?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Поспешай, не торопясь

В авиации, да и не только в ней, а в повседневной жизни, очень важно - уметь делать действия своевременно, и не торопливо. И при это не на уровне подсознания, а с понимаем того, что ты делаешь. Именно вовремя, именно правильно.

Я как то уже начинал писать на эту тему, и обязательно буду возвращаться к ней не раз, да и вообще думаю написать материал отдельный или добавить соответствующую главу в "Рекомендации по действиям в аварийных и нештатных ситуациях"

Но сегодня на пальцах.

Очень часто у молодых (и не очень) пилотов качество работы ассоциируется с ее скоростью. Мол, чем быстрее я все сделал, тем я больше молодец. Некоторые капитаны (и даже инструкторы!) поощряют быстроту работы ("чего ты копошишься, из-за тебя опоздаем сейчас... ай, давай я сам сделаю... упс") и даже сами этим грешат.

Уверен, все без исключения чувствовали на себе этот эффект давления времени - когда тебе хочется сделать все быстро, а твой коллега чего-то "тупит". А ситуация все сгущается и накаляется, и надо делать быстро. Например - FMC перепрограммировать на уход на запасной, а твой коллега забыл, с чего надо начать.

Чаще всего... Нет. В подавляющем числе случаев времени достаточно, чтобы никуда не торопиться. Но и рассусоливать не надо.

Однажды умный пилот сказал, а Марк Галлай за ним записал, что "работать быстро... значит, делать медленные движения без перерывов между ними". Мне так эти слова запали в душу в детстве, в котором я запоем читал великолепные книги Марка Лазаревича, что до сих пор использую это правило в своей работе. У меня у самого есть склонности "разгоняться", я знаю это, поэтому борюсь с "разгоном", используя этот совет.

И другие, которые напрашиваются:

1. Не суетись. Не делай беспорядочных и хаотичных движений руками в кабине, когда выполняешь процедуры. Все они подчинены логике и системе, и выполняются в определенном порядке. В таком же порядке их выполняешь и ты. Изо дня в день.

2. Мы не на спринте. Выполняя действие или последовательность дествий - ведешь рукой по кабине, касаешься выключателя, переключателя, рычага - и ОЦЕНИВАЕШЬ, надо ли тебе его двигать? Тот ли это рычаг, выключатель и переключатель, которые тебе нужен?

Потом делаешь действие.

3. Вынесу отдельным пунктом - ВСЕГДА оцениваешь и еще раз прикидываешь, тот ли это орган управления, который тебе нужен и все ли условия соблюдены, прежде чем выполнить какое-либо действие.

Примеров поспешных действий - миллион и маленькая тележка. Даже больше. Не все они закончились катастрофами и даже инцидентами, большинство из них исправлено сразу же, став уроком и назиданием торопыгам.

Но некоторые могут закончиться печально.

Например, на лайнерах прошлых поколений было несколько случаев уборки шасси на взлете. Один что-то там буркнул или сделал непонятный жест, другой (нацеленный на следующее действие - уборку шасси!) расценил это как намек и убрал шасси. Самолет, не имеющий защиты от преждевременной уборки колес, радостно бросается на брюхо и крошит винты.

Неправильный ввод данных в FMC тоже стал причиной нескольких невеселых ситуаций. То есть, каас

Очень часто происходят случаи выпуска шасси или механизации на скоростях, превышающих ограничение. Обычно это является следствием давления ситуации - пилоты "догоняют" профиль, торопятся, источают азарт "давай-давай", и либо один командует на выпуск, а другой, не проверив скорость, эту команду выполняет, либо, сначала выпускают, а потом, нацелившись на "гонку", догоняют и глиссаду и ограничение по скорости.

Сценариев много. И во всех случаях проблем и грустного вида перед начальством можно было бы избежать, просто выполнив три правла, написанные выше.

Я иногда шучу, что пилот В737 только тогда может считать себя состоявшимся, если он:

1. Выключил HYD SYSTEM B вместо ENGINE ANTI ICE (переключатели расположены на соседних рядах)

2. Нажал TOGA вместо отключения автомата тяги (кнопки находятся на РУДах близко, хотя они и по-разному расположены, но иногда люди путают действия "на автомате" - наше свойство человеческое)

А если он еще и махнул рычаг шасси ниже нейтрального положения, еще раз выпустив шасси, а потом тут же (машинально и на автомате) поставил его на уборку - то это просто мегасостоявшийся пилот.

Обычно в последнем случае экипаж привозит превышение по скорости уборки шасси.

Почему состоявшийся? Потому что теперь, имея три больших шишки, он, наконец, начинает понимать важность соблюдения трех вышенаписанных правил.

--==(о)==--


Самая большая беда - работать "на автомате". И будь ты трижды опытным, если ты делаешь действие неосознанно, без контроля со стороны мозга, машинально - ты можешь наломать дров.

Даже на 737, на котором рычаги уборки шасси и закрылков расположены на прилично удалении друг от друга, и для операций с котороми требуется не одинаковые физические действия, пилоты убирали закрылки вместо шасси.



На Ту-154, на котором рычаги рядом, и для операций с которыми требуется примерно одно и то же действие - протянуть руку, потянуть рычаг и переместить вверх - таких случаев очень много.



Лично знаком с двумя пилотами, которые, будучи молодыми, это делали. Благо, этот "косяк" эргономики известен давно, за молодыми присматривают тщательнее, чем за опытными - штурманы махом отсекали это действие и совали закрылки обратно, попутно огревая НЛ-10 стриженые затылки новичков.

Если же проворонить этот момент, то проблем можно огрести очень много - ведь шасси убираются сразу после взлета, когда самолет еще не набрал значительную скорость, на которой последствия резкого падения подъемной силы можно компенсировать достаточно безопасно.

При уборке закрылков на недостаточной скорости самолет стремится к земле, и если это стремление пытаться парировать взятием штурвала "на себя", можно выйти на критические углы атаки. И свалиться в непосредственной близости твердой земной поверхности.

Если самолет еще и тяжелый, то есть, масса близка к предельным, то все это в совокупности очень и очень критично.

НЕ ТОРОПИТЕСЬ!

Прежде, чем что-то выполнить - подумайте, оцените. Даже если Вам кажется, что времени мало.

Времени - много!


Летайте безопасно!

FLY SAFE NEW 250.jpg


Posts from This Journal by “методические материалы” Tag

promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

esax
Dec. 27th, 2016 06:25 am (UTC)
Денис, это вы комментируете текущий случай или просто? А то сейчас народ начнет выводы делать...
denokan
Dec. 27th, 2016 06:32 am (UTC)
Это я на пальцах объясняю, как правильно работать на опасном производстве.
general_drozd
Dec. 27th, 2016 06:52 pm (UTC)
Во! Я не производство, но когда вместо 3 класса защиты от поражения, на руках полноценные 0,4 то оно очень и очень похоже.
Ирина Василькова
Dec. 27th, 2016 09:29 pm (UTC)
Денис, а возможна ли ошибка диспетчера и попытка ухода от столкновения с приземляющимся бортом?
dvv
Dec. 27th, 2016 10:02 pm (UTC)
Это были лучи смерти от НЛО.
denokan
Dec. 28th, 2016 03:09 am (UTC)
Нет
realsomeone
Dec. 27th, 2016 11:31 am (UTC)
Аналогии просматриваются, но благо и до этого полезного обучающего материала было достаточно. Совпадение? Решать МАКу)
vostokin
Dec. 27th, 2016 12:23 pm (UTC)

Мак не участвует.

realsomeone
Dec. 27th, 2016 01:02 pm (UTC)
Ну где-то же заключение комиссии опубликуют в общий доступ?
vostokin
Dec. 27th, 2016 02:41 pm (UTC)
Не обязаны
dvv
Dec. 27th, 2016 05:33 pm (UTC)
Рупь ставлю — утечка будет. Тогда и опубликуем. Типа как с катастрофой Ил-76 в Махачкале.
summer_kgs
Dec. 28th, 2016 07:11 am (UTC)
Понятно, что автор опасается за свою работу и поэтому пишет нейтральный пост на тему "как это всё могло быть теоретически", без указания наиболее вероятного.

Тем временем, информация про расшифровку переговоров - сознательный вброс пропаганды.

Программа "Время" вчера - сюжет про самописец:
http://www.1tv.ru/news/issue/2016-12-27/21:00#3

Специалист министерства обороны говорит, что на подготовку плёнки потребуется более суток.
И нет никаких оснований ему не верить в данном конкретном случае.

"А про теракт никто не скажет. Потому что все генералы в МО России слетят со своих постов, это просто скандал на всю страну, что пропустили такое. Соответственно, это говорит о слабом контроле. Никому это не надо. Все цепляются уже за хоть какие-то факты, чтобы опровергнуть версию теракта."
https://vk.com/wall-28464698_582821
denokan
Dec. 28th, 2016 07:13 am (UTC)
не слушайте "специалистов минобороны".

Расшифровать относительно целый звуковой самописец - это дело плевое.
summer_kgs
Dec. 28th, 2016 09:30 am (UTC)
Вы сами верите в то, что написали?
Или это в духе политкорректности, чтобы не было проблем?
Я верю здравому смыслу: плёнка мокрая, была в солёной воде.
Ящик достали вчера.
Чтобы за несколько часов решились её считать, да ещё выложили в сеть - невероятно.
denokan
Dec. 28th, 2016 09:40 am (UTC)
Re: Вы сами верите в то, что написали?
:)

Ничего, что даже древние и примитивные "черные ящики" - герметичны?

А современным твердотельным вообще вода неинтересна.
(Deleted comment)
denokan
Dec. 28th, 2016 12:23 pm (UTC)
Re: Вы сами верите в то, что написали?
Вы не поверите. Но прогресс ушел от того, что было на заре 20-го века.

Причем, очень давно.

Удивляет Ваше удивление.
protopych
Dec. 28th, 2016 12:27 pm (UTC)
Re: Вы сами верите в то, что написали?
Знаете - вы очень возмущаетесь людьми, которые по поводу вашего знания полетов тут болтают незная.
Зачем вы рассказываете производителю твердотельных накопительных приборов чего они бояться?
:)
Мне просто жалко уже вас. Ну нельзя так унижаться.
denokan
Dec. 28th, 2016 12:30 pm (UTC)
Re: Вы сами верите в то, что написали?
Знаете, Вы, похоже, не очень хорошо разбираетесь в бортповых самописцах самолетов.

Хотя допускаю, что в твердотельных накопителях - да.

Но так как Вы налицо еще и хамло, то нам остается лишь попрощаться.
denokan
Dec. 28th, 2016 12:51 pm (UTC)
Re: Вы сами верите в то, что написали?
https://youtu.be/hmPSrdzpOUE

Для тех, кто в твердом теле.
(Deleted comment)
denokan
Dec. 28th, 2016 07:14 am (UTC)
И да, хочу напомниить, что для поклонников идей конспирологии существует другой блог. Не мой. Мой - для людей разумных
summer_kgs
Dec. 28th, 2016 09:32 am (UTC)
Это понятно.
Собственно, комментарий был риторическим.
Но вот насчёт "разумности" вы меня пугаете.
Потому как вроде вы есть разумный человек, ни сим комментарием ставите сей факт под сомнение.
denokan
Dec. 28th, 2016 09:38 am (UTC)
Re: Это понятно.
Да?

То есть Вы в своем предыдущем комментарии не намекали на то, что все врут?

Цитирую:

---
Понятно, что автор опасается за свою работу и поэтому пишет нейтральный пост на тему "как это всё могло быть теоретически", без указания наиболее вероятного.

Тем временем, информация про расшифровку переговоров - сознательный вброс пропаганды.

Программа "Время" вчера - сюжет про самописец:
http://www.1tv.ru/news/issue/2016-12-27/21:00#3

Специалист министерства обороны говорит, что на подготовку плёнки потребуется более суток.
И нет никаких оснований ему не верить в данном конкретном случае.

"А про теракт никто не скажет. Потому что все генералы в МО России слетят со своих постов, это просто скандал на всю страну, что пропустили такое. Соответственно, это говорит о слабом контроле. Никому это не надо. Все цепляются уже за хоть какие-то факты, чтобы опровергнуть версию теракта."
https://vk.com/wall-28464698_582821
---

Или же все врут, а неразумный denokan не может этого понять?:)
arist0n0m
Dec. 28th, 2016 09:59 am (UTC)
Re: Это понятно.
Закрылки говорите?, О проблеме с закрылками туполя знают не только летчики, это уже притча во языцах, проблема системная:

http://arist0n0m.livejournal.com/1657.html
protopych
Dec. 28th, 2016 11:23 am (UTC)
Это потому, что так надо, ведь для того, чтобы в версию о вине пилотов поверили обыватели, надо начать с помощью так называемых профи рассказывать о том, что эти профи думают правильную версию.

В 1991 году, в аэропорту Ростова к одному "гуманитарному" рейсу в абхазию не пускали подойти.
Борт взлетал медленно и натужно, был явно перегружен так как перед закрытием было видно что груз полностью забил самолет.
В зону конфликта не летают без груза оружия.
Увы.

Так что все ошибки спишут на пилотов, и правды никто никогда не напишет.

Profile

denokan
denokan

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel