?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно в Ростове выкатился наш В737-400 VP-BTA. Причем в условиях, когда вроде как и не должен был. Правда, выполнял он посадку на ВПП 22, печально известную своими выкатываниями - за год пять самолетов не смогли остановиться в ее пределах. Правда, в предыдущих случаях налицо были грубые нарушения правил летной эксплуатации - например, значительные перелеты. И даже выключение двигателей на полосе, как сопутствующий фактор.

ВПП 22 славится своим "бугром". С курсом 218 ВПП имеет положительный уклон начиная примерно с первой трети зоны приземления и, на удалении порядка 1000м переходящим в уклон отрицательный до конца ВПП. Боясь перегрузок (сколько о них писано, как и о причинах - традициях советского подхода) пилоты стремятся перелететь. В итоге - мягкая посадка, но только окончание пробега не там, где хотелось бы.


В нашем случае перелета не было, завышенной скорости не было, сцепление передавали 0.55 (после события замер такой же). Влажная ВПП. Самолет не должен был выкатиться согласно всем расчетам... но выкатился. Как в кино: "Газ полная, скорость третья.. А танк увяз".

Я участвовал в комиссии по расследованию. Не буду на этом останавливаться, сразу перейду к выводам и мыслям, которые появились.

Во-первых, как замеряют коэффициент сцепления? Его замеряют на удалении примерно 7 метров от оси (5..10 м по РЭГА РФ 94).

Ну а во-вторых, на таком удалении в зонах приземления данной конкретной ВПП бетон чистый. А вот в пределах 4 метров наблюдается достаточно большое скопление остатков резины. На большом протяжении. А ширина колеи В737-400 равна 5.23 метра, т.е. тележки движутся по 2.6 метра от оси. Вне зоны замерения Ксц.

Ну а в третьих, в конце пробега были найдены белые следы по линии торможения. Это  следы от эффекта "ревулканизации" резины, разновидность аквапланирования, которое имеет место былть на мокрых или влажных ВПП при блокировке колеса - резина нагревается, начинается процесс обратной вулканизации слоя резины, а влага под колесом превращается в пар, поднимая центр пятна сцепления ВПП.

И все это при Ксц 0.55 до и после события!

Много полезного для себя узнал. Мысли аккумулировал (постарался покороче) в очередном методическом материале.

Скачать материал

Почитать еще на эту тему на Skybrary.aero

Fly Safe, господа!


promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
glushkoff
Apr. 14th, 2012 03:49 am (UTC)
А вот как такие полосы строили? Ведь не может быть, чтобы не просчитывали ничего!?
denokan
Apr. 15th, 2012 10:02 am (UTC)
Да полоса вроде как полоса. Но любая полоса требует ухода - в интернете, к слову, много чего можно найти про резину на ВПП и способы ее чистки.
dextrum
Apr. 14th, 2012 04:56 am (UTC)
Прекрасные рекомендации, спасибо!
Узнал много нового для себя.
maxx_driver
Apr. 14th, 2012 08:30 am (UTC)
при каком тангаже у 400-ки получается tail strike? иногда смотришь, как взлетает 400 или 800 - дух захватывает, кажется вот вот чиркнет. отсюда наверное и любовь к 2.5 ибо на 5-6 чуть передерешь и выходи снимай штаны.
skysamail
Apr. 14th, 2012 08:41 am (UTC)
На 738 11 градусов.
(no subject) - maxx_driver - Apr. 14th, 2012 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Apr. 15th, 2012 10:07 am (UTC) - Expand
maxx_driver
Apr. 14th, 2012 08:34 am (UTC)
мне вот не понятно, почему на 400 вообще всегда не заходить на flaps40? скоростб и тангаж меньше-садить вроде легче... ладно 500ка там диапазоны огого. был бы я настоящим пилотом - садил бы 400 только с flaps40. имею право, а береженого Бог бережет :)
skysamail
Apr. 14th, 2012 08:42 am (UTC)
Насколько я знаю(не реал пайлот) - с флэпс 40 бОльшая парусность - т.е. порывом ветра может сильнее кинуть в сторону, так же при уходе на второй придется долго раскачегаривать.
(no subject) - denokan - Apr. 15th, 2012 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - av27000 - Apr. 14th, 2012 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - maxx_driver - Apr. 14th, 2012 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - av27000 - Apr. 14th, 2012 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - maxx_driver - Apr. 14th, 2012 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - maxx_driver - Apr. 14th, 2012 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - av27000 - Apr. 14th, 2012 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Apr. 15th, 2012 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - kdx125 - Apr. 14th, 2012 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Apr. 15th, 2012 10:10 am (UTC) - Expand
jet_air
Apr. 14th, 2012 11:12 am (UTC)
Да, вся полоса в РОВе в следах, плюс влажная. Никто чистить резину не хочет у нас. Оно и стало причиной скорее всего. Но думаю еще сыграла роль и сноровка. В Европах все полосы плоские и качественные, а в Америке и подавно. После дождя в РОВе даже на 500 с автобрейком максимальным сажают. А на 400ках с 157 паксами и подавно нужно стараться максимально быстро затормозиться...

Вот и доказательство - что не всегда все гладко по таблицам и номограммам проходит... Тем более на наших полосах.
denokan
Apr. 15th, 2012 10:12 am (UTC)
На таких ВПП в таких условиях влияние воздушного сопротивления (читай, максимальная механизация), а так же реверса - сложно переоцинить. К слову, среди последних случаев выкатываний - есть и случай выкатывания с MAX. Перелет, раннее выключение реверса и оппа, потеряли сцепление. Видимо, на резине.

Мы первые среди всех выкатываний, кто данную проблему поднял и записал в причинах.
Евгений Кожедуб
Apr. 14th, 2012 04:04 pm (UTC)
Интересный материал, спасибо.
Бросилась в глаза опечатка:
"...Сплошные красные огни осевой линии: 600 метров..."
300 метров.
denokan
Apr. 15th, 2012 10:10 am (UTC)
Спасибо! Исправил, перезалил!
x_pilot
Apr. 17th, 2012 05:36 am (UTC)
Забавно: перелета не было, коэффициенты в пределах допуска, а выкатился прилично за ВПП...мистика какая-то. Хотя местные споттеры, запечатлевшие посадку говорят, что перелет был и значительный, порядка 400-500 метров.

http://aviaforum.ru/showthread.php?t=28123&page=298

Кому верить?

denokan
Apr. 17th, 2012 11:24 am (UTC)
Посадка на удалении 600м от торца считается отличной. Споттерам следует изучить понятия 'зона приземления' и 'перелет':-)
TAMMERmatic
Apr. 23rd, 2012 12:46 pm (UTC)
Денис, здравствуйте!
Меня зовут Евгений.

Давно вас читаю с интересом, а сейчас решил задать вопрос.

На авиафоруме вы кому-то сказали, что у вас был опыт, когда вы переучивали одного КВСа с Ту-154 на Боинг, и что тому КВС было за 45 лет.
Опыт, как вы сказали, был очень полезным.

Я понимаю, что в данной ветке мой вопрос совсем не по теме, но не могли бы рассказать о том опыте?
Очень интересно.

С уважением.

Edited at 2012-04-23 12:54 pm (UTC)
oovsienko
Jun. 20th, 2012 02:21 am (UTC)
Денис, давно обратил внимание что на 04 всегда кисс лэндинг, а вот на 22 лупасят нещадно об планету, причём строго в маркеры. Это связано с "ложкой"?
denokan
Jun. 20th, 2012 04:07 am (UTC)
Да. ВПП 22 имеет своеобразный профиль, что лучшим вариантом посадки является, как говорится, посадка "в знаки". Если немного перелететь, то тогда возникает опасность грубой посадки из-за положительного уклона в этой части ВПП, а если еще немного перелететь - возгикает угроза выкатывания - уклон переходит в отрицательный.
(no subject) - oovsienko - Jun. 20th, 2012 09:05 am (UTC) - Expand
jan_kiepura
Jan. 11th, 2017 02:04 pm (UTC)
Добрый день!

Очень заинтересовался Вашей работой, поэтому читаю так глубоко. Ссылка в этом посте больше не работает. :(
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel