?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



То был апрель и полет в Красноярск. Вторым пилотом был Наиль, читатели со стажем его, наверное, помнят - наши полеты не раз появлялись на страницах этого журнала.
В прошлой записи я упомянул, что рейс Москва-Красноярск-Москва, в зависимости от того, стартует он утром или вечером, может быть как самым лучшим, так и самым нежеланным у пилотов.

А этот Красноярск был дневным, хотя в первой половине апреля Солнце еще не настолько высоко стоит в наших широтах, чтобы весь полет случился в светлое время суток. Полеты с востока на запад в это время года позволяют почувствовать эффект "машины времени" - ты взлетаешь в сумерках, затем уверенно возвращаешься в день и заново встречаешь закат, но уже с высоты крейсерского эшелона.

Профессия пилота не бывает скучной, по-моему, я уже это писал.

--==(о)==--



Как быстро летит время! Казалось, вот только вчера вчерашний выпускник БЛУГА, Наиль, дрожал волновался перед первым полетом со "злобным Оканем", а сегодня он считается состоявшимся вторым пилотом, надежным помощником.

Да, кстати. Сегодня я не планирую много писать о работе и о полете, но могу рекомендовать почитать рассказ о том первом моем полете с Наилем, который состоялся в ноябре 2013. Там, как мне кажется, очень подробно и поучительно написано, и, возможно, не так давно зашедшему ко мне Читателю будет интересно поглядеть на нашу рабочую кухню изнутри - как происходит обучение, как у молодого пилота развеиваются страхи "злого проверяющего".

Как и с Серегой, я стараюсь в каждом полете с Наилем найти что-то новое, полезное для меня и, возможно, поучительное для него. На этот раз по вылету из Москвы у нас состоялся диалог на тему полетов без директоров, умения распределять внимание, и важности/необходимости регулярной практики в обычных полетах. Наиль был настроен несколько критически к одному из капитанов, который такой практикой занимается, мол, можно же, не выключая директоры, видеть все параметры, и тренировать свои скиллы (skill).

С этим я был безусловно согласен (что можно видеть параметры, даже если Flight Directors физически включены и болтаются на PFD). Как и с тем, что для некоторых начальников, занимающихся работой с расшифровкой, события, связанные с переключением FDs в полете (если они выключены, то программа тупо присылает событие, мол, поглядите - все ли хорошо) выглядят не очень желанными, они их буквально назят. Да и нет смысла всегда выключать их физически, т.е., выключатели ставить в OFF - для того, чтобы на PFD не было стрелочек достаточно не активировать режимы AFDS.

Так как я был со всем этим согласен... то, конечно же, предложил своему товарищу выполнить заход и посадку в Красноярске без оных стрелочек. Ведь можно же получить навык распределения внимания, когда эти стрелочки перед глазами? Значит, не должно быть проблем, если стрелочек вдруг по какой-то нехорошей причине не станет (как когда-то у молодого командира denokan'a при ночном полете в Сочи)?



В общем, от захода получил Наиль хороший опыт, который до сих пор вспоминает при встрече.

...А я вспоминаю один свой давний полет, когда при вылете из Зальцбурга, мы попали в весьма интенсивную болтанку, и мой молодой второй пилот (сегодня он маститый пилот-инструктор, экзаменатор) по своей тогдашней привычке перевел автопилот в режим CWS (control wheel steering) как это предписано процедурой FCOM... но сделал это не нажатием кнопки, а пересиливанием штурвала, что привело (как и должно) к исчезновению директорных стрелок. И мы летим в горы, а по схеме надо бы поворачивать вправо, но мы летим в горы, т.к. тот крен, который был создан вторым пилотом был явно недостаточным... Я взял управление, отвернул, вкючил автопилот и снова передал управление.

Тот вылет из Зальцбурга (март 2008, что ли), стал знаковым для второго пилота, который позже даже дал мне слово (!), что изменит свое отношение к автоматизации полета и с этого дня все свои усилия направит на совершенствование flying skills и навыков распределения внимания. И, надо отдать должное, это слово сдержал.

И чтобы совсем все было понятно, расскажу предысторию этого "обещания". Где-то за год-полтора до этого мы впервые встретились в кабине (это был полетна В737-500 в Челябинск), и у нас случился следующий диалог в полете - я сидел и, улыбаясь, слушал, как мой юный и задиристый коллега вещал "эти самолеты не предназначены для ручного пилотирования, надо максимально использовать автоматику, автопилот работает прекрасно, он обеспечивает безопасность" и прочие бла-бла-бла, которые я на тот момент уже успел наслышать от неких дядек, считавших себя маститыми иномарочниками (с опытом 737 поменьше даже моего).

Несмотря на то, что я имел иное видение на отношение к "максимальной автоматизации", и даже на то, что он до этого рейса "заочно уже не мог терпеть Оканя" (смайлик), мы позже очень сдружились, и, более того, он стал моим самым главным соратником в авиакомпании.

Так что, жизнь циклична. И ситуации в полетах повторяются. Каждый по-разному находит свою красную таблетку, после которой начинает видеть вещи такими, какими они есть на самом деле.

А Красноярск был в тот день хмурым.







Ту-134 авиакомпании "Турухан".







Вылетев из Красноярска, вернулись в прошлое и снова встретили закат.






Спасибо за внимание!

Хорошей недели!


FLYSAFE

Recent Posts from This Journal

promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 75 comments — Leave a comment )
perepelitsyn
May. 15th, 2016 08:39 am (UTC)
Часы после ремонта?
denokan
May. 15th, 2016 08:44 am (UTC)
Какие?
(no subject) - perepelitsyn - May. 15th, 2016 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - avylon - May. 15th, 2016 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - perepelitsyn - May. 15th, 2016 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - Gamax - May. 19th, 2016 09:00 am (UTC) - Expand
toropyggka
May. 15th, 2016 08:44 am (UTC)
Разве директорные стрелки на PFD не основной способ определить по приборам пространственное положение самолета??? В чем смысл их отключения? Визуально не всегда можно определить положительный тангаж или отрицательный, как показывает опыт авиакатастроф.
tr00tehb
May. 15th, 2016 09:29 am (UTC)
Если я правильно понял, то директора показывают отклонение от заданного курса, а пространственное положение поможет определить авиагоризонт, компас и высотомер.
(no subject) - toropyggka - May. 15th, 2016 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - tr00tehb - May. 15th, 2016 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - toropyggka - May. 15th, 2016 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - oblichitelj - May. 15th, 2016 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - toropyggka - May. 15th, 2016 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - May. 15th, 2016 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - toropyggka - May. 15th, 2016 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 15th, 2016 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - man_blr - May. 15th, 2016 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - toropyggka - May. 15th, 2016 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - oblichitelj - May. 15th, 2016 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - toropyggka - May. 15th, 2016 11:42 am (UTC) - Expand
maxim_voronkov
May. 15th, 2016 10:18 am (UTC)
Как всегда красиво написано и фотки тоже красивые. Но, надеюсь, про Землю еще недостаточно близкую к Солнцу - это была такая шутка...
denokan
May. 15th, 2016 11:06 am (UTC)
Ну ладно) Солнце еще под недостаточным углом освещает территорию Российской Федерации.
oblichitelj
May. 15th, 2016 11:32 am (UTC)
Ыыы. Жесткая, советская школа. Правильно, так и надо, максимально тонко и глубоко изучать предмет. Чтобы быть способным в любой внештатке, а не только когда все работает.
denokan
May. 15th, 2016 03:07 pm (UTC)
В советской школе, по-крайней мере в той, которую застал я (сам лично в постсовсетской и работая с теми, кто учился летать при СССР) я как то не заметил, чтобы предметы изучались максимально тонко и глубоко.

Видимость изучения, да, была.
(no subject) - oblichitelj - May. 15th, 2016 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - May. 15th, 2016 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oblichitelj - May. 15th, 2016 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 15th, 2016 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oblichitelj - May. 15th, 2016 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - May. 15th, 2016 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 15th, 2016 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - May. 15th, 2016 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 15th, 2016 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angry_atc - May. 20th, 2016 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oblichitelj - May. 20th, 2016 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 20th, 2016 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oblichitelj - May. 20th, 2016 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 20th, 2016 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angry_atc - May. 20th, 2016 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oblichitelj - May. 20th, 2016 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 20th, 2016 06:27 pm (UTC) - Expand
der_magistr
May. 15th, 2016 11:32 am (UTC)

Так, к слову. В красноярске есть неплохой самодельный тренажер на базе кабины ту-154.

angry_atc
May. 20th, 2016 05:11 pm (UTC)
это уже мейнстримом становится, на самом деле
komal_brn
May. 15th, 2016 12:05 pm (UTC)
Ба, знакомые все лица. :-)
isadora_mn
May. 15th, 2016 01:35 pm (UTC)
А часто ли случаются воздушные ямы, когда за 3 секунды на полтора километра вниз падаешь?
den951
May. 15th, 2016 01:39 pm (UTC)
Не бывает таких ям.
И скорости 1800 км/час не бывает.

Edited at 2016-05-15 01:42 pm (UTC)
(no subject) - oblichitelj - May. 20th, 2016 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 15th, 2016 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - isadora_mn - May. 15th, 2016 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 15th, 2016 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - den951 - May. 15th, 2016 02:56 pm (UTC) - Expand
eshukyurov
May. 15th, 2016 06:35 pm (UTC)
Денис, а что за девайс у ВП для крепления Айпада?
denokan
May. 15th, 2016 07:11 pm (UTC)
Я не знаю названия.
jjolyk
May. 15th, 2016 10:09 pm (UTC)
Нельзя ли уточнить, в каких ситуациях вообще может понадобиться лететь "вручную" по директорам (ну кроме самообмана). Мне, диванному летчику, давно не понятно. Если доверяем мнению автопилота - пусть сам и рулит, а у нас освободится время, чтобы контролировать ситуацию в целом. Если не доверяем, то к черту и его мнение тоже. А то получается человек батрачит сервомотором у автопилота.
denokan
May. 16th, 2016 01:48 am (UTC)
Например, при заходе на посадку. Автопосадки далеко не везде и не всегда возможны.
sergeysafarov
May. 16th, 2016 09:36 am (UTC)
Про машину времени
В детстве ежегодно летал Норильск - Москва - Норильск. 4 часа полета то вычитались, то складывались с часовой разницей. Так я какое то время мечтал так быстро вернуться, что бы увидеть себя же, который еще садится в самолёт :)
casa
May. 16th, 2016 02:35 pm (UTC)
Тренировать свои скиллы, трастать своим друзьям, слайсать колбаску - так говорят обитатели Брайтон Бич.
victor_il
May. 17th, 2016 05:42 am (UTC)
Красиво!!!
angry_atc
May. 19th, 2016 03:22 pm (UTC)
В наборе на РЦ это я с Наилем тогда пообщался? :)
denokan
May. 19th, 2016 03:48 pm (UTC)
Это когда опять FPL не совпал и пришлось AFIL посылать? :)
(no subject) - angry_atc - May. 20th, 2016 03:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 20th, 2016 03:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - angry_atc - May. 20th, 2016 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 20th, 2016 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angry_atc - May. 20th, 2016 05:00 pm (UTC) - Expand
vzletnaya_m
May. 20th, 2016 10:10 am (UTC)
Очень люблю Красноярск, но не люблю их аэропорт - маразм крепчал деревья гнулись.
Зато каждый раз как оказываюсь в этом городе устраиваю поход в заповедник Красноярские столбы. Очень уж он мне нравится.
angry_atc
May. 20th, 2016 12:10 pm (UTC)
Хуже чем у нас только в Нижнем Новгороде по-моему, хотя не факт :) Кроме столбов: ребята из Аэрофлота как-то на 123,45 спрашивали перед снижением про Бобровый Лог, оказалось, со своей лыжной снарягой летели, остановка была дня три вроде, говорят, полюбили тут кататься)
(no subject) - vzletnaya_m - May. 20th, 2016 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angry_atc - May. 20th, 2016 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vzletnaya_m - May. 20th, 2016 02:05 pm (UTC) - Expand
grendik
May. 22nd, 2016 07:47 pm (UTC)
Черемшанка или Емельяново?
denokan
May. 24th, 2016 02:54 pm (UTC)
Емельяново. Черемшанка, наверное, вся бы сбежалась посмотреть на В737 из Москвы )
(no subject) - grendik - May. 24th, 2016 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - May. 27th, 2016 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - angry_atc - Jul. 28th, 2016 04:54 pm (UTC) - Expand
( 75 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel