?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Устал, друзья. Надо еще сил набраться и завершить месяц марш-броском в Новосибирск, из него в Мюнхне и вернуться обратно пассажиром. Далее снова рейс, и потом еще три рабочих дня - и в отпуск. Два месяца подряд по 90 без малого часов, все (кроме одного) рейсы - по программам обучения или проверочные. Нагрузка реально большая...

В такие минуты вспоминаю записки Василия Васильевича Ершова, где он писал про августовские нагрузки на многочленный (!) экипаж Ту-154... в 70 часов в месяц... Да это курорт по сравнению с современной потогонкой.

Поэтому, реально буду кратким. Лучше потом "марш-бросок" опишу.

Слетали в Анапу. Проверка КВС-стажера Сергея, "мистера улыбки", на допуск к самостоятельным полетам. С ним я уже летал как-то на вводе в строй, поэтому особого волнения перед проверкой нет. Да, да. Проверяющий порой волнуется не меньше проверяемого - т.к. ответственность все-таки давит.

Но определенные нотки все-таки есть.

Погода в Дмд ужасная. В такую жару надо не в асфальтовом аэропорту киснуть, а где-нибудь на берегу моря, да с холодной Сангрией в запотевшем бокале... Однако, и здесь находишь что-то милое, контрастное с бетонными покрытиями крупнейшего аэропорта России.

DSC_0001


DSC_0002

Небо пока еще в порядке, однако, телом ощущаешь насыщенность воздуха влагой, духоту - это говорит о том, что к моменту нашего прилета могут собраться грозы. Вчера, в аналогичную жару, они были - и даже кое-где неплохо полили.

Готовимся к рейсу. В Анапе ВПП 22, планируется заход NDB, поэтому решаю, что в ту сторону летит Сергей, обратно я. Погода (если не брать удушливой жары) вроде неплохая, в глаза бросается предупреждение в NOTAMе о закрытии воздушного пространства в таких-то границах (далее идет целая туча географических координат). Утомленная жарой и налетом голова буднично эту информацию пробегает, оставляя в голове мысль "видимо, через Ейск опять отправят" и переходит к изучению дальнейшей информации...

Сегодня мы летим на 737-400, VP-BQG. Сергей уже отлетал проверку на 800-ке с проверяющем Толей. Совпадение, или нет, но второго "молодого" командира подряд проверяют одни и те же проверяющие... Да и вообще, с начала года мне подозрительно часто достаются подобные проверки. Зимой одна была неуспешной и, к слову, в этой же Анапе...

Серега что-то говорит про NOTAM, про закрытие воздушного пространства над ним, что "мы успеваем", я вяло отвечаю, что да, видел. "Видимо, чуть севернее полетим, как обычно"...

Мы на самолете. Небольшая задержка с погрузкой пассажиром, тем не менее, ровно во время отправления по расписанию, мы запускаем двигатели. Т.к. на улице стоит жара, мы максимально возможно уменьшаем взлетную тягу, используя для этого всю длину ВПП. Приходится рулить подольше.

На этих самолетах применение взлетной тяги весьма гибкое - в зависимости от массы самолета и внешних условий можно применять разные методики уменьшения тяги на взлете, что положительно сказывается на ресурсе двигателей.

Так же, приходится постоять некоторое время в очереди на исполнительный ВПП 14П. Где-то в закоулках подсознания скребет какое-то волнение, но так как оно никак не идентифицируется, то прогоняется напрочь.

Улетаем. Да, вокруг стоят кучевки, одну из которых Серега сбивает правым крылом, за что та неблагодарно трепет самолет пару-тройку секунд.

- А ты смелый, Серега.

Мощно-кучевые облака - это визуальные идентификаторы восходящих потоков воздуха. Как кипящий бульон, в котором ото дна кастрюли поднимаются пузырьки. В наиболее ярких представителях данного семейства потоки воздуха могут достигать очень больших величин, и турбулентность соответственно, тоже. Туда, как и в грозовые облака, залетать нельзя.

DSC_0003

DSC_0004

DSC_0005

Наша кучевка еще совсем не такой "яркий представитель", в "мощно-кучевую" она не выросла, но дала о себе знать, как о весьма перспективной.

DSC_0007

За секунду до "столкновения" справа по борту.

DSC_0008

DSC_0009

Набрали эшелон 330. Пролетели обе зоны "московского контроля", вошли в зону Ростова.

- Глобус 1123, у вас есть информация о закрытии аэпорта Анапы и Геленджика с 1230 UTC?

Хлоп. Информации о закрытии аэропортов?.. Воздушного пространства есть, аэропортов нет.

- Нет, такой информации нет.
- Для вашей информации, действует режим, аэропорт Анапы и Геленджика закрыты с 1230 по 1315 UTC. Во сколько вы рассчитываете прибытие?


Моментальный взгляд на страницу PROGRESS в CDU - 12:41. Прикольно! Ладно, мы можем несколько поднажать...

- В 12.35.
- Глобус 1123, увеличьте скорость по возможности, после пролета Ростова ожидайте курс на точку РИДЛА, попробуем согласовать с военным сектором.


Хех. Вот так всегда и начинается самое интересное. Увеличиваем скорост полета до числа М=0.78, перепрограммируем скорость на снижении под план в М=0.78/310 узлов... Все это дает три минуты. Новое расчетное время 12.38. Хе. Если б это сразу после взлета сделать, мы еще раньше, чем в 12:30 были б на месте.

Обсуждаем с Сергеем этот момент. Дольше писать, чем это было по факту. Остаток топлива на момент прибытия в Анапу составляет 3.5 тонны. Мы можем там полетать лишние 40 минут, но тогда придется принимать решение на продолжение полета без возможности ухода на запасной - такая процедура в РПП есть... Но она не то чтобы для ежедневного использования, хотя и погода миллион на миллион не может не успокаивать.

Но как так получилось-то?

Достаю НОТАМ. Уже с более "холодной" головой внимаа-аательно изучаю пункт... Ну да, закрывается не аэропорт, а воздушное пространство Анапы. И даже время есть - но не в начале сообщения, как это принято в НОТАМе писать, а в конце, после длиннючей череды географических координат. Так и есть, с 1230 по 1315 всемирного времени. Закрывается с высоты 600м и до эшелона 230. Прикидываю координаты на карте - да, так и получается, что они вокруг аэродрома.

Вот ведь сила привычки - привыкаешь к тому, что в конкретном аэродроме конкретный режим, в котором ты просто-напросто меняешь маршрут, а вот такие неожиданные изменения пропускаешь... Конечно, можно найти тучу оправданий - и этим, и налетом, общей усталостью. Но что ж, это отличный, очередной, урок на будущее - именно в такие жаркие периоды, надо уметь "притормозить" и заставлять себя специально быть более внимательным к нюансам, не позволяя накопившейся усталости брать верх.

Нет ничего особо "страшного", в худшем случае придется полетать лишние минут 40... И в последующих объяснениях, почему так получилось - да потому что лишние минуты "съели" на длительном рулении... Но так не хочется "садиться в лужу" на пустом месте!..

- Хм, но ведь аэродом-то не закрывается, только высоты?

Тем временем, диспетчер несколько спрямляет наш маршрут. Выигрываем одну минутку. Однако, еще нет информации, что наш заход будет согласован. Это немного напрягает. Мысленно заранее благодарю диспетчеров...

Намечается особо "спортивный" заход. Начинаем готовиться пораньше, пока есть свободное время. Еще и заход по приводам - не самый распространенный в сегодняшнее время и поэтому вызывающий закономерные трудности, и не только у "молодых" командиров.

...

В-общем, перемотав вперед наш полет - приземлились мы в Анапе в 12.37. Огромное спасибо диспетчерам Ростова за их вклад в эту посадку.

Правда, сам заход в исполнении Сереги мне понравился не очень. Весь заход в условиях болтанки, ветра, меняющегося с попутного на встречный, да плюс еще и восходящих потоков от нагретой поверхности, он "гнал" скорость выше заданной. Видимо, боясь ставить непривычно малый режим работы двигателя.

Учитывая давление "ситуации" и то, что мне самому по этой ситуации так не хотелось выполнять уход на второй круг, что пришлось пару раз давать советы в процессе захода, чтобы остаться в рамках стабилизированного, меняю план проверки.

- Сергей. План немного меняется. Обратно так же полетишь ты. Давай соберемся, оставим позади этот заход и выполним нормальный, спокойный заход в Домодедово.

Вижу, что Серега сам несколько обескуражен.  Что ж, у нас есть еще попытки.

DSC_0010

DSC_0011

Обратный рейс прошел достаточно ровно и спокойно. Полюбовались на Ростов-папу

DSC_0014

Не то, чтобы поковырялись в засветках, но пришлось их пообходить на подступах к Московской зоне.

А на самом заходе полюбовались на красивое облачно-грозовое небо в лучах заходящего солнца.

DSC_0018

DSC_0021

DSC_0025

Вот такой вот рогатый викинг проплыл справа от нас

DSC_0028

Ради таких видов только стоило лететь в этот рейс.

DSC_0030

DSC_0033

DSC_0034

Ну а на заходе не удержался и сфотографировал-таки карьер в Лыткарино, который заметил в одном из недавних рейсов после ухода на второй круг.

DSC_0036

Серега в этом рейсе молчал как партизан, ни разу не выйдя на связь с пассажирами. Что ж, не стал тревожить его по этому поводу - видно, что он переживает за то, что не смог себя показать во всей красе в Анапе. Мой имидж "строгого проверяющего" все-таки довлеет, поэтому не стоит лишний раз давить на голову замечаниями. Лучше поговорим об этом после.

Что ж, заход в Москве и посадка были выполнены неплохо. Достаточно неплохо, чтобы быть выше планки требований, предъявляемых к проверке. Учитывая это, а так же наш предыдущий рейс, да и вообще - хорошие отзывы о Сергее от коллег, решаю, что эту проверку он прошел.

Разбирая данный рейс отмечаю все нюансы. Отмечаю, что мы оба дали определенную "пенку" при анализе НОТАМ, причем я - бОльшую ,чем Сергей. Никогда не пытался замазать перед обучаемым/проверяемым собственные огрехи, наоборот, считаю, что обсуждение их будет как минимум не менее полезным (а то и более), чем замечания, выявленные у подопечных. Ведь все люди делают ошибки. Даже те, кто хочет быть самым-самым "perfect". И если "Сам Проверяющий" не стесняется признавать и обсуждать свои ошибки, то восприятие своих у проверяемого будет гораздо правильнее. К тому, же пилоты не дураки - и сами видят ошибки проверяющих. А если последний пытается от них отмазаться, или, что еще хуже - свалить их на проверяемого - то уважение и вера такому проверяющему падает на уровень где-то ниже плинтуса. Я много таких "проверяющих" повидал и не хочу быть похожим.

- Давай Серега, успехов тебе! И обязательно - будь повнима-ательнее.
- Спасибо!
Буду стараться!

Вот так. Кратко, как только мог :)

Спасибо за внимание!

FLYSAFE
promo denokan giugno 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
onymacris
Jun. 27th, 2013 07:40 pm (UTC)
Как всегда замечательный рассказ!
Трудно даже поверить, что у Вас Денис, что то ускользнуло от вашего всевидящего ока!:)) Это усталость....
Отдыхайте и спасибо, Денис!
denokan
Jun. 28th, 2013 01:32 pm (UTC)
Признание возможности ошибок - база CRM.
ale
Jun. 27th, 2013 07:58 pm (UTC)
обязательно пишите ещё, читаю с удовольствием
igo_ryanych
Jun. 27th, 2013 08:06 pm (UTC)
на фото облачка такие очаровательные :) но "стукнуть" могут, мало не покажется
nazair
Jun. 27th, 2013 09:04 pm (UTC)
Вы топливо залили только в одну сторону?
denokan
Jun. 28th, 2013 03:20 am (UTC)
Да.
(no subject) - nazair - Jun. 28th, 2013 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - man_blr - Jun. 30th, 2013 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - nazair - Jun. 30th, 2013 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jun. 30th, 2013 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nazair - Jun. 30th, 2013 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jul. 1st, 2013 05:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - bae_146 - Jun. 28th, 2013 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - actuariola - Jun. 28th, 2013 11:53 am (UTC) - Expand
dim77
Jun. 27th, 2013 09:06 pm (UTC)
Денис, ты просто супер пишешь последние пару месяцев, буквально зачитываюсь твоими рассказами "до дыр", молодца, так держать, надеюсь отпуск на тебя отрицательно в плане дальнейших рассказов не повлияет :)

фотки с Анапы какие-то неестественные, как скриншоты с авиасима :)
antontretiakov
Jun. 27th, 2013 09:30 pm (UTC)
Фотографии изумительные!
Юрий Андреев
Jun. 27th, 2013 09:39 pm (UTC)
Денис,спасибо за очередной интереснейший рассказ!) Вы написали,что скоро отпуск. Интересно,как любите проводить отпуск? Куда ездиете отдыхать?)
denokan
Jun. 28th, 2013 03:22 am (UTC)
Летом я люблю ездить на родину, в Барнал. Последние пару лет еще и в Горный Алтай.

Ну а в остальное время - Испания. Мне очень нравится остров Тенерифе, хотя и на Гран Канарии и Мальорке было неплохо.
(no subject) - stasyan22rus - Jun. 28th, 2013 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - komal_brn - Jun. 28th, 2013 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - orlovniko - Jun. 28th, 2013 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jun. 28th, 2013 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aeroaltay - Jun. 28th, 2013 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stasyan22rus - Jul. 5th, 2013 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jul. 12th, 2013 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - stasyan22rus - Jul. 12th, 2013 06:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jul. 12th, 2013 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - stasyan22rus - Jul. 12th, 2013 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - aeroaltay - Jul. 17th, 2013 04:17 am (UTC) - Expand
goldenval
Jun. 27th, 2013 09:48 pm (UTC)
да уж, поэкстреманичали вы там! слушай, не помню, спрашивал тебя или еще нет... как попадет лететь над воронежем (где я раньше жил) - сделай пару кадров? спасиб!
denokan
Jun. 28th, 2013 03:22 am (UTC)
Хорошо
s7_direct_line
Jun. 28th, 2013 01:05 am (UTC)
Спасибо за облака! )
true_story_true
Jun. 28th, 2013 05:13 am (UTC)
вот это настоящий живой рассказ!)
aguitar_lord
Jun. 28th, 2013 05:57 am (UTC)
Ошеломляющие фото))
Отличный пост, спасибо!!)
silver_wins
Jun. 28th, 2013 06:38 am (UTC)
Спасибо за отличный рассказ! Жду с нетерпением каждого следующего)
destroy86
Jun. 28th, 2013 07:20 am (UTC)
Да, мало того, что за полетом надо следить, так еще и обучать и проверять одновременно. Сложнее конечно чем просто КВС быть, зато отдачи наверно большое от профессии.
Чувство, что кого то научил летать.
grafic747
Jun. 28th, 2013 07:26 am (UTC)
Подписался на обновления. Супер посты, фото - чудо.
minorochka
Jun. 28th, 2013 09:36 am (UTC)
Денис вы лучший!!! Просто супер мега человечище!!! Фото завораживающие!!! Пишите с отдыха тоже если будет желание :)
actuariola
Jun. 28th, 2013 11:54 am (UTC)
Самокритика делает Вам честь.
За рассказ спасибо, как всегда, очень порадовали фото и шот стори.
black2306
Jun. 29th, 2013 07:33 am (UTC)
спасибо за репортаж) особенно за Ростов-папу, эх , родные места)
dmitiry_s
Jun. 29th, 2013 02:21 pm (UTC)
Все заметки очень интересные и читаю с удовольствием. Хотелось бы побольше "кухни", так сказать, то о чем не в курсе не вовлеченные в эту сферу. По поводу времени - почему-то всегда думал, что самолет может "наверстать" хотя бы 10% времени, а получаются только минуты? т.е. идете на пределе скорости - быстрее нельзя? Сразу вспомнился S7 43 из Москвы в Питер заявляется аж 1:35 лёта, а из 3-х наблюдений разброс составил чуть ли не 40 минут. Недавно встречал свою девушку - посмотрел на flightscanner'е, увидел что самолет взлетел, поехал встречать... и опоздал. Самолет долетел что-то около 45 минут. Я оказался медленнее)

Edited at 2013-06-29 02:24 pm (UTC)
denokan
Jun. 29th, 2013 03:49 pm (UTC)
Зависит от разных факторов. Например от того, когда начать увеличение скорости.

Простые законы физики, как на автомобиле.
uworatc
Jun. 30th, 2013 05:05 pm (UTC)
Просто Боинг 737 не тот самолет на котором можно наверстать время в пути. В эпоху советских эшелонов полета этот тип ВС был самым нелюбимым у авиадиспетчеров в случаях создания интервалов с помощью скоростей.
denokan
Jun. 30th, 2013 05:08 pm (UTC)
Нет. Любой самолет может летать в разных диапазонах скоростей, просто сами скорости могут быть в среднем больше у одного, чем у другого.

А диапазон эксплуатационных крейсерских скоростей на В737 шире, чем на Ту-154. К слову. На последнем пилоты ни за что не согласятся ниже 0.8М летать. На крайний случай - 0.78М. Ибо расшифровками замучают. Вот и получается, 0.8-0.84 (если Ту-154м). На 0.86 уже ограничение наступает.
(no subject) - uworatc - Jun. 30th, 2013 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jun. 30th, 2013 05:16 pm (UTC) - Expand
uworatc
Jun. 30th, 2013 05:20 pm (UTC)
В районе аэродрома - да! Это один из лучших самолетов для регулирования скоростью. А на советских эшелонах М078 - это и сам больше не могу и другим не дам.
denokan
Jun. 30th, 2013 05:22 pm (UTC)
В777 и В747 летают на бОльших числах М. Им придется дать :)

На классике мы по маршруту летим обычно на 0.73-0.74. Поэтому ускорение до 0.78-0.79 ощутимо дает уменьшение времени полета (если сразу, конечно), но приводит к перерасходу топлива.

В районе аэродрома мы на 0.78 не летаем.
uworatc
Jun. 30th, 2013 05:30 pm (UTC)
Для района аэродрома как раз и нужен большой диапазон скоростей :-)
На советских эшелонах свободного места куда можно было бы дать не так то было и много.
(no subject) - saksafon1 - Jul. 2nd, 2013 12:39 pm (UTC) - Expand
denokan
Jul. 2nd, 2013 12:39 pm (UTC)
Да особых вопросов нет, спасибо! Но буду знать, к кому обратиться!
(no subject) - vostokin - Jul. 2nd, 2013 04:57 pm (UTC) - Expand
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel