?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Без имени

Не будет фотографий у меня с этого рейса. С думами о том, что "наконец-то я полечу сзади" я взял свой Canon EOS, но первая же попытка сделать красивое фото самолета на перроне выдала сообщение, что отсутствует карта памяти. Ну и правильно - чего ей присутствовать, если я вчера скидывал фотографии и успешно забыл ее в картридере?

Данный рейс в Анапу для меня особый по двум причинам. Во-первых, этот рейс мне добавил мой замКАЭ, за что ему огромное большое спасибо - в конце месяца при налете 81ч40 минут так и хочется, раз уж начал, то полетать по полной! Во-вторых, я лечу методический полет с экипажем, с пилотами которого я давно хотел слетать.

Командир, Слава - не так давно ввелся в КВС. Шебутной парень, мужик, а сам - просто копия Летчика Лехи. Даже комплекция и голос (!) схожи. Славу я знал еще до прихода в компанию - по интернету. Мне очень многие пишут в личку по разным вопросам, а потом, оказываясь в нашей компании, выясняется, что мы общались.

Второй пилот, Сергей - бывший штурман, прошедший долгий путь в становлении пилотом. Я его знаю еще с эпохи увлечения MSFS. Его жена работала (или все еще работает?) в авиакомпании Сибирь стюардессой.

Как много Сергеев - пилотов! Ну просто летное имя! У нас их масса. И мой отец - тоже Сергей :)

Чем еще характерен для меня Слава - мне как-то пришлось не засчитать тренажерную сессию, которую он проходил вторым пилотом. Правда, в тот раз этот FAIL случился больше по вине другого пилота - который шел по командирской программе, но в любом случае оценивается работа экипажа, и, если один пилот оказался не в силах должным образом поддержать другого - FAIL получают оба. Собственно, не так давно Слава умудрился и в шкуре командира получить данный опыт и посему наш "методический полет" и запланирован. В довесок к моему шкурному желанию долетать часы в конце месяца.

Что касается Сергея - то я с ним не летал, но знаю, что он на весьма хорошем счету у командира моей авиаэскадрильи. Единственный мой опыт общения с ним оказался весьма положительным - помнится, до ввода в строй его "зарубил" на зачете замкомандира летного отряда за плохое знание SOP и дал указание сдать SOP мне (все это без моего ведома). Типа, в наказание. Тот пришел и умудрился рассказать ВСЕ свои действия наизусть без использования хотя бы бумажной кабины (плаката). А потом я уже узнал предысторию сего поступка.

Это реально достижение и я с тех пор этот опыт ставил всем в пример.

Сегодняшний полет я распланировал следующим образом - в Анапу летят они вдвоем, я сзади. Если все относительно хорошо, то обратно я тоже полечу сзади. Если же у меня появятся вопросы к работе экипажа, тогда я сяду в кресло наиболее, на мой взгляд, "косячившего" пилота и буду демонстрировать то, что я хочу видеть от пилота, занимающего это кресло.

--==(о)==--

Когда тебе ни с того ни с сего ставят проверяющего, да еще такого "серьезного", любой напряжется. Вот и Слава, видимо, напрягся, даже несмотря на то, что совсем недавно предлагал себя поставить со мной. Мы стоим около врача, и я разряжаю обстановку: "Да расслабься ты. Могу я в конце месяца запланировать себя для налета часов?" И добавляю: "Ты ж сам хотел слетать вместе".

Спускаюсь в брифинг-рум. Ну и толпа сегодня здесь! Нахожу Сергея, молча здороваюсь. Тот, видимо, тоже чувствует себя не в своей тарелке - не каждый день в экипаж включают "злобного проверяющего", с кем ты вроде как знаком, о котором наслышан, но ни разу еще не пересекался в самолете.

Я иной раз даже удовольствие получаю от такой ситуации - видеть, как человек меняется - от напряжения в начале полета, до удовольствия в конце. Расслабьтесь, парни! Сегодня не проверка, сегодня методический полет - мы будем учиться работать так, как надо. Я вообще не люблю работу проверяющего, т.к. она требует принимать некомфортные решения. Я люблю работу учителя.

Сегодня мы летим на моем добром знакомом, VP-BAN. Почему то крайние 4 месяца это наиболее часто встречающаяся мне 400-ка. И она мне нравится.

--==(о)==--

Парни решают, сколько заправить. Мне не очень нравится то, что Сергей спрашивает: "Сколько заливаем?" На мой взгляд, это должен делать КВС - спрашивать у второго пилота. Тем самым, он вовлекает его в процесс принятия решений, поднимает его самооценку. Да и по правилам принятия авиационных решений (привет, мой любимый CRM) - это верное действие - сначала собрать всю информацию, а потом, как КВС, принять окончательное решение.

Анапа рейс своеобразный. В Анапе у авиакомпании заключен договор о заправке, в котором на заправку 5000кг и выше предусмотрены значительные скидки и топливо выходит дешевле, чем в Домодедово. Поэтому, компьютер, рассчитывающий нам план полета, считает ненужным вести топливо сверх необходимого из Домодедово.

Но без экстры летать некомфортно. Поэтому ребята в итоге соглашаются на законные +800 кг сверху, что дозволяется РПП авиакомпании делать без объяснения причин.  Я не против.

--==(о)==--

Ну что можно сказать о полете в Анапу? Только то, что я решил, что сяду в левое кресло в обратном полете. За полет в сторону Анапы я написал 64 "наблюдения", как я их называю. Это не всегда замечания или нарушения, это чаще "нюансы", на которые следует обратить внимание, чтобы оптимизировать свою работу.

Ну, например - мы пришли на самолет достаточно рано и умудрились так распорядиться своим временем, что пассажиры минут пять ждали в автобусе, т.к. КВС именно после их приезда вспомнил (по напоминанию проводника) про необходимость брифинга со старшим проводником и проверки связи с салоном. При этом, про необходимость проверки связи с салоном вторым пилотом вспомнил именно второй пилот. Обычно они "забывают" по незнанию. Плюсик Сергею, минус Славе.

Или процедуры - ну почему второй пилот, становясь КВС, считает,что он может делать свои процедуры как хочет, когда захочет и в любом порядке? Конечно, ответ очевиден - в этом большая "заслуга" инструктора. Я уже писал и не раз, и даже не далее как в прошлой записи, что наше традиционное обучение имеет одну большую проблему - мы предпочитаем работать так, как научили, а не так, как это рекомендуется, если почитать умные книги. И эти "понятия" передаются из поколение в поколение.

Каждый КВС считает, что он волен работать так, как ему удобно. В итоге вторым пилотам остается лишь подстраиваться. Под каждого КВС. И, как результат - мой горький юмор: "В России второй пилот - оплот CRM в экипаже. От того, как он сумеет сдемпфировать своего КВС зависит успешность полета".

А должно быт - наборот!

Заход в Анапе по приводам ВПП 22 так же получился достаточно нервным и скомканным на пустом месте. Ну не знаю - такая чудесная погода, ну, немного порывистый ветер, надо удовольствие получать, а мы потеем...

--==(о)==--

В-общем, в Анапе я сел слева, распределив обязанности следующим образом - я контролирую, Сергей пилотирует. Забавно, но Сергей ожил:

- Ты дашь мне полетать?
- Конечно. А ты не хочешь?
- Хочу.
- Ну и лети.


И Серега слетал. В Анапе, правда, зачем-то разогнал скорость до уборки механизации. Ну, этому я могу найти объяснение - расшифровка приходит за падение скорости, а за увеличение сверх рекомендованной - нет. Соответственно, "больше-не меньше" и навык выдерживания именно оптимальной скорости V2+20 не привит. Зато заход мне понравился, но об этом позже.

И в наборе пилотирование у Сереги более чем уверенное. Молодец! Вижу, что справляется, говорю:

- Не надоело тебе на директоры пялиться?
- Надоело.


Ответ радует израненую душу.

- Ну вот, давай без них

Серега прекрасно летит без них. Набираем эшелон 280 - дальше зона RVSM и требуется автопилот. Поэтому напоминаю о необходимости его включения, Серега выполняет. Далее летим как обычно.

--==(о)==--

В полете до Домодедово времени выдалось предостаточно. Благодаря МАКС мы привезли 40 лишних минут от расчетного времени в пути. И свободное время посвятили обсуждению предыдущего полета, в котором я попытался наставить Славу на путь истинный, рубя примерами из своих шестидесяти четырех "наблюдений".

- Ну что тебе - сложно, что ли, вместо своих нестандартных докладов применить стандартный?

Читаю очередную лекцию про CRM. Что такое стандартные процедуры? Это те действие, которые ждет от тебя другой пилот. Если ты делаешь что-то не так, не в нужное время, не в той последовательности - то для пилота, четко знающего ПРАВИЛЬНЫЕ действия, это сразу же бросается в глаза. И он может тебя проконтролировать, подсказать. И это так и есть на самом деле! Это мощнейший инструмент взаимного контроля! Все люди допускают ошибки (И Денис Сергеевич не исключение). Надо использовать свой главный Ресурс - своего коллегу в другом кресле, дать ему шанс заметить твою ошибку. Если же ты работаешь все время нестандартно, как тебе заблагорассудится - шансы заметить ошибку стремятся к нулю. Т.к. в глазах уже рябит от таких неожидаемых действий.

Если же ты все время работаешь "как тебе нравится", да еще и не поощряешь "замечания" от второго пилота - то о каком взаимном контроле может вообще идти речь? Второй пилот будет молчать себе в тряпочку весь полет и, что еще хуже, видя такой пример со всех сторон, примет его на вооружение и станет таким же...

Кроме всего этого, есть правило определения частичной потери работоспособности одного из пилотов - если он начинает отклоняться от стандартов, либо не отзывается на два стандартных вызова, то его следует счесть "съехавшим с катушек" и предпринять соответствующие действия. Эх, как это красиво написано в документах! А на практике отклонения от SOP в ситуациях, когда это не требуется настолько сплошь и рядом, что по идее надо всех считать "съехавшими с катушек"...

...Продолжаем насчет CRM и стандартов - если же ситуация в связи со здравым смыслом требует выполнения каких-либо действий, отличающихся от стандартов, если это принесет бенефит - мы ДОЛЖНЫ это сделать. Но через брифинг - оба пилота должны ясно представлять себе, что именно предстоит сделать, зачем и почему. Нельзя это сделать молча, как многие привыкли делать...

Это банальный CRM. И это и есть CRM в одной своей малой части... А не то, что принято подразумевать под CRM на 1/6 суши - мол, раз ты "хороший парень", значит, ты классный CRM. Быть "хорошим парнем" и CRM - это не синонимы. Мы все должны быть хорошими парнями априори, это неписанные законы поведения в обществе. CRM - это умение грамотно распорядиться ресурсами в целях принятия правильных авиационных решений... А для того, чтобы этими ресурсами уметь распоряжаться, умными людьми придуманы куча инструментов, вроде как интуитивно понятных... Но как же иногда трудно заставить себя ими пользоваться, особенно, если имеешь только сертификат о прохождении соответствующих курсов, а не реальные знания...

Беда из бед - формализм в обучении. Все имеют нужные сертификаты, а копни глубже - получишь пшик.

--==(о)==--

Ну а мы все-таки приземлились в Домодедово. Несмотря на то, что пришлось провести сорок минут в зоне ожидания. Интересно так, диспетчер говорит: "Аэродром снова закрылся из-за перелетающих истребителей. Насколько - нам не сообщили, ну, минут на 5-7". И так несколько раз. Два раза нам меняют вариант захода - "рассчитывайте правым доворотом", затем "левым доворотом". Под самый конец, когда мы уже летим на траверзе аэродрома, нам меняют ВПП с 14П на 14Л. А я пользуюсь этими моментами, чтобы продемонстрировать, как можно спокойно и без нервотрепки полноценно подготовиться к смене ВПП.

В итоге, мы даже подрезаем схему, не долетая до точки ABMAS, являющейся условным "третьим разворотом" и заходим на 14Л. Видя, что нам ничто не препятствует совершить посадку я предлагаю Сергею отключить автопилот. И тот меня удивляет тем, что не переспрашивает, как я привык в этом случае, а тут же это делает. Молодец! Я доволен!

Мы прекрасно заходим на скорости Vref+5, которую так сильно боятся пилоты В737 (очередное заблуждение, спасибо украинско-белорусской школе!) и выполняем посадку. Мне даже не приходится вмешиваться в пилотирование, что меня несказанно радует. Тем более, что заходили мы на такой "необычной" для большинства КВС скорости и это делал второй пилот.

- Слав, ты живой свидетель тому, что классика летает на Vref+5 и не падает. - не могу удержаться от ерничания.

Я очень доволен методическим полетом - все у меня получилось - и второй пилот полетал, и топлива хватали, несмотря на заправку по CFP без всяких командирских тонн свыше, и работать получилось легко и просто (как с большинством сегодняшних вторых пилотов, в отличие от КВС...) лишь с некоторыми нюансами. В-общем, демонстрация удалась.

Проводим дебрифинг, на котором я еще раз заостряю моменты, выявленные в полете. Еще раз пытаюсь "обратить" пилотов в сторону работы "по SOP и СRM", ибо так проще и правильнее.

Август закончился. Впереди лишь чуть менее напряженный сентябрь. Работа продолжается.

Всем хорошего настроения!

Летайте безопасно!

FLYSAFE
promo centercigr november 10, 10:40 3
Buy for 60 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…

Comments

( 71 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
yuryr1980
Aug. 31st, 2013 03:40 pm (UTC)
Жаль без фоток в этот раз :)
Надо для пилотов правило ввести: перед выходом из дома проверь наличие карты памяти)))
zhunya
Aug. 31st, 2013 05:07 pm (UTC)
Вот по мне, так больше текста ))) подчеркнул для себя, буду более открытым с коллегами и руководством, рассказывать и объяснять.
Для пилотов - hexapoids - Sep. 1st, 2013 08:32 pm (UTC) - Expand
Re: Для пилотов - yuryr1980 - Sep. 1st, 2013 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Sep. 1st, 2013 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yuryr1980 - Sep. 2nd, 2013 08:01 am (UTC) - Expand
alebel2010
Aug. 31st, 2013 03:58 pm (UTC)
Денис Сергеевич, в очередной раз спасибо Вам за чудо-рассказ. Наверное, SOP и CRM это внутренние документы Компании, но как бы хотелось их почитать....
(no subject) - alebel2010 - Aug. 31st, 2013 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 1st, 2013 04:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - vnvdovenko - Sep. 1st, 2013 11:16 pm (UTC) - Expand
tsarenk0
Aug. 31st, 2013 04:00 pm (UTC)
Фото просто шикарное!!! Нельзя ли получить его в большом разрешении? Исключительно для личного использования - на раб. стол ;)
zhunya
Aug. 31st, 2013 05:09 pm (UTC)
Думаю, Денис Сергеевич уже может собирать наборы фотографий и продавать )
(no subject) - denokan - Sep. 1st, 2013 04:59 am (UTC) - Expand
aavenger
Aug. 31st, 2013 05:08 pm (UTC)
Пора чеклисты для фотооборудования составлять :)))
zhunya
Aug. 31st, 2013 05:11 pm (UTC)
SOP при сборах на работу: КВС, инструктор, ввод КВС, и т.д. )))
nemo_q
Aug. 31st, 2013 05:34 pm (UTC)
хороший полет, главное чтобы все из него извлекли пользу.
oxigen_vrn
Aug. 31st, 2013 05:44 pm (UTC)
Не летчик ни разу, много лет как ушел с педагогической деятельности, но почерпнул много из постов Дениса. Один пост ни что, но в комплексе дают массу полезной информации. Спасибо.
Просто интересно как в отряде относятся к такой «зануде»? Меня бы лично конечно покоробило бы такое придирчество, но зная себя, потом конечно накрыл бы поляну за науку.
Тяжело с таким характером жить в коллективе. Просто респект Денису.

andygrom
Aug. 31st, 2013 05:47 pm (UTC)
Прекрасный текст, готов подписаться под каждым предложением.
Особенно под пунктом
мы предпочитаем работать так, как научили, а не так, как это рекомендуется, если почитать умные книги. И эти "понятия" передаются из поколение в поколение.
Вот это "я летал с инструктором, которому американцы рассказывали, что вот это так и так" просто убивает. Хорошо еще, что к форуму в интернете не апеллируют.

Вобщем, Денис, если Вы где станете летным директором, буду очень просить меня туда взять - хочется поработать с удовольствием от грамотной работы.
denokan
Sep. 1st, 2013 05:00 am (UTC)
:)
Меня точно летным директором не выберут :)
i1111i
Aug. 31st, 2013 06:26 pm (UTC)
О,я тока благодаря Вам вспомнил,что лето заканчивается.)))).Бегал на МАКС,в запарке забыл.Да,Вы дали почитать,мне стало проще понимать Ваши мысли. А вопрос:допустим,пилоты явно несовместимы между собой,допустим,по психологическому типу или межличностым причинам,тогда что делают в таких случаях? Экипажи стараются подбирать по типу характера или как?И кто принимает решение?
denokan
Sep. 1st, 2013 05:01 am (UTC)
В зарубежных авиакомпанях, радеющей за безопасность, работают группы психологов по составлению реальной картины совместимости людей.

Ну а в этой стране все это достаточно формально и отдано на откуп тем, кто планирует.
destroy86
Aug. 31st, 2013 06:59 pm (UTC)
Денис, как думаете, читают Ваш блог "экзаменуемые" так сказать? Не обижаются на критику? Не было таких случаев мол "Зачем ты про мои косяки написал ?"

Еще раз хочу сказать спасибо, за активное ведение блога.Как бальзам на душу, когда захожу сюда после тяжелых рабочих деньков почитать.

Честно сказать, после вашего блога, появилось маленькое желание S7 немного полетать, может воплощу в реальность.

А/К должна часть расходов на маркетинг, на ваш счет перечислять.

Cерьезно говорю, лучшей агитации не придумаешь. Если даже мне, закоренелому "нацперовцу" захотелось протестировать S7

Edited at 2013-08-31 07:00 pm (UTC)
denokan
Sep. 1st, 2013 05:04 am (UTC)
Мой блог читают многие наши пилоты и, собственно, одной из целью своих записей я и ставлю такую открытую пропаганду нюансов правильной работы.

PS Компании моей все идентеферентно. Блог - исключительно мое увлечение и я даже не удивлюсь, если кто-нибудь из начальства когда-нибудь нему придерется.
ch_oleg
Aug. 31st, 2013 07:40 pm (UTC)
у меня для случаев "забыл карту в картридере" в чехле для фотика лежит карта на 1 Гиг. Ну просто на всякий случай ;)

Пару раз очень спасало
leha_nsk
Aug. 31st, 2013 08:17 pm (UTC)
Организация многих мероприятий, которые, казалось бы, должны нести благо, построена таким образом, что автоматически рождает антипатию людей к себе. У вас сейчас это МАКС, у нас в Питере - G20.
denokan
Sep. 1st, 2013 05:06 am (UTC)
На авиа ру сегодня уже плевались от очередной гениальной организации МАКСа. Я там был в 2005м, думал, там все улучшилось. Видно, нет.
igo_ryanych
Aug. 31st, 2013 10:19 pm (UTC)
Клевый разбор полета. Вторым летал Серега Лысенко?)
(no subject) - saksafon1 - Sep. 1st, 2013 06:53 am (UTC) - Expand
denokan
Sep. 1st, 2013 07:14 am (UTC)
Твои слова да начальству б в уши:-D
realsomeone
Sep. 1st, 2013 09:38 am (UTC)
А какая норма налёта в месяц у вас у инструктора, квс, вп?
denokan
Sep. 1st, 2013 09:39 am (UTC)
Не более 90 полетных часов.
(no subject) - realsomeone - Sep. 1st, 2013 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 1st, 2013 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - realsomeone - Sep. 1st, 2013 10:29 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Sep. 1st, 2013 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - realsomeone - Sep. 1st, 2013 10:31 am (UTC) - Expand
buildcom
Sep. 1st, 2013 01:48 pm (UTC)
Денис, добрый день
Как я понял на пути из Анапы вы просто выключили КВС из контура управления и сделали обычным обзервером. И если столько нюансов у него как у КВС, не проще перевести его обратно во вторые до той поры пока летать правильно не научится... Да и руководить то же?
denokan
Sep. 1st, 2013 02:03 pm (UTC)
Я думаю, что между белым и черным есть много полутонов. И рубить, не дав возможности улучшиться (а для чего тогда полет был?) это слишком просто.
Зная КВС, думаю он примет к сведению замечания.
(no subject) - buildcom - Sep. 1st, 2013 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buildcom - Sep. 1st, 2013 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 2nd, 2013 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 2nd, 2013 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - flying_elk - Sep. 4th, 2013 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Sep. 4th, 2013 05:17 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 71 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel