?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Много у меня чего накопилось за три недели сентябрьской "потогонки". Буду стараться рассказывать, не соблюдая, правда, при этом хронологический порядок. Месяц выдался жарким, что абсолютно вразрез идет с дождливой погодой, оккупировавшей московскую область. Рейсов достаточно и, что характерно, большая часть из них так или иначе связана с выполнением проверок - а это далеко не самая замечательная часть работы, скажу я вам.

Но не о работе пойдет речь. Сегодня я хочу рассказать о Хорватии глазами пилота.

На свете очень много красивых мест и Хорватия по праву занимает одно из почетных мест в этом списке. Скалы, море, белый прибой, лазурное побережье и красные крыши домов... Закаты и восходы, желтый песочек и куча белых кораблей - от маленьких яхт, до круизных лайнеров.

Наверное, "изнутри" это все еще красивее. Но пилотам, увы, очень часто остается довольствоваться лишь внешними красотами, ограничивая знакомство с новыми странами общими видами и территорией аэропорта, прилегающей к стоянке самолета.

Вот и наши рейсы в хорватские города Сплит, Дубровник и Пула - "разворотные". Т.е., час стоянки, который можно потратить (кроме работы) на вздыхания и оханья. И на капельку грусти от того, что нельзя остаться хотя бы на сутки, чтобы знакомство с красотами этих мест стало чуть более интимным...

--==(о)==--

Сплит.



Этот аэропорт не стал для меня открытием - я уже бывал там пять или шесть раз до этого. Однако, от частоты появления там красота захода на посадку не стала менее привлекательной. В моем списке "красивостей" Сплит занимает одно из первых мест, на ступеньку выше Тивата.

И, как показало время, на одну ступеньку ниже Дубровника, о котором я расскажу в следующий раз.



С точки зрения пилотирования, заход в Сплите - не из самых простых. С одной стороны ВПП есть заход по ИЛС, но при этом ВПП имеет уклон вниз и, не учитывая этот фактор, можно потратить не один комой нервов при торможении.

---
Как то в коридоре офиса, меня поймал один из вторых пилотов, из той когорты "толковых", которую я держу на примете. И спросил мое мнение насчет захода в Сплите на ВПП 05 и использования закрылков 40. Конечно же, мое мнение насчет этого всегда положительное, тем более, если речь идет о попутном ветре и посадке "под уклон". А сам вопрос у него родился после одного из полетов... На этом я заостряться не буду, но рекомендацию выдам:
Парни! Полоса с этим курсом идет под уклон и она не из самых длинных. При попутном ветре, да еще и при выдерживании не Vref+5, а поболе, да с закрылками 30 и т.д. и т.п. "традициями" - посадка чревата перелетом со всем вытекающими.
Имейте это в виду!

==

А с другим курсом (наиболее часто встречающемся в дневное время), ВПП 23, заход либо Circling, либо Visual по предписанному пути. Еще не так давно ничего из последнего в схемах не было, был небанальный визуальный заход "с гор" со всеми вытекающими.

Но с недавних пор схемы аэропортов хорватских перешерстили и разработали специальные процедуры для подобных заходов. Если раньше на 23-ю ВПП при подходе с востока пилот мысленно готовился к крутому пике и визуальному заходу с прямой, то сейчас этот заход стал гораздо более комфортный, т.к. ВС выводится на комфортное удаление и высоту к югу от аэродрома, откуда и начинается либо Circling, либо Visual.

И от этого выиграли все - и пилоты, перестав тратить нервы на "крутое пике" (довольно часто заканчивавшемся уходом на второй круг для избежания нестабилизированного захода. А сколько было нестабилизированных посадок?), и пассажиры, вкупе с теми же пилотами - так как теперь заход выполнятся над красивейшими пейзажами.

К слову, о "крутых пике". Далеко не обязательно идти на поводу у диспетчера и, кровь из носу (не лучшее сравнение, наверное, если речь идет о крови), пытаться показать мастер-класс и посадить ВС любой ценой. Кому это надо? Может быть, в условиях военного времени и надо, но при перевозке пассажиров - абсолютно нет! Достаточно доложить диспетчеру о невозможности продолжения захода и попросить векторение и/или выполнение виража для потери высоты. Год назад приходилось это сделать и посчастливилось полетать лишних пять минут, но зато над очень красивыми местами в красивом вираже, с последующим очень комфортным заходом.

И, если при посадке по ИЛС на ВПП 05 самолет катился "под уклон", то тут уже самолет садиться "на уклон", причем он постоянный, в отличие от знаменитой ВПП 22 Ростова. И "перелетать" бугор, как это кое-кто делает в городе-на-Дону "во избежание грубой посадки" - это значит, очутиться где-то за полосой.

Так что, придется садиться на уклон. Ничего сложного, к слову. И, таки да, закрылки 40 могут облегчить задачу.

--==(о)==--


Вот и нам сегодня предстоит выполнить заход на ВПП 23. Мой второй пилот очень этому факту рад, т.к. еще в самом начале рейса он переживал, что по погоде планируется ВПП 05 и предстоит банальный заход по ИЛС.

Он не так давно работает в нашей компании - молодой, толковый парень. Это мой первый рейс с ним и вообще, первое летное знакомство, и стоит сказать, я рад, что такие парни приходят в наш коллектив. Собственно, наличие таких толковых парней является одним из факторов, удерживающих меня от осуществления мечты о "widebody" самолете...



И вот, через полтора часа полета, свежепринятая метеоинформация по ACARS выдает изменение ветра, который теперь задувает строго по полосе 23 со скоростью 10 узлов и это тот самый случай, когда вариантов не выполнить красивый заход безо всяких штучек типа "ИЛС" просто не остается! Я улыбаюсь: "Прямо как ты заказывал!"

CHART

Вот это тот самый редкий случай, когда для визуального захода публикуется схема. Т.к. предполагается, что самолет будет лететь визуально именно по такому пути, а не по тому, какой понравится пилоту. При этом указан специальный CAUTION про использование радиалов и дальностей.

...Не торопясь, готовимся к заходу. И, так же, не торопясь, приступаем к его выполнению. Диспетчер снижает нас достаточно рано и при этом просит выдерживать скорость не более 250, таким образом, разруливая прибывающий трафик.

А нам это только на руку.









В этот раз у нас было вдоволь времени полюбоваться на местные красоты с воздуха. Но рано или поздно, но заканчивать полет приходится. На 5000 футах получаем разрешение на визуальный заход, с оговоркой "следовать до точки RORKA на высоте не менее 2500 футов".

Пользуясь случаем, отключаю автопилот и автомат тяги, и выполняю красивый заход по красивым местам. Штурвал, педали, РУД, линия горизонта и куча удобных приборов - такие заходы просто обязаны быть удовольствием для пилота! Даю команду на выпуск закрылков и шасси на заранее оговоренных рубежах, контролируя при этом положение самолета по высоте относительно аэродрома. Последнее, к слову, чаще всего является самым сложным элементом при выполнении визуальных заходов. Тут масса факторов - от чисто "практических", т.е., наличия у пилота опыта выполнения визуальных полетов, до чисто "технических", таких, как влияние внешних факторов на визуальное восприятие высоты над ВПП. В число последних входит и уклон ВПП и, как раз наш случай - когда садишься на ВПП с положительным уклоном (т.е., "вверх"), подспудно кажется, что идешь выше, чем требуется.

Ну и в нашем случае, чувствую, что иду чуть выше, но некритично. У нас уже шасси выпущены и закрылки в промежуточном положении, на 15. Держу вертикальную скорость в районе 1000ф/мин, выполняю доворот на прямую. Вот и PAPI показывают три белых и одну красную лампу - "вы идете чуть выше". Хотя уклон ВПП визуально пытается заставить еще сильнее отдать штурвал от себя, не поддаюсь на эту уловку.

Закрылки уже в посадочном, скорость расчетная и мы комфортно вписываемся в нужный профиль. В воздухе немного неспокойно, но так даже еще интереснее.

Пролетели торец ВПП. Сейчас уклон ВПП работает против нас - постоянно нарастающая высота бетона, суммируясь с вертикальной скоростью снижения, пытается напугать "советского пилота", воспитанного в страхе перегрузок на посадке. Но нам ли бояться этого, зная, что "правда на нашей стороне"? Чуть раньше выравнивание, чуть больше тангаж, точная работа РУД и земля сама находит наши колеса. После касания ВПП переметнулась на нашу сторону, обеспечивая своим наклоном вверх лучшие характеристики замедления.

Вот мы и в Сплите!


Посмотреть на Яндекс.Фотках

- Дамы и Господа! Добро пожаловать в Хорватию, в город Сплит! Как Вы видите, здесь просто чудесная погода и температура уже +30 градусов, и мы дружно всем своим экипажем Вам завидуем, т.к. всего через час нам предстоит отправиться обратно в дождливую Москву. Я благодарю Вас за выбор авиакомпании "Глобус", желаю Вам чудесного отдыха и всего самого замечательного! До новых встреч! Спасибо за внимание!



Писал уже много раз и, уверен, еще не раз скажу - наши зеленые самолеты рождены именно для таких вот красивых мест, т.к. смотрятся они на фоне гор и синего небо просто потрясающе!

Может, нам Якутск на Мадрид поменяют?:)

(Хотя, вряд ли. Наш Бобик более вынослив в условиях очень низких температур, чем Эрбас (Олег, не обижайся:) ), имеющий в РФ ограничение -46 градусов по температуре на аэродроме. У Боинга -54, что, говорят, даже выше, чем у Ту-134).











И вот, через час, наши двери закрыты. Зеленый красавец, украсив прощальным креном синее небо Хорватии, направляется обратно в Россию. Пока-пока, Хорватия! До встречи в Дубровнике!

--==(о)==--

Вечер нагоняет нас уже на подлете к России. Пытаюсь поймать последние красивые кадры уходящего в историю дня.





- Денис Сергеевич, а можно вопрос?, - прерывает мое увлечение второй пилот.
- Да, конечно!
- А Вы фотографируете, чтобы потом в своем блоге выложить?


Молчу. Интересно, сколько все-таки пилотов в родной авиакомпании заходят в мой ЖЖ? Затем улыбаюсь. Через силу, правда, т.к. рейс как раз в тот день, когда "та история" закрутилось...

- Теперь вряд ли.
- Почему?


Обдумываю ответ, после чего вкратце обрисовываю ситуацию. И добавляю:

- Но если мне когда-нибудь предстоит об этом полете рассказать, то ты в нем получишь высокую оценку.

И это правда. С такими ребятами очень приятно работать, в них заложено будущее нашей авиации. Изначально серьезное отношение к работе, стремление ухватить "правильное", отсечь "понятийное", желание докопаться до истины и постоянное самосовершенствование - это выделяет пилотов из той массы, воспитанной на анархии 90х, когда во главе угла ставился формализм, паровым катком прокатившийся по безопасности авиационной отрасли...

За такими ребятами будущее, и как тут в очередной раз не вспомнить бортпроводницу Таню, с ее словами "Мы все равно победим"?

По-любому.



Всем спасибо!

FLYSAFE

promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 64 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
yuryr1980
Sep. 22nd, 2013 08:05 am (UTC)
Не просто красиво как всегда, а превосходные виды :) Надо лететь в Хорватию :)
bytenaper
Sep. 22nd, 2013 08:11 am (UTC)
Концовка статьи прекрасна. Не все еще потеряно..
igrozn
Sep. 22nd, 2013 08:20 am (UTC)
Классно....
alligatornew
Sep. 22nd, 2013 08:21 am (UTC)
Ждем продолжения :) Читать ваши рассказы - одно удовольствие.
oleko
Sep. 22nd, 2013 08:21 am (UTC)
А что это на первой карточке такое? Разве эта фича есть на ваших машинах?
denokan
Sep. 22nd, 2013 08:30 am (UTC)
Это head up display. Есть на четырех бортах.
(no subject) - dong_feng - Sep. 22nd, 2013 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - trudnopisaka - Sep. 22nd, 2013 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - dong_feng - Sep. 22nd, 2013 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - trudnopisaka - Sep. 22nd, 2013 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - dong_feng - Sep. 22nd, 2013 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - trudnopisaka - Sep. 22nd, 2013 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - romka460 - Sep. 22nd, 2013 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - trudnopisaka - Sep. 22nd, 2013 11:44 am (UTC) - Expand
Василий Митрясов
Sep. 22nd, 2013 08:33 am (UTC)
Просто шикарно! Спасибо огромное за очень интересный рассказ и доставленное им удовольствие - надо в симе попробовать слетать туда. Скоро буду "повторюшей" :) Начну повторять Ваши рейсы в симе.
man_blr
Sep. 22nd, 2013 08:36 am (UTC)
Красиво. Но у меня возникло 3 приземлённых вопроса.
1. Регистрационный номер ВС. На фото рег. номер нарисован (грубо говоря) тёмно зелёным цветом на светло-зелёном фоне, что явно не добавляет его визуальной читабельности в противовес чёрным по жёлтому или синим по белому.
Разве не оговорено, что номер (и другая информация как-то марка ВС) должны наноситься контрастным цветом?
2. Автопокрышка у борта самолёта. Это что б транспортёр не повредил обшивку Боинга? Не слишком ли она (покрышка) грубая для этой цели?
3. PF во время захода в Хорватии были Вы? Не было соблазна "дать порулить" 2П или у него не хватило б для этого опыта?
Спасибо.
denokan
Sep. 22nd, 2013 11:10 am (UTC)
1. На самом деле все прекрасно читается. Насчет "оговорено" - не в курсе.
2. Покрышки часто используют для этих целей. Да и обшивка самолета на из бумаги.
3. Заход на ВПП 23 в Сплите предусматривает его выполнение капитаном. К тому же, полет выполнялся на допуск к полетам на международных линиях и мне важно было увидеть умение ВП вести радиообмен на заходе.
i1111i
Sep. 22nd, 2013 08:55 am (UTC)
Отличные фотки! Если б не рассказ,я подумал,что чем -то напоминает Владивосток.Правда,цвет моря другой. Интересно,чем обеспечивается выносливость самолета к низким температурам? Вроде бы Б и А сделаны из одного материала.
denokan
Sep. 22nd, 2013 11:10 am (UTC)
Уплотнители, смазка.
(no subject) - flying_elk - Sep. 24th, 2013 12:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 24th, 2013 01:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - flying_elk - Sep. 25th, 2013 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 27th, 2013 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - flying_elk - Sep. 28th, 2013 08:38 am (UTC) - Expand
cal_len
Sep. 22nd, 2013 09:01 am (UTC)
Шикарно) Как сказали бы бложковые тролли, "Жырный зачет!"))
Какой классный "прицельный прибор" на первой, в классике нет такого.
(Deleted comment)
denokan
Sep. 22nd, 2013 11:12 am (UTC)
На МФС я там ради забавы летал. На тренажере А320 летал, как и на тренажере В737. Тоже ради забавы по большому счету, т.к. мы туда не выполняем полеты.
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Sep. 22nd, 2013 11:20 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - dvv - Sep. 22nd, 2013 11:53 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - dvv - Sep. 22nd, 2013 01:41 pm (UTC) - Expand
anton_akimov
Sep. 22nd, 2013 10:09 am (UTC)
Денис, а можно ссылку на "ту историю"?
tulip04
Sep. 22nd, 2013 10:21 am (UTC)
Здорово! Хорватия действительно прекрасна! При подлете к Дубровнику самолет так сильно наклоняется на одно крыло, что сердце замирает каждый раз)) Буду ждать следующий рассказ!)
antontretiakov
Sep. 22nd, 2013 10:37 am (UTC)
Будешь вдруг в Якутске - хотел бы лично познакомиться :) А то виртуально с 2004 года как-то не вариант :)
lexyara
Sep. 22nd, 2013 12:42 pm (UTC)
Удивило. Всегда считал, что ели есть заход по ИЛС, то.... разницы никакой. Однако видать, есть. Но теперь и мне понятно. Пейзажи - обалденные. Всегда считал, что ВПП у моря - сказка. Но доводилось только в Адлер летать. Адлеровская ВПП тож доставляет удовольствие. :-)
denokan
Sep. 22nd, 2013 12:46 pm (UTC)
О да. Я как раз сейчас о Сочи пишу :)
(no subject) - dong_feng - Sep. 22nd, 2013 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Sep. 22nd, 2013 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dong_feng - Sep. 22nd, 2013 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Sep. 22nd, 2013 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lexyara - Sep. 22nd, 2013 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Sep. 22nd, 2013 02:19 pm (UTC) - Expand
oovsienko
Sep. 22nd, 2013 01:19 pm (UTC)
Очень интересно, и красиво!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 64 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel