?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Добрый день, мои дорогие! Похоже на то, что меня посетила муза, и ее появление удачно совпало со свободным временем. У меня зачесались руки поделиться материалом, в большом количестве скопившемся за первые два месяца этого года.

Так что, не нажимайте "Читать дальше...", чтобы не быть атакованными большим количеством фотографий. Я предупредил!

Норильск

Давний мой читатель помнит, возможно, что с холодным Норильском у меня связаны теплые воспоминания. Именно здесь, в далеком уже 2003-м году, я начинал свою карьеру в большой авиации.

Почитать: Романтика прошедших лет. Ту-154.

Не могу, правда, сказать, что я сильно радуюсь, когда вижу Норильск в своем расписании. Дюже неприветливое место - и зимой и летом аэропорт может на несколько дней закрыться из-за погоды, доставляя немало хлопот авиакомпании и пассажирам.

Вот и в этот раз несколько дней до нашего вылета шел снег, пуржило, ветер и видимость не позволяли экипажам принять решение на вылет. К нашему рейсу погода стала улучшаться, и так получилось в итоге, что с разницей в час вылетели два борта - один вез пассажиров за прошлый день, а мы везли наших.

Как я часто говорю: "когда летят нормальные парни, погода имеет тенденцию к улучшению". Так оно получилось и на этот раз - вылетали мы по самому минимуму, позволявшему принять решение, но когда прилетели, погода улучшилась практически до "млн на млн". Ветер стих и развернулся почти по полосе, видимость увеличилось до шикарных значений.

В общем, КВС, которому я давал в тот день  (вернее, ночь) "провозку" в этот негостеприимный аэропорт не испытал особых трудностей с приземлением. Обратно мы с комфортом долетели пассажирами - компания заранее подстраховалась на случай ухудшения погоды и снарядила в рейс два экипажа, увеличив допустимое рабочее время до максимального. В итоге это не потребовалось, но мы были совсем не против :)

Ту-214 Почты России.



Аэропорт Норильска старается не упускать дополнительной прибыли. Поэтому они запрещают самостоятельное руление по перрону самолетам с низкорасположенными двигателями. Мол, не гарантируем отсутствие камней и льда на перроне, "снега башка попадет" не хотим отвечать за возможное повреждение лопаток двигателей. И организуют почетную буксировку после посадки и для вылета. Это не бесплатная услуга, конечно же.



Не могу утверждать, конечно же. Но я не вижу особой разницы в состоянии перрона аэропорта Норильска и любого другого аэропорта страны. И зимой и летом. В том плане, что из кабины ничего страшного не видно.

Но им на земле виднее, наверное.



Новый Уренгой

Два рейса в Новый Уренгой подряд оказались в моем январском расписании. Первый, дневной, я выполнил сам, а во втором летел "куроедом" в экипаже только-только введенного молодого Капитана.

Ремарка: в авиации "молодой Капитан" не всегда означает возраст. В данном случае совпало и то и другое, хотя границы молодости официально не размечены в авиации. Для меня это в пределах 30 лет.

Он закончил программу ввода в строй, прошел проверку и, прежде чем пустить "молодого" Капитана в самостоятельное плавание, правила Компании предписывают выполнить несколько полетов с инструктором, который наблюдает за его работой с назначенным ему в экипаж вторым пилотом. Такие рейсы в обиходе получили название "заплечных".

О самих рейсах вспомнить особо нечего, разве что была чудесная морозная погода, не доставившая никаких неожиданностей. Парни отработали ожидаемо хорошо.


Москва, Домодедово. Наши Бобики готовятся разлететься по различным направлениям.



Тундра.



Северный Урал





Ночная Москва



Приближаясь к Новому Уренгою



На боевом



Рассвет в Новом Уренгое






Почитать: Фотопутешествие в Новый Уренгой и обратно


Тиват

Как и прошлый памятный рейс в Тиват, этот случился в конце месяца. Однако, на этот раз погода отнеслась к нам благосклонно.

Почитать: Зубастый Тиват или финальный аккорд

Второй пилот, человек уже в возрасте, несколько лет назад переподготовленный из бортинженеров в пилоты  по государственной программе подготовки специалистов гражданской авиации, был несказанно удивлен моему вопросу о том, в какую сторону он бы предпочел слетать сегодня

В нашей компании нет запрета на выполнение полетов в Тиват вторым пилотам, но, как я уже писал не раз, многие капитаны предпочтут слетать туда сами, нежели доверить это справасидящим. Мое мнение в этом вопросе отличается - будучи в Тивате не один десяток раз, я не считаю его настолько сложным (как Катманду, например, или старый аэропорт Гонконга). Более того, это отличное место для получения надлежащего опыта второму пилоту - когда погода "звенит", особенности аэропорта предлагают идеальные условия для этого.

Почитать: Москва-Тиват-Москва. НЛО и не только

А когда погода "не звенит", то и простой Барнаул может бросить вызов даже самым опытным экипажам. На то и сидит в самолете Капитан, чтобы определять, исходя из условий полета, в какую сторону летит он, а в какую - коллего по кабине, Второй Пилот.

В Тивате. В этот раз пилоты зарулили правильно :))) (ссылка на разъяснение)



Горы










Сочи и Сочи

Два абсолютно разных Сочи случились у меня с интервалом в несколько дней.

Первый был утренним, изумительно солнечным. Идеальная погода для полетов в подобные красивые места!





Мой второй пилот, молодой парень, великолепно посадил зеленый лайнер. А я, пользуясь случаем, решил глянуть на явление "топливного инея" вблизи.

Топливный иней (и топливный лед) образуется на верхней поверхности крыла, несущего в себе много охлажденного в полете топлива, если воздух вокруг насыщен влажностью. Точно также бутылка с водой (и не только) покрывается инеем, если ее долго продержать в морозилке и потом поставить на стол.

На некоторых самолетах, в том числе и на В737NG, существуют определенные (довольно жесткие) допуски на то, чтобы выполнять взлет при наличии топливного инея. В ином случае, он должен быть удален перед взлетом, т.к. его наличие в большом количестве на верхней части крыла приводит к снижению аэродинамической подъемной силы.

В Сочи топливный иней является довольно-таки распространенным явлением, т.к. аэропорт расположен у моря, и воздух почти всегда влажный. Летом, когда солнце палит, иней достаточно быстро тает, а вот зимой, при невысоких температурах, за время стоянки он растаять не успевает...

...поэтому приходится обливать самолет специальной жидкостью, чтобы его удалить. В свое время, летая на Ту-154, который в силу конструкции топливной системы (почти все оставшееся после посадки топливо плескалось в центральном баке, расположенном в фюзеляже, а остальные две тонны плескались на дне крыльев, не "замораживая" верхние поверхности) практически никогда не подвергался этому явлению, мы, пилоты, улыбались, глядя на то, как иностранцы поливают свои самолеты при плюсовых температурах.

Время прошло, и теперь, возможно, кто-то улыбается над нами, поливающими свои крылья в солнечную погоду, подобную той, что изображена на фотографии ниже.



Тем не менее, нас это не смущает. Вблизи это явление выглядит вот так:





Не было никаких сомнений, что несмотря на яркое солнце и плюсовую температуры эти потеки не успеют растаять до взлета, поэтому мы заказали процедуру облива для удаления образований.



Есть один "лайфхак", который работает на 737 и его можно использовать, если в аэропорту небольшая плюсовая температура и предполагается дозаправка относительно теплым топливом.

Достаточно освободить килограмм по 300-500 в каждом крыле, чтобы заполнить его этим теплым топливом. Оно, будучи теплее, поднимается наверх и в итоге верхняя поверхность крыла быстрее нагревается. Топливный иней в этом случае уходит буквально на глазах, и не требуется проводить облив.

Либо, как вариант - не танкировать топливо, т.е., рассчитывать заправку меньшим количеством керосина. Тут надо считать, что выгоднее - привезти более дешевое топливо, но потратиться на облив (и на повышенный расход топлива, компенсируя более тяжелый самолет), либо не брать с собой дополнительное топливо (которое потребуется на обратный полет - это и называется "танкированием") сверх потребного на этот полет, но заправляться более дорогим керосином в аэропорту назначения, чтобы долететь обратно.

Мне, правда, подобные цифры и расчеты "что выгоднее" никогда не попадались, но я и не особо парился по этому вопросу. В большинстве аэропортов есть возможность выполнить облив, а если нет (например, Тиват), то в этом случае можно и "лайфхак" применить, и не танкироваться сверх меры. То есть, еще при вылете из базового аэропорта, мы думаем над тем, как будем лететь обратно, укладываясь критерии безопасного вылета.



Второй рейс был намного интереснее первого.

В Сочи наступил локальный апокалипсис.

Я не припомню, чтобы я когда-то до этого видел в аэропорту Адлер сугробы и метель. Но именно это мы узрели после посадки, которую мастерски выполнил мой молодой второй пилот.

Заход запомнился тем, что нам пришлось обходить довольно обширные грозовые облака (!). И это в январе, напомню! Будучи уже почти на прямой, в аэропорту внезапно резко ухудшилась видимость (начался снегопад), поэтому мы отправились в зону ожидания. Не долетев до нее, снегопад стал стихать, видимость пошла на улучшение, мы получили повтороное разрешение на заход. Снова обошли тучу, закрывавшую подход к посадочному курсу, вышли на него и сквозь снегопад долетели...

Мамма миа! Сочи в снегу!











Вылетая обратно, снова пришлось обходить грозовую облачность. Более того, видели молнии - и это в январе, при околонулевой температуре!

Грозы происходят из кучево-дождевой облачности, которая бывает и зимой и летом. Зимой обычно облака не достигают в развитии стадии грозы... но иногда, как в нашем случае, это бывает. Более того, это может случиться не только в южном Сочи, но и в Москве - в одном из прошлых февралей я сталкивался с грозой на подступах к Домодедово. Пилотам следует помнить об этом, и не стесняться включать радар, если есть малейшие сомнения.

Почитать: Новосибирск-Сочи. Прощальный аккорд.

Почитать: Хроники июня. Сочи. Грозы.


Спасибо за внимание, друзья! Постараюсь найти время и продолжить рассказы о полетах.


Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.
FLY SAFE NEW 250.jpg

Recent Posts from This Journal

promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
avro_live
Mar. 22nd, 2017 05:47 am (UTC)
Телетрапы в Алыкеле с такого ракурса не видел, забавно смотрятся.

oksa_sun
Mar. 22nd, 2017 05:49 am (UTC)
Отлично провела время за завтраком под ваш пост))) А что это на фотке с Уралом летит черное с хвостом?
denokan
Mar. 22nd, 2017 06:09 am (UTC)
Самолет
(no subject) - zhenyok - Mar. 22nd, 2017 08:07 pm (UTC) - Expand
EugeneF
Mar. 22nd, 2017 06:07 am (UTC)
Получается, что топливный иней образуется еще во время захода на посадку? Судя по его характерной форме. А на посадке он на аэродинамику не влияет? (По ощущениям.)
denokan
Mar. 22nd, 2017 06:09 am (UTC)
Да, при определенных условиях он может образоваться и в полете. Значительного влияния при образовании в полете он не оказывает, т.к. набегающим потоком воздуха он шлифуется и верхняя часть крыла остается гладкой. Потеки обычно образуются уже во время посадки и руления.
sspr
Mar. 22nd, 2017 06:18 am (UTC)
Если можно Вас попросить включать в полете камеру, чтобы пейзажи фиксировать, а перед посадкой можно выключать, и выкладывать на свой канал, ведь это как путешествие, как Дискавери канал, только Ваш.
Denis Gavrus
Mar. 22nd, 2017 06:21 am (UTC)
Наконец-то муза!)
nikolovan
Mar. 22nd, 2017 06:36 am (UTC)

За ночную Москву особенное спасибо - отлично мой московский уголок видно: и дом и работу👍

c5h5oh
Mar. 22nd, 2017 06:56 am (UTC)
Наконец-то новая запись в одном из самых интересных журналов! 18-го марта приехал пораньше перед вылетом в аэропорт Сочи, чтобы постоять под забором, понаблюдать за жизнью на аэродроме.
Как раз в тему этой записи, наблюдал за вылетом ГЛ-1024 и это был единственный из где-то четырех рейсов, кто после отчаливания от телетрапа обливался. Согласен, в плюсовую температуру, в южном аэропорте выглядит это довольно необычно.
evguseek
Mar. 22nd, 2017 07:11 am (UTC)
> Заход запомнился тем, что нам пришлось обходить довольно обширные грозовые облака
те несколько раз, что я прилетал в Адлер (в разное время года), грозовых облаков не было только однажды, причем именно обширные и зловещие
sobakevich82
Mar. 22nd, 2017 08:13 am (UTC)
Наверное вы рады отсутствию Норильска в летнем расписании?
Кстати, куда будут оформлять эмбраеры - в Сибирь или Глобус?
denokan
Mar. 22nd, 2017 08:19 am (UTC)
В Сибирь.
tuatlan
Mar. 22nd, 2017 08:36 am (UTC)
Ого, вы даже по крылу можете погулять, это наверное весело.
lx_photos
Mar. 22nd, 2017 04:07 pm (UTC)
с инеем там скользко
yudaev
Mar. 22nd, 2017 08:49 am (UTC)
>В Тивате. В этот раз пилоты зарулили правильно :)))

Денис Сергеевич! Мне же с дивана отлично видно, что переднее шасси вашего самолета стоит не по разметке, а значит, неправильно. :)))
dvv
Mar. 22nd, 2017 09:15 am (UTC)
Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. Два раза. 😀

Edited at 2017-03-22 09:16 am (UTC)
serg_otello
Mar. 22nd, 2017 10:54 am (UTC)
Денис, а Вы стремянкой пользовались, чтоб фото крыла сделать? Или как-то хитро по другому?
denokan
Mar. 22nd, 2017 11:04 am (UTC)
Да, ее техник притащил, чтобы посмотреть на состояние крыла, ну я и попросил его сфотографировать
(no subject) - serg_otello - Mar. 22nd, 2017 11:13 am (UTC) - Expand
vlbee
Mar. 22nd, 2017 11:39 am (UTC)
>>Второй пилот (...) был несказанно удивлен моему вопросу о том, в какую сторону он бы предпочел слетать сегодня

И каково было его пожелание?
denokan
Mar. 22nd, 2017 11:52 am (UTC)
Слетать в Тиват.
(no subject) - vlbee - Mar. 22nd, 2017 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - realsomeone - Mar. 22nd, 2017 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlbee - Mar. 23rd, 2017 06:22 am (UTC) - Expand
maslaud
Mar. 22nd, 2017 11:45 am (UTC)
Борт Оренэйр в Сочи - это похоже чартер, который выполняется персоналом а/к Россия рано утром по заказу Библио-глобуса.
Мы летели им в феврале. Честно говоря немного охренели от такой кооперации.
sobakevich82
Mar. 22nd, 2017 09:53 pm (UTC)
Оренэйра больше нет, все борта переданы в Россию, еще не перекрашен просто.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel