?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Жизнь пилота гражданской авиации это постоянная учеба. Тренировки, зачеты, проверки. Наверное, читателю будет интересно чуточку подсмотреть за тем, чему пилоты постоянно учатся?

Предположим, Вы закончили летное училище и были настолько удачным, что Вас приютила авиакомпания. Для простоты описания возмем самую яркоокрашеную авиакомпанию страны, то есть, мою :)

Кроме обязательного курса переподготовки на новый для Вас тип самолета (в нашем случае это Боинг 737), Вам предстоит изучить следующие интересные вещи:

  • правила перевозки опасных грузов

  • подготовку по авиационной безопасности

  • подготовку к аварийным действиям при посадке ВС на сушу

  • тоже самое, но и на воду

  • проблематику человеческого фактора, умение управлять ресурсами экипажа и взаимодействовать (CRM)

  • предотвращение наземного обледенения ВС

и др.

Плюс ко всему прочему, много элементов, обязательных для отработки, будет включено в тренажерную подготовку. Например - действия по выводу самолета из сложного пространственного положения, при угрозе столкновения с землей, при попадании в сдвиг ветра и другие.

Все вышесказанное проводится на базе учебного центра. Далее Вы приходите в авиакомпанию, но в самолет не садитесь. Вам надо пройти еще несколько видов подготовок, сдать кое-какие зачеты и экзамены. И конечно же, пройти инструктажи по охране труда на рабочем месте, электро и пожарной безопасности.

И дальше, уже начав летать, Вы учебу не заканчиваете. Если убрать эпизодически появляющиеся новые курсы, которые следует пилоту пройти (развите не стоит на месте, и появляется что-то новое, что требует изучения), то с определенной периодичностью (раз в год, два, три, в полугодие) Вы будете проходить различные виды тренировок и проверок, которые требуются по ФАП 128.

--==(о)==--

Например, в авиационном учебном центре раз в год мы тренируем процедуры выполнения эвакуации после вынужденной посадки ВС на сушу.

Для этого есть специальные тренажеры, самые современные из которых умеют изображать различные адские звуки, пускать дым в салоне, визуализировать пламя и препятствия в направлении выхода. Более того, они расположены на подвижной платформе - аварийная посадка имитируется весьма интересно!

Такие тренировки производятся совместно пилотами и бортпроводниками. Когда-то мы делали это раздельно, но мне всегда казалось, что это неправильно - ведь это прекрасная возможность посмотреть "изнутри", как это бывает, действительно отработать процедуры взаимодействия между кабиной и салоном. И первые же тренировки доказали свою эффективность, поэтому "старый подход" кажетс уже немыслимым!

Сначала мы повторяем теорию - как пользоваться огнетушителями, дымозащитными капюшонами, аварийным радиомаяком. Потом приступаем к практике - идем на тренажер аварийного покидания, где сначала повторяем открытие дверей и аварийных люков, ну а потом начинается шоу - имитация аварийной эвакуации.

С реальным покиданием по трапу.





К слову, я упомянул про тренировку открытия дверей и люков. Стоит сказать, что на самолете В737 открыть пассажирскую дверь и не травмироваться - это уже искусство (закрыть - тоже). А сделать это быстро, в одно движение - верх мастерства! Мне всегда занятно смотреть на то, как мастерски это делают наши худенькие девчонки - а ведь именно на них будет возлагаться ответственность за открытие дверей, даже если пилоты каким-то чудом в аварии уцелели (кабина страдает первой)!

Не менее интересной (особенно зимой) выглядит тренировка по действиям на воде. Теоретически существует возможность посадки сухопутного самолета на воду. Она очень сложна и опасна, но, тем не менее, случаи бывали. Поэтому летные и кабинные экипажи так же совместно тренируются - учатся (или повторяют), как правильно надевать спасательный жилет, как правильно использовать его, как группировать в воде, как забираться на плот (который может входить в оборудование воздушного судна) и многому другому.

К слову, хочется пожаловаться на некотрых нехороших пассажиров, которые любят тащить спасательные жилеты с самолета. Пожалуйста, не делайте этого! У экипажа потом начинаются проблемы, а Вам он особо не поможет.

--==(о)==--

Кроме этих "веселых" тренировок существуют скучные наземные - повторение правил перевозки опасных грузов, занятия по авиационной безопаснти и... управление ресурсами экипажа. Последнее на самом деле может быть очень нескучным и веселым, но очень многое зависит от преподавателя.

Безусловно, самая интересная периодическая подготовка - подготовка на тренажере. Она производится раз в полгода, включается в себя две сессии по 4 часа. Первая сессия подготовительная, на которой пилот, скажем так, тренируется перед второй - контрольной.

Перед началом подготоки пилот проходит наземную предварительную подготовку и контроль готовности. К слову, если инструктор сочтет нужным, подготовка на любом этапе может быть не засчитана и пилот отправляется "на второй круг".

Я уже писал более подробно о периодической тренажерной подготовке. Если интересно почитать, добро пожаловать вот сюда: http://denokan.livejournal.com/83251.html

Пульт инструктора тренажера

AMS080.JPG

AMS078.JPG

AMS083.JPG

А это Домодедово. Не так давно наши мастера добавили "сценарий" родного аэропорта на тренажер, установленный в нашем учебном центре. Выглядит просто здорово!



К слову, если Вас заинтересовал(а) второй пилот на  фото выше, добро пожаловать сюда: http://denokan.livejournal.com/108536.html



Тренажерная подготовка периодической не ограничивается. Есть еще дополнительные виды полетов, которые требуют специальной тренировки на тренажере, например:

  • подготовка к полетам по CATII/III (когда погода совсем плохая)

  • подготовка к полетам по ETOPS (особые процедуры, которые применяются при полетах на самолетах с двумя двигателями)

  • подготовка к полетам в аэропорты повышенной сложности.


Про третий вид подготовки у меня тоже есть рассказ - подготовка к полетам в Шамбери: http://denokan.livejournal.com/94367.html

Видео из того рассказа



Кроме всего вышесказанного есть и другие виды событий, требующие "позаниматься". В некоторых компаниях организуют курсы повышения квалификации, как это делалось в СССР, где-то разработана программа непрерывной периодической подготовки и подобные КПК (которые ни одним документом, кстати, не требуются) не применяются. Где-то используются соврменные он-лайн средства для подготовки.

Плюс все еще приходится периодически собираться на так называемые "разборы" - мы проводим их раз в три месяца, кто-то по старинке проводит раз в месяц. Кто-то не проводит. На этих "разборах" обычно собираются, чтобы "поговорить" о проблемах, послушать мнения, дать какие-либо ценные указания.

Но самое главное - каждый полет это своего рода учеба. Опыт. Что-то новое.

Какими бы насыщенными не были тренировки, все это является лишь подспорьем, материалом для настоящего обучения - в реальном небе. Это очень ответственная профессия и от того, насколько качественно пилот, его учителя, инструкторы относятся к летному делу зависит успешный итог каждого нового полета.

Безопасных полетов!

PS А я как раз начну собираться в учебный центр, проводить очередную проверку работы экипажа на тренажере

Путь пилота от выпускника и до...


FLYSAFE

Posts from This Journal by “ликбез” Tag

promo denokan june 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
kybaman
Sep. 22nd, 2015 11:44 am (UTC)
Век живи, век учись!
sadkowsky
Sep. 22nd, 2015 12:46 pm (UTC)
В субботу прошлую был в Домодедово на споттинге от S7, снимал в основном зеленых братьев. Стоя возле дверей при выходе из здания на перрон увидел как раз второго пилота - молодая девушка. Вышла, оглянулась по сторонам, одела фуражку и уверенно спокойно пошла к самолету)
http://cs625629.vk.me/v625629571/407c7/4gV7JnGPElw.jpg
(Deleted comment)
denokan
Sep. 23rd, 2015 09:07 am (UTC)
Тут проще. Они считаются расходным материалом - ведь периодически приходят в негодность без всякой кражи, поэтому на борту всегда есть запас этих инструкций. А если и нет - то появляются там очень быстро, это дешево.
murovank
Sep. 22nd, 2015 02:55 pm (UTC)
Мне как постороннему от авиации и тренажеров вообще человеку кажется, что 2 раза по 4 часа это ничтожно малый срок для того, что бы освоить какой-то новый навык на
такой сложной технике как самолет. Освоить это всмысле довести до автоматизма и включить в уже существующий комплекс навыков.

denokan
Sep. 23rd, 2015 09:04 am (UTC)
Речь не идет об автоматизме в каждом конкретном случае. Этого не требуется.

А для того, чтобы до автоматизма довести общие навыки работы в нештатной ситуации, этого достаточно. Ведь речь идет не о человеке с улицы, а о профессиональном пилоте, который не просто сел в самолет, а прошел очень и очень длинную и дорогостоящую подготовку.

Два раза в год по четыре часа - это для подготовленных пилотов.
vzletnaya_m
Sep. 22nd, 2015 03:49 pm (UTC)
На тему дверей 737. Была у нас худенькая маленькая девочка у которой нумникак не получалось открыть эту злощастную дверь, котопая 1L. После 5ой попытки, инструктор размашисто показал еще раз, вместе с девочкой. Итог: девочка вылетела наружу, вместе с дверью. =)
denokan
Sep. 22nd, 2015 03:50 pm (UTC)
Надеюсь, цела?
vzletnaya_m
Sep. 22nd, 2015 03:58 pm (UTC)
Да. Там же пол ща дверью был=)
Но на тему того, что с 737 бывает тяжело даже картинку делали проводники в стиле: 'Не можете открыть дверь маршрутки? Я могу! Потому что работаю на 737. Муж не может открутить крышку банки с огурцами? Я могу..." и далее по тексту. Не могу сказать, что аномально сложно, главное правильная техника)))
Olga Kutsos
Sep. 22nd, 2015 04:37 pm (UTC)
Спасибо, как всегда, очень интересно! Также по ходу чтения возник вопрос. Вы неоднократно писали о недостаточной подготовке пилотов, а существует ли в Вашей отрасли проблема overqualified, например, при переходе пилота из одной авиакомпании в другую?
denokan
Sep. 23rd, 2015 08:53 am (UTC)
Существует. Некоторые импортные компании предпочтут взять молодого пилота на должность второго пилота, чем опытного пилота-инструктора.
Artem Pozdnyakov
Sep. 22nd, 2015 05:22 pm (UTC)
Денис, приоткройте завесу, зачем на центральном дисплее так много свободного места? там появляются аварийные сообщения или чек-листы как на Эирбасе?
denokan
Sep. 23rd, 2015 08:48 am (UTC)
Нет, аварийные сообщения на В737NG и чек-листы там не появляются. Там могут загораться разные табло или же сам вид картинки может меняться на так называемый "компактный" - когда на одном верхнем дисплее умещается еще и информация с нижнего.
Artem Pozdnyakov
Sep. 23rd, 2015 05:50 pm (UTC)
спасибо!
fly_dream
Sep. 23rd, 2015 02:47 am (UTC)
Когда я был в штатах по обмену, набрёл на магазин на Е-Бэе, который назывался 1000частей самолёта. И благополучно купил там себе Жилет, которым оснащаются современные лайнеры (каким путём оборудование попадает в этот магазин - судить не берусь, но там можно было всё купить, приборы, аварийное оборудование, даже пропеллеры от "поршней" продавались).

Когда я с этим жилетом первый раз возился, не смотря на инструкцию и на то, что я как раз летел Дельтой с похожими моделями жилетов, я, без спешки и паники, всё равно кое что сделал неправильно. К примеру, за спиной там болтались две тесьмы с двумя стальными защёлками а спереди посередине было кольцо на короткой верёвке, к которому их надо пристегнуть и затянуть, я кольцо не заметил, просто соединил тесьмы между собой, потом - само слово: "жилет" - на самом деле это больше на надувной ошейник похоже, и если его, как именно "жилет" пониже ещё затянуть - после надувания может быть некомфортно или даже больно. Плюс - штука эта спасательная, снять её не так-то просто (давал попробовать подруге, ей с серёжками в ушах вообще не было возможности его снять, не травмировав уши, а как сдувать - ни в каких инструкциях этого вообще нет), короче я к чему.

Повертел это чудо в руках. Внимательно посмотрел на эти "клапаны поддува" как сдуть, как надуть повторно, как правильно надеть, как правильно застегнуть, как достать свисток, как работает сигнальный маячок (забавное наблюдение, при опускании в пресную воду этого химического элемента, маячок не загорелся. Добавил ложку соли и вуаля...). Зато теперь, если (не дай Бог) будет вынужденная посадка на воду, я буду с практическими навыками по пользованию данной штуки, и скорее всего использую её правильно, правильно застегну/затяну и прочая-прочая... вот мне и думалось, что на самом деле по аналогии "типа тренажёром" в аэропорту, могли бы организовать какие-то практические мастер-классы по пользованию этими масками/жилетами/ремнями и остальным...

Хотя с другой стороны... я кроме Гудзона и той посадки Ту-124 на Неву лет 50 назад, и не вспомню ни одной (в ВИКИ написано, что было всего 6 случаев приводнения, когда все пассажиры и экипаж не пострадали).

p.s. - Да, кстати, смысла его переть из самолёта не вижу, для купания он крайне неудобен, сжимает шею, постоянно переворачивает тебя на спину (без усилий на пузе не удержаться), болтаешься на воде - солнце слепит, куда грести не видно, а сеструха потом ржала говорит: "Ты издали был похож на резиновую уточку для ванной" : )

Edited at 2015-09-23 02:50 am (UTC)
vzanuda
Sep. 23rd, 2015 08:52 am (UTC)
Это вы знаете уже что такое этот жилет.
А те, кто его свистнул или мечтает об этом так не думают и вообще о таких тонкостях не задумываются.
empennage
Sep. 23rd, 2015 04:33 pm (UTC)
:) Рискну быть банальным.
Он и не предназначен для купания. Переворачивает на спину - чтобы у человека без сознания или просто неумеющего плавать голова оставалась на поверхности. Сережки? Плавая в жилете около самолёта, который только что приводнился - будет глубоко наплевать на них и даже на уши, если их из ушей с мясом вырвет. Акулы бы не обглодали под водой. А уши зарастут. Сжимает шею? Зато из него не выскользнешь.
А сдувают их, я так понимаю, спасатели, после того как вытащат пассажира из воды. Возможно даже просто ножом.

6 случаев, когда никто не пострадал. Даже если после приводнения погибнут все кроме одного пассажира - это уже хорошо. Жилет в этом может помочь.

Edited at 2015-09-23 04:35 pm (UTC)
fly_dream
Sep. 23rd, 2015 05:31 pm (UTC)
Ну да. Это собственно и мои мысли, но... прост, к примеру, самолёт сел в океан, все перегрузились на плоты, кто-то вышел за дверь самолёта, разрядил эти баллончики, и сидит на плоту на этом в "надутом ошейнике". А сдувается он просто, примерно как на обыкновенной шине автомобильной, нажатием на железную пимпочку на клапане.

К тому и были эти мысли о мастер-классах по желанию, хотя бы в крупных аэропортах...
empennage
Sep. 23rd, 2015 05:54 pm (UTC)
С плота и упасть можно. :) Я бы в ошейнике сидел. :)
someiurii
Sep. 23rd, 2015 08:26 am (UTC)
А еще МВЛ, RNAV(B,P), RVSM.....
denokan
Sep. 23rd, 2015 08:37 am (UTC)
Этот список на этом не заканчивается.
nulsi
Sep. 24th, 2015 06:04 am (UTC)
'и были настолько удачным"
а можно и не быть, а быть чьим нибудь сынком или блатным, да же?
denokan
Sep. 24th, 2015 06:44 am (UTC)
Что значит "сынок"? Если речь о работниках компании - они имеют приоритет, это правильно с любой точки зрения.

Но даже это не гарантия трудоустройства, если сынок тупица или раздолбай.

А так, компании выбирают лучших по результатам окончания УЗ. Поэтому я всем советую и буду продолжать советовать - учитесь лучше всех.
denokan
Sep. 24th, 2015 06:45 am (UTC)
Что значит "сынок"? Если речь о работник­ах компании - они имеют приоритет, это п­равильно с любой точки зрения.

Но даже это не гарантия трудоустройства,­ если сынок тупица или раздолбай.

А так, компании выбирают лучших по резул­ьтатам окончания УЗ. Поэтому я всем сове­тую и буду продолжать советовать - учите­сь лучше всех.
serge_khval
Nov. 17th, 2015 11:42 pm (UTC)
Увы, Денис, бывает так, что "его папа комэска, заслужил, ничего, что сын не такой уж и умный, возьмёте и подучите". Фраза из жизни, на отборе в одну, ныне не существующую, компанию. Я вот со своим красным дипломом и 4 уровнем никому не нужен сейчас, увы. А вот "сынки" потихоньку устраиваются. НО и "сынковости" не всегда достаточно.
В тот же нацпер, чтобы стать просто КАНДИДАТОМ, чтобы тебя направили на отбор и мандатную комиссию, надо отвалить около 100круб: МВЛ (только свой, чужой они не признают, в других же АУЦ учат плохо, ага)- 33 круб, уровень ИКАО (если нету, то курс 30 круб, если есть не ниже 4- экзамен экстерном 3 круб), и технический английский (обязателен для всех, экстерн разрешают только если есть 5 уровень и сертификат с других курсов, если нет- ещё 33 круб). Апофеозом идиотизма стал отказ в экстерне по техническому английскому девушке-пилоту, у которой первое высшее образование- переводчик с английского.
Казалось бы, мелочь, но тут надо добавить ещё три месяца свободного времени, подходящий к концу ВЛЭК, который тоже за свой счёт проходить, и тогда становится совсем грустно от того, что ты не "сынок" :) Пойти бы на Ан-2 подзаработать на эти курсы, так ведь не берут, без опыта-то :)
denokan
Nov. 18th, 2015 12:17 am (UTC)
Нацпер очень своеобразная авиакомпания
stuwart
Sep. 25th, 2015 11:00 pm (UTC)
Лично видел как худенькие девчонки выкидывали 26-килограммовый люк на крыло, а вы говорите, дверь! )))

Видел как один молодой второй пилот 737 жаловался на то, какая тяжелая дверь у самолета. Девчонки, летающие на 747 лишь сдерживали смех ))
Алексей Боровой
Oct. 1st, 2015 01:34 am (UTC)
Денис спасибо Вам за труд который делаете. В каждый самолёт такого ответственного бы пилота как Вы.
Крепкого здоровья и крепких нервов Вам, ну и конечно чистого неба!
denokan
Oct. 1st, 2015 05:05 am (UTC)
Спасибо!
gorojanin5
Oct. 14th, 2015 07:41 pm (UTC)
Здравствуйте!
А скажите пожалуйста, все эти постоянные занятия проводятся в рабочее время (читай вы получаете зарплату)?
Или в свободное? У нас пытались дополнительно обучать сотрудников, но в свой выходной день, что, конечно, никому не нравилось.
denokan
Oct. 15th, 2015 03:40 am (UTC)
Это часть рабочего процесса, поэтому он происходит строго по плану с соблюдением норм рабочего времени и отдыха.
dmitry_sablin
Feb. 6th, 2016 05:18 am (UTC)
Надо же, какой кошмар. А я-то думал - закончил летное и на тебе сразу зряплату в 300 штук и двух стюардесс :) А самолетик - он сам летает: нажал кнопку "взлет" - взлетели, нажал кнопку "посадка" - сели. А тут еще, оказывается и работать да еще и постоянно учиться нужно? :) Жуть жуткая :)
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel