?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Читатель, не первый день посещающий страницы этого журнала, наверное, уже заметил, как часто я обращаюсь к проблеме автоматизации полета. Сегодня я хочу отдельно поговорить об этой теме, чтобы в следующий раз на эту запись отсылать вопрошающих.

Итак, поговорим об автоматизации процесса управления самолетом, о проблемах, о причинах. Поговорим об идеальном пилоте сферической фигуры.

--==(о)==--

Предыстория

Когда-то один из моих коллег обратил мое внимание на блог американского пилота, flightlevel390. Мне очень понравился стиль изложения этого "старого пилота с головой, покрытой сединами" (как он характеризовал сам себя), и, признаюсь честно, именно его рассказы о своих полетах дали мне направление, которое в итоге стало определяющим в моем блоге - писать о полетах не с просто от лица восторженного романтика, а описывать процессы изнутри, раскрывая те или иные нюансы, проблемы и хорошо зарекомендовавшую практику. И немного от восторженного романтика :)

Помню, я аплодировал его записи "AUTOMATION", в которой он описывал свое видение проблемы чрезмерного увлечения высокими уровнями автоматизации. Отмечу, что в тот год индустрия еще только шла по направлению к признанию этой проблемы на высоком уровне, и как раз тогда в моей голове постепенно упорядочились мысли в эту самую тему, и его статья мне помогла в том, что я увидел соратника, пусть виртуального, пусть находящегося за тысячи километров и летающего не на Боинге, а на Эрбасе.

Примерно в то же самое время мне попалась статья, опубликованная в журнале Aero Safety "Trust but Verify" (лето 2010). Я настолько был ей впечатлен, что не поленился перевести на русский язык.

И, в общем, пошло-поехало.

Сначала я взялся писать статью в виде записи в блоге, но быстро понял, что букв не хватит и решил изложить ее в виде методического пособия.

Скачать материал "Сферический пилот в вакууме. О фигуре идеального пилота". Версия 1.02. Спасибо за правки в комментариях!



В процессе написания, когда материал был готов на 75% компьютер глюкнул... и я выяснил, что в течении нескольких часов не нажимал CTRL+S. Очень расстроился, но потом остыл, включил голову и нашел в папке автосохранения нужный файл.

Как всегда - надеюсь на конструктивную критику.

Читайте, критикуйте, предлагайте!

А я пошел отдыхать.

Если материалы блога Вам пригодились, и у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:




FLYSAFE

Posts from This Journal by “методические материалы” Tag

promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 81 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
Вика Школьникова
May. 23rd, 2016 05:52 pm (UTC)
а что изменится от реплик простых обывателей?:))
surger
May. 23rd, 2016 06:37 pm (UTC)

Огромная работа!

glidingeagle
May. 23rd, 2016 07:14 pm (UTC)
техническая ошибка
техническая ошибка в описании способов "догона" профиля снижения, второй способ V/S, у вас два раза повторяется LVL CHG.
jjolyk
May. 24th, 2016 07:45 am (UTC)
Re: техническая ошибка. Подтверждаю.
Подтверждаю. Строчка для поиска:

Если нажмет LVL CHG, то самолет будет снижаться с вертикальной скоростью, которую
пилот установит на МСР
Re: техническая ошибка - denokan - May. 24th, 2016 09:32 am (UTC) - Expand
jozhickkk
May. 23rd, 2016 07:24 pm (UTC)
я понимаю, пилотам платят гроши, да и вообще денег лишних не бывает. Но!
Клянчить по 100 рублей "на чашечку кофе" не стыдно? Честно.

302056867
taki_net
May. 23rd, 2016 07:53 pm (UTC)
Да, сударь, вместо Денокана Вы ведь напишете все эти брошюры за бесплатно, правда же?
(no subject) - jozhickkk - May. 23rd, 2016 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - May. 23rd, 2016 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jozhickkk - May. 23rd, 2016 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - msmirnov - May. 24th, 2016 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - man_blr - May. 24th, 2016 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - May. 24th, 2016 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - May. 24th, 2016 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - May. 24th, 2016 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aabbccdd1122 - May. 23rd, 2016 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 23rd, 2016 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - man_blr - May. 24th, 2016 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - May. 24th, 2016 05:23 pm (UTC) - Expand
optimist_80_l
May. 23rd, 2016 07:30 pm (UTC)
S7-ом решился летать только благодоря автору блога... Так что пусть его начальство поднимет ему зарплату. Об исполнении сообшить пожалуйста....
empennage
May. 23rd, 2016 11:07 pm (UTC)
Извините, а как произносится "S7-ом"? Просто жутко любопытно. Я как не пробовал - не получается, или язык не гнётся так или его судорогой сводит. Спасибо! :)
(no subject) - denokan - May. 23rd, 2016 11:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - empennage - May. 23rd, 2016 11:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antontretiakov - May. 24th, 2016 01:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - af1461 - May. 24th, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
mmishka
May. 23rd, 2016 08:12 pm (UTC)
А если подойти чисто казуистически?
Датчики перегрузки при посадке наверняка не внесены в единый реестр средств измерения и не прошли поверку. Значит юридически все их показания - ничтожны. И наказывать никого нельзя на их основании по 102-ФЗ.
Аргумент?
denokan
May. 23rd, 2016 09:37 pm (UTC)
Re: А если подойти чисто казуистически?
Для динозавров не аргумент даже письмо от Боинга.
Евгений Классен
May. 23rd, 2016 08:46 pm (UTC)
К счастью, в нашей компании разрешено отключать директора и автомат тяги на аэродромах категории А, днём или в сумерках, для поддержания навыков. Хотя очень немногие этим пользуются. Некоторые КВС начинают откровенно ныть: "Да зачем тебе это надо и т. д...", когда сообщаешь ему о намерении зайти на руках. По моим наблюдениям - те из них, кто сам не очень уверен в своих силах. А автолэнд у нас можно выполнять только если система обеспечивает КАТ2/3, а таких мест немного. :)
denokan
May. 24th, 2016 09:34 am (UTC)
В нашей компании благодаря неимоверный усилиям Denokan и Co тоже разрешено. Но пользуются немногие, а остальные точно также ноют.
aabbccdd1122
May. 23rd, 2016 09:01 pm (UTC)
Ну что я могу сказать - Денис Сергеевич, Вы исчерпывающе отвтили на мой вопрос по SOP в данном документе. Разбираться больше не в чем, все понятно теперь, зачем и почему. Только вот сразу хочу внести ясность - я ни разу не пилот, Вы, наверное, лучше обо мне подумали, раз "дискуссию" упомянули в документе для тру-пайлотов и инструкторов. А раз я ни разу не пилот, то вякать по содержанию документа я особо не буду (ну если только тру-пайлоты не особо будут обсуждать, робко выскажу свои наблюдения). Скажу только одну мысль - красной нитью в документе проходит мысль "контролировать автоматику и не особо ей доверять", она, конечно правильная, но вот Вам печальный пример - Малайзия, демо-полет и летчик-испытатель безусловно все умеющий и опыта которому не занимать, при срабатывании Terrain Ahead просто отключает EGPWS (или как там она у Сухого называется). Вот Вам и недоверие автоматике. Далее - Вы приводите примеры ситуаций, когда целый КВС "лажит" на тренажере - и тут же предлагаете практиковаться "на руках и без директоров" в коммерческом полете. Что бы тот "синусоиду" на заходе с отклонениями по выстоте плюс-минус 500 футов уже с пассажирами исполнил? Так что "диды" про "иди на тренажер" не так-то и не правы. И еще позволю себе мысль о прочитанном высказать - вот как учат в летных училищах, допустим на Ан-2: вдалбливают правильное распределение внимания по приборам, правильно? Раз-два-три, раз-два-три скорость, курс, высота (это у Вас написано). А есть у мистера Боинга глава о распределение внимания по чтению PFD и ND, типа FMA, директор, скорость, вертикалка - ND? Если нет - так откуда пайлот такой навык получит? Наверное поэтому у приведенного в тексте К синусоида получилась - он в компьютерную игру играл "попади в центр директора штурвалом", небось вырубили бы FD, да еще бы будильники на экраны бы вывели - посадка у него затруднений бы не вызвала. Получается, что такие навыки надо сразу контролировать у вновь набранных пилотов, а если таких навыков нет - значит прививать по внутрифирменной методичке. Тут, кстати, level-d тренажер не обязателен, iFly или PMDG сойдет вполне.
Пы-Сы: Вам давно пора в высокое министерское кресло, с которого можно ФАП-ы и прочее в современный вид приводить. Для безопасности полетов в РФ. Я знаю, что не хочется, но надо. Как только Вас туда позовут, я сразу признаю, что курс партии верен )))

Edited at 2016-05-23 09:03 pm (UTC)
denokan
May. 23rd, 2016 09:36 pm (UTC)
Пример с Малайзией совершенно не имеет отношения к этому вопросу доверия/недоверия.

Во втором случан, про синусоиду, Вы путаете поичину со следствием. А правильно было бы спросить - каким образом такой КВС являлся КВС и почему он продолжил летать, хотя необходимо было дать ему тмного часов тренировок.
(no subject) - aabbccdd1122 - May. 23rd, 2016 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 23rd, 2016 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - May. 23rd, 2016 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - May. 23rd, 2016 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aabbccdd1122 - May. 23rd, 2016 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Nika Knyazeva - May. 24th, 2016 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aabbccdd1122 - May. 24th, 2016 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Nika Knyazeva - May. 24th, 2016 11:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aabbccdd1122 - May. 25th, 2016 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - Nika Knyazeva - May. 25th, 2016 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - aabbccdd1122 - May. 25th, 2016 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 27th, 2016 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Nika Knyazeva - May. 24th, 2016 11:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - May. 24th, 2016 11:38 pm (UTC) - Expand
dtimokhov
May. 23rd, 2016 09:11 pm (UTC)
1. Из замеченного
<<И автопилот отключается.
Что делает КВС
(пилотирующий пилот?) >>
Вопрос надо поставить снаружи. А то сами себе вопрос как бы задаете. А в скобках - это пояснение.
Ну и дальше я бы начал новое предложение.

2. Еще
<<Если пилоты зашуган расшифровкой, и изо дня в день слышат требования использовать
автопилот, >>
а. ЗашуганЫ.
б. Я бы запятую убрал - т.к. два глагола (зашуганы и слышат) относятся оба к пилотам. Хотя есть право на авторскую запятую, конечно.

3. Мнение о материале.

а. Вспоминаю ВВЕ. Вы знаете, конечно, его мнение об экипажах из двух человек. Я не считаю так, как он, ибо не разбираюсь в деталях, но разобраться хочу. В материале мне понравилась Ваша фраза - раньше роль директоров выполнял штурман... Так он и матом мог сказать, и "двинуть", если что не так))) Весомая польза от третьего члена. Хотя, известно, что Донецк проморгали 5 (вроде) человек в кабине, в т/ч и штурман. Да... до истины еще далеко.

б. Согласен, что выстраивать безопасность надо сверху. Денис, поверьте, выстроят. И Ваши материалы и работа тому в помощь. Спасибо Вам за это! Везде сидит номенклатура, доставшаяся нам еще со времен Союза (ну или дети их - не важно). Номенклатуру надо перетряхивать, поднимая наверх людей компетентных. Для перетряхивания много делается со стороны верховной власти - этого сложно не замечать. Всему свое время. И никто не отменял золотого правила: политика есть искусство возможного (внутренняя политика - она тоже политика).
denokan
May. 24th, 2016 09:35 am (UTC)
Спасибо!
masterU
May. 24th, 2016 04:18 am (UTC)
Годная статья. Спасибо. Человеческий фактор, в системе человек-машина, раскрыт. Можно подумать и о книге.
metfor
May. 24th, 2016 06:17 am (UTC)
КиВи в ДЮСе :)


sspr
May. 24th, 2016 07:56 am (UTC)
Прочел, большое спасибо за проделанную работу!
Есть ли возможность у конструкторов вывести 20-25 основных показателей приборов на один виртуальный экран?
Иконографичный дизайн, так сказать, или это будет неприемлемо для пилота?


P.S. Раньше было яйцо (донозавры, крокодилы там, а потом - курица)

Edited at 2016-05-24 08:00 am (UTC)
aabbccdd1122
May. 24th, 2016 08:21 am (UTC)
Все выведено давно уже. У 737-NG на 3 основных и один дополнительный (не считая экранчиков CDU), плюс 2 экрана у другого пилота.



Edited at 2016-05-24 08:27 am (UTC)
(no subject) - denokan - May. 24th, 2016 09:37 am (UTC) - Expand
toernfallet
May. 24th, 2016 08:20 am (UTC)
Спасибо Вам, Денис, за Вашу работу и мысли о ней. Они во многом универсальны, о чём Вам не раз уже говорили.

В материале про "сферического пилота" сказано: "К сожалению, через некоторое время автор без объяснения причин удалил свой блог". А как же вот это: http://flightlevel390.weebly.com/blog.html? Правда, последняя запись там сделана в конце 2012 года.

Читая Ваш блог, не могу отделаться от странного ощущения: с одной стороны, хочется, чтобы люди с Вашим отношнием к профессии могли принимать решения на более высоком уровне. Но тогда Вам, наверное,придётся совсем отказаться от полётов? Или не придётся?

Удачи Вам!

Edited at 2016-05-24 08:23 am (UTC)
denokan
May. 24th, 2016 02:46 pm (UTC)
Добрый день!

Я не знаю, что это за страничка. Может быть, кто-то собрал и выложил найденные в кэше рассказы, но про автоматизацию ничего нет, равно как нет некоторых других историй.

Идти во власть нужно только с командой. Пробивать головой бетонные блоки мне хватило в родной авиакомпании.

Edited at 2016-05-24 02:47 pm (UTC)
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - May. 24th, 2016 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 24th, 2016 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - May. 24th, 2016 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigercar - Jun. 15th, 2016 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jun. 16th, 2016 05:08 pm (UTC) - Expand
sachaaep
May. 24th, 2016 08:48 am (UTC)
Скромное предположение по тексту
Стр. 39 вверху: "как можно раньше вЫключать автопилот после взлета, выключая его как можно позже
перед приземлением. "
сорри правда имелось в виду выключать его после взлета?
alexsapega
May. 24th, 2016 10:24 am (UTC)
У вас в содержании, и соответственно в заголовке раздела непропечаталась буква у Flightleve390 :)
Кстати, нам во времена обучения в институте говорили, что в содержании не нужно делать ссылку на само содержание, потому как мы уже на этой странице находимся, и искать ее номер нам ни к чему, но это так, придирки уже.

И самый интересующий вопрос: а почему Боинг - мистер, а Эирбас - мадам? :D
denokan
May. 24th, 2016 10:27 am (UTC)
На содержании очень удобно переходить при использовании вкладки "Навигация" в MS WORD, когда документ объемный. Соответственно, слово "Содержание" должно быть отформатировано стилем Заголовков, которые и организуют структуру документа.

Эрбас не ассоцируется у меня в голове с мужчиной :)
(no subject) - alexsapega - May. 24th, 2016 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 24th, 2016 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 24th, 2016 02:44 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 81 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel