?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Хорошую тему подкинули в комментариях. Я подумал, что она стоит того, чтобы вынести ее в отдельную запись. Давайте поговорим о том, насколько правильно в авиации обращаться друг к другу на "ты" или "Вы" .


"...я получил пилотское образование в среде, где пилоты обращаются друг к другу исключительно на "ты". Извините, если я вдруг ошибся.

Мне лично даже экзаменатор на чекрайде сказал: "Мы сидим в одном кокпите, наша жизнь зависит друг от друга, так что если еще раз обратишься ко мне на "Вы", то экзамен не сдан"!

Кстати, Денис, мне кажется, что это высшая степень CRM, когда экзаменатор, имеющий 100500 часов налета, вдруг говорит студенту с минимальным налетом, что он не должен почтительно относиться к инструктору или даже экзаменатору только потому, что у него регалий больше. Экзаменуемый сидит слева, он - КВС, он МОЖЕТ и ДОЛЖЕН использовать опыт экзаменатора, если посчитает это нужным в какой-то конкретной ситуации. И это будет только плюсом для него."


Вся молодежь обязательно сталкивается с этим вопросом, когда приступает к работе в авиакомании. Казалось бы, что тут непонятного? Невежливо обращаться к старшим по возрасту и/или "по званию" на "ты". О чем тут можно разговаривать?

Но это ж авиация. Тут куча своих неписаных правил, которые очень часто превращаются в понятия, и различаются не только от авиакомпании к авиакомпании, но даже от человека к человеку.

И вот это: "
...я получил пилотское образование в среде, где пилоты обращаются друг к другу исключительно на "ты"." - оно довольно распространено.

Поделюсь своим личным опытом.

--==(о)==--

Сегодня молодому пилоту не приходится ощущать на себе кучу пристального внимания, связанного исключительно с его молодостью. Он не один такой - как правило, в большой авиакомпании много пилотов его возраста, или чуть постарше. Мне же пришлось  начинать "самым молодым".  Я начинал работать вторым пилотом Ан-2, мне было 20 лет, а самому молодому командиру - далеко за 30. Затем я работал на Ту-154 в "Сибавиатрансе", где разница в возрасте между мной и остальными членами экипажа была еще более значительна. Потом пришел в "Сибирь", барнаульский филиал, и, опять же, стал самым молодым - значительно моложе, чем какой-либо второй пилот, не говоря уж о командирах.

Ну и так далее.

Конечно же, будучи самым молодым, я поначалу обращался ко всем исключительно на "Вы". Пока однажды, мой командир не решил мне объяснить, что "в авиации принято обращаться на "ты"".

И потом, работая на Ту-154, я не раз слышал это "мнение", и даже почти в него поверил. Раз говорят, значит, так и есть? Им же лучше знать? Они же дольше меня в авиации работают? Находясь под пристальным вниманием, как "самый молодой", я всячески стремился работать так, как мне говорят.


Возможно, основанием для такого мнения служила распространенная в те годы практика полетов в закрепленном составе экипажа - КВС, второй пилот, бортинженер могли месяцами, а то и годами летать вместе, образуя самую настоящую летную семью, в которой, действительно, рано или поздно все переходят на "ты" (но бывали и исключения).

К тому же, я никогда не слышал противоположного мнения - что в авиации принято обращаться "на "Вы".

Тем не менее, я ощущал значительный дискомфорт от того, что обращался "на "ты" к старшим, даже если они сами на этом настаивали.

Поэтому я не могу согласиться с тем экзаменатором, который готов ставить "фейл" за обращение "на "ты".


--==(о)==--

Если вернуться к CRM, то в первую очередь, обстановка в кабине должна благоприятствовать комфортной работе. Если молодой второй пилот стесняется обращаться к Капитану, и, тем паче, экзаменатору, на "ты", то и не стоит его заставлять делать это.  Утверждение "наша жизнь зависит от того, обратишься ты ко мне на "ты" или на "Вы"" требует дополнительных исследований, прежде чем брать ее на веру.

Я на личном опыте убедился, что разные "старшие" относятся к этому по-разному, а мнение "в авиации все на "ты"" - это личное убеждение некотрых индивидуумов, которое не является общей практикой.

На мой взгляд, произнеся подобную фразу, экзаменатор заложил мину замедленного действия - однажды такой пилот полетит с командиром, который считает, что к нему надо обращаться "на "Вы", и дело закончится конфликтом.

Доброхоты как-то донесли до меня, что "Окань невежливый, на "ты" разговаривает, совсем Командиров не уважает. Вот же ж молодежь пошла!"

Вот же ж молодежь!


--==(о)==--

Взрослея, переходя с должности на должность, я уже сам столкнулся с проблемой "ты или Вы?", теперь по отношению ко мне, старшему.

Я сделал выводы из прошлого опыта, и никогда не говорил молодежи такую романтическую глупость, как "в авиации все на "ты". Я предлагал не стесняться обращаться ко мне на "ты", но не говорил, что это нормально и при обращении ко всем другим. Более того, т.к. я общался с молодежью, которой предстоит работать в нашем коллективе, то давал кое-какие советы по отношению к тем или иным индивидуальностям. Ведь "российский CRM это такой CRM"...

Статья: Второй пилот - оплот CRM в экипаже

И чем старше я становлюсь, тем отчетливее вижу, какой дискомфорт вызывает у хорошо воспитанной молодежи обращение "на "ты". Поэтому я не насилую - если ему удобнее "на "Вы", пусть обращается на "Вы". Если "на "ты" - я не надуваю щеки, меня это не задевает. Я еще не настолько стар, чтобы на это обижаться :)

Есть у нас инструктор, из молодых, который упорно называет меня "Денис Сергеевич" и обращается исключительно на "Вы". Хотя мы знакомы уже давно, и я не рази не два предлагал ему не стесняться. На что он мне честно сказал - он так воспитан, ему сложно вести себя по-другому, это вызывает дискомфорт.

Англичане сделали просто - чтобы не мучиться, используют 'you'. То есть, "Вы". Так что, не знаете, как обращаться к командиру? Разговаривайте с ним на английском!

Шутка.

* * *

Итак, что я могу посоветовать?

  • Придя в новый коллектив, не парьтесь, обращайтесь к людям "на "Вы".


  • Если Вы услышите фразу "в авиации все на "ты" - не спешите следовать этой установке. Попросите уточнить, кто такие "все"? Уверен, узнаете много подробностей, и выяснится, что и среди всех есть исключения, и таких исключений много.


  • Если Вы пришли на вылет, и очередной Командир ВС Вам не знаком - обращайтесь к нему на "Вы", если он САМ не попросит об обратном.


  • Если требование обращаться "на "ты" вносит в Вашу работу дискомфорт - так не стесняйтесь сказать об этом!

В общем, соблюдайте элементарные правила вежливости. Не ведитесь на призывы к панибратству, на самом деле, как бы того не хотели иные "рубахи-парни", панибратство в авиации не приветствуется.

Приветствуется профессиональное, вежливое, доброжелательное общение. Хороший КВС еще в штурманской комнате создаст необходимый настрой и доброжелательную рабочу атмосферу, в которой каждый член экипажа не будет стесняться задавать вопросы, и выражать свое мнение.

Но ни в коем случае нельзя перегибать палку - "КВС - рубаха-парень" является угрозой ничуть не меньшей (если не большей), чем "КВС-Царь".



А Вы, уважаемые читатели, как считаете?

FLYSAFE

Recent Posts from This Journal

promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 127 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
golovko
Jan. 12th, 2016 05:14 am (UTC)
Хороший пост, причём касается это не только авиации. Вот пример - играем с мужиками в хоккейной команде несколько раз в неделю, у всех разный социальный статус, почти все друг к другу на "ты", но есть и исключения, да)
metfor
Jan. 12th, 2016 05:18 am (UTC)
На инглише в этом случае намного проще ;) Даже с Шеф-пилотом вариантов немного ;)
empennage
Jan. 12th, 2016 08:27 am (UTC)
Кстати, в американском английском "you" ближе к русскому "ты", чем "вы", несмотря на то, что во множественном числе грамматически. Усугубляется это отсутствием отчества. То есть, John и в 16 лет John и в 60. Оттенок "вы" появляется при официальном обращении типа "Mr. Brown".
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2016 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - 01vyacheslav - Jan. 12th, 2016 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexlks - Jan. 13th, 2016 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - 01vyacheslav - Jan. 13th, 2016 05:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - vaquero1978 - Jan. 12th, 2016 06:44 pm (UTC) - Expand
i1111i
Jan. 12th, 2016 05:24 am (UTC)

Зависит от обстоятельств. Единого рецепта нет. Я обычно прошу всех на "ты" обращаться ко мне и шутливо говорю, не хочетсч ощутить себя стариком, чай, не Брежнев-:) Но с незнакомыми на "Вы".

denokan
Jan. 12th, 2016 05:33 am (UTC)
Я тоже говорю, что "еще не старый". Но не настаиваю, и, конечно же, фейлом не угрожаю :)
(no subject) - i1111i - Jan. 12th, 2016 05:37 am (UTC) - Expand
charserev
Jan. 12th, 2016 05:33 am (UTC)
Несколько раз начальница просила перейти с ней на "ты" не получается у меня, хотя с её мужем на "ты". А так конечно от обстоятельств, но начинать надо, безусловно, на "Вы".
timogeronimo
Jan. 12th, 2016 05:33 am (UTC)

Я тоже привык к старшим на Вы если они русскоговорящие. Старший бортпроводник Этихад Эйрвейз.

chip_burunduk
Jan. 12th, 2016 05:35 am (UTC)
КМК, для перехода на "ты" (когда ты сам "младший") должно пройти какое-то время, ты и тот, к кому ты обращаешься, должны созреть для такого обращения. Либо "старший" должен сам инициировать, если ему так проще-лучше-привычнее....
при этом "созревание" может занять абсолютно непредсказуемое время - иногда хватает пары дней, иногда растягивается на годы.
katarosov
Jan. 12th, 2016 05:37 am (UTC)
Отличная тема!
Могу поделиться как в "соседней" авиации.
Курсант-инструктор, исключительно "Вы".
Обучаемый- инструктор, тут уже варианты. В зависимости от земных взаимоотношений, может быть и так и так, но обращение исключительно по имени отчеству, или по отчеству для краткости.
А вот с обратной стороной несколько сложнее.
Долгое время считалось, что инструктор должен курить Беломор, материться через слово и всех называть - козел, допустим, скакучий. Я застал таких, у которых в кабине все время стоит крик, мат и сплошное унижение. Оправдывались тем, что готовят летчиков, а не благородных барышень.
Но уже лет 10-15 таких почти не встретишь, сменилось поколение и к курсантам обращение или по имени или по фамилии, по фамилии считается официальным тоном.
Из своего опыта- самое лучшее и эффективное обращаться по имени, к которому человек привык. Если он Александр, но все его знают как Шуру, то не стоит говорить ему - Саня:-)
З
bctravel
Jan. 17th, 2016 05:54 am (UTC)
"сменилось поколение и к курсантам обращение или по имени или по фамилии, по фамилии считается официальным тоном."

А как обращаются по фамилии? Типа "Магомедов, Вы почему не доложили диспетчеру об уходе на второй круг?"
(no subject) - katarosov - Jan. 17th, 2016 06:03 am (UTC) - Expand
tervv
Jan. 12th, 2016 05:41 am (UTC)
Сам русский язык менятся. Авиация тут не причем. Если те, кому сейчас за 60 требовали обращаться по ИО и на Вы, то молодежь прекрасно обходится по имени и на ты.
Тут важнее смотреть к какому поколению относится собеседник и социальному слою ( врачи и учителя требуют по ИО)
izabella76
Jan. 12th, 2016 05:46 am (UTC)
пассажиром все равно, лишь бы долетели!
denokan
Jan. 12th, 2016 05:53 am (UTC)
При всем моем уважении у пассажирам, они тут ни при чем.
(no subject) - izabella76 - Jan. 12th, 2016 05:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2016 06:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - izabella76 - Jan. 12th, 2016 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2016 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - izabella76 - Jan. 12th, 2016 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2016 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - izabella76 - Jan. 12th, 2016 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2016 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - izabella76 - Jan. 12th, 2016 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2016 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - izabella76 - Jan. 12th, 2016 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - zamkadwsh - Jan. 14th, 2016 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - izabella76 - Jan. 14th, 2016 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - zamkadwsh - Jan. 14th, 2016 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - kraken_ktulhu - Jan. 12th, 2016 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2016 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - kraken_ktulhu - Jan. 12th, 2016 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikandme - Jan. 12th, 2016 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - bctravel - Jan. 17th, 2016 06:08 am (UTC) - Expand
Alexandr Chuprov
Jan. 12th, 2016 06:19 am (UTC)
Денис, добрый день! Интересная статья.
Продолжаешь вести английский блог?
Можно напомнить ссылочку плз?
denokan
Jan. 12th, 2016 06:23 am (UTC)
ivan_kolobov
Jan. 12th, 2016 06:48 am (UTC)
Довольно сложный вопрос и нетолько в авиации, но и в других жизненных ситуациях. ЧТо касается меня: если при знакомстве понимаю, что человек примерно моего возраста ну или чуть старше, и если это общение будет просто дружеским, ну или просто общением без какой-то там передачи знаний или ещё чего-то, если например человек не преподаватель там, тогда стараюсь обращаться на ты, хотя это можно решить и в ходе биседы. правда с преподавателем французского языка, который является носителем, он француз, то изначально конечно было обращение с моей стороны к нему на Вы, но потом стали больше общаться, в общем перешли на ты, да и он немногим старше меня. Плюс, похоже там как-то в Европе к этому проще относятся. На стажеровке слышал, что иностранцы там к преподавателю обращаются на ты, и это нормально. ВО французском ты или вы это два разных слова нежели в английском. :) Если представить, Денис Сергеевич, что я работал бы в Вашей авиакомпании допустим, и мы бы пересекались по работе, я не скажу с точностью, как бы было комфортно. Не думаю, что смог бы обращаться к Вам на ты, хотя кто знает. Единственное одного не люблю: когда ко мне обращаются на вы. во-первых я так же могу сказать, что я ещё не старый :) Да и потом: я вырос в среде фестивалей авторской песни, где все участники общем кругу, где все достаточно молодые и юные, ну кроме, конечно, возможно организаторов. и ведущих творческих мастерских, которые, кстати, тоже могут быть молодыми, поэтому я и привык, что все как-то по-своему, по-простому друг к другу относятся. ПОэтому изначально меня вообще коробило когда я поступил в универ, и преподаватели к студентам обращаются на вы. Аж раздрожало. Но я заставлять так же никого не хочу, поэтому тоже оговариваюсь, что если хотите мол можно ко мне обращаться на ты, мне так приятнее. В основном принемается. Ну если нет, что ж, ничего страшного. :)Иногда, мне кажется, я могу даже почувствовать к кому можно пробовать обращаться на ты, а к кому лучше не стоит. Не знаю почему, но иногда понимаю, что с каким-то человеком обращение на ты я даже пробовать не буду. :)
denokan
Jan. 12th, 2016 07:15 am (UTC)
Все верно. Пока я сам был моложе всех, то испытывал стеснение, когда кто-то обращался ко мне "на Вы" их старших.
kybaman
Jan. 12th, 2016 06:51 am (UTC)
Рация дальнобоев..

- Будьте так любезны, не подскажите ближайший паркинг..
- О, это совсем рядом, у вас разве отсутствует навигатор?
- К сожалению сейчас кризис, и мне приходится экономить даже на солярке!
- Вы не поверите, я уже езжу на лысой резине...
- Ооооо... Могу вам подкинуть рецепт хороший. Кошка в чесночно-сливочном соусе!!!
- Буду премного благодарен!!!

Как то присутствовал при разговоре лётчиков. Матов было не меньше, чем у дальнобоев.
denokan
Jan. 12th, 2016 07:05 am (UTC)
Пилоты такие же мужики, как остальные.

Но это не всегда хорошо.

Очень неприятно сидеть в штурманской и готовиться к полету, когда рядом с тобой сидит дядька и залихватски матерится.

Edited at 2016-01-12 07:06 am (UTC)
(no subject) - kybaman - Jan. 12th, 2016 07:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ - Jan. 12th, 2016 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Jan. 14th, 2016 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 14th, 2016 10:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Jan. 15th, 2016 04:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - dvv - Jan. 15th, 2016 04:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - stuwart - Jan. 15th, 2016 04:58 am (UTC) - Expand
lx_photos
Jan. 12th, 2016 06:51 am (UTC)
предпочитаю "Вы"
я с ними водку не пил и забор не валялся
а уважать надо всех
icontr
Jan. 12th, 2016 07:04 am (UTC)
Все правильно, куча моих коллег из смены стали большими начальниками включая гендиректора ГК ОрВД но на ВЫ если кого из них и назову то в присутствит чужих чиновников, лично только на ТЫ, и еще с старшими по возрасту на работе чаще обращаемся по имени отчеству или просто отчеству и на ТЫ, директор нашего филиала мой бывший старший диспетчер и РП его зову просто Иваныч)))
gerr virgass
Jan. 12th, 2016 07:16 am (UTC)
Есть следующий вариант. Если по субординации допустимо обращаться на "ты", но собеседник старше и опытней, то более молодые могут сочетать обращение на "ты" с обращением по имени отчеству. Этакий паллиатив. Я так например, будучи молодым начальником на производстве, обращался к старым и опытным рабочим. С оговоркой, что на этом производстве (в цеху) обращение на "ты" было принято. К руководству либо всегда на "вы", либо при долгих доверительных отношениях на "ты" с именем отчеством, но не при подчиненных.
П.С. Работаю в теплоэнергетике. Сейчас, в конторе, учитывая что технические подразделения почти целиком укомплектованы мужиками прошедшими электростанции/сети сохраняется примерно такой же стиль общения.
alex_stan
Jan. 12th, 2016 07:27 am (UTC)
моя мама всегда меня учила "кашу маслом не испортишь". Вот так же и с вежливостью трудно переборщить. К малознакомым людям, к старшим (по возрасту, званию, положению) - обращайтесь на Вы. Этим вы всего лишь показываете свою воспитанность и уважение к собеседнику. А если вашему собеседнику это не комфортно - он сам предложит "обращение на ты".
p.s. Англичане со своим "you" ну просто молодцы ))))
rashidik
Jan. 12th, 2016 07:48 am (UTC)
С незнакомыми людьми, старшими и младшими всегда на Вы.
krokonosh
Jan. 12th, 2016 08:08 am (UTC)
Пилоты…
всегда для меня были высшими существами.
Стремительно перехожу на общение на "вы".
Есть в этом какой-то понт. Во всех остальных смыслах я предельно беспонтовый.
elenalek
Jan. 12th, 2016 08:26 am (UTC)
Диалог из фильма "Старший сын": -Слушай, ну почему ты говоришь мне "Вы"? - А почему Вы говорите мне "Ты"?-
Alexey Taranenko
Jan. 12th, 2016 08:38 am (UTC)
Можно и на Ты обращаться к человеку максимально вежливо и уважительно, а Вы говорить с таким тоном как будто сват\брат.
С учетом работы в американской компании привык почти всем говорить Ты. И сейчас переключиться на Вы\имя-отчество очень тяжело. Благо почти сержа это решается запросом ""не против ли собеседник перейти на ты". Иногда бывают казузы.
denokan
Jan. 12th, 2016 08:50 am (UTC)
Если в американской компании, и на английском, то это "на Вы")

Таи уже разница - по имени обращаться или же чеоез "мистер")
(no subject) - vaquero1978 - Jan. 12th, 2016 06:53 pm (UTC) - Expand
boristumentcev
Jan. 12th, 2016 09:14 am (UTC)
В России приняты другие формы обращения:
ЭЙ! - универсальная форма обращения.
ЭЙ, ТЫ! - персональное обращение к равному.
ЭЙ, ДЯДЯ! - персональное обращение к старшему.
(Deleted comment)
(no subject) - denokan - Jan. 12th, 2016 09:29 am (UTC) - Expand
Re: ЭЙ, ТЫ! - yorii81 - Jan. 15th, 2016 04:57 pm (UTC) - Expand
sergeysafarov
Jan. 12th, 2016 09:20 am (UTC)
Вряд ли бы тот экзаменатор зафейлил тест за ВЫ, просто ударная доза курсанту, что бы тот переключился сразу на ТЫ и не испытывал дискомфорта в дальнейшем. По своему опыту могу сказать, что начинаю на ВЫ, но если разгово/беседа поддерживается или достигается некая договоренность о дальнейшем продолжении общения/встреч и т.п., то всегда спрашиваю сам "Может перейдем на ТЫ?"
Тогда никакого дискомфорта не возникает ни у кого и всё хорошо.
Olga Kutsos
Jan. 12th, 2016 10:03 am (UTC)
Мне кажется, любое общение с незнакомым человеком лучше начинать с «Вы», а дальнейшие отношения, конечно, могут развиваться по-разному. Но вообще здесь есть определённые психологические моменты, что-то на уровне «тонких материй»: к одним обращаться на «ты» легко, а к другим – проблематично, причём это не зависит от пола, возраста, социального положения и прочих факторов. Точно так же по-разному воспринимается «ты» и «Вы» от различных людей.
vishniakov
Jan. 12th, 2016 10:08 am (UTC)
Очень важный нюанс - к младшему и/или нижестоящему обязательно на "вы".
Во-первых, он тебе замечания сделать не сможет - ну или по крайней мере это будет сложнее, чем наоборот.
Во-вторых, не надо подчеркивать степень зависимости. Вот совсем не надо.
В-третьих, я очень хорошо помню, как классно было когда преподавательница в институте обращалась к нам, студентам, на "вы" (в смысле в беседе один на один, а не как множественное число). При том, что вообще очень положительная была тетка и ее "ты" совсем бы не раздражало.

Когда ко мне обращаются на "ты" - не парит. А вот сам как-то не люблю. Но это опять нюанс - "вы" поддерживает дистанцию, а в большинстве случаев это не лишне...

При этом совершенно уверен, что если был этого вот "вы" и " ты" не было бы от слова "совсем" - то было бы гораздо лучше... Но это нужно чтобы вообще, даже возможности такой не было.
Maxim Galyavetdinov
Jan. 12th, 2016 03:43 pm (UTC)

"При этом совершенно уверен, что если был этого вот "вы" и " ты" не было бы от слова "совсем" - то было бы гораздо лучше... Но это нужно чтобы вообще, даже возможности такой не было."


так то оно так, это то оно и конечно, но ведь ежели то и что, так вот тебе блин и пожалуйста!


а если серьезно - абсолютно не понял Ваш последний абзац...

(no subject) - vishniakov - Jan. 12th, 2016 05:05 pm (UTC) - Expand
eddie_blackarch
Jan. 12th, 2016 10:09 am (UTC)
Есть один интересный момент в русском языке, что обращение "ты" - "вы" маркирует "дистанцию" до говорящего, то есть близость общения, а имя - отчество — уровень уважения. В этой связи очень характерно фиксировавшиеся ранее среди старшего поколения "ты, Павел Кузьмич" (при нормативном вы) и встречающееся еще среди строй профессуры обращение к студентам "вы, Пашенька". Это, конечно, упрощённая концепция, в реальности оттенков можно набрать больше, и коннотации всякий раз зависят от социума, но пока такая зависимость ещё прослеживается. Хотя тенденция к упрощению и сокращению числа форм обращений и наблюдается.

Принципиально правильный подход здесь в том, что барьеров в общении между КВС и "праваком" должно быть как можно меньше. Особенно в полёте. И инициатива по поиску приемлемого варианта, по культурным особенностям, должна идти от старшего. Может быть, какой-то из таких промежуточных вариантов окажется более приемлемым, чем бескомпромиссные нормативные варианты.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 127 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel