?

Log in

Previous Entry | Next Entry



Сегодня 28 декабря, и у меня очередной рейс, завершающий календарный 2016й год. После него я ухожу в отпуск, который по давней традиции собираюсь провести на родине, в Барнауле и окрестностях.

Позади два месяца, насыщенных полетами и "приключениями". Декабрь так вообще "удался" - кроме того, что почти все рейсы выполнены по программе ввода в капитаны Стажера, закрепленного за мной, так еще и погода подкидывала вводные.

И сегодня мы снова летим со Стажером, и мне прям-таки хочется, чтобы заключительный рейс 2016 прошел ровно и гладко.

А летим не куда-то там, а в Тиват.

--==(о)==--

Давний мой читатель помнит, конечно же, что это направление является едва ли не наиболее повторяющееся в моем блоге. И я действительно очень много раз был в Тивате, начиная со своего первого полета, в 2006м году, еще в качестве второго пилота.

Так много раз был, что некоторые пассажиры уже начали узнавать меня по голосу и не смеются над моей стандартной фразой "за бортом прохладно, поэтому пожалуйста, не открывайте окна и двери".

Несмотря на то, что я бывал там десятки раз, Тиват не перестает быть одним из моих любимых направлений. Аэропорт расположен в очень живописном местечке - со всех сторон окружен горами, а взлетная полоса упирается в морскую бухту. Заход на посадку с обоими курсами отличается от банальных заходов большинства других аэропортов, и при этом дарит возможность насладиться чудесными горно-морскими видами.

Это, конечно же, когда погода хорошая.

--==(о)==--


А погода в Тивате разная. Чаще всего - да, хорошая. Неплохая, по-крайней мере. Неплохая в том смысле, что и облака достаточно высоко, и видимость больше 5км, что весьма много.

А самый частый "нюансик" при полетах в Тиват, как и в любой другой аэропорт, расположенный на берегу моря (да еще и окруженный горами) - это ветер. И, опять же, не так часто бывают дни, когда ветер заставляет изрядно вспотеть экипаж, при условии, что тот знает, что делает в самолете. Обычно дело ограничивается легкой болтанкой, да знакопеременными изменениями в скорости (самолет летит сквозь разнообразные воздушные потоки, и приборная скорость, которая показывает скоростной напор воздуха и определяется датчиками воздушного давления "гуляет", то вверх, то вниз, от одной "границы" к другой).

Но если в Тивате действительно незапогодится, то мало не покажется! Настоящая непогода бывает здесь редко, но метко.

Обычно настоящая тиватская непогода связана с грозами. Грозовая деятельность сама по себе не очень приятная для полетов, а если над аэродромом установилась тучка, даже не очень на вид злобная - лучше внутрь долины не соваться. Даже в ясный день сильный устойчивый боковой ветер благодаря рельефу местности создает условия для нескучного захода, а если вместо устойчивого ветра вокруг самолета хаотичные порывы, вызванные грозовой деятельностью, то выполнение захода в этом горном капкане становится действительно нескучным и даже небезопасным.

Почитать рассказы о полетах в условиях грозовой деятельности

Зимой грозы, конечно же, маловероятны. Облака обычно просто не успевают сформироваться в грозу. Но сама по себе кучевая облачность, как и условия ее образования (и все сопутствующие безобразия) никуда не деваются. Более того, ноябрь - февраль как раз тот период, когда даже в относительно ясном небе в районе аэродрома могут создаваться такие завихрения, которые обязательно сделают мокрой рубашку пилота, если он не привык с таким фортелям.

Особенностью, отличающей Тиват от большинства других, "стандартных", аэропортов, является то, что с обоими курсами заход выполняется не с прямой. Даже на ВПП 32, наиболее привычную для посадки, финальное снижение выполняется под углом 20 градусов, после чего на высоте около 150-200м выполняется необходимо выполнить доворот в створ ВПП со снижением. А с другим курсом посадке пилоту приходится все делать визуально - крутить "коробочку" вокруг аэродрома по заранее предписанному пути, и, выполнив крутой разворот над бухтой, попасть на ВПП 14.



Далее можно в ...тый раз написать о том, как важно иметь устойчивый и надежный навык ручного пилотирования для того, чтобы выполнять эти (если иметь навык - несложные) непривычные маневры... Но я не буду. Писано - переписано в этом блоге не раз, в том числе и в прошлых записях про полеты в Тиват, которые можно найти по следующей ссылке:

http://denokan.livejournal.com/tag/тиват
--==(о)==--

Итак, сегодня 28 декабря, мой заключительный полет в этом году. А также, наш заключительный совместный со Стажером полет - я ухожу на две с лишним недели в отпуск, после чего у меня три дня наземных занятий. Не будет же он меня ждать, остановившись на половине программы ввода?

Не будет, поэтому дальше он продолжит летать с другими инструкторами. Точнее, будет назначен новый основной инструктор, который будет его "докатывать", а между полетами слетает несколько рейсов с разными КЛС (лица командно-летного состава),

Программа ввода ныне достаточно объмная. Она поделена на варианты, которые зависят от предыдущего опыта. Мой Стажер идет по самому длинному - не менее 150 часов, не менее 50 полетов. В заключительном полете инструктор должен оценить знания/навыки/умения стажера и либо продлить программу ввода в строй, либо взять грех на душу допустить пилота к финальной проверке.

Эта половина программы была, как я уже сказал (и как можно догадаться, прочитав мои недавние рассказы о полетах), весьма насыщенной. Были у нас и уход на запасной, и сложные заходы на посадку, и уход на второй круг. Не каждому стажеру так "везет" - иногда за все 150 часов ничего особенного не встретишь, а тут все это уложилось в первую треть программы.

Каждый стажер индивидуален, поэтому главная задача инструктора - найти нужный подход к обучаемому, определить плюсы и недостатки в имеющихся знаниях/навыках/умениях и наметить индивидуальный план обучения - чтобы еще лучше развить положительные качества обучаемого и устранить недостатки.

Я сравниванию это с огранкой алмаза. Алмаз сам по себе необычный камень, но если его правильно отшлифовать, огранить, то алмаз станет бриллиантом. Инструкторская работа в этом и заключается - "гранить" пилотов, шлифовать их навыки/знания/умения.

И учиться самому.

Жизнь пилота - это сплошная учеба. Мы постоянно чему-то учимся, что-то сдаем. И даже если пилот получил все мыслимые допуски, которые существуют в его авиакомпании, ему все равно не избежать периодических подготовок и проверок. К примеру, следующие три дня я проведу в нашем учебном центре, где меня будут в очередной раз учить на периодических курсах по управлению ресурсами экипажа (CRM), подготовке в области авиационной безопасности, по аварийно-спасательному оборудованию (суша).

Есть определенный уровень, которому должен соответствовать пилот на выходе из каждого курса подготовки. Что касается моего Стажера и его программы ввода в капитаны, то он должен уметь не только уверенно пилотировать воздушное судно, но, как Капитан - уметь анализировать обстановку, правильно принимать правильные (то есть и безопасные и эффективные) решения. Для чего у него должны быть специфические знания и умения, в том числе - организовывать работу экипажа, чтобы он работал в единой команде, помогая ему анализировать обстановку и принимать решения.

Капитан отличается от второго пилота в основном тем, что именно он принимает решения. Чьей бы идеей оно не было, точку ставит капитан. И несет за свои решения груз ответственности, чей вес не в полной мере ощущается, сидя в правом кресле, кресле второго пилота.

Во всем остальном оба пилота могут быть равны. Более того, второй пилот зачастую может быть... опытнее капитана, может лучше пилотировать или знать нюасны работы той или иной системы более досконально. Хороший капитан всегда превратит это в преимущество... а плохой...

Что ж, плохой капитан будет жаловаться начальству, что "этот второй пилот слишком много умничает". И будет гнобить его при случае.


Почитать по теме:

Капитан. Как стать хорошим?

"Второй пилот - оплот CRM в экипаже". Как стать надежным помощником?


Мой Стажер к концу совместной эпопеи уже вполне сносно "рулит" в различных ситуациях, принимает грамотные решения (пусть он капитан лишь формально, я всегда соглашаюсь с его решениями, если они в Т.У.), хорошо работает с кабиной, старается не забывать про пассажиров. Параллельно с этим я шлифую его теоретическую подготовку - задаю вопросы, разъясняю, после каждого полета выписываю "домашнее задание" - что почитать и где и ставлю приемлемые сроки.

Абсолютное большинство полетов он выполнил в качестве пилотирующего, правда, в двух мне пришлось-таки взять управление на заходе на посадку, поменяться ролями. К сожалению, нет у нас возможности катать стажеров без пассажиров на борту, рамки, в которые мы, линейные пилоты, загнаны, весьма узкие. Было бы здорово в сложную погоду сделать заходик самому, а потом дать пару-тройку раз зайти обучаемому...

Но такой возможности нет.

Быть инструктором достаточно непросто. Ты зажат рамками - с одной стороны рамками ограничений и процедур, за которые вроде и можно выйти безопасно (все же рамки придуманы с зазорами на "тот самый случай"), но это будет уже отклонением, за которое обязательно спросят.  Рамки эти весьма узки, а контроль сейчас гораздо более строгий, чем, скажем, было принято еще лет 10 назад, особенно на советских самолетах.

С другой стороны, инструктор должен как-то обучать. Должен проявлять доверие, но вовремя взять ситуацию под свой контроль. Суметь уложиться в рамки. Нетревиальная задача.

--==(о)==--

При работе со Стажером я, учитывая его повышенную эмоциональность и избыточную склонность к самокритике, старался во-первых не давить слишком сильно и позволял максимум свободы в принятии решений (даже если не всегда они мне казались оптимальными), мягко, без нажима шлифовал его пробелы в теории, каких оказалось меньше, чем я ожидал.

Что касается практики, то мы договорились, что включать и отключать автопилот он будет по моей команде. То есть, я оценивал уровень нагрузки, принимая во внимание не только текущую ситуацию, но и вчерашний рейс, к примеру, и давал команду. Чаще всего это было достаточно высоко от земли, то есть на тех этапах, где рамки очень широки, и можно без "паники" тренировать нужные навыки управления самолетом из нового, левого, кресла.

К концу наших совместных полетов это дало неплохой результат, рука моего Стажера стала однозначно более твердой и уверенной, но все же, если заход выполнялся в сложной ветровой обстановке, он излишне напрягался, зажимался, и потом переживал из-за смазанного приземления, в котором мне прихоилось корректировать его действия. Так что, при наличии очевидных успехов, у алмаза оставались еще грани, шлифовку которых следовало бы продолжить.


В общем, несмотря на столь длинное вступление, сегодня у нас 28-е декабря, и мы, наконец, подъехали к стоянке, где нас ждет зеленый лайнер, еще теплый с предыдущего рейса.

Ай-ай. Наземный персонал аэропорта был жутко неаккуратен! Видимо, большой мусорный пакет порвался, и "группа захвата", не заметив этого (или специально не заметив), уехала.



Через некоторое время основной мусор убрали, но не до конца... И даже через час вороне было где порезвиться



--==(о)==--

На трапе вышла заминка - предыдущая бригада проводников еще не закончила свою работу, и толкалась в тесном проходе со снующими туда-сюда наземники. В эти минуты нет-нет, да начнешь мечтать о полетах на широкофюзеляжных лайнерах :)

Пришлось постоять перед дверью. Я оглянулся на свой экипаж, наконец-то разглядев их хорошенько:

- Ба, да у нас сегодня одни красавицы в экипаже! И брюнетки, и блондинки!..

Заулыбались.

- ...ведь не может быть, чтобы никто не грешил?

Старая шутка, уже ставшая традиционной- если в рейсе случаются какие-то накладки, надо обязательно нахмурить брови и объявить девчонкам-проводницам: "Ну и кто грешил, признавайтесь?"

Все девушки, видимо, не первый день летают, поэтому шутку приняли правильно, да я и брови не хмурил.

- Нет-нет, что вы! Никто! Мы домой побыстрее хотим!

- А я-то как хочу! Мне задерживаться нельзя, мне завтра в отпуск!


Почитать статью: "Ликбез об отпуске пилота"

А я, наконец заходя в самолет и вспоминая свой насыщенный декабрь, ворчу под нос: "Судя по всему, грешил-то как раз-таки я..."

--==(о)==--



Конечно же, у нас идет задержка. Сначала что-то где-то напутали с багажом, а потом началось то, к чему мы уже стали привыкать.

Не так давно компания, реагируя на просаживающийся рынок авиаперевозок и увеличивая конкурентоспособность, ввела весьма гибкую систему тарифов. Самый базовый тариф иногда можно купить по совсем смешным (на фоне прочего) ценам, правда, с определенными ограничениями. Например, нельзя поменять дату. Но не это главное, важно то, что данный тариф не включает в себя стоимость провоза багажа.

То есть, он позволяет провезти с собой только ручную кладь или ручной багаж (из-за этого "Ручного багажа" целый юридический диспут был, в итоге его приравняли к ручной клади.. или ручную кладь к багажу? Неважно), который опреден как сумка, чемодан или что-то подобное, габариты которых не превышают 55х40х20 см.

На всех остальных тарифах это правило ручной клади тоже действует, кроме того, можно бесплатно провезти с собой одно место багажа, весом не более 23 кг (а по самому "крутому" тарифу - не более 2х мест массой по 32кг) с суммой 3х измерений не более 203см.

Очень и очень хороший ход, скажу я вам по секрету. Загрузка самолетов после введения гибких тарифов стало какой-то дикой, особенно на тех направлениях, куда я лечу с семьей :(

Смайлик грустный потому, что мы предпочитаем летать по корпоративным тарифам, которые, конечно же, дешевле самого дешевого тарифа, но... лететь можно, только если есть свободные места. Когда вас только в семье четверо, и еще четверо служебников кроме вас пытается улететь под Новый Год - шансов практически нет.

Серьезно. Очень неплохая загрузка.

Но!

Еесли мой дорогой читатель считает, что пассажиры кинулись сдавать в багаж "ручную кладь", размер которой, кхм, не совсем совпадает с положенными 55х40х20, то сильно ошибается. Да, в аэропортах должен быть, конечно же, налажен контроль... Но он каким-то образом не всегда работает.

В итоге, при полной загрузке мы, экипаж, сталкиваемся с тем, что вся "ручная кладь" попросту не умещается в отведенных для нее отсеках салона. Какие только баулы не пытаются пронести внутрь самолета!

Часть такого "багажа" приходится перекладывать в багажные отсеки, и тут оказывается, что на эти сумки надо наклеить какие-то там бирки, которых, конечно, у наземников именно сегодня нет и надо ждать, когда же их привезут.

К слову, это не только локальная проблема, я сталкивался с этим и на рейсах европейских компаний - там давно оценили возможность не сдавать в самолет свои 55х40х20, поэтому тоже приходится распихивать "ручную кладь".

В итоге идет задержка, чему конечно же, не рады пассажиры. Они начинают во всем винить авиакомпанию в лице бортпроводников, и последним требуется дюжая выучка, чтобы продолжать оставаться милыми, но требовательными.

--==(о)==--

Мой Стажер сидит, как на иголках. Порывается в очередной раз сообщить в компанию, что "у нас все готово, а мы не летим, пошевелитесь там уже!"

Я же смотрю на ситуацию с олимпийским спокойствием... Когда-то давно, в прошлой жизни, я тоже был суетливым, жаждал действий и возможности "поделиться накипевшим" с тем, от которого ничего не зависит. Затем, с опытом, пришло и понимание...

Говорю Стажеру, что ему следует расслабиться.

- Ну и что ты ей скажешь? Там и так в курсе, что у нас багаж. Что бирки. Мы это уже сообщили. Быстрее от этого они к нам не попадут. Лучше еще раз расскажи пассажирам о причине задержки и извинись за нее.

...

- Вот тебе сейчас лететь. Взлетать. Тут, как всегда, сдвиг ветра передают. Самолет тяжелый. А ты себя распаляешь из-за каких-то там бирок! Зачем тебе этот лишний стресс? Относись к ситуации спокойно - от нас ничего не зависит, и все, что мы можем сделать - это ждать и информировать пассажиров. Готовься ко взлету, создавай рабочую атмосферу.

Стажер согласен, но я вижу, как ему сложно совладать с бурей эмоций, негодованием по поводу нерасторопных наземных служб, работа которых в итоге приводит к усложнению нашей работы, конфликтам с пассажирами. Все эти эмоции сейчас лишние. Нам скоро взлетать, мало ли что может произойти на этом ответственном этапе, и если взвинтить себя такой ерундой, как бирки, то и думать мы будем о бирках, об лентяях вокруг, о несправедливости и все такое... и к неожиданным проблемам будем готовы НЕ оптимально.

В таких ситуациях от нас, от экипажа, действительно ничего не зависит. Но если мы будем сидеть и молчать, то в салоне очень быстро накалится атмосфера, начнутся обвинения бортпроводников, а они ведь тоже люди, тоже подвержены эмоциям. В итоге, все растрепают друг другу нервы, а ведь впереди долгий полет - и мало ли что может случиться прямо сейчас, на взлете?

Я всегда информирую салон, что происходит, и что делается для того, чтобы исправить ситуацию. Это помогает снизить градус напряжения, если и не у всех, то у большей части публики. Очень важно, чтобы именно капитан работал с пассажирами - одни и те же слова, сказанные девочкой-стюардессой и капитаном имеют совершенно различный вес для публики.

Меня никто не учил этой работе с пассажирами. Я сам набивал шишки, задумывался, интересовался, менял поведение, и  в итоге находил подтверждение своим "теориям". Сейчас я пытаюсь помочь своему Стажеру сэкономить время, не искать самому лучшие варианты поведения, а взять на вооружение мои советы.

--==(о)==--


Задержка продолжается, и так как действительно совсем нечего делать, то занимаюсь авиаспоттингом.

Помните, у меня сперли портфель в Германии и вместе с ней походную фотокамеру и GoPro Hero 3? Я расщедрился и купил себе подарок в Новый Год - Sony DSC HX90V и GoPro Hero 5 Black Edition :) Мне нравится иметь компактный ультразум в кармане - это очень хороший компромисс между смартфоном и массивной зеркалкой/беззеркалкой.

Для путешествуюего авиаблоггера - самое то. Что касаемо смартфона, то будучи приверженцем Sony, я использую Sony Xperia X.

Жаль, что Sony мне не доплачивает за приверженность :)


Самолетки стоят далеко, но это не помеха.

Братский А320 заправляется перед очередным путешествием.



Три топора (В777) ВИМ Авиа в своем обычном виде.



Стоявший напротив нас 737 Нордстара повезли оттаивать






А эти сибиряки уже начали свое путешествие



Хорошего полета, коллеги!

--==(о)==--

И все же, наша задержка рано или поздно должна была закончиться. Весь багаж размещен должным образом, бирки наклеены. Дальше дело техники - буксируемся... на точку облива. Да-да, нам еще надо удалить скопление инея с крыльев, и лишь после этого мы начнем полет.

В Домодедово оооочень неспешно выполняется процедура облива, несмотря на то, что самолет одновременно обрабатывается двумя машинами. После обработка техника осторожно отъезжает, затем ответственный наземник шепчется с рамп-агентом, потом тот обходит самолет, видимо, контролируя правильноcть стекания жидкости со стабилизатора... И лишь потом подключает свою гарнитуру к внутренней связи и дает добро.

Иногда после окончания облива и "добром" проходит 5-7 минут!

Такой неторопливости я нигде больше не встречал.

--==(о)==--

Погода в Домодедово сегодня обычная. То есть, порывистый ветер и обещание сдвига ветра на предпосадочной прямой.

Вообще, с точки зрения ветровой обстановки Домодедово очень неплохой аэропорт для "тренировки". Воздух тут редко бывает "киселем", в котором самолет непоколебим, поэтому, если хочется поддерживать свой навык пилотирования - отключайся пораньше, да лови стрелочки и скорость.

Случайно зашедший сюда читатель, возможно, возопит: "Как это - пилоты тренируются с пассажирами на борту?" Да, каждый наш полет является не только производственным, но и тренировочным, согласно Программ Подготовки, утвержденных государством. Это наша работа, нас этому учат, нам платят за то, чтобы мы безопасно и регулярно вас перевозили. Для того, чтобы обеспечить и безопасность и регулярность мы должны постоянно поддерживать хорошие навыки управления самолетом на всех возможных режимах полета - от полностью ручного, до полностью автоматического.

Велик соблазн из рейса в рейс использовать автоматику, бо современные самолеты действительно умеют многое. Однако, иногда случаются такие ситуации, когда ты и рад бы автоматику использовать, но, увы, по каким-то причинам этого сделать нельзя.

А возвращать самолет на землю надо. В воздухе еще никто не смог остаться.

Вот тут и выходит на первый план твое индивидуальное мастерство, твой навык, который позволяет тебе безопасно возвращать лайнер на землю даже в таких условиях.

Но чтобы пилот мог это делать, ему надо поддерживать свой навык в более простых условиях, и делать это на регулярной основе.

Если интересно, можете почитать по теме: Сферический пилот в вакууме. О фигуре идеального пилота.

--==(о)==--



Летим.

Хорошо летим, без каких-либо вводных. Погода Тивата, принятая сразу после взлета, не напрягает. Незначительная облачность высотой около километра, слабый ветер.

Прогноз, правда, обещает, что ветер усилится и под обычный курс ВПП32 будет несколько попутным. Возможно, что нам сегодня "повезет" выполнить заход на ВПП 14.

Чтобы не тратить время зазря, после выполнения Стажером формальностей вроде традиционной информации пассажирам о полете и своего обеда, плавно перехожу к учебной части нашего полета. Моя задача - проверить, насколько он готов к полету в Тиват, к особенностям его заходов и рекомендациям по их исполнению.

В общем-то, придраться не к чему, да я и сам полгода назад тренировал его на тренажере по сценарию, который дейстовал в первом полугодии. Этот сценарий включал в себя как раз-таки полеты в Тивате, и там мы попробовали и разные заходы - "банальный" на ВПП 32, и "небанальный" на ВПП 14, посадки и взлеты с одним двигателем.

Так что, понимание у него есть.

Почитать рассказ о полете в хмурый Тиват и заход на ВПП 14

Что касается его личной практики заходов в Тивате, то ее практически нет. Мало кто из капитанов доверяет полет в Тиват вторым пилотам, даже если погода чудесная, а второй пилот - не новичок. А ведь это тот аэропорт, куда надо бы самому полетать под контролем знающего. Тренажер-тренажером, но все же Тиват выделяется на общем фоне достаточно простых российских аэропортов, более привычных нашим пилотам. Да, было бы просто здорово, если бы побольше командиров позволяли своим вторым пилотам выполнять заходы в аэропортах, подобных Тивату.

Я не вижу в этом проблем и сложностей. Ведь даже если штурвал крутит второй пилот, ты все равно остаешься капитаном, и если что-то идет не так, всегда имеешь право подсказать, скорректировать и даже взять управление на себя. А если идет совсем не так - уходи на второй круг и выполняй повторный заход.

Не получается повторный заход по каким-то причинам? Что ж, оцени ситуацию. Может и смысла нет еще раз пробовать, только нервы тратить, да пассажиров пугать. Уходи на запасной, где более простые условия для посадки и/или аэропорт лучше оборудован, нежели Тиват.

Кстати, многие компании прописывают правило "двух попыток". То есть, если со второго раза "не получилось", то третий уже не допускается, кроме как если больше нет вариантов, как садиться (например, летели с рубежа ухода и теперь запас топлива не позволяет лететь на запасной).

--==(о)==--

Перед полетом я решал сложную задачу - в какую сторону дать лететь Стажеру. Все говорило за то, что ему надо лететь из Москвы в Тиват, но был один, чисто психологический, нюанс. Если вдруг в Тивате погода "завертит", и парень по своей привычке "зажмется", и мне придется вмешаться или даже взять управление, то от этого будет меньше пользы, чем вреда. Да, я покажу "мастер-класс" по выполнению посадки в Тивате, но, зная своего Стажера, представляю, как он займется самобичеванием после.

Все у него замечательно идет, налицо очень хороший прогресс, но он склонен концентрироваться на неудачах, нежели упирать на позитив. Обычно так поступают инструкторы старой доброй школы, я же такого упора - на негативе - не делаю, но он прекрасно самостоятельно компенсирует его отсутствие. А мне, наоборот, приходится подбадривать его и стараться не давить, не подстегивать.

В общем, то, о чем я мечтал, сидя в офисе, накрыло меня в полном объеме - заниматься инструкторской работой, решать сложные педагогические задачи :)

Я, конечно же, решил, что в Тиват полетит мой Стажер, но обратно - уж извини, парень - в любом случае полечу я. Ты в отпуск не уходишь, продолжишь летать с другими, а мне хочется в заключительном полете 2016 выполнить его самому.

Тем более, что прогноз в Тивате был далеко не самым пугающим из тех, что мне довелось видеть  в предыдущих рейсах...



На этой двусмысленной ноте разрешите мне прервать сегодняшний рассказ. Ибо уже и знакомест остается немного, да и домашние дела обязывают.

Но прежде чем раскланяться, предлагаю тест на сообразительность и позитивность мышления. На фото выше бортпроводница сидит в необоычной позе, держась за шторку, отделяющуя передний вестибюль от салона бизнес-класса.

Что она делает? :)

Читать продолжение

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.
FLY SAFE NEW 250.jpg

Posts from This Journal by “тиват” Tag

  • Зубастый Тиват. Эпилог.

    Как то я уже делал запись на подобную тему. Называлась она " Темная сторона Солнца. Или об издержках профессии". К сожалению, без нее,…

  • Зубастый Тиват. Часть 4. Окончание

    Окончание истории. Предыдущая часть здесь Скорость живет своей жизнью - то затаится, выжидая момент, то резво побежит вверх, вместе с…

  • Зубастый Тиват. Часть 3

    Продолжение. Ссылка на предыдущую часть. Итак, сегодня я собираю волю в кулак и завершаю трилогию о заключительном моем полете 2016. Будем еще…

  • Зубастый Тиват. Часть 2

    Продолжение. Начало истории здесь Мы разрезаем воздух над Европой. До начала снижения около часа, и это хорошее время для того, чтобы…

  • В Тиват и обратно

    Зима потихонечку закатывает наши края. Где-то в сугробы, где-то в лед. Где-то в слякоть. В такую хмурую московскую погоду, которая выпала…

  • Скучные видео: Тиват и Домодедово

    Еще один Тиват, на этот раз в движущихся картинках. Второй пилот лишь недавно начал выполнять полеты на В737, а до этого его опыт ограничивался…

promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 177 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
mrfaris
Jan. 15th, 2017 05:28 pm (UTC)
Ваша авиакомпания вообще отличается "умом и сообразительностью"

Мало того, что продают билетов больше, чем мест в самолете, так потом в качестве компенсации на рейсе Москва-Екатеринбург предлагают воспользоваться бизнес залом в Новосибирске!!!

denokan
Jan. 15th, 2017 05:29 pm (UTC)
Все компании продают мест больше, чем есть в самолете.

Но я рекомендую писать претензии не в блог командира воздушного судна, а в авиакомпанию.
(no subject) - mrfaris - Jan. 15th, 2017 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 15th, 2017 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grig_siren - Jan. 16th, 2017 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - drugayatatiana - Jan. 15th, 2017 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grig_siren - Jan. 16th, 2017 06:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - drugayatatiana - Jan. 16th, 2017 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 16th, 2017 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - grig_siren - Jan. 16th, 2017 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dj_toeis - Jan. 22nd, 2017 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drugayatatiana - Jan. 22nd, 2017 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dj_toeis - Jan. 22nd, 2017 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drugayatatiana - Jan. 22nd, 2017 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dj_toeis - Jan. 22nd, 2017 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drugayatatiana - Jan. 23rd, 2017 04:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - dj_toeis - Jan. 23rd, 2017 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drugayatatiana - Jan. 23rd, 2017 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dj_toeis - Jan. 23rd, 2017 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Арсен Яценюк - Jan. 15th, 2017 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serpent_849 - Jan. 15th, 2017 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Арсен Яценюк - Jan. 16th, 2017 09:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drugayatatiana - Jan. 22nd, 2017 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serpent_849 - Jan. 27th, 2017 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drugayatatiana - Jan. 27th, 2017 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 27th, 2017 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drugayatatiana - Jan. 27th, 2017 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 27th, 2017 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - serpent_849 - Jan. 27th, 2017 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drugayatatiana - Jan. 28th, 2017 06:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - serpent_849 - Jan. 29th, 2017 08:05 pm (UTC) - Expand
ivan_kolobov
Jan. 15th, 2017 05:34 pm (UTC)
Отличный рассказ, спасибо большое. Будем ждать продолжения.
Про тариф, о котором Вы говорили, я знаю, как раз скорее всего этим самым тарифом я и летел в Москву. Забавно было слышать как пассажиры бегают по салону выискивая места куда бы упихнуть своё добро. С одной стороны было очень удивительно, что даже на рейсы до питера загрузка такова, что приходится как только не изварачиваться, что бы рассовать всё по местам. К критичной задержке - это конечно не привело, но было удивительно почему так. Теперь становится всё более понятно.
orastosk
Jan. 15th, 2017 05:37 pm (UTC)
Может, бортпроводница просто смотрит в тёмный салон, чтобы не беспокоить спящих пассажиров светом?
denokan
Jan. 15th, 2017 05:38 pm (UTC)
Версия хорошая, но холодно :)
duhovnik84
Jan. 15th, 2017 05:43 pm (UTC)
Освещает путь для другой бортпроводницы (та допустим с тележкой).
denokan
Jan. 15th, 2017 05:43 pm (UTC)
холодно :)
(no subject) - denisgershman - Jan. 15th, 2017 09:21 pm (UTC) - Expand
egh0st
Jan. 15th, 2017 05:46 pm (UTC)
Нетревиальная задача.

действительно нетривиально :)
woland72rus
Jan. 15th, 2017 05:53 pm (UTC)
Играет с ребёнком? :)
syndicate_rus
Jan. 16th, 2017 12:24 pm (UTC)
Тоже так подумал)
egh0st
Jan. 15th, 2017 05:58 pm (UTC)

Не так давно компания, реагируя на просаживающийся рынок авиаперевозок и увеличивая конкурентоспособность, ввела весьма гибкую систему тарифов. Самый базовый тариф иногда можно купить по совсем смешным (на фоне прочего) ценам, правда, с определенными ограничениями. Например, нельзя поменять дату. Но не это главное, важно то, что данный тариф не включает в себя стоимость провоза багажа.


ого, не прошло и 10+ лет как в РФ кто-то догадался прогуглить "раёнайр" или вообще "лоукостер". Такой тариф на евролоукостерах -- боян почти 20 летней выдержки.
На самом деле тарифы без багажа -- офигенное полезное дело, я почти всегда без багажа и летаю, за исключением когда люди просят что-то привезти. Для обычного человека рюкзака cabinmax хватает, да и ценные вещи сдавать дураков нет.


В итоге, при полной загрузке мы, экипаж, сталкиваемся с тем, что вся "ручная кладь" попросту не умещается в отведенных для нее отсеках салона. Какие только баулы не пытаются пронести внутрь самолета!

Теперь вашему манагементу остаётся прогуглить за стальной ящик стоящий на контроле любого европейского бюджетника. Хоть раён, хоть изик, хоть виззайр. Не забил свой баул в слот -- или разворачивайся нахрен, или плати 50 евро (примерно) на месте.


Часть такого "багажа" приходится перекладывать в багажные отсеки, и тут оказывается, что на эти сумки надо наклеить какие-то там бирки, которых, конечно, у наземников именно сегодня нет и надо ждать, когда же их привезут.

Абсолютно разумеется. Более того если уж ваш манагемент совсем уж загуглится в гугле, то может обнаружить что на контроле контролёры ЩЩИТАЮТ большие сумки. Мелкие рюкзаки гарабитов "забить под кресло" не учитывают. Если сумок становится слишком много -- вот тогда все следующие в очереди тут же на контроле сдают свои баулы в багаж (бесплатно). Ессно на каждый из них наклеивается бирка, это разумеется, их же забрать надо будет в пункте прилёта. Отсуствие бирок на контроле -- дичайший фейл, в гейропах ни разу не видел подобного.

Ольса виззар давно решил проблему больших сумок в салоне. Там мелкие сумки бесплатно (которые идут под кресло) большие (до 55х45х25, что кстати и есть архиверный габарит, 55x40x20 уже нищебродский вариант) с оплатой. Дешевле багажа но платить надо. 8 евро в одну сторону что ли.

denokan
Jan. 15th, 2017 06:01 pm (UTC)
Такие "стальные ящики" давно стоят. Равно как и все правила проведения регистрации везде одинаковые.

В Европах у меня только ОДИН раз засунули чемодан в "измеритель". Он не вошел. Они решили меня не пускать с таким багажом. Я вытащил сложенную куртку, держал ее в руках, опустил чемодан - вошло. Этот фокус удовлетворил. Далее я положил куртку в сумку и пошел.

PS Не надо такого тона в моем блоге, пожалуйста.
(no subject) - egh0st - Jan. 15th, 2017 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egh0st - Jan. 15th, 2017 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egh0st - Jan. 15th, 2017 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vkorehovisback - Jan. 16th, 2017 01:37 pm (UTC) - Expand
pope_town
Jan. 15th, 2017 06:04 pm (UTC)
По опыту знаю, что под кресло впередисидящего пассажира в A320 можно затолкать приличного объёма рюкзак, более того, в питерской части Аэрофлота это разрешают. Размеры, естественно, не снимала :)) Этот номер в В737 не проходит?
denokan
Jan. 15th, 2017 06:06 pm (UTC)
Кресла от типа ВС не всегда зависят. На мой взгляд, разница незаметна.
(no subject) - pope_town - Jan. 15th, 2017 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pope_town - Jan. 15th, 2017 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egh0st - Jan. 15th, 2017 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egh0st - Jan. 15th, 2017 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eednew - Jan. 16th, 2017 08:46 am (UTC) - Expand
alexeyrakin
Jan. 15th, 2017 06:05 pm (UTC)
...пытается развеселить плачущего малыша...
Valery Vasiliev
Jan. 15th, 2017 06:10 pm (UTC)
Превосходно написано....Изобретателя безбагажных тарифов нарядить в толстый тулуп, повесить на него сумку с ноутбуком и в числе последних посадить на самолет с полной загрузкой, пусть, сцуко, сидит в обнимку с тулупом и сумкой весь полет, ибо положить все это будет некуда. "безбагажные" пассажиры своими баулами заняли все, что можно....
Я теперь уснуть не смогу, пока не узнаю, что делает эта стюардесса...
egh0st
Jan. 15th, 2017 06:11 pm (UTC)
платите приоритет и заходите первым. Проблемы? <3
(no subject) - Valery Vasiliev - Jan. 15th, 2017 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egh0st - Jan. 15th, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Valery Vasiliev - Jan. 15th, 2017 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jingle_belle - Jan. 15th, 2017 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Valery Vasiliev - Jan. 15th, 2017 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 15th, 2017 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egh0st - Jan. 15th, 2017 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 15th, 2017 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egh0st - Jan. 15th, 2017 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egh0st - Jan. 15th, 2017 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egh0st - Jan. 15th, 2017 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tarkon - Jan. 15th, 2017 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 08:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iime - Jan. 15th, 2017 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stratoclimber - Jan. 15th, 2017 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ys3d - Jan. 15th, 2017 09:29 pm (UTC) - Expand
. - Nikita Drovnyashin - Jan. 15th, 2017 06:27 pm (UTC) - Expand
Re: . - Valery Vasiliev - Jan. 15th, 2017 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - finnish__duck - Jan. 15th, 2017 06:46 pm (UTC) - Expand
sv_mol
Jan. 15th, 2017 06:16 pm (UTC)
если именно "держась за шторку", а не смотря за шторку, то слишком долго занят туалет, ждет когда освободится.
или может спец упражнение делает от коликов в животе )
igorgalkin
Jan. 15th, 2017 06:19 pm (UTC)

Стюардесса на шухере, пока вторая что-то мутит слева в кадре))

У меня вопрос у Вас было хоть раз, чтобы трап не подали из-за того что он замёрз?

31 декабря рейс из спб пассажиры просидели в самолёте час, капитан сказал, что аэропорт не подаёт трап.

7 января пассажиры этой же авиакомпании рейса из Омска просидели два часа в самолёте. Капитан сказал, что трапы замёрзли.

Аэропорт в обоих случаях Домодедово.

denokan
Jan. 15th, 2017 06:39 pm (UTC)
Я не помню причин, но бывало, что трап не был исправен.
Замерзшая дверь - sirsandr - Jan. 16th, 2017 06:55 am (UTC) - Expand
Re: Замерзшая дверь - denokan - Jan. 16th, 2017 07:10 am (UTC) - Expand
abzaz_423
Jan. 15th, 2017 06:32 pm (UTC)
Под крылом самолета о чем то поет сорвавшийся вниз пассажир.
Так что там по катастрофе ту 154? Все же убрали закрылки вместо шасси, есть ли новая информация?
denokan
Jan. 15th, 2017 06:42 pm (UTC)
Я не веду расследование. Обратитесь в Министерство обороны.
(no subject) - abzaz_423 - Jan. 15th, 2017 06:44 pm (UTC) - Expand
ochikileva
Jan. 15th, 2017 06:45 pm (UTC)
Играет в прятки с малышом? )))
denokan
Jan. 15th, 2017 06:47 pm (UTC)
Самый точный ответ! Бинго!
shiga_2305
Jan. 15th, 2017 06:46 pm (UTC)
Может стюардесса закрепляет штору перед посадкой? Смущает, почему так низко. Или отвязывает?
(Deleted comment)
denokan
Jan. 15th, 2017 06:59 pm (UTC)
27го был.
(no subject) - dyasya - Jan. 15th, 2017 07:00 pm (UTC) - Expand
bar_suk
Jan. 15th, 2017 07:20 pm (UTC)
Вам респект за то что информируете паксов, да еще по своей инициативе
Arkadiy Voloshin
Jan. 15th, 2017 07:36 pm (UTC)
Tivat
Денис, спасибо за прекрасный рассказ! Читать - одно удовольствие.
Мы оч часто летаем в Тиват, чаще Montenegro Airlines, крайний раз вот часов 6 назад прилетели оттуда. Пару раз садились на 140, впечатляет даже не авиатора ))
А эта зима совсем аномальная в Черногории, снег выпадал на побережье, замерзло Скадарское озеро и т.д.
Так вот, местные говорят, что уже в этом году раза 4 борты не могли сесть в Тивате, улетали в Подгорицу.
Так что Тиват - не для троечников! )))
Удачи Вам!
Vinny P.
Jan. 15th, 2017 09:45 pm (UTC)
В Геленджике при норд-осте садиться не приходилось?
denokan
Jan. 16th, 2017 03:45 am (UTC)
Нет. Я не летал туда.
a_babich
Jan. 15th, 2017 10:06 pm (UTC)
перегрев бывает? каким образом? или стекло с подогрево
00:00, 16 января 2017
В аэропорту Домодедово экстренно приземлился самолет с поврежденным лобовым стеклом

Перед посадкой экипаж сообщил об угрозе возгорания, рассказал источник агентства «Интерфакс»
в экстренных службах. Он добавил, что пилотам удалось справиться с нештатной ситуацией своими силами.

По данным агентства ТАСС, это был самолет А321 авиакомпании Lufthansa. Лайнер летел в Москву из Франкфурта-на-Майне. После сообщения о неполадках на борту, оперативные службы аэропорта начали подготовку к аварийной посадке. Она прошла благополучно. Борт приземлился в 22-30 в воскресенье. Пострадавших нет. Аэропорт работает в штатном режиме.

О том, что могло стать причиной повреждения, пока ничего не известно. Источник агентства РИА «Новости» в экстренных службах лишь уточняет, что инцидент произошёл в результате перегрева лобового стекла.
dvv
Jan. 15th, 2017 10:14 pm (UTC)
Своими силами не справились бы — им ремонтную команду в воздух подогнали бы. Делов-то.
Евгений Тулупов
Jan. 15th, 2017 10:56 pm (UTC)
Велик соблазн из рейса в рейс использовать автоматику, бо современные самолеты действительно умеют многое.

бо = ибо?
denokan
Jan. 16th, 2017 03:35 am (UTC)
Да, старинное русское слово
(no subject) - dvv - Jan. 17th, 2017 12:27 am (UTC) - Expand
Sasha Shab
Jan. 16th, 2017 07:03 am (UTC)
фоточек бы чутка поболее, с высоты в частности...
спасибо
спокойного вам грядущего отдыха и смышленых стажеров после него...
denokan
Jan. 16th, 2017 07:07 am (UTC)
Саша, у меня этих "фоточек с высоты" - чрезмерное количество в прошлых записях :)

Спасибо за пожелание!
(no subject) - Sasha Shab - Jan. 16th, 2017 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 16th, 2017 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - Sasha Shab - Jan. 16th, 2017 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - slonolet - Jan. 17th, 2017 10:19 pm (UTC) - Expand
carmoran
Jan. 16th, 2017 08:00 am (UTC)
Неужели такому количество пассажиров с ручной кладью понадобилось лететь в Тиват 28 декабря?! Не думал, что это такое популярное направление...
denokan
Jan. 16th, 2017 08:16 am (UTC)
Это очень популярное направление среди россиян. Многие там имеют недвижимость.
(no subject) - carmoran - Jan. 16th, 2017 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - jorcai - Jan. 16th, 2017 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Arkadiy Voloshin - Jan. 16th, 2017 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carmoran - Jan. 17th, 2017 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - jorcai - Jan. 17th, 2017 10:36 am (UTC) - Expand
Moje Imja
Jan. 16th, 2017 09:25 am (UTC)
Я просто оставлю это здесь как в подходящем месте для авиации:



Edited at 2017-01-16 09:33 am (UTC)
vkorehovisback
Jan. 16th, 2017 01:46 pm (UTC)
это типа джампа с wind-suit?
(no subject) - Moje Imja - Jan. 16th, 2017 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vkorehovisback - Jan. 16th, 2017 10:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Yakov Shapovalov - Jan. 17th, 2017 01:15 pm (UTC) - Expand
sergey_mih_s
Jan. 16th, 2017 09:48 am (UTC)
загадка
в бортпроводнице подошел ребенок, и она, присев, беседует с ним?
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 177 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel