?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Весной 2015 меня пригласили поучаствовать в рабочей группе ИКАО, направленной на снижение рисков выкатывания ВС. До этого члены рабочей группы сидели, думали, и придумали, что резервы по снижению рисков следует изыскать в улучшении стандартных операционных процедур (SOPs), повышению их качества и строгости следования.

Как известно, стандартизация является одним из краеугольных камней, составляющих основу CRM. Стандартизация позволяет не только определить порядок выполнения той или иной процедуры, но, при должном отношении, обеспечивает высокий уровень взаимного контроля. Если каждый пилот знает свои процедуры, а так же процедуры своего коллеги, если каждый выполняет свои действия своевременно и в том порядке, в котором они указаны в SOP, то в случае ошибки одного из пилотов второй может эту ошибку увидеть и помочь исправить.

До сего момента в ИКАО не существует документа, который предлагал бы эксплуатантам информацию и рекомендации по написанию стандартных операционных процедур. Попытки делались в США, FAA выпустила две ревизии соответствующего циркуляра, который в свое время я брал за основу при проектировании SOP нашей авиакомпании. Кроме того, стандартизация, кросс-чек, взаимодействие всегда занимали значительную часть моего летного интереса, поэтому и без написания оного документа я уже имел определенные наработки в этой области, позволяющие дать рекомендации пилотам, как улучшить свою работу в кабине во имя священной безопасности полетов.

В общем, я согласился участвовать.

Участие в рабочей группе было довольно занимательным. Первую версию документа я сделал буквально через пару дней после получения предложения об участии. Мой коллега, Станислав, представил этот проект на очередном заседании в Росавиации (по удивительным причинам я смог попасть на заседание лишь в декабре), проект понравился и было принято решение продолжать над ним работать. Шатко-валко, работа продолжалась до осени, и не потому, что мне было лень, а потому что у представителей других авиакомпаний, аффилированных проекту, кроме критики (во многом из-за недопонимания, которое приходилось Станиславу побеждать на очередных заседаниях) и идей, которые не находили выражение в печатном тексте.

Увы, идей у всех много. Писателей мало. Это проблема, как мне кажется, всех без исключения организаций.

В общем, я периодически пописывал, а Станислав показывал.

В сентябре работа вышла в финальную стадию, т.к. в октябре планировалось очередное заседание регионального бюро ИКАО, на котором рабочая группа должна была отчитаться о проделанной работе. Пользуясь свободным от работы временем (будучи в отпуске на Мальте) я данный материал довел до некоего логического финала, перевел на английский язык, сочинил презентацию и текст доклада. И, как участник рабочей группы и докладчик, я выступил в конце октября в Париже перед почтенной публикой.



Публика была очень даже ничего. На заседание приехали представители не только авиакомпаний разных стран, но и авиационных властей. И, конечно же, мистера Боинга и мисс Эрбас.



Приятно было в числе таких грандов, как Emirates и Moldova, видеть авиакомпанию Globus :)

Представитель Росавиции тоже попал в кадр (справа)



Заседание длилось три дня. В первый день выступил представитель Эмирейтс с рассказом об опыте внедрения Evidence Based Training. Выступили Эрбас и Air France.





Представители Аэрофлота внимательно слушают британоарабского докладчика


AIRFRANCE так же поведали о своем опыте внедрения EBT


Второй день был отдан под отчеты рабочих групп, среди которых была и наша. Кроме меня рабочую группу представли специалисты из Аэрофлота и Ютэйра. АФЛ рассказал об общем ходе работ по направлению "Снижение рисков выкатываний", Ютэйр представил анализ выкатываний в свете отклонений от SOPs, ну а я подытожил выступлением, представив проект нашего документа.



Вкратце, наш документ предлагает операторам шаблон стандартных процедур, которые рекомендуется иметь в своих документах. Кроме того, документ содержит рекомендации, призванные повысить понимание важности стандартных процедур, особенно в плане обеспечения взаимного контроля.

Документ также содержит образцы SOP, например, политики стабилизированного захода с долгожданным разъяснением в каких случаях и как экипажам допускается расширять границы рекомендованных критериев.

И в завершение, документ предлагает операторам разрабатывать такой формат своего документа, содержащего SOPs, чтобы он был удобен. То есть, содержал различное форматирование, но не был бы им перегружен, имел необходимые интервалы между строками. В свете повсеместного внедрения электронных девайсов документ предлагает операторам концентироваться на изготовлении электронных версий, которые содержали бы гиперссылки как внутрь текста (например, если текст ссылается на пункт, то должна быть гиперссылка), так и наружу.

В качестве примера оформлений в документе я привожу сравнение с древним оформлением SOP нашей авиакомпании, наглядно показывая разницу в подходах, которая стоит 0 руб, 00 коп, но делает документ более удобным.

Этот же момент я показал в докладе, дополнив его еще одним сравнением - с олдскульным оформлением табличной процедуры FCOM B737. Оформил это все в виде шутки, сорвав смех и аплодисменты публики :)



Если есть желание, можете скачать саму презентацию (здесь) и текст доклада на английском (тут)



Кстати, мистер Боинг оказался необидчивым, более того, сильно заинтересовался нашей работой. После доклада я имел несколько бесед и один обед с Линдой, chief technical pilot, на которых мы обсуждали различные рабочие вопросы. Линда сказала "спасибо" за то, что я так подколол их FCOM, мол, действительно, его формат выглядит несколько архаично. В свою очередь я честно признался, что в свое время почерпнул вдохновение от нового формата QRH Боинга, который был изменен в 2005г. Стал намного более удобным и визуализированным.

Это был мой первый опыт выступления в такой серьезной обстановке, перед такими важными дядьками, да еще и английском, с необходимостью отвечать на вопросы и где надо улыбаться. Надеюсь, что не последний. Этот вызов дает крови хороший адреналин, а языку потрясающую тренировку.

Третий день был посвящен оставшимся докладам, в том числе докладу представителя Боинга о сложностях в обучении пилотов по распознаванию и выводу самолета из сваливания и/или сложного пространственного положения. Очень актуальная тема настоящего времени, очень много обсуждений данного вопроса происходит на различных площадках. Самолеты становятся все более совершенными, но продолжают попадать в ситуации, которые заканчиваются катастрофой потому, что пилоты не смогли распознать ситуации и/или предпринять правильные действия.

--==(о)==--

В ноябре я опять не смог участвовать в очередном заседании в Росавиации, и Станиславу пришлось делать подобный доклад, но уже на русском языке, т.к. выступать пришлось перед местными.

2го декабря состоялось очередное заседание в Росавиации, на котором опять подвели итоги работы и поездки. Было принято решение выделить работу над данным документом в отдельную рабочую группу, руководителем которой назначить понятно кого. Были сказаны слова, которые я перевариваю до сих пор: "За все годы это первый документ от России, представленный в ИКАО".

Тем не менее, работа должна быть продолжена. Проект был разослан по эксплуатантам для того, чтобы получить предложения и замечания. В феврале планируется проведение большщой конференции в Крокус Экспо, на которой планируется, опять же, мое выступление с презентацией данного материала (надеюсь, что до того времени эксплуатанты все же разродятся на свои предложения).

Хех. Насчет "предложений от эксплуатантов". Показательно - 2го декабря один из представителей Air Bridge Cargo, очень шустрый дядька, постоянно меня перебивал (пришлось несколько жестче, чем обычно попросить его проявить уважение и дождать окончания моей речи), т.к. торопился вставить свое мнение (хотя документ еще не читал). Несколько раз употреблял фразу "мы дадим экспертную оценку, напишем замечания и предложения".

Сегодня 27 декабря. Ни замечаний, ни предложений, ни экспертной оценки я не видел. Может, предложить им свою помощь?

В личных планах продолжить внесение примеров SOP, например, аварийный брифинг, взаимодействие при заходе на посадку. Может, Вы что подскажете сами, пока ABC делают экспертную оценку?

Простите меня за столь длинный текст :)





FLYSAFE
Buy for 60 tokens
В силу своей занятой работы свадебным организатором я часто делаю покупки в онлайн магазинах. В магазины хожу только за продуктами и то обычно заказываю готовую еду из кафе и ресторанов или ем на свадьбах. Я много видела рекламы Letyshops и по начала отнеслась к нему скептически ожидая очередного…

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
Вася Петров
Dec. 27th, 2015 03:17 pm (UTC)
Первый документ в ИКАО от России?
Вы просто монстр. :)
Кстати, жду упоминания об этом у фрицморгена.
Nikita Drovnyashin
Dec. 27th, 2015 03:28 pm (UTC)
А что он может об этом сказать? Причём тут вообще он?
Вася Петров
Dec. 27th, 2015 03:36 pm (UTC)
А подумайте.
denokan
Dec. 27th, 2015 04:36 pm (UTC)
Не думаю, что он там может появиться. Если это действительно первый документ от России, то это позорное достижение.
Вася Петров
Dec. 27th, 2015 04:53 pm (UTC)
"Ну, вот, наконец-то Россия начала устанавливать по-настоящему безопасные стандарты авиасообщения. ИКАО, при всём их предвзятом отношении к нашей стране вынуждена рассматривать поправки в руководящие документы, разработанные и внесённые специалистами, работающими в (как это называется у нас, не знаю). Ни и там про безопасность и про то, как в документе есть"рекомендации, призванные повысить понимание важности стандартных процедур, особенно в плане обеспечения взаимного контроля.

Документ также содержит образцы SOP, например, политики стабилизированного захода с долгожданным разъяснением в каких случаях и как экипажам допускается расширять границы рекомендованных критериев."
И про евробюрократов, которые погрязли в косности и про то, как наши специалисты смогли-таки пробить эту стену пренебрежения и непонимания и про то, поправки эти гениальны и СПАСУТ МНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ"
Вот так, примерно.
denokan
Dec. 27th, 2015 04:54 pm (UTC)
Спасибо :)
lubezniy
Dec. 27th, 2015 06:39 pm (UTC)
В любом случае без первого документа не может быть второго, третьего и последующих. А интерес серьёзных людей вполне показал его уровень. С почином.
_deniska
Dec. 27th, 2015 03:38 pm (UTC)
Поздравляю с важным шагом, возможно, будущее безопасной авиации в ваших руках, теска :)
alexerror
Dec. 27th, 2015 03:59 pm (UTC)

Что Вы думаете по поводу выводов коммисии по Казани. Много го ли у нас в авиации таких пилотов которые свое пилотское просто купили, или это возможно только в отдельных компаниях. Такая ли это стрессовая ситуация уход на второй круг как описанно в заключении. И как можно сдать теорию на неуд, а через полчаса на хорошо.

denokan
Dec. 27th, 2015 04:02 pm (UTC)
"Пилоты купили пилотское" это слишком короткая фраза, ничего не говорящая о тех проблемах, которые на самом деле имели место быть в течение двух+ десятилетий.

Эта фраза годится лишь для запугивания домохозяек. Неужели Вы на самом деле считаете, что можно взять, придти, купить пилотское и сразу начать летать?

Другое дело, что процессы выдачи пилотских были выстроены через жопу и коррупцию, что открывало поле для дейтельности вполне реальных начальников, которые пытаются сейчас уйти от ответственности, наскоро лишая пилотов их лицензий десятками.

Edited at 2015-12-27 04:02 pm (UTC)
alexerror
Dec. 27th, 2015 04:05 pm (UTC)

Ну комися не нашла каких либо документов подтверждающих что КВС проходил переучивание и имел необходимый налет. А про уход на второй круг что думаете? Спасибо за ответ. Всегда читаю Вас большим интересом☺



Edited at 2015-12-27 04:06 pm (UTC)
denokan
Dec. 27th, 2015 04:10 pm (UTC)
Вот именно. Не нашла. Я просто не хочу писать об этом, чтобы не будоражить публику лишний раз. Но власти сильно наступили в лужу, и, слава Богу, что отчет это показал.

Задумайтесь сами. На всех пилотских стояли подписи реальных чиновников, все они были выданы в реальных органах власти. Все те учебные заведения, которые после катастрофы в спешном порядке прикрыли, до этого успешно проходили проверки, которые выполняли вполне себе конкретные товарищи из властей. Просто для кого-то эпоха раздолбайства очень долго длилась.
alexerror
Dec. 27th, 2015 04:12 pm (UTC)

Спасибо. Я понял.

dmarck
Dec. 27th, 2015 04:19 pm (UTC)
"Круговая порука вяжет как копоть"©

Увы.
ВЯЧЕСЛАВ АГАПОВ
Dec. 27th, 2015 06:34 pm (UTC)
Такая ситуация, к сожалению , не только в авиационной отрасли, но и в целом по стране. Небольшой гешефт для ответсвенных чиновников. Открою маленькую тайну, у меня товарищ доктор, так там у них примерно та же картина . Авиация и медицина - это две отрасли, где подобные подходы должны быть недопустимы в принципе , ибо здесь на кону жизни и здоровье людей, все остальное менее критично. Кому нужна была подобная система можно только догадываться.
lubezniy
Dec. 28th, 2015 08:59 am (UTC)
Любая профессия может поставить на кон жизнь и здоровье людей. Скажем, тот же слесарь может работать на автозаводе; как прикрутит, скажем, тормозной шланг... Электронщик может спроектировать узлы, которые (он может об этом и не знать), до поры до времени давая удовлетворительные результаты, впоследствии будут использованы в медицинском оборудовании. Тот же дом можно так "построить", что он через некоторое время сгорит или развалится вместе с людьми. Так что считаю деление профессий на критичные и не очень неправильным.
komal_brn
Dec. 27th, 2015 04:03 pm (UTC)
Да советчиков у нас море, но как дело доходит до дела - стоишь один в поле... (аналогичная ситуация сейчас). на фото перед "THANK you" с верблюдом - Денис, вы с твоим батей одно лицо.
dmarck
Dec. 27th, 2015 04:18 pm (UTC)
Денис, поздравляю, отличная и очень нужная работа!
alive4journey
Dec. 27th, 2015 04:22 pm (UTC)
вот это работа. С огромным уважение отношусь, ко всему, что вы делаете, в кабине и в кабинете). Нам бы в обычные компании (не авиационные) такие практики.
Vladimir Rozhkov
Dec. 27th, 2015 05:10 pm (UTC)
Решительно четкий и ясный документ.

Тут и Фриско и Казань четко описаны .

Денис , просто шикарно. Не пилот, но читаю и аплодирую !
Alex Sulzhits
Dec. 27th, 2015 05:12 pm (UTC)

Денис, искренние поздравление за такой уровень доклада. Приятно читать, что хоть кто то что то полезное делает на таком высоком уровене. А из Белавии был кто нибудь?

denokan
Dec. 27th, 2015 05:21 pm (UTC)
Вроде из Беларуси кто-то был.
fokindima
Dec. 27th, 2015 05:15 pm (UTC)
Браво! И Спасибо! За все, что Вы делаете для авиации.
denokan
Dec. 27th, 2015 05:21 pm (UTC)
(Утирая пот со лба): Не за что!

А если серьезно, очень нужны помощники. Болельщиков много, писателей нет.
lubezniy
Dec. 27th, 2015 06:48 pm (UTC)
Каковы требования к писателям или кому-то ещё, кто мог бы в этом деле помочь?
denokan
Dec. 27th, 2015 06:52 pm (UTC)
Знания + инициатива + умение быстро работать в MS Office + трудоголизм

Встретить человека, у которого все четыре условия были бы соблюдены, увы, практически невозможно.
chip_burunduk
Dec. 27th, 2015 06:13 pm (UTC)

Теперь я понял откуда мне знакомо ваше лицо - я тоже принимал участие в совещании в Париже. И там еще думал - откуда я его знаю :)

liotcheg
Dec. 27th, 2015 07:17 pm (UTC)
Вот это уровень! Поздравляю!
"Оба пилота должны устно подтвердить следующие изменения" - тут далеко не все эксплуатанты с Вами согласятся. В Люфтганзе вообще молча летают :)
У вас SOP одинаковый и для Боинга, и для Эирбаса? Какой брался за основу? И них тут как раз отличается подход.
denokan
Dec. 27th, 2015 07:19 pm (UTC)
Re: Вот это уровень! Поздравляю!
У нас в компании (Глобус) только Боинг. Это его политика по обеспечению x-check, но пока мы ни от одно эрбасника не получили критику данных положений.
liotcheg
Dec. 27th, 2015 08:02 pm (UTC)
Re: Вот это уровень! Поздравляю!
Ага, понял. Я когда переучивался с 737 на 320 сильно плевался с "этих странных французских процедур" :)
Теперь вижу в них толк. У Эирбаса намного меньше говорилок, все процедуры делаются автоматически без команд (у Вас об этом тоже написано). PM говорит что-то только тогда, когда PF что-то проспал или когда есть отклонения. PF озвучивает, в принципе, только изменения FMA, не зависимо он ли их делает через FCU (это может быть PM или FMGS). Изменения частот радиосвязи вообще никто не озвучивает, иначе получается, что частота озвучивается 4 раза (диспетчер, PM, потом ОБА пилота при установке - даже представить не могу).
Изначально кажется, что все эти callouts повышают situational awareness, а получается наоборот - ответы на автомате. Сейчас я за полет слово Check слышу раза 3. И мне это нравится :)
denokan
Dec. 27th, 2015 08:17 pm (UTC)
Re: Вот это уровень! Поздравляю!
У Боинга сейчас минимум стандартных докладов. И очень короткие чеклисты. Частоты АТС он тоже не предлагает чекать, это уже операторские изыски. Но не оба, конечно. Verbally confirm означает "..set. Checked"
dvv
Dec. 28th, 2015 05:10 am (UTC)
А вот кстати: при прочтении отчёта по Казани сложилось у меня впечатление, что КВС был сильно озабочен тем, чтобы на CVR прозвучали call-outs типа «One thousand, stabilized, no flags» — куда сильнее, чем что они по сути означали. И при этом я в отчёте нигде не нашёл, чтобы в брифинге захода обсуждался missed approach. И судя по тому, что были непонятки с завершающей высотой missed approach, на схему там никто не смотрел. Ну это так, к слову…
denokan
Dec. 28th, 2015 05:34 am (UTC)
На соседнем форуме я назвал тот доклад "stabilized"квинтэссенцей происшедшего. Что-то ляпнул,лишь бы ляпнуть, а в чем ляп, так и не понял, бо не обучен.
dvv
Dec. 28th, 2015 06:16 am (UTC)
Учёба вприглядку. Карго культ.
sky_hopper
Dec. 29th, 2015 06:08 am (UTC)
Лишний раз доказывает, что количество коллаутов никак не влияет на безопасность полётов. Создаёт имитацию кипучей деятельности - это да, согласен.
Я летал по разным СОПам, но самые лучшие полёты были на BBJ по core Boeing procedures. Никакой болтологии, типа ежесекундных check, минимум чек-листов и брифингов. И, к моему удивлению, летать так намного приятней.

Edited at 2015-12-29 06:09 am (UTC)
denokan
Dec. 29th, 2015 02:16 pm (UTC)
Сore Boeing procedures, конечно же, можно использовать для полетов. Но сам мистер Боинг предлагает их брать как основу для разработки компанейских мануалов, что мы, скажем и сделали. В свое время грудью пробивал снижение колл-аутов, например, приведение процесса запуска двигателя к тому самому core. Было много "против", но получилось победить. И так, шаг за шагом.
xray
Dec. 28th, 2015 05:38 am (UTC)
Да..
Там на 81 странице есть схема, где на стар наложеная расшифровка переговоров.
Там очень много всего интересного и грустного.
dimas
Dec. 27th, 2015 08:45 pm (UTC)
Какие же вы молодцы!

Поздравляю с выходом на международный уровень!
Alexandr Chuprov
Dec. 28th, 2015 08:16 am (UTC)
Денис, спасибо за отчет! Искренне порадовался.
Поздравляю с выходом на новый уровень!
Что ж, будем надеяться, что данный труд не ляжет под сукно, и коллеги в РФ не будут смотреть на тебя, как на белую ворону.
ytkk
Dec. 28th, 2015 01:18 pm (UTC)
Денис, участие в таком мероприятии - это замечательное событие! Поздравляю Вас с этим. Вы делаете очень нужную работу. Я тоже, читая СОП нашей АК, понимаю необходимость его модернизации, однако, как мне показалось, к нашему СОПу в компании относятся как хрупкому карточному домику, который боятся лишний раз трогать (напоминает также поговорку программистов: "если код программы работает, не вздумай ничего менять").

Какие вопросы Вам задавали после доклада? Какие были ответы?

Edited at 2015-12-28 01:19 pm (UTC)
denokan
Dec. 29th, 2015 02:19 pm (UTC)
Боинг поблагодарил, UK помучал меня насчет моего мнения - в каком направлении следует двигаться авиакомпаниям в плане обучения пилотов - глубже учить работе с системами или развивать т.н "non-technical skills", например, учить пилотов контролировать друг друга.

Для меня этот вопрос "не вопрос", я считаю, что надо по всем фронтам работать, но упор на взаимном контроле.
evgeny_dzis
Dec. 28th, 2015 01:39 pm (UTC)
Искренние поздравления, Денис! Желаю дальнейшего развития этой большой и серьёзной работы!
На предпоследнем фото - сильнейший оратор без капли волнения. :)
scalps11
Dec. 28th, 2015 06:01 pm (UTC)
Авиапроизводители оставят самолеты без вторых пилото
dvv
Dec. 28th, 2015 09:33 pm (UTC)
Если уж читаете советские газеты, то, хотя бы, дальше заголовков их читайте.
fenster
Dec. 28th, 2015 10:34 pm (UTC)
Re: Авиапроизводители оставят самолеты без вторых пило
Вот тут http://www.across-fp7.eu/objectives/ английским по белому сказано:

Single-pilot operations in all conditions are considered a long-term evolution that is not in the scope of ACROSS research & technology developments.

(выделение моё)

Ну да, английским по белому, а не русским — проблема, конечно. Давайте больше ленты.ру :)
( 45 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel