?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Москва-Анапа. 28.05.13

Вчера летал в Анапу. Наверное, уже нет смысла писать о том, что дорога в аэропорт прошла под аккомпанемент дождливого утра - во второй половине московского мая это норма. Даже сверхнормы, если верить синоптикам из радио.

К слову, в том самом радио по дороге в Домодедово меня "обрадовали": "МЧС предупреждает о том, что на Москву надвигается сильнейшая гроза, всем сидеть дома, под деревьями не прятаться".

Ну вот так раз. Что за напасти? И ведь и не скажешь - вроде не жарко, да и тучки не особо похожи на грозовые. Ну что ж, посмотрим.

...

Посмотрели. На метеорадаре Домодедово никакими грозами не пахло :) То ли МЧС только сейчас отошли от выходных, то ли еще что. Но они как всегда вовремя. Так, к слову, никакой "сильнейшей грозы" в итоге не было.

Ну а мы с Серегой готовимся лететь в Анапу. На В737-400, VP-BAN. Этот самолет пришел третьим после BTH и BTA. Абсолютно "чистый" лист отложенных дефектов, что пилотов всегда настораживает - не хочется быть первооткрывателями :)

- Ну что, Серег, нам везет. Прогноз в Анапе как раз на 22 полосу, это значит - будет заходит по приводам. Потренируем "дедовскую" методику захода, а то по VNAV/LNAV любой дурак зайдет.
- Отлично, потренируемся!


Сегодня у нас старший бортпроводник - Катя, очень приятная девушка. За салон можно не беспокоиться.

Погода в Анапе обещает быть неплохой, не очень жарко, +24, но и особой облачности нет. Возможно, будут местные грозы. Облетим!

Наш самолет стоит недалеко, на гейте номер 1, добираемся пешком. Привет, старичок! Рад тебя видеть!

DSC_0001

DSC_0002

Ничего нового. Серега обходит самолет, а я готовлю кабину. С удивлением от airguide узнал, что на аэрбасе всегда идет четкое разделение - пилотирующий пилот обходит самолет, а непилотирующий готовит кабину. Интересно, а бортжурнал (TLB) тоже пилотирующий расписывает в этом случае?

Все стандартно, Preliminary, прием информации АТИС, затем CDU Preflight. Возвращается Сергей, проводим брифинг с Катюшей, проверяем связь в салон и с проводниками. После всего этого можно выполнить Preflight Procedures - First Officer и Captain.

Накручиваю номер рейса. Сегодня у нас 1123 в Анапу и 1124 обратно. На "напоминалке" всего три цифры, поэтому указываю 123.

DSC_0007

Кабина В737-400 выглядит несколько архаично по сравнению с новомодными самолетами. Дисплеи - обычные ЭЛТ, от которых садится зрение, да только и Онищенко и Минздраву, как и Минтрансу на это плевать - ухудшение зрение не считается профзаболеванием. Как и все остальное, кроме падение слуха. Да и по слуху - считается, что оно могло падать только при полетах на советской технике. Современные же самолеты считаются безвредными, поэтому даже глухому, но не летавшему на Ан-2 и Ан-24 получить инвалидность (а вместе с ней - и единственную возможность получать достойную пенсию) - бесполезно. Слава ЕР!

DSC_0011

Вылетаем с полосы 32 левая. В целях уменьшения времени нахождения на земле взлетаем не от начала ВПП, а от рулежной дорожки А8. Похоже, только мы с Сибирью так делаем - не видел, чтобы другие компании взлетали не от начала (мелкая бизнес авиация и турбопропы не в счет). А почему бы не взлетать, если расчет позволяет? Сегодня у нас от начала запуска до взлета ушло всего 9 минут - хороший результат!

Вовремя успели улететь - с Москвы нашли очередные тучи, продолжив поливать и без того мокрую землю. А мы от туч отвернули и полетели на юга.

Полет спокоен. В зените ясно. Облачность под нами. Единственное, около Ростова облачность выросла до высоты нашего полета, немного потрясло, но ничего обходить не пришлось.

DSC_0016

Ростов меняет нам маршрут из-за ограничений. Некритично, пару точек. Пролетим над Ейском, передадим привет братьям-воякам.

Принимаем АТИС Анапы. Погода хорошая, полоса 22, грозы восточнее аэродрома. Ну а мы заходим с севера, они нам не помешают. Мы видим эти тучи, но они не выглядят особо страшными. А вот над Крымом тучи гораздо интереснее - там целая фронтальная стена! Не завидую я сейчас своим коллегам со 165 рейса в Симферополь

А мы тем временем снижаемся. Вот и азовское побережье. Красота!

DSC_0019

Серега отлично управляет самолетом. Прекрасно, комфортно подходим к аэрдрому. Однако...

- Серега, у нас приводы показывают погоду. Хрень полная!
- Да тут всегда так, я не помню, чтобы они нормально работали.
- Ладно, подлетим поближе, разберемся. Вроде точность навигации сейчас хорошая, да и визуально все хорошо видно.


Но и подлетев поближе, уже прекрасно видя аэропорт, понимаем, что стрелки радиокомпаса показывают не на приводные станции, которые расположены перед ВПП - в 1 и 4 км от торца соответственно. Они показывают куда-то за ВПП. Вообще, заход в России по приводным радиостанциям еще тот "челлендж" - очень редко встречаешь аэропорт, в котором стрелки показывают точно на приводные станции. Ладно, на 800-м Боинге эти заходы выполняются на раз-два благодаря очень точной навигации, но на "классических" 737 точность может оказаться невысокой, а если еще и погода не ахти, то заход превращается в испытание для профессионализма экипажа.

Вот и мы сегодня хотели попробовать зайти "дедовским методом" - на расчетном пеленге выполнить доворот на посадочный, далее изменениями курса выдерживать пеленг равным посадочному курсу. На удалении 10.6км (должен сообщить диспетчер) начать снижение с увеличенной вертикальной таким образом, чтобы на опубликованной на схеме высоте пролета дальнего привода (тот, что в 4 км) выйти в горизонт, а при пролете дальнего привода (определяется как начало разворота стрелки радиокомпаса и звучанием тонального сигнала (маркеры)) отключить автопилот, автомат тяги и с расчетной вертикальной скоростью продолжить заход и выполнить посадку.

Ну а как тут выполнить "четвертый разворот", если стрелки явно врут. И если "толстая стрелка" второго компаса, настроенная на ближний привод показывает еще "более-менее", то "тонкая" - в молоко.

Но мы летим визуально, видно, что самолет летит точно по маршруту, который заложен в компьютер. И оставляем режим LNAV, выполняя четвертый разворот по координатам FMC. Что ж, сегодня точность навигации очень высокая - и мы в створе ВПП.

- Серега, смотри у нас сейчас в горизонтальном полете режим 75%, значит, когда выйдем в горизонт над дальним, потребуется такой же режим.

Продолжаем "играть", как планировали - на удалении 10.6 начинаем снижение с вертикальной 900-1000 футов в минуту, чтобы на 900 футов (опубликованная высота пролета дальнего по QNH 880 футов, мы округляем всегда вверх до ближайшей сотни) выйти в горизонт и дождаться пролета дальнего.

Занимаем 900... Летим, летим. Вот уже и дальний привод визуально пролетаем. Стрелки не двигаются, показывают вперед... Маркер не звучит.

- Серег, ну его нафиг - уже визуально над дальним, отключайся, снижайся.

Серега продолжает "на руках". Т.к. ДПРМ нас обманул, Сереге приходится снижаться на пределе границ стабилизированного захода - с вертикальной скоростью 1000ф минуту. Постепенно входим в профиль, и выполняем успешную посадку.

- Серега, хочешь прикол?
- То, что стрелки все еще вперед показывают?


Мне приятно, что Серега видит это без моих подсказок, несмотря на то, что он пилотировал визуально и выполнял посадку. Он будет сильным Капитаном.

Да, стрелки так и не развернулись.

- Анапа-Старт, Глобус 1123, проверьте, пожалуйста включение приводных радиостанций... Нам показалось, что работает противоположный старт... У нас стрелки так и не развернулись до сих пор, показывают, что приводы мы все еще не пролетели...

Уж не знаю, что там было на самом деле, но лишь только когда мы свернули в конце ВПП на РД С, направо, только тогда обе стрелки махом повернули направо, показывая более-менее то, что и должны были показывать. Если наше предположение о том, что при заходе на ВПП 22 работали приводы ВПП 04 (частоты те же) будет правильным - то я даже не знаю, как это можно комментировать, т.к. приличных слов не хватает, а мне так хочется перестать употреблять слова матерные.

Ведь в визуальных метеоусловиях и дурак зайдет - для этого не нужны ни стрелки, ни ИЛС, ничего. А при плохой погоде? А ночью, да при плохой погоде?.. И эти люди запрещают пилотам Ту-134 и Ан-24, летающим по "деревням Гадюкино" пользоваться карманными GPS-приемниками?.. Россия.

Анапа. Местная группа захвата поразила меня своими желтыми футболками. И способом перемещения по перрону :)


DSC_0020

Выхожу на перрон. Со мной здоровается какой-то дядечка

- Здравствуйте, вы из экипажа?
- Здравствуйте, да, я за него!
- Я представитель инспекции, пока так сказать, начинающий, можно задать пару вопросов?
- Да, конечно. Что Вас интересует?
- Вот у вас приемники полного давления..
.

Понимаю, что его привлекло. ППД (приемники полного давления) - металлические трубки, измеряющие давление воздуха - информация, необходимая приборам измерения скорости и высотомерам. Они подогреваемые, и из-за нагрева переливаются разными цветами. На советской технике такие цвета были недопустимыми и считались признаком того, что ППД пора менять, т.к. нерадивый экипаж нарушил требования ППП по времени включения обогрева. А на В737 и прочей современной иностранной технике это вполне нормально - обогрев включается намного раньше, чем, например, на Ту-154 и нет ограничений по времени использования обогрева на земле. То, что они нагреваются - это факт, но это не приводит к их перегреву.

Объясняю все это инспектору, как оказалось, бывшему военному летчику. Да, для него это действительно все внове. Ну что ж, на этой позиции придется еще много интересного узнать про разницу в "их" и "наших" самолетах.

Обхожу самолет дальше. Здороваюсь с заправщиками:
- Здорово, мужики... А вот такой вопрос нескромный - в старые добрые времена ваши коллеги неплохим вином домашним торговали, а сейчас есть ли такая возможность?

Да, это правда. Если честно, из вин ничего вкуснее домашнего анапского я не пил. Может, из меня плохой сомелье, но о вкусах, как говорится...

- Нет, давно уже не практикуем, сейчас с этим все стало строго.

Жаль, что могу сказать. "Добрые, старые времена" уходят. Постепенно приходит порядок... Не так быстро, как хотелось бы.

В Анапе действительно чудесная погода, несмотря на разгулявшийся ветер. Что ж Серега, оказывается, можно с закрылками 40 и в такой ветер летать?:) Почему улыбаюсь? Потому что среди пилотов В737 существует определенная "боязнь" закрылков 40, данное положение большинством практически не практикуется. Пилоты боятся более жесткого ограничения по скорости, выдумывают страшилки о том, что самолет с этим положением механизации "падает" при установке малого газа. Ну и прочую чепуху. На мой взгляд, это чудесное положение механизации, а уж на В737-400 - идеальнейшее. Самолет летит очень устойчиво, и прекрасно садится. Причем, даже проще посадить, чем с закрылками 30, т.к. более чувствителен экранный эффект. А так как скорости при посадочных массах 400-ки не такие уж и большие, то до ограничения в 162 узла остается уйма запаса по скорости, более того, этот запас чаще всего значительное превышает дозволенные критериями стабилизированного захода +10 узлов от расчетной. Поэтому, вместо того, чтобы превысить 162 самолет уже должен уходить на второй круг :)


DSC_0029
DSC_0028
DSC_0027
DSC_0024
DSC_0023
DSC_0022

Что ж, пора собираться в обратный путь. Снова пилотирует Серега.

Прощаемся с красотами Анапы. Нас ждет дождливая Москва!


DSC_0031
DSC_0030

Левее нас остается Крым. Да уж. Грозы так грозы. Не хотелось бы в них оказаться.

DSC_0036

А у нас все хорошо. Постепенно залезаем на 36000 футов, и летим, любуясь красотами.

DSC_0039
DSC_0037

В московской зоне диспетчер попытался нас напугать грозовым SIGMETом (сообщением о важных погодных явлениях). Но в итоге нам ничего не помешало, и мы спокойно добрались до базы.

- Спасибо, друг мой BAN. До встречи!

Если верить плану, то в ближайшие дни нам предстоит еще пару рейсов на нем сгонять. Дай Бог, чтобы они были такими же спокойными, как сегодняшняя Анапа!

Всем спасибо!

DSC_0041

PS Просто фото одной из наших 800-к

DSC_0042

Fly Safe!
promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
silver_wins
May. 28th, 2013 12:55 pm (UTC)
Классная традиция описывать ежедневные полеты! Очень интересно.
mikhaylovag
May. 28th, 2013 12:55 pm (UTC)
Нового Уренгоя в ближайших планах нет? Хотелось бы про этот полет почитать отчет :)
denokan
May. 28th, 2013 01:15 pm (UTC)
В июне есть.
(no subject) - mikhaylovag - May. 28th, 2013 01:23 pm (UTC) - Expand
asharypov
May. 28th, 2013 12:57 pm (UTC)
Отличный рассказ, Денис. спасибо
bctravel
May. 28th, 2013 12:58 pm (UTC)
Современные же самолеты считаются безвредными, поэтому даже глухому, но не летавшему на Ан-2 и Ан-24 получить инвалидность (а вместе с ней - и единственную возможность получать достойную пенсию) - бесполезно.

Денис, по Вашим наблюдениям, в среднем через сколько лет после начала полётов летчики начинают испытывать проблемы со слухом?
denokan
May. 28th, 2013 01:16 pm (UTC)
Я таких наблюдений не проводил.
dvv
May. 28th, 2013 01:07 pm (UTC)
Так там же приводы AN/N с одной стороны, AP/P с другой. Неужели и морзянку там сломали?
denokan
May. 28th, 2013 01:18 pm (UTC)
К слову, хорошее замечание! Запишем себе в минус, что привыкнув доверять, не прослушали позывной. А надо бы! На 800ке они перед глазами.
batonio_antonio
May. 28th, 2013 01:07 pm (UTC)
Это ж что получается, в плохую погоду, ориентируясь только по приборам, у пилотов был шанс приземлиться за ВПП и подверг ныть опасности десятки пассажиров?
denokan
May. 28th, 2013 01:19 pm (UTC)
Ну... Не совсем так страшно. Там у диспетчера радар есть, он бы не позволил так грубо ошибиться.
(no subject) - dvv - May. 28th, 2013 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - batonio_antonio - May. 28th, 2013 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - May. 28th, 2013 07:56 pm (UTC) - Expand
lexyara
May. 28th, 2013 01:14 pm (UTC)
М-да уж. Ели привода только на рулежке показали, куда рулить. Это - круто. :-)
mopexod
May. 28th, 2013 01:30 pm (UTC)
Скажите, а неправильная включенная приводная станция - это не уголовщина?
denokan
May. 28th, 2013 01:34 pm (UTC)
Нет.
hghost
May. 28th, 2013 01:36 pm (UTC)
Кто обходит самолет, а кто готовит кабину определяет сама авиакомпания, составляя SOP. На эйрбасе, как правило, обходит кабину СМ1( пилот из левой чашки), а кабину готовит PF. За исключением Preliminary, которым занимается CM2.
senya_s
May. 28th, 2013 01:40 pm (UTC)
Действительно, а чтобы стали делать, если бы заходили в плохую погоду ночью? Улетели бы на другой аэродром? Хотя о неисправности не сразу бы поняли
denokan
May. 28th, 2013 01:49 pm (UTC)
Конкретно в этом полете точность навигации была очень высокая, так как позиция почти до посадки обновлялась по DME RND и MRP. Заходили бы VNAV/LNAV, как это рекомендоваано нашей авиакомпании и как мы это и делаем в большинстве случаев. Не зря же мы по QNH летаем. Просто в этот день решили заходить по старой методе в целях тренировки. Главное - сделать правильные выводы.

Edited at 2013-05-28 04:24 pm (UTC)
(no subject) - black2306 - May. 28th, 2013 06:28 pm (UTC) - Expand
dron_nsk
May. 28th, 2013 01:43 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно! А на штурваще номер рейса - это обычная напоминалка, т.е. она не связана ни с какими системами там?
А почему всегда пилотирует Серега, он же 2й пилот?)
Интересно, что было с системами 22-го торца, не уточняли на земле?
denokan
May. 28th, 2013 01:51 pm (UTC)
Я практически в каждом своем опусе указываю, что Серега - это КВС-стажер:)

Цифры на штурвале - это просто крутилки. Ни на что не влияют.
(no subject) - antontretiakov - May. 28th, 2013 07:56 pm (UTC) - Expand
i1111i
May. 28th, 2013 01:49 pm (UTC)
Отличный рассказ.Вот уж не подумал,что приводные станции доставили хлопоты,вроде бы новый аэропорт.Я зимой туда садился,был шквалистый ветер.Потом закрыли аэропорт на 3 дня из-за аномального снегопада и шквала.А вот вылетали без проблем) Даже записал видео и загрузил на ютубе ) Никогда не забуду,как зимой море клубилось парами,самолет слегка подпрыгывал,моторы наперекор ветру тащили самолет к полосе.А как вышел,сумка чуть не улетела,успел поймать за ремень,не чуть ли ползком залез в перронный автобус.)

Edited at 2013-05-28 01:54 pm (UTC)
lubezniy
May. 28th, 2013 02:10 pm (UTC)
Помнится, отец как-то рассказывал про внезапное выключение одного из маяков курсо-глиссадной системы (глиссадного, если мне память не изменяет) во время захода борта по этой системе. Дело было в Быково где-то в начале или середине 80-х (точно не знаю). Самолёт в момент отказа уже шёл по глиссаде; экипаж не знаю как, но вовремя распознал отказ (стрелки стояли в центре несмотря на отклонение от траектории полёта), увёл борт на второй круг, со второй попытки совершил посадку и устроил разбор на земле. Урок наземные специалисты из этого извлекли и больше не допускали ошибок, из-за которых это случилось.
nikardem
May. 28th, 2013 03:17 pm (UTC)
Экипаж
Денис, а это специально так сделано, что вы летите с Сергеем уже который рейс подряд? Ввод в строй нового капитана?
ys3d
May. 28th, 2013 03:24 pm (UTC)
Re: Экипаж
Да, именно так - Сергей КВС-стажер.
Re: Экипаж - nikardem - May. 28th, 2013 05:57 pm (UTC) - Expand
black2306
May. 28th, 2013 03:55 pm (UTC)
спасибо за отчет) грозовая облачность оч впечатляюще выглядит на эшелоне
mclaud9404
May. 28th, 2013 05:13 pm (UTC)
А такой вопросик, Вы над Ейском проходили, с какого времени у нас здесь маршрут появился????
denokan
May. 28th, 2013 05:22 pm (UTC)
Точка ESIMO - разве не мимо Ейска?
(no subject) - freakingpilot - May. 28th, 2013 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mclaud9404 - May. 28th, 2013 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - freakingpilot - May. 28th, 2013 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saksafon1 - May. 28th, 2013 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mclaud9404 - May. 29th, 2013 08:54 am (UTC) - Expand
shprot_land
May. 28th, 2013 07:01 pm (UTC)
Один из самых интересных авиа журналов в сети. Спасибо, продолжайте в том же духе!
black_slon
May. 28th, 2013 07:15 pm (UTC)
Враги! Оба! Три причины:

- Знаю по жж тебя (извини, позволю себе на "ты")
- Знаю по жж airguide
- Видел тебя лично в брифинг-руме (еще подумал: "он ли это"), но, решив не нарушать спокойствие пред полетом,взял метео и пошел восвояси
(no subject) - saksafon1 - May. 28th, 2013 07:57 pm (UTC) - Expand
antontretiakov
May. 28th, 2013 07:58 pm (UTC)
Здорово ты оживил журнальчик :) Стало приятной традицией для меня за чашкой вечернего чая вкусить прелести твоего эпистолярного жанра. Изумительный десерт, доложу я :)
В Якутск, наверное, не собираетесь? :)
denokan
May. 31st, 2013 04:09 pm (UTC)
Пока не собираюсь.
Никита Чумичёв
May. 28th, 2013 11:50 pm (UTC)
Это просто high-quality report. Искренне благодарю, как обычно.
komal_brn
May. 29th, 2013 01:57 am (UTC)
спасибо за репорт. и Анапе вино разное бывает. есть для Себе, а есть на продажу :-). Удачи.
aguitar_lord
May. 29th, 2013 03:55 am (UTC)
Здорово, что находите время "по горячим следам" всё так живописать)) Спасибо))
romka460
May. 29th, 2013 06:35 am (UTC)
В последнее время Вы так часто и хорошо пишете, что будет крайне огорчительно если перестанете это делать :)
nemo_q
May. 29th, 2013 06:40 am (UTC)
спасибо что добавили трудовых будней, стало весьма живее.
Хотя и анализы читаю с не меньшим интересом.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 68 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel