключать так, чтобы к скорости руления он был выключен. Как в SOP.

- Ну, Денис.. Что я могу сказать?..

- Понимаешь, если ты на этом самолете, на классике, выключишь реверс полностью, а потом тут же ни с того ни с сего решишь, что он тебе снова нужен, ты можешь сильно удивиться, что он включится далеко не сразу. И может быть уже поздно.


Ох и вредный же этот Окань!

--==(о)==--


И как тут не поговорить о базовом понимании принципов CRM (Crew Resourse Management) То, что отлично работает на западе, позволяя перевозить по миллиарду пассажиров в год, никого не убивая, и то, что бестолково внедряют в нашей гражданской авиации на протяжении уже лет 15-ти, не понимая сами то, что пытаются внедрить. Обзывая это "буржуйской наукой", не предназначенной для русского человека.

Смех.

Наиль говорит, что он по образованию инженер. То есть, испытывает определенное недоверие к нематериальным наукам. Я тоже инженер, но попробую на пальцах объяснить:

- СRM это некие базовые жизненные правила, принципы, которые позволяют нам успешно работать. Более того, они на уровне подсознания как бы понятны каждому, а вот попроси, например, тебя, объяснить, почему стандартизация так важна - ты вряд ли это сможешь.

- Так вот, в умных книжках давно уже все разложено по полочкам и внятно объяснено, понятным языком. Достаточно их прочитать, чтобы уже понимать и получить пользу.

- Например, стандартизация. Стандартные процедуры. Почему они так важны? Да потому что, работая одинаково, мы работаем ОЖИДАЕМО. То есть я знаю, что ты сейчас делаешь, что будешь делать дальше. Ты знаешь, что я сейчас делаю и что буду делать дальше. И, если я что-то пропустил - ты говоришь: "Денис, давай сделаем то-то и то-то". А я говорю:"Спасибо" и исправляю свою ошибку. То есть, стандартизация служит мощнейшим инструментом взаимного контроля!

- Или, например, умение оценивать риски. Просчитывать варианты, выбирать наиболее приемлемые. Все это служит основой для принятия Решений. Которых в каждом полете очень много.

- Как принимаются решения? Сначала наступает ситуация, в которой надо принять Решение. Для этого - собираем Факты. После чего - ищем Опции, варианты. После чего оцениваем риски по каждому из них, выбираем наиболее приемлемый. После чего, собствнно - принимаем Решение. Затем - выполняем его, работаем по выбранному плану. Однако, через некоторое время следует убедиться, что мы на верном пути и, возможно, принимать новое решение. Эта модель принятия Решений называется FORDEC


F - Facts
O - Options
R - Risks
D - Decision
E - Execution
C - Check

- Опять же. Как принимаются решения? Хороший Капитан, на самом деле, всегда уже имеет решение в голове. По той же схеме принятое. Казалось бы, он может, не задумываясь, его принимать? Но будет ли это правильным? Вот, к примеру, для чего я спрашивал
тебя в Домодедово о заправке? Я что, сам не мог принять решение о ней? Мог.


Так вот. Обычно при принятии решения всегда есть время. Только исключительные случаи требуют молниеносных ответов. У капитана есть отличный ресурс - его второй пилот. Равно, как и другие члены экипажа, в том числе проводники, диспетчеры и кто угодно еще - если их мнение может помочь в выборе конкретного решения.

Хороший Капитан всегда поинтересуется мнением второго пилота по поводу предстоящего решения. А дальше... возможны варианты. Например, если мнение второго пилота совпало с мнением капитана - это просто здорово! Ему теперь гораздо проще его принимать. Или же, не совпало. Теперь надо разобраться, кто правильнее глядит на ситуацию, кто что не учел?  Идет обсуждение и в итоге Хороший Капитан выбирает правильное решение, даже если оно - не его.


Но это еще не все.

- И, опять же, Наиль, как ты считаешь, в чем польза от вовлечения второго пилота в процесс принятия решений?

Наиль предполагает:

- Если честно, Денис, я думаю, что капитан проверяет, насколько грамотный у него второй пилот.

- Не совсем. Вовлекая второго пилота в процесс принятия решений, Капитан показывает ему, что он Доверяет ему. Он создает открытую атмосферу. Второй пилот чувствует себя важным участником Команды и в следующий раз он совсем не постесняется предложить свое мнение.

Более того, это позволяет Второму Пилоту получить Опыт принятия решений, что положительно скажется на его становлении Капитаном. Собственно, весь CRM и строится на том, чтобы зная и понимая природу различных явлений и важных вещей, умело взаимодействуя, пилоты принимали Правильные Решения, от которых зависит БЕЗОПАСНОСТЬ.

Поверь, Наиль. Это работает. Более того, проникнувшись этим, начинаешь по-другому вести себя в обычной жизни. Ну, например, едешь по пустой дороге. Надо развернуться. Так и хочется сделать это через две сплошных... А зачем? Там впереди через 200м светофор. Какой смысл нарушать, когда можно не нарушать?

И еще. Одним из базисов CRM - это то, что любой человек совершает ошибки. Любой. Наша задача - уметь их минимизировать (вспомним стандартизацию, коммуникацию, взаимоконтроль, управление рисками) - и выявлять. И исправлять. И опять же, CRM дает отличное описание природы Ошибок. И Нарушений. И я тоже иногда что-то не вижу, не замечаю, пропускаю. Твоя задача - пресечь мою ошибку, подсказать. А я - скажу "спасибо". В этом нет ничего обидного.

И, подытожим, одним из страшных заблуждений является то, что "с нами никогда ничего плохого не случится". Это - неправильно. Да, можно всю жизнь отлетать без происшествий. Но достаточно лишь одного раза, в котором тебе придется продемонстрировать свой профессионализм. И от того, как ты, как твой коллега готовы к этой ситуации - зависят судьбы сотен людей.


Злодей Окань. Втирает какую-то чепуху в неокрепшие мозги.

- А я, Наиль с очень большой надеждой смотрю на молодежь. На то, что она изменит правила игры. Так что, решай сам, что тебе больше по душе. А CRM, это, на самом деле не просто быть "рубахой-парнеме", "своим в доску", совсем нет. "Рубахи-парни" часто имеют отвратительный CRM.

--==(о)==--









Заход в Домодедово получился поучительным. Мы оказались зажатыми между двух бортов, спереди и сзади.

В итоге диспетчер нас долго не снижал и мы уходили от профиля все выше и выше. К тому же, по его указанию мы достаточно долго держим скорость 290 узлов. Вряд ли мы сможем комфортно зайти и стабилизироваться. Тем более, не хочется этого делать ночью, в облаках и в болтанку.

- Наиль, похоже, нам не стоит пытаться зайти с прямой. Мы уже на 5000 футов выше профиля, а лететь-то всего ничего. Дааааа, теорети-и-и-чески, если сейчас начать тормозиться, выкинуть все и вся, мы, конечно же, мо-о-о-ожем попробовать. Но зачем? Это будет цейтнот и мы обязательно что-нибудь пропустим. А потом нашему другу Стасу это расследовать? Нам этого не надо.

Сообщаю диспетчеру о том, что мы не будем заходить с прямой. Мы же не камикадзе.

Никаких проблем. Диспетчер заводит нас через привод и мы очень комфортно снижаемся и вновь выходим на посадочный курс, уже на нужной для входа в глиссаду высоте.

- Вот, видишь, всего лишних восемь минут. Зато как спокойно зашли. И даже чуть больше денег заработали. А мчались бы сейчас вниз, натворили б дел. Зачем оно нам?

Может быть, Наиль еще и не понял важности данного эпизода. Но он действительно важен, как пример - как не надо усложнять себе жизнь. Сколько в мире было происшествий и катастроф только из-за того, что пилоты решили зайти любой ценой? Цена очень часто бывает чрезмерно высокая, но сами они об этом уже не узнают...

Когда-то давно, в прошлой жизни, это было вполне в норме вещей. На Ту-154 это вообще было возведено в степень. И я сам по молодости, видя подобные примеры "героизма" считал их нормой. Да и сейчас, некоторые коллеги с иных линий рассказывают, как они героически зашли, добавив режим двигателям перед касанием. Глупо это. Глупо, небезопасно и никому не нужно. Не в этом заключается профессионализм. Он в том, чтобы ИЗБЕГАТЬ проявления такого "мастерства". Там пассажиры за спиной, они за цирк не платили.

--==(о)==--

А сам заход ночью, в болтанку, в облачности, при боковом ветре у земли до 9 м/с у Наиля получился очень неплохим. Мне практически не пришлось помогать при полете по глиссаде, но на выравнивании помог. Собственно, а кто сразу научился пятой точкой землю ощущать? Я таких не знаю.

Сруливаем с ВПП. Наиль замученным голосом связывается с Рулением. Понимаю, после такого захода (кто б ему до этого дня доверил заход в таких условиях???) он реально переволновался. Но справился! Молодец! Но голос замученный :) Не могу удержаться:

- Ну вот, Наиль. Придешь к комэске, будешь рассказывать, как негодяй-Окань мучил тебя, заставляя в обе стороны на QG летать, в болтанку, ночью, в облаках, при боковом ветре заходить!
- Ага, приду домой, налью кружку пива и буду рассказывать.


Потом добавляет:

- На самом деле, как это сказать.. за этот рейс я, наверное, больше получил, чем за все предыдущие.

Что ж. Дай Бог.

--==(о)==--


Все пассажиры вышли. Смотрю на Наиля, улыбаюсь:

- Наиль, а как ты думаешь, какая самая частая ошибка при выполнении Secure Procedure?

- Window Heat не выключить? Нет, честно не знаю.

- Забыть сделать. Так и хочется сорваться с места и побежать домой. Так что, давай сделаем ее.


...
- А вообще, Денис, как Вы считаете, как у меня получается по сравнению с другими?

- Наиль, у тебя все хорошо. Жаль, что мне не получится еще подряд несколько рейсов с тобой слетать для закрепления пройденного. Но все в твоих руках, если ты сам будешь стараться.  Спасибо за работу!

- И Вам спасибо!








Мне нравится летать с молодежью. И данный рейс не стал исключением. Любой полет - это своеобразный вызов, заключающийся в попытке донести зерно нужного, посеять важное, отсечь лишнее. И обязательно - демонстрировать положительный пример. Сам постоянно учишься, и что тут говорить, именно такая работа мне очень нравится, ради этого можно и по залитому химжидкостью бетону походить.

Всем всего самого летного!

FLYSAFE

Recent Posts from This Journal

promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 100 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
tankasan
Nov. 29th, 2013 04:51 pm (UTC)
С удовольствием прочитал, и ещё раз спасибо!)
Повезло Эмилю, это точно)
mdv92
Nov. 29th, 2013 04:54 pm (UTC)
а как в Норильске-то сели? Или я что-то пропустила?
denokan
Nov. 29th, 2013 04:58 pm (UTC)
Угу. Пропустили. Я ту запись еще вчера закончил :)
(no subject) - mdv92 - Nov. 29th, 2013 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taviscaron_by - Nov. 30th, 2013 08:48 am (UTC) - Expand
pyrcus
Nov. 29th, 2013 05:17 pm (UTC)
Всё... Уже не чудесная. Это я про погоду в Анапе. С запада, как обычно натянуло всего. Третий день льёт.
Из меня пилот бы не получился - у меня от стандартных процедур голова болит. :)

О! Вопрос технического плана. У нас поверка была, в результате которой выяснилось, что высота барометра на метео Анапы где-то на метр отличается от высоты ВПП. У меня шерсть на спине зашевелилась, когда я отчёт геодезистов прочитал. Сейчас всё выставлено как следует. Собственно вопрос: каким образом показания барометра метеостанции использует экипаж? В моём представлении всё ещё для определения своей высоты над ВПП, но вроде есть радио-высотомер. На сколько этот метр сказывается на посадке?
denokan
Nov. 29th, 2013 05:20 pm (UTC)
Не переживайте, метр никак не сказывается.
(no subject) - pyrcus - Nov. 29th, 2013 05:29 pm (UTC) - Expand
dimas
Nov. 29th, 2013 05:24 pm (UTC)
Спасибо! :)
igrozn
Nov. 29th, 2013 05:33 pm (UTC)
Классно написано), жаль, что не так часто летаю...но с вами я летаю...)))
luba1283
Nov. 29th, 2013 05:33 pm (UTC)
мне всегда было инетерсны,пилоты во время полета слушают музыкУ?)
denokan
Nov. 29th, 2013 05:46 pm (UTC)
Нет. Надо эфир слушать.
(no subject) - luba1283 - Nov. 29th, 2013 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nil_nn - Nov. 30th, 2013 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Nov. 30th, 2013 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luba1283 - Nov. 30th, 2013 06:46 pm (UTC) - Expand
kirzer
Nov. 29th, 2013 05:50 pm (UTC)
не по теме .извините
насколько современные тренажеры. не компутер дома)) а те что с полной кабиной, похожи на реальный полет?
к тому. можно ли отдрессировать пилотов на все критические ситуации на земле.

тот же набор "Стандартных процедур."
denokan
Nov. 29th, 2013 05:57 pm (UTC)
Очень похожи. И не только можно, но и нужно.
(no subject) - kirzer - Nov. 29th, 2013 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Nov. 29th, 2013 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kirzer - Nov. 29th, 2013 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Nov. 29th, 2013 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kirzer - Nov. 29th, 2013 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jaskson - Nov. 30th, 2013 04:40 am (UTC) - Expand
igo_ryanych
Nov. 29th, 2013 05:58 pm (UTC)
Очень увлекательный и поучительный полет для молодого пилота. Денис, скажи, ты считаешь так грузить еще довольно "сырого" пилота в одном полете, это нормально?
denokan
Nov. 29th, 2013 06:02 pm (UTC)
Ну так это ж читатели прочли за пять минут. Полет-то длится гораздо больше, и совсем не только из болтовни состоит.

К тому же, это все закрепляется по ходу полета примерами. Поговорили проистандартизацию и взаимоконтроль, и слова не расходятся с делом. Даже пилотирование - в одну сторону допускает пилот ошибки, затем ему их объясняют, и далее он не через неделю пробует исправить - а буквально через пару часов. Это очень хороший метод обучения.
(no subject) - igo_ryanych - Nov. 29th, 2013 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Nov. 29th, 2013 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Nov. 29th, 2013 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igo_ryanych - Nov. 29th, 2013 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - desenix - Nov. 30th, 2013 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Nov. 30th, 2013 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - igo_ryanych - Nov. 30th, 2013 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Nov. 30th, 2013 06:29 am (UTC) - Expand
Fuck'ир опять был пьян? - avvca - Nov. 30th, 2013 10:45 am (UTC) - Expand
Re: Fuck'ир опять был пьян? - dvv - Nov. 30th, 2013 01:48 pm (UTC) - Expand
mogy_vse
Nov. 29th, 2013 05:58 pm (UTC)
прочитала на одном дыхании! Спасибо Вам! Очень интересно!
И радостно за Эмиля)
metfor
Nov. 29th, 2013 06:12 pm (UTC)
Нас учили другому слову :)
S - share
A - analyze
D - decide
I - Implement
E - evaluate

или еще вариант:

D - diagnoze
O - options
D - decide
A - act
R - review

Очень наглядная демонстрация применения этого принципа была в кабине гудзоновского А320: по ходу дела прокручивается несколько циклов - на основе имеющейся информации принимается решение, анализируется результат, снова на основании информации принимается решение и снова анализируется результат. И со стороны кажется, что это вот так, как бы само работает. Интуитивно, что ли. А на самом деле все четко и ровно. Сколько тренировок и тренажеров за этим стоит - мало кто догадывается.

Edited at 2013-11-29 06:56 pm (UTC)
yuryr1980
Nov. 29th, 2013 06:12 pm (UTC)
Заканчивается как всегда на позитиве. На самом деле, такие внушения коллегам заставляют самого задуматься а правильно ли делаешь в своей области, или по жизни. Так что очень интересно и познавательно.
nemo_q
Nov. 29th, 2013 06:20 pm (UTC)
переиначивая классиков "Вечно можно смотреть на огонь, на воду и как кто-то _качественно_ выполняет свою работу".
Спасибо.
Вам бы пару десяток миллионов долларов для приобретения своего тренажера, сертификацию и обучать молодежь.

Постарайтесь настроить бэкапы вашего журнала, каждый полет как глава в учебнике. Будет обидно потерять.
Удачи вам.
verkinson
Nov. 29th, 2013 06:27 pm (UTC)
Ну когда инструктор еще и проверяющий, даже когда все знаешь, все равно большой стресс.
Когда я летаю с хорошим, добрым и опытным инструктором все равно косячу в отличии от соло полета. Всегда подсознательно ждешь реакции на свои действия со стороны инструктора, что приводит к волнению.
scarab
Nov. 29th, 2013 06:32 pm (UTC)
Всем бы таких инструкторов, во всех областях...
mxkazan
Nov. 29th, 2013 06:48 pm (UTC)
Денис, давно хочу спросить. Приходится ли пилотам как-то особенно заботиться о своем здоровье? Все-таки в полет не каждого пускают. Но мне интересно именно нечто вроде контроля веса, обязательного спорт, какая-нибудь гимнастика, ограничения в еде. Есть ли необходимость в подобном?

P. S. Добавил Норильск с Анапой в reading list.
denokan
Nov. 30th, 2013 03:10 am (UTC)
Да, лишний вес является проблемой для многих пилотов. Но не могу сказать, что все прямо бросились заботиться о своем здоровье - пилоты ж такие же жители России, как и все остальные. Вот когда проблемы на ВЛЭК начинаются, тогда да.
man_of_reason
Nov. 29th, 2013 06:49 pm (UTC)
Да, вот таких бы преподавателей еще бы ребятам на этапе учебы)))Спасибо Вам Денис, очень интересно )))
cyberbob
Nov. 29th, 2013 07:01 pm (UTC)
Про FD
Денис,
Вопрос про директоры, чисто как у айтишника - а почему они так любят отключаться, это чисто программный сбой системы или это и аппаратная часть подводит?

Спасибо,
Илья
denokan
Nov. 30th, 2013 03:08 am (UTC)
Re: Про FD
Ну не то, чтобы они постоянно отказывали, нет. Но иногда бывает - это ж техника. Причины, наверное, аппаратные - сама то логика их работы давно уже на сто раз известна.
i1111i
Nov. 29th, 2013 07:38 pm (UTC)
"Заездил" беднягу!) Но другого не дано. Нельзя в таких делах быть добреньким.
kkeyser
Nov. 29th, 2013 08:29 pm (UTC)
Спасибо, Денис, вы делаете очень нужную работу.
skvrn
Nov. 29th, 2013 08:39 pm (UTC)
Спасибо!
Денис, недавно, СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО, открыл для себя ВАШ журнал.Я хоть и не спец в области авиации, но я её фанат. Прочитал весь ВАШ журнал от корки до корки, включаю комментарии. Ничего более интересного до этого не было. Читаю Вас как Тома Клэнси (уж не знаю, понравится Вам Такое сравнение). Спасибо огромное!
Всегда любил читать, слушать и учиться у профессионалов. Дай Бог Вам ПОБЕДЫ!
Re: Спасибо! - denokan - Nov. 30th, 2013 03:14 am (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - kinoscar - Dec. 2nd, 2013 11:25 am (UTC) - Expand
Юрко Гудима
Nov. 29th, 2013 08:41 pm (UTC)
Давно хотел спросить. Подробное воспроизведение диалогов - это благодаря расшифровкам или у вас феноменальная память?
drunf
Nov. 29th, 2013 09:09 pm (UTC)
Уверен, расшифровки Денис не слушает :)
(no subject) - denokan - Nov. 30th, 2013 03:14 am (UTC) - Expand
drunf
Nov. 29th, 2013 09:08 pm (UTC)
Денис, спасибо! Было очень интересно читать.

Скажите, а какие у вас впечатления от нашего украинского воздушного пространства? Какие положительные стороны, какие отрицательные? Слышал, что украинские воздушные правила чуточку ближе к европейским.
denokan
Nov. 30th, 2013 03:17 am (UTC)
Только положительные.
m104
Nov. 29th, 2013 09:33 pm (UTC)
Про CRM понравилось, буду в пример ставить ITшникам своим, в других отраслях тоже самое, только аббревиатуры иные, а суть та же. :) С бардаком бороться только так. Ну еще и про здравый смысл не забывать, среди бумажек процедурных.
prosto_vova
Nov. 29th, 2013 10:55 pm (UTC)
Спасибо! Как всегда, очень познавательно и поучительно. Это и в жизни полезно!
antontretiakov
Nov. 30th, 2013 12:50 am (UTC)
Всегда завидовал людям, умеющим учить других людей. Браво, маэстро!
lokophil
Nov. 30th, 2013 03:23 am (UTC)
Большое спасибо, Денис!)) Супер!)) Как будто я сам был вторым пилотом))
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 100 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel