?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Видимо, повествование будет долгим. С другой стороны - чем себя занять, если впереди самый что ни на есть ночной (в 2 часа ночи) вылет в Новый Уренгой?

...

С февраля 2004 года мы с отцом стали работниками авиакомпании "Сибирь", барнаульской отдельной авиаэскадрильи (АЭ). Очень компактной, в несколько экипажей, где все друг друга знают уже много лет, замерших без движения - командиры летают командирами, вторые пилоты летают вторыми пилотами.

Это сейчас ввод в командиры светит уже после трех лет с момента окончания летного училища. В дикие 90-е он мог не светить вообще, будь ты хоть тридцать пять пядей во лбу - в авиации царила разруха и деградация, и сам факт удержания на летной работе на фоне постоянных сокращений значил очень многое.

В 1997 году, курсантом, мне как-то довелось "зайцем" лететь из Москвы в Барнаул с барнаульским экипажем, для которого это был последний (в прямом смысле слова) рейс. После его окончания они становились безработными - это был как раз тот период, когда "Сибирь" стала владельцем остатков Барнаульского объединенного авиаотряда. И брала на работу не всех... Надо ли говорить, что тогда царило в экипаже?


Но, начиная с 2004 года забрезжил лучик, которого так долго ждали, и давно подосевшая махина под названием "гражданская авиация России", скрипя несмазанными шестеренками и теряя детали, начала постепенно набирать обороты и перемалывать новых специалистов. Наконец-то стали появляться объявления о наборе пилотов на работу, профессия становилась востребованной, что дало так же интересное явление - перебегание пилотов от одного работодателя к другому, лишь бы тот платил на 10% больше.

Авиакомпания "Сибирь" качественно отличалась от "СиАТа" хотя бы количеством самолетов в парке, основой которого была модифкация Ту-154М. И даже маленькая АЭ Барнаула имела в разы большее количество пилотов "полтинников", чем СиАТовская.

Основная работа заключалась в выполнении утреннего рейса 218 из Барнаула в Москву, далее день давался на "отсып", и экипаж возвращался в Барнаул ночным 217-м рейсом. Ночные рейсы на Ту-154, надо сказать, пилотом давались значительно легче, чем на В737 - т.к. основной их задачей в полете были взлет и посадка, ну а на эшелоне негласно дозволялось дремать. Работали штурман и бортинженер.

Василий Васильевич Ершов очень подробно и в красках описал работу на Ту-154, собственно, мне добавить нечего к этому.

В мае добавились командировки в Москву - в молодом на тот момент московском филиале наметился рост перевозок и своих экипажей не хватало. Первая командировка запомнилась тем, что через два дня после моей свадьбы, меня зарядили на 14 дней. Вот такой был подарок молодоженам в медовый месяц :)

Работа в Барнаульском филиале дала мне опыт работы в разных экипажах, с разными людьми. И уже тогда стало вырисовываться то, что несмотря на единую технологию, методики у всех свои и второму пилоту приходится подстраиваться под каждого командира. С другой стороны, мне повезло большинство рейсов выполнить с Виктором Бачуриным - очень талантливым пилотом, который своей ехидной манерой обучения заставил меня всегда лететь не на один, а на несколько корпусов впереди самолета. "Работать надо так, чтобы перед вылетом отсюда уже думать о размещении экипажа там".

Виктора я знаю очень давно - с детства. Он летал вторым пилотом в экипаже моего отца и однажды я летал с ними в Сочи. Когда я учился в Академии, он пару раз доставлял меня из Москвы в Барнаул. Отец всегда ставил его очень высоко, как пилота.

DSCN0821

Наш экипаж. Виктор слева. Джубга, где-то там.

DSCN0837

DSCN0839

Что уж говорить, его "ехидство" и "подколки" не раз задевали меня, я был несколько зажат, т.к. каждый раз хотелось показать "мастерство", но не всегда это получалась. Кроме того, въедливый Виктор знал РЛЭ и технологию в таких нюансах, в каких его не знало начальство, и ставил мне на вид, что я не знаю так же. И показывал пример успешного их использования на практике. Приходилось соответствовать...

Но школа Виктора дала свое и я ему безмерно благодарен за его "въедливость", т.к. она заставила меня пересмотреть все подходы к изучению летной работы, стремиться знать не только то, что мне положено, как второму пилоту - но и работу штурмана, бортинженера. В стремлении понравится учителю и в чем-то его превзойти я штудировал методические пособия килограммами, а РЛЭ стало моей настольной книгой.

Опять же, большим подспорьем стало то, что я познакомился со многими поклонниками авиации, которые реализовали свои мечты в виртуальном небе. Всех их объединила любовь к лайнеру Ту-154, и в итоге собралась команда, которая в итоге сотворила, без ложной скромности, едва ли не самый успешный (при том некоммерческий) продукт для Microsoft Flight Simulator - Проект Туполев-154. Сначала это был Ту-154Б, потом мне после долгий убеждений удалось вдохновить главного идеолога проекта - Дмитрия Колесника на начало работ по Ту-154м.

Неплохо, неправда ли? 3д модель - моя работа :)



Конец 2004-го года ознаменовался не очень приятной новостью - в верхах авиакомпании было принято решение об укрупнении филиалов. Барнаульский, Кемеровский, Томский и Новокузнецкий филиалы было решено упразднить.

Всем пилотам предложили на выбор - либо перейти в Москву, либо попасть под сокращение. Не каждый готов был решиться на перевод в Москву - т.к. в-основном пилоты в Барнауле были уже в возрасте, крепко вросли в место проживания и предпочли уйти на пенсию. Однако, несколько экипажей, и я в том числе (мне было проще всех) - написали заявление о переводе в Московский филиал.

Правда, был выбор. В те годы набирала обороты авиакомпания Владивосток-Авиа, и мой отец с Виктором Бачуриным приняли решение работать там. Решение мотивировалось просто - зарплата. В "Сибири", даже в Москве, она была, мягко говоря, не очень высокой (при этом бортпроводники зарабатывали больше командира, что значительно било по профессиональной гордости), а во Владавиа она была в 2-3 раза выше. Предлагали и мне. Но я не видел перспектив развития во Владивостоке, и выбрал Москву, в том плане, что в Москве есть много вариантов, и "Сибирь", что уж говорить, не единственная авиакомпания.

Любовь-любовью, а кушать хочется всегда...

* * *

И вот, 11 января 2005г. я с одним чемоданом прилетаю в Москву. Теперь я работаю вторым пилотом в авиаэскадрильи Данцига А.Б. Отлетал с ним успешно проверку, меня закрепили за командиром из Кемерово, и мы приступили к полетам. Полеты из ночи в ночь - а днем поиски жилья. На время "ассимиляции" авиакомпания разрешила нам жить в гостиничном комплексе (Нефтянник) - и мы, три барнаульца (командир, штурман, я) ютимся в 10 метровом номере.

За время поиска жилья пришлсь испытать на себе снобизм местных жителей. Было очень неприятно, когда "арендодатели" разговаривают с тобой, как господствующая раса. Что ж, Москва кого хочешь сделает таким... От таких предложений я гордо отказывался.

В итоге, через месяц поисков звезды сошлись удачно и нашлась однушка на улице Воронежской, недалеко от ст.м. Красногвардейская. До м.Домодедовской пешим ходом минут 10, ну а там на автобусе - в аэропорт. Даже и не мечталось найти жилье лучше.

Однако, аренда 400 долларов в месяц при зарплате в лучшем случае 25000 рублей было как-то не очень даже молодой семье из двух человек. Тогда я начал варианты - как улучшить материальное положение. Искал варианты со сменой работодателя, но как-то они мне все были не по душе. Аэрофлот летал из Шереметьево, при том, что само трудоустройство могло занять очень длительный период (в который надо что-то кушать). Домодедовские линии не внушили доверия (и правильно сделали). Набиравший обороты ВИМ брал на работу пилотов с большим опытом, а я им похвастаться не мог. Снобисткая авиакомпания Трансаэро даже не пыталась рассматривать заявления от таких "зеленых", как я.

И тут в авиакомпании "Сибирь" началось веяние насчет Боингов. Как-то все очень внезапно произошло. От слухов до конкретики прошло так мало времени, что в это даже не верилось. Всем предлагалось пройти тестирование на знание английского языка. Прошел его и я, набрав высшие баллы - 10 лет обучения в 22-й школе г.Барнаула с углубленным изучением английского языка мне очень пригодились в жизни.

Надо сделать одну ремарку. Я не любил Боинги, Эрбасы и прочее. Как бы не казалось это удивительным сегодня - но это так! Когда-то (в 2002г) я работал в ВОХРе Пулково и очень часто нас развозили по КПП, проезжая мимо В737-200 - и все 737 у меня прочно ассоциировались с этими несуразными птахами, смотрящимися гадкими утенками на фоне величественным Ту-154.

Я даже и не знал, что другие модификации выглядят гармоничнее. В моем мозгу на тот момент прочно укрепилось негативное отношение к 737. К тому же я был "ура-горе-патриотом", считавшим, что если отечественное - значит, лучшее. Конечно, если ничего слаще морковки не пробовать, то...

Поэтому мое решение попытать счастья и попасть на переучивание на В737 было принято исключительно из меркантильных соображений. На Ту-154 платили копейки, перспектив не вырисовывалось, а на днях еще и выяснилось, что мы с женой ждем первенца.

Я очень любил Ту-154 (ничуть не меньше, чем сейчас В737). И я мечтал стать Капитаном этого лайнера. Собственно, ничего этому не препятствовало - я был на хорошем счету, но по налету еще совсем не подходил. Года полтора-два можно было даже и не мечтать об этом. Да еще и надо было, чтобы вакансия появилась. Жить на 10 тыс рублей в месяц с маленьким ребенком, тратя значительную часть на проезд в аэропорт и обратно?

* * *


И вот, с 7-го апреля 2005г. я занимаюсь в нашем учебном центре в Нефтяннике. Моя группа - 8-я по счету, в каждой группе по 3 экипажа. А всего - 10 групп на первом этапе освоения. Первая группа (во главе с комэской Данцигом) уже вернулись из Денвера, рассказав много страшилок о требовательности американских инструкторов, что мол, "не чета нашим". Ну а так же, мотивацией служило то, что все мы подписались под контрактом, в котором было обозначено, что в случае неуспешного прохождения подготовки на тренажере в США, пилот обязывается авиакомпании вернуть 25000 долларов.

При зарплате в 20000 рублей это мотивировало.

CBT (computer based training - интерактивная компьютерная программа, используемая при переподготовки на самолет) я успел пройти три раза (очередное спасибо Цибровой Наталье Викторовне, моей учительнице по английскому языку). Уже на этапе СВТ в моем мозгу начали закрываться сомнения в том, что "боинг плохой самолет". Начало выясняться, что наоборот - он очень логичный и продуманный. Все в угоду пилоту, в отличие от любимого Ту-154.

Так как никого из летающих на В737 в авиакомпании не было, вся подготовка в Нефтяннике велась самостоятельно. Кроме того, компания заключила договор с United Training Centre (учебный цент авиакомпании United Airlines - у нее мы и брали наши Боинги), что мы будем обучаться по программе, аналогичной тому, что проходят их пилоты. Поэтому еще в Нефтяннике нам раздали FOM (Flight Operations Manual) United Airlines и Pilot Training Manual for United Airlines.

По ним и учили то, как летают в United Airlines на В737.

Три недели в Нефтяннике пролетели незаметно. Успев пройти СВТ несколько раз, я был в-основном занят тем, что помогал коллегам понять тот или иной момент. Не все заканчивали спецшколу с английским уклоном.

И вот, обучение закончено. Мы получили американские визы. Каждому авиакомпания перечислила по 140 000 рублей (5000 долларов), у меня руки тряслись, когда я несколько дней подряд снимал деньги с банкомата - я казался себе тогда как минимум Березовским.

И 26-го апреля мы отправились в США.

Через пять минут я тронусь в путь.

1

Читать продолжение


FLYSAFE

promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 51 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
actuariola
Jun. 10th, 2013 10:02 am (UTC)
Судьба - такая штука. Вот уж действительно, трудно сказать, где найдешь, где потеряешь...
wolf_andrej
Jun. 10th, 2013 10:20 am (UTC)
Ну вот, на самом интересном месте...

Вам бы книжки писать...
egor767
Jun. 10th, 2013 10:38 am (UTC)
Денис, очень интересно пишешь :) Я думал ты забросил журнал, а тут в последнее время одна статья краше другой :) Пожалуйста, продолжай :)
creaze
Jun. 10th, 2013 10:52 am (UTC)
Я понял, к чему эти посты.

Денис претворяет в жизнь своё отношение к новичкам: не ходите в эту профессию, тут херово и денег не платят ;о)
djpeter1
Jun. 10th, 2013 10:58 am (UTC)
Есть места где хероватее гораздо.
(no subject) - denokan - Jun. 10th, 2013 12:10 pm (UTC) - Expand
Дык я ж не с упрёком =) - creaze - Jun. 10th, 2013 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jun. 10th, 2013 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jun. 10th, 2013 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jun. 10th, 2013 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akeon - Jun. 10th, 2013 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jun. 10th, 2013 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akeon - Jun. 10th, 2013 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jun. 10th, 2013 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akeon - Jun. 10th, 2013 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jun. 10th, 2013 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akeon - Jun. 10th, 2013 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jun. 10th, 2013 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akeon - Jun. 10th, 2013 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jun. 10th, 2013 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akeon - Jun. 10th, 2013 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bctravel - Jun. 11th, 2013 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jun. 11th, 2013 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jun. 10th, 2013 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akeon - Jun. 10th, 2013 03:26 pm (UTC) - Expand
antontretiakov
Jun. 10th, 2013 11:17 am (UTC)
Тебе бы тоже книжку написать как у Василия Васильевича. Получится логичное и хорошее продолжение хроники развития авиации России.
grisha1981
Jun. 10th, 2013 11:48 am (UTC)
очень интересно....
темы для будущих статей кстати, вы и MFS )) думаю очень много интересного можно будет узнать
the_ilin
Jun. 10th, 2013 12:51 pm (UTC)
Денис, а сейчас на ваш взгляд, чем отличались ТУ-154 и Б-727 ?
выглядят похожи, но, всё-таки иномарка

редко сейчас успешные люди признаются, как бедно и мрачно было в перестройку :)

Edited at 2013-06-10 12:52 pm (UTC)
man_blr
Jun. 10th, 2013 02:47 pm (UTC)
"Сами самолеты, да внешне похожи, но у них буквальный каждый элемент по другому выполнен.
Стабилизатор (крылышки на хвосте) у тушки переставной (целиком с основанием поворачивается), как и у всех советских самолетов, у боинга поворачиваются на оси вокруг хвоста (от чего там потертости видны).
Крылья совсем разные, кстати у боинга красивее, да.
Шасси у тушки по традиции убираются в гондолы в крыльях, как и у прочих тушек, у боинга поперечно под корпус самолета.
Шасси у тушки большое, чтобы по советской грязи ездить, у боинга маленькое для цивильных аэродромов, из Ижмы уже бы не взлетел.
Двигатели у тушки больше. "
(с) http://www.diary.ru/~cooper-johns/p147001193.htm
P.S. Там же фото кокпитов Ту-154 и Б-727
(no subject) - denokan - Jun. 10th, 2013 03:18 pm (UTC) - Expand
dong_feng
Jun. 10th, 2013 01:42 pm (UTC)
Денис, а где можно приобрести версию симулятора о которой идет речь выше?

Edited at 2013-06-10 01:44 pm (UTC)
shurik_24
Jun. 10th, 2013 02:49 pm (UTC)
(no subject) - denokan - Jun. 10th, 2013 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - komal_brn - Jun. 11th, 2013 02:37 am (UTC) - Expand
artory72
Jun. 10th, 2013 03:56 pm (UTC)
Если в Уренгой на полосу 27 заходить будете, ручкой вам помашу) я как раз в ночь на компрессорной буду)
denokan
Jun. 11th, 2013 10:07 am (UTC)
На 09-ю заходили. Хорошая погода у вас сегодня, и даже приятно побалтывает.
destroy86
Jun. 10th, 2013 04:01 pm (UTC)
Отлично и интересно пишите! Встречаю Вас на авиафоруме, не думал, что у Вас хорошо получается рассказывать истории.
Блог так же стал "сочнее" раньше он больше все же был заточен под специалистов а теперь и обывателю интересно!
Пойду читать остальные части!
onymacris
Jun. 10th, 2013 04:32 pm (UTC)
Только хотел раньше спросить, как леталось на Ту-154м, а тут и пост подоспел.
nenavizu.ru
Jun. 10th, 2013 08:29 pm (UTC)
Всему своё время))
komal_brn
Jun. 11th, 2013 02:43 am (UTC)
Да, рассказ замечательный. читаю и сам вспоминаю начало века. как с дипломатом денег ездил на "камазе" из Барнаула в Новокузнецк за металлом. Почему то думал что в 2003 было уже получше с работой в авиации.
Кстати, Денис, когда вы работали в Барнауле л-410 и як-40 ещё стояли в "калашном" ряду или уже попилили??
denokan
Jun. 11th, 2013 10:08 am (UTC)
Я в 1999м году впервые появился в КГУП "Алтайские авиалинии". Уже тогда все было попилено.

Вот во времена СССР там было, конечно, тесно. Я часто летал на элке (изредка - на Як-40) погостить к дедам в Рубцовск (отец оттуда родом).
(no subject) - komal_brn - Jun. 11th, 2013 02:11 pm (UTC) - Expand
crazy_paddy
Jun. 11th, 2013 07:30 am (UTC)
Добрый день, Денис! С большим интересом читаю Ваш Блог. Интересует такой вопрос. В одной из переведенных Вами статей говорится, о том, что на западе нормальной практикой является пилотирование в ручном режиме до FL180 и от FL100. А какова была реальная практика применения штурвального управления на ТУ-154, особенно интересуют летчики старой школы?
denokan
Jun. 11th, 2013 10:05 am (UTC)
По-моему, я уже упоминал это в одном из опусов.

На Ту-154 было (у нас, по-крайней мере - и в Красноярске, и в Барнаульском филиале) пилотировать на руках и в наборе, пока не надоест. И на снижении - не ниже 2 км отключались. Как "старики", так и, тем более, новички, как я. Старички это поощряли.

Правда, эти же старички, пересев на Боинг, очень быстро полюбили автопилот. А это, действительно, просто сделать - человек ведь так устроен, что очень соблазнительно упростить свою работу.

Потом на тренажере все видно... Чистота пилотирования теряется очень быстро. Распределение внимание у "автопилотчиков" тоже страдает.
(no subject) - crazy_paddy - Jun. 11th, 2013 12:32 pm (UTC) - Expand
dimassss
Jun. 17th, 2013 09:58 am (UTC)
Хорошая модель получилась :) А PMDG (737NG) для MSFS X не довелось попробовать? Многие пилоты говорят, что мод почти идеален, все системы работают как на настоящем самолёте. На ютубе много обзорчиков, например, от Ника: http://youtu.be/NsRbXG8Wsec
или полёты skysurfer'а: http://www.youtube.com/user/skysurfer007/videos
grafic747
Jun. 21st, 2013 10:04 am (UTC)
Зарплата в 2005-м 20000руб это было мало? Ну пральна, если сейчас КВС-ы по 400 тыр получают, тады - ой. Хотя.. на съемной квартире...
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 51 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel