?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Добрый день, друзья!

В первую очередь, хочу поблагодарить вас за живое участие в обсуждении вопросов, заданных мною в прошлом видеообращении. Напомню, что мне было интересно услышать ваше мнение - может ли пилот совершать ошибки в полете, имеет ли он право совершить ошибку? Кроме того, я просил подумать, как допущение или недопущение этого может негативно влиять на безопасность полетов.

Спасибо всем, кто ответил, особенно тем, кто смог подумать и ответить на второй вопрос, который по своей сути намного более сложный, чем просто "может или не может".

Если не задумываться о негативном влиянии отрицания права пилота на совершение человеческой ошибки, то ответ на вопрос первый сам собой напрашивается - "конечно же, не может! Что за глупые вопросы тут денокан задает?"

Я предлагаю Вашему вниманию очередные два видеоурока из серии "CRM - просто о несложном".

Первое - это, собственно говоря, разговор о том, что такое Ошибки, а что такое Нарушения.



Второе - как страх перед неизбежным наказанием негативно влияет на безопасность полетов - как в одном отдельно взятом полете, так и в отрасли в целом.




В общем, если у вас есть полтора часа терпения и желания узнать кое-что о высоких материях и приземленой реальности - добро пожаловать на мой видеоканал (ссылки на видео выше).

Серия "CRM. Просто о несложном".

  Видеоурок 1. "Что такое CRM?"


Летайте безопасно!
Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.

FLY SAFE NEW 250.jpg

Если материалы блога Вам пригодились, и у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:





Recent Posts from This Journal

promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
katarosov
Jul. 16th, 2017 02:21 pm (UTC)
Спасибо, интересно.
"Полёт - это непрерывная ошибка, вовремя исправленная". (с)
Мой первый инструктор.
clown_a330
Jul. 16th, 2017 02:32 pm (UTC)
Да уж, элементарные вещи вроде...
На Родине только это все никак не приживется :-(

А про "Экипаж" зря. Я после семейного киносеанса походя заметил, что у меня через рейс такое бывает.
Дети смотрели на меня как на Бога.... целую минуту. Пока я не начал смеяться ;-)))
vik_tory888
Jul. 16th, 2017 07:14 pm (UTC)
Большое спасибо! Думала растянуть просмотр на 2 вечера, так нет же, одну за другой посмотрела обе "серии" подряд. Очень все правильно, но вот хотелось бы реальных примеров по способам анонимного сбора информации о безопасности полетов, и что дальше делается с этой информацией? Это один пока вопрос, может быть, дальше будут ещё.
liotcheg
Jul. 17th, 2017 05:41 pm (UTC)
Все случаи расследуются и принимаются решения о там, как избежать подобных ситуаций в будущем. Это может быть, исправление процедур, изменение программы тренажера, учебы, а в случае халатности конкретного человека, вплоть до увольненич.
Большинство рапортов анонимными быть не могут, потому что в самолетах фиксируется огромное количество параметров и при малейшем отклонении от допустимых значений, идет автоматическое сообщение соответствующим людям в компании. Но все равно они остаются как бы псевдоанонимныии. Люди в отделе анализа и монитонинга, как священники. Они тебе будут писать, звонить, ты будешь "исповедоваться", но никто кроме них не узнает. Далее они удаляют всю личную информацию и уже обезличеный отчет идет в дальшейшую работу.

Есть конечно и чисто анонимные рапорта, но ими больше стюардессы пользуються, чтоб пожаловаться на пилота, который больше улыбался Маше, чем Даше :-)
ilya1178
Jul. 16th, 2017 07:17 pm (UTC)
Денис, в авиации есть near miss report? Я работаю на флоте в иностранных компаниях, и у нас это порой обязаловка, чем больше напишешь, тем лучше)
denokan
Jul. 17th, 2017 04:26 am (UTC)
Я так думаю, что в авиации это было внедрено еще раньше (если учитывать, что CRM сначала появился в авиации, а потом распространился повсеместно).

Система добровольных сообщений - так это на русском. В видео она упомянута.
syrianfc
Jul. 16th, 2017 08:39 pm (UTC)
Ну почему, почему видео. :(
При всём уважении к потраченным усилиям, текст воспринимается куда лучше, к тому же в разы быстрее.
Vasily Romaneev
Jul. 16th, 2017 10:25 pm (UTC)
Присоединюсь.
Пожалуйста, прикладывайте расшифровку к видео.
Хотя бы в виде слайдов.
ssds_mwd
Jul. 17th, 2017 04:20 am (UTC)
У Дениса все это есть давно в текстовом виде, буквально второй его пост в ЖЖ забит методичками по CRM и многим другим.
denokan
Jul. 17th, 2017 04:25 am (UTC)
Я с Вами согласен 50/50. Текст можно прочитать быстрее (поэтому я не очень люблю аудиокниги). Но это и проблема - читая текст, ты волей-неволей проскакиваешь через материал, которые тебе в данный момент кажется ненужным.

А видео - включил звук фоном, и занимайся домашними делами. Что-то привлекло? Подошел, перекрутил, посмотрел.
scarab
Jul. 17th, 2017 08:18 am (UTC)
Это сильно зависит от способа восприятия информации мозгом. У меня жена под боком в качестве примера - она может включить какой-то курс и заниматься при этом другими вещами, как Вы и написали. А я при таком подходе просто не воспринимаю материал, равно как и подкасты, аудиокниги и прочее. Чтобы на них сосредоточиться, мне нужно лечь на диван и только слушать, ничего при этом больше не делая. Зато печатный текст я воспринимаю свободно, а вот жене даже правила дорожного движения я вслух читал, текст она не воспринимала.

Знаю много примеров и того, и другого. Думаю, среди Ваших читателей и тех, для кого Вы разрабатываете видеокурс, тоже найдутся разные типы.

А материал действительно интересный, спасибо, многое взял на заметку.
Roman Wesner
Jul. 17th, 2017 07:53 am (UTC)
Just Culture
Денис, говоря о CRM и разнице в подходах к ошибкам и нарушениям, появился вопрос - Вы знакомы в этой связи с таким подходом как вошедший недавно в моду "Just Culture"?
denokan
Jul. 17th, 2017 07:59 am (UTC)
Re: Just Culture
Конечно.
Roman Wesner
Jul. 17th, 2017 08:12 am (UTC)
Re: Just Culture
Просто именно flowchart по этому принципу даёт хорошее представление что считать ошибкой, что нарушением, и какие последствия должны (могут) следовать в том или ином случае и на каком уровне.

Как показала практика за три года после внедрения в нашей компании - система работает хорошо, и собственно злоупотреблений не было (тут возможно нужно дополнить что представители профсоюза тоже работают в команде занимающейся разборкой таких случаев). Дисциплинарные меры принимались очень редко, дополнительные тренировки - чаще.
denokan
Jul. 17th, 2017 08:12 am (UTC)
Re: Just Culture
Я в видео (я так понял, до конца Вы не досмотрели) рассказываю о РУБП - ИКАО документе, откуда все это и берется.
Roman Wesner
Jul. 17th, 2017 08:29 am (UTC)
Re: Just Culture
Нет - на данный момент - не досмотрел. Спасибо.
Dmitrij Žęmbockij
Jul. 17th, 2017 09:17 am (UTC)
Денис, добрый день!
Как Вы думаете, что произошло с этим b738 Ryanair при посадке?

https://youtu.be/NZDTviYUP5M

Edited at 2017-07-17 09:20 am (UTC)
denokan
Jul. 17th, 2017 09:22 am (UTC)
I cannot guess the reasons from this video, but obviously it is a very firm landing.
pilot6_ru
Jul. 17th, 2017 10:35 am (UTC)
Денис, добрый день!

А продолжение будет? Я бы на первое место поставил стандартизацию процедур, а не страх.
Просто из логики. Гораздо понятнее становится почему надо точно соблюдать процедуры, даже когда это впрямую на безопасность не влияет.
Поятно, что тема про страх самая больная, но ИМХО получилось слишком пространно, и выводы не очевидны, если не считать, что в РФ как всегда "плохие начальники". Я этот тезис под сомение не ставлю. Неоткуда взяться хорошим. Это исторический процесс. В следующем поколении должно быть лучше, но тоже не сразу.

Есть области деятельности и знаний, которых в СССР вообще не существовало, но "рулят" всем разные "уважаемые динозавры". С авиацией хотя бы динозавры хорошо или плохо, но все-таки летали, поэтому какое-то представление о предмете имеют. Бывает хуже...

Так вот возвращаюсь к вопросу. Опять же ИМХО стандартизация - ключевой момент в CRM для возможности взаимного контроля, а об этом было сказано только вскользь. Будет об этом урок?

По личному опыту могу, что турдно себя заставить это дело внедрить. У меня природное качество - умение хорошо концентрироать внимание, поэтому я до определенного возраста (примерно 40 лет) практически не допускал ляпов даже в условиях стресса или дефицита времени. Поэтому внешний контроль казался ненужным и замечания могли раздражать. Знакомая картина? ))) Тем более, если четких процедур нет. Коллеге могло быть не понятно почему я что-то делаю, а в условиях той самой концетрации внимания казалось лишним и затруднительным что-то объяснить...

С какого-то момента возраст стал брать свое и "противоестественные" способности стали ослабевать. А коллеги уже привыкли, что я не ошибаюсь, и перестали следить. Я у них мотивацию отобрал, с одной стороны, ну и привыкли что это не нужно. А ляпы стали появляться...

Вы неоднократно писали про приемы, применяемые в CRM против такой ситуации, которые крайне полезны, а в видеоуроках пока до этого практически не дошло.

Edited at 2017-07-17 10:36 am (UTC)
denokan
Jul. 17th, 2017 10:41 am (UTC)
Продолжение конечно же будет.

Но я бы поставил, да я и поставил именно ошибки и причины ошибок, а также влияние плохой культуры на безопасность полет на первое место.

По одной простой причине - причинно-следственная связь. CRM появился как инструментарий для борьбы с ошибками. И стандартизация играет роль наравне с коммуникацией, перекрестным контролем, умением бороться с усталость, управлять нагрузкой, принимать правильные решения и т.п.
kirzer
Jul. 17th, 2017 01:30 pm (UTC)
в первом видео тихий звук и. если хотите в будущем плотно делать виосы. для повышения качества, ближе микрофон или в помещении без эха.
kirzer
Jul. 17th, 2017 01:49 pm (UTC)
вы добрый человек но сами отвечаете на многие вопросы по тебе"как обеспечить безопасность" .самый простой пример с жилетами пока не начали штрафовать никто не носил ибо западло а как стало дорого соблюдать панятия все сразу поняли

эта тема ранее прошла в промышленности.когда владельцы компаний стали платить страховки и выплаты за погибших и пострадавших рабочих на производстве и поняли что дешевле штрафовать и насильно заставлять носить каски и соблюдать ТБ
человек так устроен. если его не бьют палкой то он не хочет напрягаться.
denokan
Jul. 17th, 2017 02:17 pm (UTC)
Проблема в том, что начальники так же не надевали жилеты. И громче всех смеялись. И даже после того, как сами выписали пару штрафов после жалоб из аэропортов, продолжали некоторое время себе вольности.

Поэтому я говорю и везде пишу - как работают инструкторы (руководство), так работают все.

Если бы они показывали положительный пример, никого бы не пришлось наказывать.

Мыслите глубже :)
kirzer
Jul. 17th, 2017 02:18 pm (UTC)
Проблема в том, что начальники так же не надевали жилеты

это и есть самое большое зло в России что те кто требует соблюдение парвил сами на эти правила кладут!
denokan
Jul. 17th, 2017 02:42 pm (UTC)
Вот именно. Так что, не добрый я, не добрый) Зрящий в корень всего лишь.
kirzer
Jul. 17th, 2017 02:43 pm (UTC)
я про тему что несоблюдение правил начальниками не должно давать права вести себя как идиотам исполнителям. особо когда они везут людей.
denokan
Jul. 17th, 2017 03:05 pm (UTC)
Видели видео про конформизм и пирамидки?

Проблема глубже, чем просто 'не должны'. Уверен, просто покопавшись в себе, вы тоже найдёте примеры личной конформности.
kirzer
Jul. 17th, 2017 03:07 pm (UTC)
про пирамидки и влияние коллектива я знаю но пилот он на то и профессионал,особо если командир , чтобы быть самостоятельным и принимать решения вне зависимости от давления социума.
denokan
Jul. 17th, 2017 03:26 pm (UTC)
Если Вы хотите понять проблему и решить, Вам придется признать то, что пилот не бог, а тоже человек.

Если не хотите понять и решить - что ж, тогда остается идти по традиционному пути - драть ремнем и получать то, что получаем - не самые лучшие показатели.
fundin_of_moria
Jul. 29th, 2017 07:12 am (UTC)
Смотрите, какая история приключилась в Индии - не убрали шасси после взлёта.
http://www.telegraph.co.uk/travel/news/air-india-forgotten-landing-gear-low-fuel/
Очень интересно, как такое произошло, разве электронные помощники не сигнализируют о неубранном шасси? Если есть нарушение crm, то какие выводы могут последовать в России и вне её?
denokan
Jul. 29th, 2017 07:14 am (UTC)
Электронные помощники не сигнализируют о неубранном шасси. Точнее, не говорят прямо в ухо "эй, парни, у вас шасси не убраны".

Три лампочки продолжают гореть зеленым, только и всего. Кроме этого, есть "неэлектронные" сигнализаторы - шум, необычное поведение самолета (не набирает скорость привычным образом).

Это событие довольно распространено. Но весьма редко пилоты не замечают, что не убрали шасси, столь долго. Наверное, впервые так получилось, что они узнали о том, что шасси не убрано, только перед посадкой.
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel