?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Новый Уренгой, 02.08.13

DSC00065

...Пятница, 2 августа. 11 часов вечера. Медленно плетусь в традиционной "дачной" пробке.

Обычно она начинается от поворота на домодедовское кладбище и упирается в поворот на переезд через ж/д около поста ДПС. Но сегодня она стартовала на три километра раньше. Видимо, придется постоять здесь минут 40 или больше... хорошо, что я предусмотрительно выехал за три с половиной часа до времени вылета (2 часа ночи) в Новый Уренгой.

...Водитель в соседнем БМВ что-то отчаянно набирает на своем айпаде, периодически ликвидируя дистанцию до впереди ползущего авто. Причем, не переставая стучать по экрану. Мастер, что говорить.

А вот и авария - девятка догнала вишневый XC90, причем неплохо - передок хорошо помят (видимо, пробка до этого начиналась здесь, и водитель просто ее не заметил, как это бывает). Блондинка из Вольво о чем-то ругается по телефону.

Ползем дальше. Я уже давно выяснил, что в среднем ряду (обочина превращается в правый) в этой пробке едется быстрее, чем в левом. Снова делаю ставку на него. Ну а по обочине ездить не люблю, да и время терпит.

В итоге, потратив час на пробку, в 12 ночи, паркую автомобиль на стоянке и иду в аэровокзал. До вылета, тем не менее, два часа, нет смысла торопиться; смотрю на толпы автомобилей на привокзальной площади, мешающих друг другу, сигналящих и никак не реагирующих на мегафоны работников аэропорта, требующих убрать авто.

Я точно в Москве? Или это Пекин?

Интересно, когда-нибудь в Домодедово наладят движения автомобилей?

--==(*)==--


В брифинге ожидаемо пусто - кроме нас еще пара экипажей. Не торопясь готовимся к вылету. Погода в Уренгое и по маршруту обещает быть хорошей, самолет VQ-BKW ("киви" или "кило виски") радует чистотой листа отложенных дефектов.

Аэропорт Нового Уренгоя согласно регламенту работы открывается в 7.30 по местному времени. А по расчету нам лететь 3.06. Обсуждаем этот постоянный нюанс с Эльдаром, Приходим к выводу, что взлетать надо не раньше, чем в 2.15 по Москве. И, желательно, не позже, чтобы не портить статистику по задержкам. Ну а в воздухе попробуем лишние 10 минут растянуть, чтобы не крутиться в зоне ожидания над аэропортом NUX (код Нового Уренгоя)

DSC00066

VQ-BKW, совсем свежий (2011 года выпуска), раскрашен в цвета альянса ONE WORLD. Во всем остальном это такой же замечательный В737-800, как и все остальные.

Мы договорились, что в Новый Уренгой лечу я в целях демонстрации захода по приводам с применением методики LNAV/VNAV, а обратно в Москву летит Эльдар. Оставшиеся два рейса (Питер и Сочи) Эльдар выполнит, как pilot flying.

DPP_0365

Вылетать мы не торопимся из-за регламента Н.Уренгоя, но за 20 минут до времени отправления по расписанию уже все пассажиры на месте. Вот бы так днем работали!

Однако, у нас нестыковки с загрузкой. Тратим минут 15 на окончательное выяснение, что где конкретно лежит, прибегая к помощи проводника, который контролировал загрузку. В итоге все более-менее сходится, можно закрываться и не торопясь, начинать.

Очень важен контроль того, как загружен самолет. В авиации было очень много случаев, когда это приводило как к казусам (типа удара хвостом на взлете в одном из первом рейсов на новехоньком В737-800 в одной из крупных авиакомпаний РФ), так и к печальным катастрофам. В моей практике были и такие случаи, когда путали загрузку первого и второго багажников, что приводило в разнице более двух тонн от расчета. В Тивате. Пришлось делать задержку, перегружать багаж.

В 02:00 начинаем запуск. Вылет предстоит с ВПП 32П, мы стоим от нее весьма далеко, так что как раз еще минут 15 уйдет на руление.

Взлетаем в 02:17. Погода в Москве в этот вечер наладилась, вся столица как на ладони. Мы огибаем ее по восточному краю, улетая на север.

DPP_0366

DPP_0367

DPP_0368

DPP_0369

Летние ночные рейсы в северную часть нашей Необъятной хороши тем, что утро наступает очень быстро. И, хоть уже август (как же быстро лето пролетело!), буквально через полчаса после взлета солнце начинает постепенно вылазить из-за горизонта

DPP_0370

DPP_0371

DPP_0373

DPP_0374

Солнце светит прямо в глаза. Приходится прибегнуть к проверенному способу борьбы с ним

DPP_0376

Проводники занимаются времяубиванием

DPP_0372

В нашей работе есть два времени, когда небо особенно красиво - это рассвет и закат. И обязательно с облаками!

DPP_0377

И вот, солнце уже занимает свое законное место на небосводе, щедро одаривая планету своим светом.

DPP_0378

При подлете к Уренгою выясняется, что вместо ожидаемого захода на ВПП 27 нам предстоит зайти на ВПП 09. Ничего особенного, кроме того, что это срежет нам 5 минут полета, которые мы так тщательно растягивали. Придется-таки, несмотря ни на что, сделать круг почета над северным полярным кругом (аэропорт стоит практически на нем).

Мы планируем выполнить та называемы "неточный заход на посадку" по приводам. На этих самолетах подобные заходы превращаются в радость, т.к. точность навигации очень высока, самолет сам выполняет заход и держит траекторию снижения. Задача пилота сводится к контролю профиля по средствам навигации, от которых заход построен (в нашем случае - это дальний и ближний приводы на ВПП 09, которые расположены на продолженной оси ВПП на удалении 1 и 4 км от торца), ну а так же - в холодное время года, учесть влияние низких температур. Сегодня у нас +12, поэтому поправки в барометрические высоты не потребуются. Погода - миллион на миллион.

Единственное условие для выполнения таких заходов, без которого он будет невозможным - это заход по давлению QNH (измерение высоты полета относительно давления, приведенному к условному уровню моря), что до сих пор является проблемным в России, несмотря на то, что применение QNH имеет такие же законные основания, как и традиционный в этой стране QFE (измерение высоты полета относительно давления, измеренно на торце рабочей ВПП). Все системы самолета заточены на использование QNH, более того, в Руководстве по летной эксплуатации В737-800 черным по белому полеты по QFE запрещены, если в FMC нет специальной опции (а таких самолетов, с этой опцией, в России - по пальцам пересчитать. К слову, BKW из таких). И даже если эта опция есть, ниже высоты перехода использование режимов LNAV и VNAV - запрещено.

На большинстве самолетов, эксплуатирующихся в России, при выполнении заходов по QFE требуется отключать систему раннего предупреждения о близости земли - все высоты в ее базе данных указаны по QNH - во избежание ложного срабатывания TERRAIN, TERRAIN, PULL UP! PULL UP!

Помните, после одной из катастроф, правительство в праведном гневе потребовало установить данную систему на все самолеты, от Ан-24 и выше? Ну так толку от того, что она установлена - если ее приходится отключать?

QNH vs QFE  Безопасность полетов

Поэтому, во многих компаниях РФ, пилоты выполняют полеты по QNH, даже если РПП авиакомпании требует QFE. Кто-то получает в дыню за это, а с кем-то происходят смешные моменты, очень показательные. Мой коллега, КВС В737 одной из крупных компаний, как то однажды хорошо огреб за использование QNH. Однако, стоило компании перевести рейсы на В737 во Внуково, где в это время ИЛС не работал, как вдруг те же самые начальники, праведно гневавшиеся до этого, стали сами... выполнять заходы во Внуково по QNH. Ведь так намного проще - в этом случае разрешается использование LNAV (автоматическое наведение в горизонтальной плоскости) и VNAV (то же - в вертикальной)... Лицемерие, одним словом.

В нашей же компании уже много лет использование QNH в полетах является правилом. Как и во всем мире. Думаю, Россия тоже придет к QNH, как к основному уровню отсчета высоты, жалко только лишь то, что мы всегда все делаем очень медленно и поздно. Пытаемся держаться за свой велосипед с квадратными колесами, хотя по дорогам проще ездить на круглых.

--==(*)==--


Снижаемся, переходим на связь с Надым-Подход

- Глобус 419, Надым-Подход. Курс в зону ожидания, снижайтесь эшелон 70.

Хех. Еще один. Какая зона ожидания? В Уренгое нет опубликованной зоны ожидания. Соответственно, какой курс мы должны взять? Конечно, я понимаю, что диспетчер имел в виду курс на дальний привод. Вот так и летаем - на уровне подсознательного понимания друг друга.

Как и ожидали, выполнили один круг почета над аэродромом. После чего самолет четко завел нас строго по осевой полосе, несмотря на то, что мы заходили по неточной системе. И, что порадовало, стрелки радиокомпасов показывали не в "молоко", как это часто бывает, а вполне даже примерно туда, где на земле находились приводные радиостанции.

В 7.31 по местному времени самолет касается неровностей ВПП Нового Уренгоя и, попрыгав на стыках бетонных плит, затормаживается, чтобы освободить полосу на РД 3.

Погода, действительно, замечательная! И, как обычно - думаешь, что во время стоянки получится поспать, но полученный за время захода заряд адреналина препятствует этому. Если зимой сну способствует темнота и на самом деле удается чуток подремать - то в этот раз снова не получилось.

DPP_0379

После нас прилетели Газпром, Трансаэро и Ямал.

DPP_0380

DPP_0381

DSC00067

DSC00068

DSC00069

Кабина пассажирского трапа

DSC00071

Обратно пилотирует Эльдар. Взлет с закрылками 15, набор на руках с выключенными FDs. За четыре рейса, что запланированы нам вместе, мне хочется привить молодого второго пилота уверенность в том, что он справится с этим самолетом. А для этого надо научить глаза "бегать", чтобы видеть картинку полета и держать в голове текущие параметры, своевременно реагируя на отклонения.

DPP_0383

DPP_0382

Прилетаем в Москву. Погода - на зависть! И, что самое удивительное - впервые за долгие годы мы выполнили схему прибытия без какого-либо векторения. Тем более, что эти утренние часы считаются достаточно напряженными!

Раменское. В конце августа здесь начнется "веселуха", связанная с проведением Московского аэрокосмического салона.

DPP_0384

К слову, если кто не хочет тратить деньги и нервы для того, чтобы смотреть летную программу - знающие люди советую ее смотреть с другого берега р. Москвы. Вообще, некоторые любители авиации устраивают там в эти дни "шашлыкинг". А мы чем хуже?

На эшелоне перехода Эльдар по моей команде отключает автопилот. Погода отличная, грех не получать навыки. И он старается!

Все идет неплохо (практически не вмешиваюсь) до высоты 200ф. Ну а там приходится помогать, как в большинстве случаев при обучении - все-таки, надо быть семи пядей во лбу, чтобы после 150ч в летном училище (2 трети на Як-18Т), сесть во многократно более тяжелый самолет и за два месяца его освоить так, чтобы уверенно выполнять стабилизированные заходы и посадки. Это только симмеры могут посадить самолет с первого раза вместо стюардессы, а пилоты - они не такие талантливые.

Я всегда ратовал за то, чтобы программа ввода в строй (полеты с инструктором) для выпускников была увеличенной. Сейчас она составляет 150ч, 50 полетов. А мне по своему опыту таких полетов видится увеличение ее в полтора раза - 250ч для среднего пилота (а таких большинство) - это как раз тот период, когда он, наконец, начинает себя чувствовать в кабине более-менее комфортно. Да, есть те, на которых печать таланта, схватывающих на лету... Один из 10, наверное. И все очень зависит от инструктора.

Но понимания не нахожу, хотя мысль неоднократно встречала одобрение - вот такие противоречия. Все "за", но ничего не меняется.

--==(*)==--

Ну а наша стоянка все еще не освободилась. Ждем на РД Н2.

DPP_0386

DPP_0387

DPP_0385

Затем перебазируемся в другое место, чтобы не занимать проезжую часть. И так же ждем, молотим двигателями. Вимы уже успели загрузиться пассажирами и начать буксировку.

Пассажиры в салоне начали обычное брожение - ведь вдруг они не успеют выйти и самолет заберет их в очередное путешествие? Проводники делают информацию по салону, я тоже присоединяюсь.

DPP_0388

DPP_0389

DPP_0390

DPP_0391

Наконец, ожидание подходит к концу и мы причаливаем к гейту номер 1.

Пассажиры вышли. Благодарю кабинный экипаж за работу, выхожу из самолета, заканчиваю полет осмотром самолета. Двигатель дымится, остывая.

DPP_0392

- Спасибо, брат! Люблю тебя!

DSC00072

FLYSAFE

Buy for 60 tokens
В силу своей занятой работы свадебным организатором я часто делаю покупки в онлайн магазинах. В магазины хожу только за продуктами и то обычно заказываю готовую еду из кафе и ресторанов или ем на свадьбах. Я много видела рекламы Letyshops и по начала отнеслась к нему скептически ожидая очередного…

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
yuryr1980
Aug. 5th, 2013 08:39 am (UTC)
Как всегда интересно. Особенно шикарные ночные фотографии :)
tankasan
Aug. 5th, 2013 08:50 am (UTC)
Красота, особенно на эшелонах ... )
Спасибо за рассказ, как всегда читал с удовольствием!)
actuariola
Aug. 5th, 2013 08:55 am (UTC)
Фото очень красивые.
А что вы имели в виду под словами: "Это только симмеры могут посадить самолет с первого раза вместо стюардессы"? Перечитал несколько раз, но не понял. :-)
ys3d
Aug. 5th, 2013 09:23 am (UTC)
irony, watch for it :)
(no subject) - actuariola - Aug. 5th, 2013 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - angelovski - Aug. 5th, 2013 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - actuariola - Aug. 5th, 2013 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 5th, 2013 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - aavenger - Aug. 5th, 2013 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Aug. 5th, 2013 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - provokator80 - Aug. 6th, 2013 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 6th, 2013 05:42 pm (UTC) - Expand
immense_sp
Aug. 5th, 2013 09:00 am (UTC)
Ночной город под облаками - сказка :)
По поводу пассажиров так же недоумеваю, они вскакивают, стоит только уйти с полосы. Эти нелюди хватают сверху свои саквояжи, а мне страшно, как бы они этим саквояжем при резком торможении не поубивали никого..
Спасибо за полёт :)
aguitar_lord
Aug. 5th, 2013 09:01 am (UTC)
Светящиеся приборы бесподобны,..себе сохранил, настроение создавать))
Заметил, что начинают брожение в основном те пассажиры, кто переживает успеют ли они на стыковочный рейс, особенно если предстоит паспортный контроль))
dron_nsk
Aug. 5th, 2013 09:02 am (UTC)
москва под облаками шикарна) и ил-76 алросовский. Ни разу мне не попадался (
dmsolovyev
Aug. 5th, 2013 09:04 am (UTC)
Вот это фото!
Первая мысль - почему самолет стоит на пляже с белым песком у берега океана? )) Очень круто.
powerk
Aug. 5th, 2013 10:06 am (UTC)
Спасибо за ваши рассказы, их всегда интересно читать!
BKW отличный самолет, недавно возил меня с семейством в DUS
stepan_st
Aug. 5th, 2013 10:19 am (UTC)
Вопрос про высоту от обывателя. Если используется QNH, то как тогда пользоваться высотомером и как понимать, сколько фактически метров между самолетом и впп? Всякий раз от высоты на приборе отнимать высоту впп? Это же неудобно. Наверняка есть трюк попроще. Но какой??
denokan
Aug. 5th, 2013 10:32 am (UTC)
На самом деле все гораздо проще. На большой высоте пилоту мало интересно, какая высота над ВПП. К тому же, пилот больше ориентируется на опубликованные высоты, сравнивая их с теми, которые выдерживает. Ну а у самой земли, если сильно хочется - можно на радиовыстомер смотреть. Если же речь идет о процессе выравнивания и посадки лайнера, то там вообще по барабану - она визуально производится, пилот не смотрит на приборы.
maxx_driver
Aug. 5th, 2013 11:02 am (UTC)
В теле поста не помешает ссылочка на Вашу же замечательную статью, о том, почему летать по QNH безопасней чем по QFE. Вы там еще разбирали несколько катастроф, которых могло бы не случиться (не смотря на ошибки экипажа), если бы высотомеры были выставлены по QNH

Edited at 2013-08-05 11:02 am (UTC)
mihail_belov
Aug. 5th, 2013 11:02 am (UTC)
Денис, подскажите как можно отличить визуально различные модификации 737?
maxx_driver
Aug. 5th, 2013 11:15 am (UTC)
Один запасной выход - 737-(300, 500, 600, 700)
Два запасных выхода - 737(400, 800, 900) У 900-ки еще по правому борту ближе к хвосту есть доп. "дверь" она меньше чем обычная и предназначена исключительно для эвакуации.
Но не на всех 900, на ранних выпусках ее нет. Дело в том, что девятисотка может брать на борт более 200-т пассажиров, а американский регулятор требует при такой численности дополнительный аварийный выход.

Как различить между собой 300 и 500, или 400 и 800 сложнее для взгляда.
500 короче чем 300, а 400 короче чем 800, но человеку не увлеченному оценить длину на взгляд будет трудно.

http://www.airliners.net/photo/Tailwind-Airlines/Boeing-737-4Q8/2295393/L/&sid=f83ad22ba8b6a6c7a5ea2a64209ea65b

это 737-400

http://www.airliners.net/photo/EgyptAir/Boeing-737-866/2295896/L/&sid=696aa76a1166faa6974faced9661b4e5

это 737-800

737 классику (400) от NG (new generation - 800) легче всего отличить по капотам двигателей. У классики они выглядят больше и массивнее + у классики гораздо больше выражена "сполюснутость" нижней части воздухозаборника.

Как отличить 300 и 500 сам не знаю :) Отличаю всегда потому что вижу - вот трехсотка, а это пятисоточка. Но это уже глаз "набит".
(no subject) - taimyr - Aug. 5th, 2013 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maxx_driver - Aug. 5th, 2013 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - dedmoroz777 - Aug. 5th, 2013 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 5th, 2013 02:30 pm (UTC) - Expand
i1111i
Aug. 5th, 2013 11:41 am (UTC)
Ночные фотки Москвы,скрытой за облаками,просто офигенны! Интересно,лучше снимать МАКС на берегу? Не слишком ли далеко будет?
denokan
Aug. 5th, 2013 11:43 am (UTC)
Так так же получится, думается.
antontretiakov
Aug. 5th, 2013 12:03 pm (UTC)
Повторюсь - фото шикарны. Уже освоил 650-й? :)
denokan
Aug. 5th, 2013 12:08 pm (UTC)
В этой записи фото как с него, так и со стренькой модели телофона SE J10i ELM.
(no subject) - antontretiakov - Aug. 5th, 2013 10:21 pm (UTC) - Expand
taimyr
Aug. 5th, 2013 12:57 pm (UTC)
На новых самолётах стали белые светодиодные индикаторы ставить?
А что за большая ручка примерно посредине панели кокпита?
denokan
Aug. 5th, 2013 02:30 pm (UTC)
Рычаг выпуска шасси, видимо.
oovsienko
Aug. 5th, 2013 01:52 pm (UTC)
Зачитался прямо)) Оч интересно!!
alexpopovici
Aug. 5th, 2013 02:09 pm (UTC)
одним словом -молодец! И пишете и летаете и обучаете.Удачи
zyachika
Aug. 5th, 2013 04:38 pm (UTC)
а можно ламерский вопрос про багаж?
зависит ли момент (в начале или в конце) выдачи багажа от того, когда его сдал: в начале регистрации или в конце, или из-за центровки, все равно перемешается?:)
denokan
Aug. 5th, 2013 04:39 pm (UTC)
Re: а можно ламерский вопрос про багаж?
Мало зависит, т.к. его еще не один раз перезагрузят - в телеги, в самолет, из самолета, на ленту и т.п. Еще попутно с багажом из другого багажника перемешают.
Дмитрий Терский
Aug. 5th, 2013 07:17 pm (UTC)
Шикарно!)
Как всегда великолепно!) Но все же "солнце вылезает".)
aavenger
Aug. 5th, 2013 08:13 pm (UTC)
... а ведь неплохо бы как-то раз после посадки и руления вырулить и снова взлететь, объявив новый рейс: вот пассажиры-торопыги переполошатся :)))
ldvnvkz
Aug. 6th, 2013 01:11 am (UTC)
Про пилотов крупных авиакомпаний
Денис, у тебя же есть свой рейтинг профессионального мастерства авиакомпаний, который составлен на основании личных наблюдений. Поделись им?
longcatisloong
Aug. 6th, 2013 02:11 am (UTC)
Уверен, что вопрос сто раз обсуждался, но можете прояснить еще раз - почему самолеты зарегистрированы не в россии, даже те, что с новья? Даже у главного национального перевозчика? Налоги/растаможка? Неужели нельзя изменить законодательство, если оно во вред и все равно не работает? Кому это выгодно? И нужно ли это вообще (местная регистрация)?
denokan
Aug. 6th, 2013 03:34 am (UTC)
К налогам то отношение не имеет. Имеет отношения к требованимхям, которые предписано выполнять операторам самолетов с российской регистрацией. А лизинговые компании к тому же не доверяют российской регистрации и просто не получится заключить с ними договор, если самолету предстоит быть заоегистрированным здесь.
senator_samara
Aug. 6th, 2013 06:49 am (UTC)
Спасибо! Опять кофе остыл пока читал :) не отрываясь
harys
Aug. 6th, 2013 12:40 pm (UTC)
Фото Москвы просто бомбические.
Хочу сказать большое спасибо Вам, что пишите. И интернету, что я читаю. Ну и случаю, что иногда летаю с Вами Сочи-Москва.
(no subject) - saksafon1 - Aug. 6th, 2013 04:55 pm (UTC) - Expand
denokan
Aug. 6th, 2013 05:48 pm (UTC)
От этого диспетчера я не смог добиться. А вот следущий (Драгун-Подход) отправил нас на привод.

Москва-контроль сегодня вечером на 119.5 поразила. Положительно: "Identified". И все. Красава.
stuwart
Aug. 8th, 2013 12:46 pm (UTC)
Денис, вроде уже задавал вопрос, может потерялся ответ. Вы таки прыгаете из классики в энджишку периодически, или мне так показалось?

"В авиации было очень много случаев, когда это приводило как к казусам (типа удара хвостом на взлете в одном из первом рейсов на новехоньком В737-800 в одной из крупных авиакомпаний РФ), так и к печальным катастрофам. В моей практике были и такие случаи, когда путали загрузку первого и второго багажников, что приводило в разнице более двух тонн от расчета. В Тивате. Пришлось делать задержку, перегружать багаж. А уж случаев (в нашей стране), когда грузчики грузят так как нравится им, а в бумагах загрузка расположена так, как нравится центровщику - уйма!"
Стоя за груз-багаж где-нибудь в Египте и видя как грузят египтяне, наши не кажутся такими уж раздолбаями. Хотя как у нас в а/к ходит байка как тестовая плита весом в 1 тонну летала по всему миру, когда ее забыли снять аж несколько должностных лиц. Слава богу, что в 747 тонной больше, тонной не меньше - не критично. Вот и не замечали ее несколько рейсов ни грузчики, не летчики не ощущали.

"Однако, стоило компании перевести рейсы на В737 во Внуково, где в это время ИЛС не работал, как вдруг те же самые начальники, праведно гневавшиеся до этого, стали сами... выполнять заходы во Внуково по QNH."
Ой, какая прелесть! Думаю, что даже легко угадаю эту авиакомпанию :)
denokan
Aug. 8th, 2013 12:50 pm (UTC)
Да, мы летаем и на классике и на NG
(no subject) - stuwart - Aug. 8th, 2013 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Aug. 8th, 2013 01:51 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel