?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тиват, 12 августа 2013



...В такой ранний Тиват я еще не летал. Этот рейс появился не так давно - с вылетом из Домодедово в 05:25 утра. Напомнило эпоху начала полетов в Глобусе, когда мы выполняли исключительно чартеры - было два "разлета", утренний, часов в 7 утра, и вечерний, в районе 17-ти.

Конечно, в такое время нормальные люди спят. И нам хотелось бы. Однако, во всем можно углядеть положительные стороны - вылет в такое раннее время означает такой же ранний прилет в Тиват, и возврат домой днем. В эти часы грозы очень маловероятны, поэтому полет должен пройти спокойно, без лишнего напряжения.

Дорога в аэропорт исключительно свободная, да и сутолока пассажиров в вокзале ожидаемо меньше.

- Доброе утро! Глобус, Тиват, Окань!



Полусонная девушка на проходной сверяет меня со списком

- Здравствуйте, проходите.

Очередной цикл запущен.

--==(о)==--


Цель моего сегодняшнего полета - тренировка на допуск к полетам на МВЛ (международные воздушные линии) молодого второго пилота, Павла. Совсем недавно он закончил летное училище, ввелся у нас на В737. Я уже имел с ним дело - он в моей эскадрилье числится, я проводил проверку знаний после окончания тренажерной подготовки и как-то выполнял с ним рейс на этапе программы ввода в строй. Хороший парень!

С молодежью вообще очень приятно работать. Они впитывают как губка, у них еще не сложилось твердое мировоззрение, поэтому очень важно изначально задать нужное направление - какое инструкторы зададут в начале Пути, такого пилот и будет придерживаться. По уму надо еще в училище прививать правильное направление, демонстрировать Культуру Безопасности Полетов, воспитывать надежного пилота, без права на формализм и безответственность... Хотя, правильнее - еще с детского сада, наверное. Но все это тема отдельных разговоров, не будем об этом в преддверии красот Черногории!

--==(о)==--


Анализируем нюансы предстоящего полета. Сам я давненько не был в Тивате, поэтому приходится шерстить все чуть более внимателно, чем обычно. Ага, а вот и "нюансик" в NOTAMs (NOTAM - notice for airman - документ, в котором пилоту сообщается о каких-то изменениях, ограничениях, нововведениях в аэропортах или районах диспетчерского обслуживания - denokan)

- Паш, Тиват откроется только в 04.30 UTC (всемирное координированное время - denokan). А мы, судя по расчету, если взлетим в 05:25, прилетаем на 20 минут раньше. Чтобы не кружить над морем, надо будет не торопиться с запуском. Ну и в полете, если потребуется, подкорректировать скорость, тем более, что нас будут спрямлять и не раз.

- Да, в прошлый раз нам пришлось немного там в зоне полетать, ждали, пока аэропорт откроется.


Сегодня мы летим на бывшем "венгре", VP-BDF. Это В737-800, такой же замечательный, как и все остальные.

Приходит Вика, старший бортпроводник. В этом месяце мы уже второй раз летим вместе. Вика явно по расписанию должна третий сон видеть, но приходится бодрствовать и куда-то там лететь.

--==(о)==--



Наш самолет уже "под парами". Приступаю к обязательному предполетному "ритуалу" - осмотру ВС (воздушное судно - denokan) перед вылетом.





В спокойном ритме готовимся к вылету. Вот и пассажиров уже привезли. Все идет к тому, что запуск мы начнем, как и планировали в 05.25, затем потратим некоторое время на руление и постараемся прилететь точно в открытие аэропорта Тивата.

--==(о)==--


Насчет Паши у меня и не было сомнений. Работает замечательно. Никаких проблем со связью на английском языке, в отличие от моего предыдущего "студента". Отличное выполнение всех процедур. Приятно летать с такими вторыми пилотами!

Всегда бы так летать - в такую чудную погоду и с такими пилотами.

Где-то на горизонте остатки грозовых облаков вспоминают о былом величии, красуясь в восходящем Солнце в последние минуты своего существования.







Шедший до этого с нами, братский 767 отворачивает южнее.









В полете я рассказываю Павлу об особенностях выполнения захода с применением кругового маневрирования (circling approach). Традиционно, в России данный заход не применяется, хотя визуальный заход согласно канувшему в Лету НПП и представлял собой чудовищное извращение этого захода. За рубежом же данный вид захода является вполне обычным.

В самом Тивате так же применяется одна из разновидностей Circling Approach - Circle to Land with prescribed tracks - заход на посадку с применением кругового маневрирования по предписанному пути. Обычно для circling approach никакие схемы не разрабатывают - если аэродром свободен от препятствий, публикуют лишь минимумы (в правом нижнем углу на схеме инструментального захода в сборнике Jeppesen). Подразумевается, что пилот знает, как выполнять данный вид захода в пределах нормированной зоны визуального маневрирования. Во всей этой зоне визуального маневрирования устанавливается единая минимальная высота снижения (MDA) по наивысшему из препятствий и пилот не может снижаться ниже этой высоты до пересечения профиля финального снижения. И все время в процессе визуального маневрирования не должен терять ВПП из вида - иначе следует выполнить немедленный уход на второй круг по схеме инструментального захода на посадку, по которой начинался заход.

Однако, в некоторых аэропортах из-за высокого рельефа установить минимальную высоту снижения в зоне маневрирования не представляется возможным - она получится запредельно высокой и заход будет невозможен. Поэтому для таких аэродромов публикуются схемы с предписанной линии пути, по которому и устанавливается минимальная высота снижения.

Мне всего однажды доводилось в Тивате выполнять Circle на 14-ю полосу. Что интересно, произошло это в третье мое посещение Тивата, как раз после двух провозок, как требовали в то время для горных аэродромов. Только две провозки с инструктором были выполнены по "простому" варианту - заход на ВПП 32. А самостоятельно - пришлось выполнить заход гораздо более интересный - влетаешь в залив, слева-спереди горы, разворачиваешься прямо в них, да еще и снижение с MDA достаточно интенсивное.

CircleNDBDME

Но сегодня нам по всей видимости предстоит выполнить заход на ВПП 32. Не самый обычный заход, но и не самый сложный. Отличием от привычных заходов является то, что к ВПП самолет летит под углом в 20 градусов, снижаясь по лучу курсового маяка, не совмещенного с торцом ВПП. Но совмещенного с дальномером (DME). И есть две методики выполнения данного захода - либо, как я уже сказал, снижаться в режиме захвата курсового луча в горизонтальном профили, а в вертикальном регулировать изменением вертикальной скорости. Либо же, еще более простой вариант - это заход с использованием режимов LNAV/VNAV, но для этого требуется высокая точность позиции и обязательный контроль по тому же курсовому лучу и дальностям от DME.

Мне предпочтительнее вариант второй. Его и будем выполнять.

Еще одной особенностью является то, что огни PAPI, которые помогают пилоту выдерживать правильный угол снижения, во-первых, долго не видны из-за лесопосадок вдоль ВПП, а во-вторых, ненадежны практически до поворота в сторону ВПП. Поэтому пилоту следует полагаться не столько на них, сколько на визуальное восприятие проекции ВПП.



У меня есть видео захода в Тивате одного из наших экипажей (я летел сзади). Предлагаю посмотреть, кто еще не видел



Ну а мы летим дальше. Как и следовало ожидать, обстановка в небе спокойная - минимум трафика  отсутствие опасных метеоявлений. И, если б не ушедшее желание спать, условия можно было бы назвать просто идеальными.

Павел радует ведением радиосвязи - мне не приходится помогать. Если бы я сегодня делал проверку на допуск к МВЛ - он получил бы ее без колебаний.


--==(о)==--


Несмотря на несколько спрямлений, мы рассчитываем приземлиться в Тивате без ожидания в зоне. Наш самолет уже приступил к снижению, скоро мы пролетим над Подгорицей, затем немного углубимся в море, после чего встанем на посадочный курс 336 на привод TAZ, который маркирует точку начала финального снижения. Нашей задачей является обеспечить своевременное гашение скорости и выпуск механизации, чтобы над TAZ мы уже шли в планируемой посадочной конфигурации - закрылки 40 и скорость Vref+5, 143 узла.

Не вижу смысла тренировать автопилот в такую чудесную погоду. Поэтому отключаю его и получаю удовольствие от пилотирования. Проскользив  по склону, доворачиваю в сторону ВПП. У нас отличная позиция и ничто не мешает совершить красивую посадку, что мы и делаем.

...Обожаю Тиват. Это один из моих любимых рейсов.





А вот и Солнце









Виктория









Двигатель все еще дымится...

















Прилетел эмбраер "горный негр эрлайнз" - Montenegro (Черногория по-английский) Airlines.



В737-800 хорош тем, что позволяет выполнить рейс в Тиват без дозаправки. Поэтому мы тратим время только на обслуживание самолета, разгрузку-погрузку и, без задержки, улетаем в обратный путь.

Обратно пилотирует Павел. Взлет в Тивате тоже интересный - взлетаешь в залив, в сторону горы, на 500 футах круто отворачиваешь влево. Далее облетаешь с юга аэродром, и береш курс на северо-восток, домой... И все очень красиво!



Аэропорт. Вид сверху





Погода на обратном пути радует не меньше.















И я уже не удивляюсь свободному небу над Домодедово - в последнее время заходы с выдерживанием схемы, без векторения, становятся чуть ли не нормой. Никто нам не мешает и я предлагаю Паше отключить автопилот после эшелона перехода. Видимо, не веря своему счастью, он переспрашивает. Я подтверждаю. Паша отключает автопилот и мы выполняем отличный заход на посадку.

После полета обмениваемся мнениями. Паша благодарит за возможность "полетать", т.к. по его словам, до этого командиры разрешали выключать только "на минимуме"... Чему можно научиться, если ты отключаешься на минимуме, и при этом ощущаешь на штурвале железные руки командира?.. Увы, это проблема из проблем на сегодня и я не вижу легкого решения...

Я благодарю Пашу за отличную подготовку к полету. Приятно работать с такой молодежью!





PS Следующий рейс у Паши - проверка на допуск к МВЛ и он ее, что неудивительно, проходит.

Всем спасибо!

FLYSAFE

Buy for 60 tokens
В силу своей занятой работы свадебным организатором я часто делаю покупки в онлайн магазинах. В магазины хожу только за продуктами и то обычно заказываю готовую еду из кафе и ресторанов или ем на свадьбах. Я много видела рекламы Letyshops и по начала отнеслась к нему скептически ожидая очередного…

Comments

( 69 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ytkk
Aug. 17th, 2013 07:08 am (UTC)
Спасибо за интересный рассказ. А можно показать схему circling на 14-ю?
denokan
Aug. 17th, 2013 12:38 pm (UTC)
Добавил в текст
brother_alik
Aug. 17th, 2013 07:28 am (UTC)
Фото "с дымком" отличное!:))
Спасибо за разъяснения хитростей захода в Тивате. Жду следующий пост!:))
aeroaltay
Aug. 17th, 2013 07:32 am (UTC)
Кроме местных самолетов, в Черногории никаких других не было?
denokan
Aug. 17th, 2013 07:35 am (UTC)
В этот раз нет.
alykel_hater
Aug. 17th, 2013 08:02 am (UTC)
Шедевр, как всегда! Спасибо!
*********

Вопрос: год назад по расписанию видел (как сейчас - не смотрел) Глобус летел в Норильск минут на 40 дольше, чем коллеги из ТСО или НОРДСТАРА. Причем типы ВС везде идентичные - 800ки.
В связи с чем это было (есть)?
Как достигалась такая разница - за счет меньшей крейсерской скорости или маршрут был длиннее?
Или летали как все, - расписание рекламное, возможны изменения?
(Источник - www.polets.ru)
denokan
Aug. 17th, 2013 12:39 pm (UTC)
Разные факторы могут быть. Например, скоростная политика компаний. Либо, "политика" конкретных экипажей...
i1111i
Aug. 17th, 2013 08:10 am (UTC)
О,отлично выглядит зелень в Тивате!) Так и тянет тяпнуть арбуз.) А условия ох непростые,полоса прямо у залива и под углом! И виды сверху просто вау ваще,как говорит молодежь,хоть на выставку помещай!
olga_kriu
Aug. 17th, 2013 04:11 pm (UTC)
Да, виды сверху и правда потрясающие. Мы вот смотрели на взлетную полосу сверху с горы, а под нами летел самолет. Удивительно!
(no subject) - i1111i - Aug. 17th, 2013 04:13 pm (UTC) - Expand
readercom
Aug. 17th, 2013 08:12 am (UTC)
Не знаю, насколько в вашем блоге уместны каменты симера, но в любом случае большая благодарность за такие посты. MFS иногда утомляет неким однообразием, отсутствием задач. Но сегодня уже знаю маршрут с обратным и "легенду", по которой "полечу". Правда, на арбузе или тушке ))
grafic747
Aug. 17th, 2013 08:33 am (UTC)
Спасибо! И очень порадовало видео!
kuznetsov_iliya
Aug. 17th, 2013 08:47 am (UTC)
Постоянно читаю Ваш дневник. У меня сложилось мнение, что Ваша авиакомпания до последнего времени активно набирала вчерашних выпускников авиаучилищ. А есть ли среди недавних новобранцев выпускники иностранных авиашкол?
denokan
Aug. 17th, 2013 12:39 pm (UTC)
Нет, у нас таких нет.
(no subject) - landays - Aug. 17th, 2013 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 17th, 2013 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kissingcloudz - Aug. 22nd, 2013 01:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 22nd, 2013 03:44 am (UTC) - Expand
nil_nn
Aug. 17th, 2013 09:01 am (UTC)
как всегда, очень приятно читать и смотреть :) А Тиват мне запомнился липкой и обволакивающей жарой после выхода из кондиционированного салона самолёта и невозможностью в аэропорту разменять сотку евро ))
denokan
Aug. 17th, 2013 12:39 pm (UTC)
А нам хорошо было - мы рано прилетели и вкусили утреннюю свежесть. А днем, да, +35.
ddorset
Aug. 17th, 2013 10:17 am (UTC)
"Дымок" - шедеврален! :) Отлично слетали, спасибо! :)
black_slon
Aug. 17th, 2013 11:45 am (UTC)
Денис, чем регламентируется принятие решения по заходу: ВОР/ДМЕ/визуальный? Вот встретимся в АДП/бриффинг-руме - замучаю вопросами (попытаюсь быстро)
denokan
Aug. 17th, 2013 12:40 pm (UTC)
Зависит от разных факторов - от погодных условий, от желания экипажа.
dong_feng
Aug. 17th, 2013 01:10 pm (UTC)
Два разных полета, два разных человека и такие противоположные оценки ВП. В связи с чем вопрос: видно сразу у кого на то дело глаза горят, а кто так...

,


Edited at 2013-08-17 01:11 pm (UTC)
lokophil
Aug. 17th, 2013 01:49 pm (UTC)
ВО! За 767 S7 огромное спасибо!)))) А есть у Вас фотка с ним, в размере побольше? А то на яндекс фотках там только 1000 по ширине)))
"Дымящийся" движок впечатлил!)))

Ващще фотки обалденные получились!)))) Спасибо за отчет!)))
denokan
Aug. 17th, 2013 04:02 pm (UTC)
Нет, я их в большом размере перестал сохранять - все равно ведь печатать плакаты не собираюсь.
ale
Aug. 17th, 2013 02:40 pm (UTC)
фото с каждым разом все лучше и лучше, особенно в дымящимся двигателем классная.
mikhaylovag
Aug. 17th, 2013 03:22 pm (UTC)
Сегодня в Уренгой не летите? Сестра собралась сегодня ночью)
denokan
Aug. 17th, 2013 03:30 pm (UTC)
Нет, не лечу.
brewster_
Aug. 17th, 2013 03:27 pm (UTC)
Спасибо! Отличный пост и фотографии. С интересом прочитал. В свое время Летчик Леха выкладывал весьма живописное видео захода на 32ю полосу как раз. С тех пор Тиват как-то и запомнился. :)
sulfur_tyumen
Aug. 17th, 2013 05:15 pm (UTC)
Шикарный пост. Фото отменные. Виктория требует отдельных похвал. А двигатели дали прикурить Черногории :)
aavenger
Aug. 17th, 2013 05:24 pm (UTC)
Отличные фото - "золото" поймалось :)))
ilia_46
Aug. 17th, 2013 05:59 pm (UTC)
Тиват
Денис, добрый день, читаю вас довольно давно, особенно на дежурствах. И вот созрело у меня к Вам несколько вопросов, после Вашего очередного красивого очерка:
1. Специально зашел на сайт S7 в раздел вакансии и свободные места только на Airbus 319-320-321. А в ваших записях, читаю, что Вы можно сказать, целыми эскадрильями вводите пилотов Б737, а на сайте ни слова о вакансиях на 737. Тогда как узнают о них кандидаты?
2. Какова судьба Airbus 310-300. Насколько мне известно,КВС там был или есть по-крайней мере для меня, легендарный Вадим Захаров?
3. Почему Вы негативно относитесь к летчикам ВВС? Ну ладно мы ИБА отличаемся в корне, но ведь есть летчики ВТА, они летают практически по тем же законам и правилам, бывают в одинаковых ситуациях как и пилот ГА?
4. Как Вы относитесь к обучению и получению, например FAA, заграницей, или например в Челавиа. И есть ли у Вас в S7 пилоты получившие CPL в Челавиа, ведь руководство данной авиакомпании ссылается, что прием экзаменов ведут представители S7.
Спасибо за потраченное время при ответах на мои вопросы.
Чистого неба и чтобы количество взлетов, равнялось количеству посадок... Удачи.
denokan
Aug. 17th, 2013 06:09 pm (UTC)
Re: Тиват
1. В настоящее время штат 737 более чем набран, поэтому и вакансия убрана.

2. Несколько экипажей оставлены на А310. Скоро он будет окончательно убран из парка.

3. Кто сказал, что я негативно отношусь к военным? Денис, герой полета в Норильск (свежая запись) тоже из них. Мой очень близкий друг - тоже из военлетов.

Я негативно отношусь только к тем, кто филонит, не хочет расти профессионально. Независимо от пола, цвета кожи и прошлого опыта.

4. Что Челавиа, что ЛУГА - качество подготовки в обоих случаях не лучшее. Я бы приветствовал развитие конкуренции, открыв дорогу тем, кто получил более качественную летную подготовку в Европе или США. Но им очень трудно приходится в России - препоны в лице "динозавров" ставятся труднопреодолимые. Вот и у нас требуют диплом о профильном образовании...

Спасибо на добром слове! С Праздником!

Edited at 2013-08-17 06:10 pm (UTC)
Re: Тиват - ilia_46 - Aug. 17th, 2013 08:31 pm (UTC) - Expand
Re: Тиват - denokan - Aug. 18th, 2013 02:15 am (UTC) - Expand
Re: Тиват - stuwart - Aug. 18th, 2013 11:11 pm (UTC) - Expand
Re: Тиват - denokan - Aug. 19th, 2013 04:05 am (UTC) - Expand
Re: Тиват - stuwart - Aug. 19th, 2013 11:26 am (UTC) - Expand
Re: Тиват - denokan - Aug. 19th, 2013 11:32 am (UTC) - Expand
Re: Тиват - olga_kriu - Aug. 19th, 2013 02:25 pm (UTC) - Expand
Re: Тиват - denokan - Aug. 19th, 2013 03:00 pm (UTC) - Expand
Re: Тиват - olga_kriu - Aug. 19th, 2013 03:11 pm (UTC) - Expand
freakingpilot
Aug. 17th, 2013 07:31 pm (UTC)
От разных ребят слышал не раз, что не дают летать, мешают, позволяют отключаться лишь на ВПР.

Я в Новосибе, Якутске и прочих провинциях регулярно отключаюсь на TL, даже с после ночи. В ДМД уже почти каждый раз перед входом.. Самые сложные забугорные схемы выходов также дают крутить без проблем. Мне кажется дело не столько в командирах, сколько в настойчивости и убедительности самих пацанов.

Я обычно говорю так: отключусь рано, если вдруг пойдут вводные, включаем AP обратно, но не позже ТВГ. Действует безотказно :)
denokan
Aug. 18th, 2013 02:12 am (UTC)
Наверное, Серега, в этом еще играет роль твоя уверенность?:) все-таки, кое-кто тебе и в процессе ввода в строй нехило дали полетать, да и потом капитан попался из-той же "школы"?:)

Многие же ВП в себе не уверены, так как инструкторы не дали "попробовать" и боятся подвести командира.
(no subject) - freakingpilot - Aug. 18th, 2013 05:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 18th, 2013 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - freakingpilot - Aug. 18th, 2013 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 18th, 2013 03:29 pm (UTC) - Expand
yuryr1980
Aug. 17th, 2013 09:06 pm (UTC)
Супер! Как всегда очень интересно и красиво)
lexyara
Aug. 18th, 2013 02:56 am (UTC)
Посмотрел видеоролик. И заколбасило, даже заплющело немного. Вот не научили меня в детстве посадки совершать, а надо было. Одного не понял, почему РУДами управляют оба пилота и правый и левый (при взлете).
denokan
Aug. 18th, 2013 03:09 am (UTC)
Если взлетает ВП, то он только выводит РУД вперед до стабилизации оборотов взлетного режима, после чего убирает свою руку, а КВС кладет - так как именно КВС принимает решение на прекращение взлета и, собственно, взлет прекращает.
(no subject) - lexyara - Aug. 18th, 2013 03:39 am (UTC) - Expand
turbinist_t3
Aug. 18th, 2013 06:06 am (UTC)
С Днём Авиации Вас!Попутного ветра на эшелоне!
senator_samara
Aug. 19th, 2013 07:14 am (UTC)
Здорово и красиво, как всегда интересно!!! Виктории только мало внимания уделено :)
igo_ryanych
Aug. 19th, 2013 08:49 am (UTC)
Я в первый раз узнал про интересный заход в Тивате из красивого видео от "летчика Лехи". И сразу же в симе полетел туда на Ту-шке)) Спасибо еще раз за интересный рассказ и нахлынувшие воспоминания :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 69 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel