?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Добрый день!

Закончил четыре серии по теме "Стандартизация, коммуникация и взаимный контроль". В ближайших планах снять бонусную, пятую - посвященную нехитрым приемам, практическим советам по организации "работы по SOP" на В737.

Видеоурок 3.1.

"Сегодня наша тема посвящена стандартизации, проблеме Стандартных Операционных Процедур, а также, я коротко расскажу о том, какая методика планирование экипажей - "закрепление" или "раскрепление" предпочтительнее."



Видеоурок 3.2.

"... мы говорим о том, что же это такое, "работать по SOP". Я излагаю свою концепцию данного понятия, а также, привожу примеры из практики работы на В737."



Видеоурок 3.3.

"...мы говорим о "золотых правилах SOP" - это нехитрые принципы, которые могут позволить улучшить работу пилота, снизить риск пропусков, ляпов, т.е., ошибок".



Видеоурок 3.4

Очередные советы, как улучшить взаимный контроль в экипаже, используя принципы стандартизации и коммуникации.



Предыдущие видеоуроки из серии CRM. Просто о несложном.

Часть 1 Часть 2 и Часть 2.5


Если Вас заинтересовала тема SOP в частности и CRM в целом, то, не дожидаясь выхода печатной версии видеоуроков, Вы можете почитать следующие материалы автора:

Проблема SOP
Поговорим про SOP. Для чего они вообще нужны.
Рекомендации эксплуатантам по разработке эффективных SOPs


Серия "Профессия - пилот гражданской авиации"
Капитан. Как стать хорошим?
"Второй пилот - оплот CRM в экипаже". Как стать надежным помощником?
Пилот-инструктор. Как стать хорошим учителем?
Сферический пилот в вакууме. О фигуре идеального пилота

Пилотам В737
Методические рекомендации пилоту-инструктору при проведении линейной тренировки
B737NG SOPs Guide

Спасибо за внимание!

Летайте безопасно!
Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.

FLY SAFE NEW 250.jpg

Если материалы блога Вам пригодились, и у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:

Яндекс:


PayPal:



Posts from This Journal by “crm” Tag

promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
walterghost
Jul. 30th, 2017 02:43 pm (UTC)
Класс! Многие вещи я инстинктивно использую просто при организации работы в бригаде дежурного персонала (я бригадир типа...).
Кажется - ничего нового, но всегда нелишне ткнуть носом.


По самим роликам есть заметки-рекомендации (пожелания):
1. Микрофон - петличку! Голос с эхом помещения очень неприятно воспринимается. Понимаю, что пилоты привычны к шуму в эфире, но надо, чтобы голос был чётким.
2. Слишком много подглядываний в монитор за текстом. Мы смотрим Вам в глаза. Смотрите и Вы нам тоже.
Поставьте монитор с текстом на том же ракурсе, откуда снимает камера и под камеру.
3. Вставки-разбивки полезны для лектора, чтобы встряхнуть аудиторию, но их многовасто. Особенно спецэффектов между ними и записью.
denokan
Jul. 30th, 2017 02:49 pm (UTC)
1. Микрофон - петличка - в двух крайних сериях.

2. Согласен. Но. Я честно предупредил в одном из роликов, что говорю по заранее приготовленному тексту. (не слово в слово, конечно же - но подглядываю).

Этот текст позже будет доступен в виде отдельного материала. Если учить все наизусть, чтобы говорить красиво и без запинок, это, конечно, будет лучше - я сам это понимаю - но отнимет значительно больше времени. Я не готов к этому.

3. 50/50, наверное. на любителя. В комментариях на канале, наоборот, приветствовали вставки. Если честно, мне проще их не вставлять - т.к. на поиск оригинальной вставки уходит времени значительно больше, чем на вырезание и склеивание кадров :)

Спасибо за замечания!
toernfallet
Jul. 30th, 2017 09:47 pm (UTC)
Добрый вечер, Денис. А кто эти ребята, которых КВС просит не стесняться сообщать ему об ошибках? Почему их двое? Допустим, один из них - второй пилот. А другой кто? Наблюдатель, который летит с ними третьим в кабине?
denokan
Jul. 31st, 2017 03:28 am (UTC)
Дополнительный пилот для увеличения рабочего времени.
toernfallet
Jul. 31st, 2017 04:21 am (UTC)
Спасибо!
pilot6_ru
Jul. 30th, 2017 10:48 pm (UTC)
Долго думал писать или нет... Но раз уж тема такая... Попытаюсь проявить "хороший CRM".

Исключительно на мой взгляд, видеоуроки не получились. Тут можно провести аналогию: CRM не равно "быть хорошим парнем", а здесь "рассказать о том чем владеешь не равно прочитать лекцию или, что почти то же самое, сделать об этом видеоурок".

Меня тоже как-то пригласил американский университет прочитать лекции в программе MBA о том, что я тоже хорошо умел делать. Надо сказать, даже хорошо заплатили. )) И тоже получилось хреново. Причем я даже два курса прочитал, попытавшись во втором учесть замечания. И все равно вышло не очень. Взвесив все "за" и "против", я решил, что надо приложить слишком много усилий, чтобы довести это дело до ума, и забил... При этом научить конкретных людей получалось, и получается, на мой взгляд, не плохо.

Оказывается, что чтение лекций - это совершенно специфический вид деятельности, которому надо учиться, к которому у кого-то есть склонности, у кого-то они в меньшей степени. У кого-то есть врожденный ораторский талант, кому-то надо учиться.

Вы очень хорошо пишете. Это талант. Можно реально "книжки писать" как говорил Ручечник из известного фильма. ;-) Из прочитанного можно сделать вывод, что и "тренером" являетесь отличным. А вот такая форма как лекции не получается.

Могу сказать, что у меня был корыстный интерес. Я хотел показать эти видеоуроки сотрудникам. Уже руки потирал, знал что сам рассказать толком не смогу. Научить одного человека в конкретный момент времени в работе получается, а вот рассказать группе, хоть ты тресни. Хотя мы не пилотируем самолеты, но все происходит до смешного похоже. Причем конкретные примеры из другой области про Б737 даже лучше, чем из нашей. В таком виде это не годится, опять же на мой субъективный взгляд.

Теперь по существу. Я, как выше было сказано, тоже не большой специалист в чтении лекций, поэтому не могу дать положительных советов как конкретно улучшить ситуацию. Прошу прощения за отсутствие позитива.

Материал в таком виде не воспринимается напрочь. Все "размазано" и не структурировано. Содержательную информацию можно было изложить в ролике на полчаса при желании. В сухом остатке получилось длинно и скучно, при этом по сути все правильно, но не воспринимается.

Если желание сделать видеоурок останется, я бы не концентрировался на том, о чем пишут замечания: микрофоне, вставках и т.п. Это "рюшечки", которые можно освоить со временем. Они погоды не делают. Хорошую лекцию и так будут слушать даже без вставок и т.п. Плохую они не спасут.

Ваши рассказы, как пример, я буду ждать вне зависимости от того, будут ли там фотки, какого они будут качества и т.д.

Еще раз прошу прощения за отсутствие позитива.
denokan
Jul. 31st, 2017 02:04 am (UTC)
Спасибо за ваше мнение! Вы имеете на него право.
romangorodec
Jul. 31st, 2017 06:55 am (UTC)

Всегда считал, что прежде чем критиковать нужно обладать хотя бы минимальной экспертностью в области... Не слушай никого Денис Сергеевич! "Ты никогда не пройдешь свой путь до конца, если будешь постоянно останавливаться и бросать камни в тявкающих на тебя собак." - Черчиль. Лично я с упоением смотрю все твои ролики. Спасибо!

denokan
Jul. 31st, 2017 07:04 am (UTC)
Я и не рассчитывал на то, что все мои труды будут нравиться всем - жизнь давно научила, что человек не 100 баксов, чтобы всем угодить и нравиться :)

Я знаю, что мои материалы читают не только любители авиации. Мне пишут и молодые пилоты, и будущие пилоты, и что характерно - состоявшиеся пилоты.

Жизнь показала статистику - из 10 обычных пилотов 1 старается изучать что-то новое, быть на острие. Из 10 тех, кто хочет быть на острие, лишь 1 в состоянии нести знания в массы. Такие единицы и делают погоду в авиакомпаниях, двигают их вперед, и безопасность в том числе.

Когда я создаю что-то новое, то держу перед собой образ молодого пилота, или даже еще студента. Если я смогу его заинтересовать, увлечь, научу его различать черное, белое и серые полутона, то он вольется в эти ряды "одним из 10". А если он в своей работе будет демонстрировать положительный пример и обучит за 10 лет хотя бы 10 толковых парней (из которых только 1 станет "распространителем), то это уже результат.

Но всем мил не будешь, это точно :) К тому же, видеоблог - это для меня нечто новое, я делаю лишь первые шаги. Читать слова в пустоту, не имея аудитории - это интересный опыт.

Edited at 2017-07-31 07:06 am (UTC)
mpv86
Jul. 31st, 2017 10:57 am (UTC)
Добрый день, Денис!

По теме замечаний о легкости восприятия материала советую не париться. :)
Этот элемент нарабатывается только практикой. Я сам год преподавал в институте. Здесь другой момент, на который я бы хотел обратить Ваше внимание. Профессиональная деформация. Имеется ввиду объяснение вещей, которые Вам, как практику, кажутся настолько элементарными и само собой разумеющимися, что... Вы подсознательно их "проглатываете".
У меня такая же проблема в преподавании. Отсюда и некоторая "рваность" материала. И как следствие - плохое усвоение.
Еще и отсутствие обратной связи в лице аудитории.

Но я одно для себя понял, практически не существует сильных практиков и преподавателей-теоретиков в одном лице.

Выпускайте материалы, воспринимайте любую критику и результат придет. :)
pilot6_ru
Jul. 31st, 2017 11:33 am (UTC)
Это очень полезная задача. И именно для молодого пилота, студента в первую очередь.
И проблема не в том нравится или не нравится. Мне, честно говоря, понравилось в том смысле что с интересом посмотрел ролики. И правильно выше написали, что сам я делать ролики или лекции для аудитории не научился, к большому сожалению.

Может быть стоит протестировать этот курс вживую. Понятно, что сейчас Вам это сложнее, чем в S7 сделать на практике. При наличии живой аудитории будет видно что удерживает внимание, где появляется интерес и т.д. Также будет видно, когда внимание у слушателей "уплывает".

Пока изложение структурировано очень не равномерно, внимание не концентрируется, в результате просмотра в голове тоже не образуется четкого "осадка". В реальности остается то, что и так все знают: CRM помогает бороться с ошибками, надо работать по SOP, так как это позволяет обеспечить взаимный контроль и т.п. Это можно было бы изложить с примерами гораздо короче. Но задача не в этом. Тот кто уже реально понял насколько CRM важен, захочет сам поизучать материал, будет анализировать свою работу на предмет соответствия принципам CRM, проверит себя соблюдает ли он SOP и т.п. Таких "умных" агитировать не надо. А надо заинтересовать и убедить тех, кто относится к теме с прохладцей.

А ведь не каждый молодой пилот или студент с полной серьезностью и вниманием изначально будет подходить. Его надо увлечь, показать, что это ему действительно полезно.

На мой некомпетентный взгляд, стоит начать не "от печки", не от общего описание что такое ошибки и нарушения, и почему они возникают, а "с середины".

Сначала привести примеры (вы их привели) довольно глупых, на первый взгляд ошибок. Задать вопрос: "А почему они происходят"? Что можно с этим делать. И опять же показать на конкретном примере, что если бы в конкретном экипаже СRM работал правильно, то ошибки бы не произошли. Это сразу привлекает интерес. Сначала показан некий "фокус". И как бы задается вопрос: "Хотите не попадать в такие ситуации ... я вас научу". Это вслух можно не произносить именно в таком виде, не в этом дело. Каждый должен вспомнить, что он подобные ошибки совершал и захочет научиться их избегать.

"Вы наверное думаете, что если получите хорошие знания и будете все делать внимательно, то не нажмете TOGA вместо отключения AT... (пример не самый удачный для CRM, но не суть). Так вот: на это не рассчитывайте. Человек устроен так, что при выполнении рутинной работы, в отличие от экстремальных условий на коротком отрезке времени, он не способен быть постоянно сконцентрированным на том, что он делает. Поэтому ошибки были, если и будут."

И вот методы, придуманные умными людьми, которые позволяют минимизировать количество ошибок, вовремя их обнаруживать и исправлять.

[Получилось длинно поэтому следующий пост]

pilot6_ru
Jul. 31st, 2017 11:33 am (UTC)
Почему я раньше предлагал начать со стандартизации, то есть работе по SOP. Но мой, подчеркиваю, некомпетентный взгляд, это фундамент CRM, и самая сложная часть в его практическом применении. Если все работают как им нравится, то все остальное теряет смысл. В роликах это было произнесено, но акцент не сделан.

Представим себе теоретическую ситуацию. Все работают строго по SOP, про CRM никто ничего не слышал. Уже одного этого будет достаточно, чтобы отклонение от SOP привлекло внимание коллеги по кабине. Не потому, что ему об этом читали на лекции, а просто так устроен человеческий мозг. Любое необычное событие привлекает внимание и включает мозги. Человек понимает, что что-то идет не так и начинает соображать что с этим делать.
Только этого не достаточно, но видно почему стандартизация так важна.

Рассмотрим обратную ситуацию. В компании со стандартизацией, мягко говоря не очень. Экипаж состоит из двух опытных пилотов, "хороших парней", которые друг другу доверяют. Каждый уверен, что коллега все умеет и все сделает правильно. Даже если КВС или ВП заметил, что коллега что-то сделал не так, или не сделал чего-то, он подумает, что он "сделает это потом", при том что в принципе можно и "потом", ничего страшного, и не обратит на это внимание. Что дальше вы гораздо лучше знаете. Появляется риск не сделать вообще.

И вот тут должно засесть в голову твердо, что CRM предписывает договориться, что вот эту операцию мы делаем вот именно в этот момент, а не в какой-то другой, обязательно докладываем так, а не иначе, хотя это "на скорость не влияет", как говорил мой знакомый автомеханик.

В компании принимаются SOP и именно поэтому надо их соблюдать, как бы ни казалось, что многие пункты кажутся формальными и ни на что не влияющими. Педантизм в данном случае не занудство и не обуза, а помощь себе же.

Вы все это изложили в роликах, но получилось размазано. Какие-то важнейшие элементы должны ИМХО быть выделены так, чтобы произвести впечатление, чтобы они засели. А важными являются именно те части CRM, с которыми возникают трудности. Вы имеете огромный опыт работы инструктором. Знаете же на чем многие спотыкаются.

Возможно стоит перемонтировать ролики и даже тот материал, что уже записан изложить в другом порядке. Что-то добавить, что-то убрать.

Я бы не стал концентрироваться на форме. Если материал скомпоновать хорошо, то вне зависимости от недочетов по форме (подглядывания в камеру, качества звука и т.п.) восприниматься будет на ура. Это вообще мелочи, которые если будет желания можно исправить в дальнейшем.

Постарался быть максимально конструктивным. Спасибо за понимание.
mpv86
Jul. 31st, 2017 12:07 pm (UTC)
Вот - развернуто о чем я пытался сказать. Профдеформация, привычка работы с профи, которых нужно только лишь корректировать в процессе обучения, либо переучивать, но на языке равного, а не студента.
Это работа, никого не нужно пытаться заинтересовать :)
И чем сильнее эта деформация, тем ценнее специалист, но и тем сложнее найти к нему подход и адаптировать в коллектив.

В качестве учебного материала - у Вас весьма дельные замечания.
pilot6_ru
Jul. 31st, 2017 01:12 pm (UTC)
Как другой вариант сценария для действующих пилотов.

Вот нас дрючат за SOP. Злые проверяющие, типа Д. Оканя, докапываются до всякой ерунды. Провел полет отлично, а он написал кучу замечаний, хорошо хоть fail не поставил (или поставил?). Ну что за сволочи...

Вот тоже надо бы показать, что эта "ерунда", которая реально и не имеет значения для отдельно взятого полета, на длинной дистанции ерундой не является. Показать на конкретных примерах.

Еще в качестве примера не по стандартизации, а исключительно по контролю.

Диспетчер командует занять FL200, курс 180. ВП принимает команду, озвучивает. Пилотирующий КВС крутит FL180, курс 200. ВП не смотрит. Результат может быть быть очень серьезным.
Ошибка очень характерная для человека.

Edited at 2017-07-31 01:13 pm (UTC)
denokan
Jul. 31st, 2017 09:18 pm (UTC)
Вы все видео смотрели?
pilot6_ru
Jul. 31st, 2017 09:21 pm (UTC)
Конечно все посмотрел. Вы об этом рассказывали. Я и говорю, то все что нужно вроде бы есть, но изложено несколько размыто. Поэтому вполне можно было бы перемонтировать то что уже есть.

В этом-то и проблема, что вроде бы всё рассказал, но у слушателя мало что осталось.
denokan
Jul. 31st, 2017 10:02 pm (UTC)
Слушатели разное пишут. Я бы не стал на вашем месте от лица всех говорить.
Критику услышал, спасибо.

Теперь хотелось бы, чтобы Вы показали, как надо. Если не своим примером, то ссылкой на какое-нибудь видео аналогичное.
pilot6_ru
Jul. 31st, 2017 10:04 pm (UTC)
Да я не от всех же. Только от себя, с наилучшими целями.

Поищу что-то подходящее. Я уезжаю на неделю. Потом постараюсь.
ssds_mwd
Aug. 1st, 2017 04:14 am (UTC)
Плюсану, все отлично усваивается и никакой "рваности материала". Экспертном быть вовсе не нужно, но маленько в теме кумекать не помешает. Плюс отличие от университетской аудитории в том, что люди сюда приходят посмотреть и послушать добровольно интереса и пользы ради. А в университете некоторые лекции приходится слушать лишь от того, что они тупо есть в программе обучения с чьей то легкой руки, но совсем тебя не интересуют. Если же Денис сделает из своих видео обычные университетские лекции, как ему советуют - я перестану их смотреть. За отличный юмор отдельный респект.
denokan
Aug. 1st, 2017 04:34 am (UTC)
Спасибо!
mpv86
Aug. 1st, 2017 10:21 am (UTC)
Чет бомбануло меня со слов "с чьей-то легкой руки" :)
Простите, но вел я факультатив. Что это и кто туда приходит, думаю объяснять не надо.
Я весьма узкопрофилированный специалист в ИТ и с моим опытом считаю правильным делиться накопленными знаниями. По этой же причине я никогда не был задвинут в рамки программы и не наблюдал студентов, просто "протирающих штаны".
Я всего лишь описал свой опыт и трудности, с которыми я столкнулся.

А именно из-за "маленько в теме кумекать" у нас такая безработица. Никому не нужны эти маленько кумекающие. :)
it's nothing personal, just business.
ssds_mwd
Aug. 1st, 2017 10:27 am (UTC)
Если я ничего не путаю, факультатив - это тоже добровольное мероприятие. Я же говорю про то, что входит в обязательный стандарт образования. На любом факультете всегда найдутся такие предметы, которые даром не нужны.

А насчет кумекать в теме - это я про себя, человека связанного с авиацией лишь собственным интересом и перелетами по работе и про других таких же. Ведь Дениса читают не только пилоты.
mpv86
Aug. 1st, 2017 11:16 am (UTC)
Тогда прошу пардону, видимо некорректно Вас понял.
У меня отец работает в Ильюшине, мама полжизни отлетала бортпроводницей и я интересуюсь авиацией, отчасти из-за недавно приобретенной аэрофобии, хотя всегда любил летать. Но я не говорю о "немножко в теме".

Кстати записи Дениса в том числе помогают преодолевать тот страх :)

Отчасти из-за описанной мной профдеформации :) Мир становится для меня немного "черно-белым". Или ты специалист или нет. Вот так просто. Но я этим совсем не горжусь, часто для меня это мышление является проблемой... В том числе и в преподавании, где как бы я не ставил себя на место студента, возникает только один вопрос: "как ты этой элементарщины не знаешь?". А он и не может знать - это из моей практики :)

Факультатив - конечно добровольное, только все равно нужна площадка. Институт в самый раз. И ко мне приходят не первокурсники, а и ребята с каким-никаким опытом работы.

Что касается образовательной программы. Я бы так не спешил делать однозначный вывод. Вопрос их компановки и качества, тут наверно соглашусь.
Как пример, получил я предложение поработать в другой стране и сейчас нахожусь на стадии верификации диплома. О количестве предъявляемых к образованию требований - все не так уж и однозначно :)

Для меня "много образования" пока не бывает.
Денис Антонцев
Jul. 31st, 2017 08:51 am (UTC)
Как раз по теме CRM
A320 не убрал шасси после взлёта (http://www.telegraph.co.uk/travel/news/air-india-forgotten-landing-gear-low-fuel)
(не знаю что тут в ЖЖ сломалось, но при предпросмотре ссылка выглядит нормально)

Edited at 2017-07-31 08:52 am (UTC)
so_jetlagged
Jul. 31st, 2017 02:51 pm (UTC)
Денис, добрый день! Возможно, в видео 3.3 не совсем корректный пример по поводу перевозочной документации и выполнением пилотами самых первых процедур. В 99% случаев, как по моему опыту, это происходит после preflight procedure, только уж если мы не совсем опаздываем с вылетом.
Забыл написать, что видео очень хороши. Особенно вставки и юмор. Уверен, что кое-что уйдет в народ, ну...вы понимаете о чем я ))))

Edited at 2017-07-31 03:09 pm (UTC)
denokan
Aug. 1st, 2017 08:04 am (UTC)
У каждого, видимо, свой опыт. Мой говорит о том, что подобные случаи распространены. И в новой компании я уже с этим сталкивался - буквально в первом же полете обзервером с рядовым экипажем)

Поэтому, у меня выработалось простое правило - принесли бумаги, но preflight checklist еще не сделан? Здоров. Беру бумаги, кладу перед собой, и продолжаем работать. Сделали чеклист - снова беру бумаги, делаем before start procedure.
levon_cccp
Aug. 8th, 2017 10:38 am (UTC)
Вы меня убедили теперь, что ошибка пилота это страшно, пожар и катастрофа, несмотря на то, что раньше я так не думал :D,

А если серъёзно, то:
>исправление ошибки другим.
Я лично достаточно напряжно отношусь к этому, так как в последовательности идёт именно данный пункт и если я его не сделаю, то всё что после него, то забуду. А потому указать на ошибку в последовательности не проблема, но за меня делать не надо. И вторая часть - у нас к сожалению начинается после разговоры "бесполезных" вопросов, то есть условно "надо сделать А" - "да, я помню, спасибо, сделаю" - "а когда ты это сделаешь" + "а ты понимаешь, что это надо сделать сейчас" + "а почему ты этого ещё не сделал" и т.д. и т.п.

>видишь косяки другого
Неважно тяжёлые или нет. И вместо этого ты понимаешь, что сделаешь лучше и быстрей. И вместо того чтоб продолжать и сваливать работу на другого, ты берёшь и заодно его работу. Или как вариант результат работы другого явно не соответствует ожиданиям, что результат становится бесполезным, то есть работа была совершена, а зачем?

А вообще к выводам, опять же возвращаемся к пресловутому "Зависит от" - то есть надо смотреть на другого как он отнесётся к тому как ты на него будешь влиять. Банально как отнесётся к "замечаниям" или помощи. И вот тут качество "увидеть" человека в первые пять минут очень помогает.
levon_cccp
Aug. 8th, 2017 07:17 pm (UTC)
Вас наверное достали с просьбами что-либо прокомментировать, но мало ли расскажете профессиональное мнение на картинку из иллюминатора (Рейс Внуково Емельяново):

denokan
Aug. 14th, 2017 07:55 am (UTC)
По видео можно понять две вещи:

1. Автор не умеет вырезать видео.

2. Пилоты в условиях низкой видимости не вышли точно в створ ВПП и ушли на второй круг.

Больше ничего сказать нельзя, т.к. из салона очень плохо видно - что происходило в кабине.
levon_cccp
Aug. 14th, 2017 09:28 am (UTC)
1. хехе точно))).
2. а, ясно. Просто как раз в контексте где в диалоге нашёл видео был спор, что не хватит времени принять решение плюс выполнить его плюс выполнить удачно. С Вашим ответом я пони, кто из спорящих эксперт с дивана :)
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel