?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На то, чтобы написать эту запись меня подтолкнул очередной простой вопрос, заданный одним из читателей. Мол,  чего такого страшного в грозах, чего вы их так боитесь, что готовы на запасной уйти? Нет, не дословно, конечно... но если суммировать комментарии, которые бывали и до этого, то в моей голове как раз такой вопрос и проецируется.

И действительно - ну разве могут вот эти облака-пушистики, представлять угрозу большим современным лайнерам?



Ми-ми-ми



Почему же пилоты, видя такую картинку на радаре, начинают ерзать в своих сиденьях и мучить диспетчеров запросами об изменении маршрута?



Марк Лазаревич Галлай в своей великолепной книге "Испытано в небе", в дестве зачитанной мною до дыр (наравне с другой - "Через невидимые барьеры") дал хорошее описание того, что может быть, если самолет-таки попадает в мощное грозовое облако...

Его я и процитирую.

Кстати, если Вы являетесь фанатом авиации и до сих пор не читали эти книги - shame on you, как говорится. Начинать надо со второй.

--==(о)==--

...Поначалу все шло как следует. Под машинами лежала спящая земля, над ними — бездонное, чернильно-чёрное ночное небо. Температура воздуха за бортом такая, что ртуть ушла куда-то в самый низ шкалы термометра: на земле можно целую жизнь прожить, так ни разу и не хлебнув такого морозца! Но люди всего этого почти не замечали — точнее, не отмечали в сознании, так как, во-первых, привыкли к обстановке дальнего ночного высотного полёта, а во-вторых, были по горло заняты каждый своим делом: когда работы иного, не до красот природы!
Итак, начало полёта прошло вполне благополучно. Но благополучие это длилось недолго. Первые признаки возможных осложнений появились уже через несколько минут после выхода на заданную высоту. Впереди по курсу среди ночной тьмы заиграли зарницы. Увидев их, лётчики сразу вспомнили грозу, прокатившуюся над аэродромом незадолго до вылета. Неужели это она? Вроде не должна бы здесь быть: синоптики обещали, что грозы уйдут от намеченною маршрута полёта в сторону.
Но — та самая или другая — гроза была уже совсем близко. Времени для особенно долгих раздумий не оставалось. Надо было решать: лететь ли прежним курсом дальше или отворачивать в сторону?
Нет, не следует чрезмерно упрощать сложившуюся ситуацию. Проще всего было бы назвать решение лететь вперёд безграмотным или явно авантюристическим. Но тогда вообще и разговаривать было бы не о чем. А речь идёт о вещах куда более тонких, чем, скажем, бездумное стремление лётчика ни с того ни с сего влезть на тяжёлой, перегруженной, неманевренной машине прямо в грозу.
Дело в том что грозы прямо перед самолётом действительно не было. Впереди, над самым горизонтом, просматривались звезды. Однако оценить сколько-нибудь точно, насколько ниже летящих самолётов останется верхушка грозовых облаков, было невозможно: что ни говори, ночь есть ночь. И конечно, благоразумие требовало отвернуть от этой опасной, так нечётко ограниченной зоны. Такое решение диктовалось всем многолетним, нелегко доставшимся, а потому особенно весомым авиационным опытом.
Внезапно впереди и ниже ведущего самолёта загорелось сразу целое поле ярких зарниц.
— Это было похоже на чёрный мраморный стол, весь в сверкающих золотистых разводах, — рассказывали мне потом участники этого на всю жизнь запомнившегося им полёта.

И тут второй лётчик ведущего корабля сдержанно спросил:
— Не притянет нас она? Может быть, лучше обойдём?
Настаивать он не мог. Не мог, несмотря на то, что прослужил в авиации значительно дольше, чем командир корабля, и образование имел посолиднее, да и по всему складу своего характера лучше умел, принимая какое-то решение, учесть все многообразие конкретных обстоятельств. Но он был вторым пилотом в тот день. И прекрасно понимал, что какие бы то ни было споры с командиром корабля, особенно в сложной обстановке, сами по себе таят порой не меньшие опасности, чем даже явно ошибочное решение командира.

А командир встретил замечание своего коллеги молча. Лишь через некоторое время он предпринял попытку, правда, не обойти зону гроз, но хотя бы оставить её пониже под собой. Двигатели были выведены на режим полного газа, и тяжёлый корабль натужно, метр за метром, полез вверх.

Но было уже поздно. События помчались в непрерывно ускоряющемся темпе: каждая секунда приносила новое и, увы, все более тревожное. Исчезли из виду звезды на небе. По фюзеляжу заскользили какие-то странные, светящиеся изнутри, розовые облачные клочья.
Ещё мгновение — и могучий нисходящий поток рванул машину вниз. Не успел экипаж опомниться, как оказался в самой толще грозовой тучи.
И вот тогда-то и началось!
* * *
Огромный корабль, которому, можно сказать, по штату было положено переходить из режима в режим медленно, плавно, с солидной неторопливостью, — этот самый корабль, будто лишившись поддерживающих его крыльев, падал — именно падал, а не снижался! — в глубь чёрной облачности. Воздушные порывы швыряли его с борта на борт, гнули крылья, наваливались так, что трещали заклёпки, на фюзеляж.

Машину несло вниз на сотни метров в секунду. Впрочем, назвать точную цифру вертикальной скорости было невозможно: стрелки приборов метались по своим циферблатам как угорелые, ни на мгновение не останавливаясь в каком-то более или менее определённом положении.
Кругом сверкали молнии. И вот, наэлектризованный до предела, засветился каким-то странным, неровным светом сам корабль, забегали огоньки по поверхности крыльев и фюзеляжа, полетели искры с концов консолей, а на штангу, торчащую из носа самолёта — перед самыми лицами полуослепленных лётчиков, — сел огромый кипящий огненный шар.
Ярким пламенем горели окружавшие со всех сторон машину облака. «Наверное, так выглядит изнутри работающая домна», — рассказывали потом обо всей этой переделке наши товарищи.
Один за другим самопроизвольно выключались двигатели — их входные устройства в таких потоках работать, конечно, не могли. Второй лётчик упорно запускал их вновь, но угнаться за темпом событий было нелегко: не успевал запуститься один двигатель, как выходил из строя другой. Был момент, когда не работали три двигателя из четырех!

Надо отдать должное экипажу — он не растерялся. Оба пилота — и командир корабля и второй лётчик — не опустили руки: тогда уж ни единого шанса на спасение не осталось бы наверняка! Работая, сколько хватало сил, штурвалами и педалями, они старались удержать самолёт в каком-то более или менее приемлемом положении в пространстве, как говорится — лишь бы не вверх колёсами. Сидевший у экрана бортового радиолокатора штурман отрывочно командовал: «Левее… правее… прямо…» — ему, единственному в экипаже, было в какой-то степени видно расположение зон особенно интенсивной грозовой деятельности.
Больше предпринять было нечего…
К счастью, все это мы впоследствии узнали по рассказам экипажа самолёта, а не по разрозненным остаткам, собранным аварийной комиссией, хотя, говоря откровенно, по всему ходу дела следовало скорее ожидать последнего.
Когда гроза в конце концов выплюнула из своих недр многострадальную машину, выяснилось, что за несколько десятков секунд потеряно без малого пять километров высоты! В нормальной атмосфере самолёт этого типа никаким способом — даже в пикировании — не мог бы снизиться так энергично.
Ни о каком дальнейшем выполнении задания, разумеется, не могло быть и речи. Стояла другая задача: как-нибудь потихоньку добраться домой. И это удалось — дальше полет протекал без приключений, а последующий тщательный — до последней гайки — осмотр на земле показал, что конструкция самолёта выдержала выпавшую на её долю встряску блестяще: существенных повреждений в машине не оказалось. Дотемна обгорели капоты двигателей, местами деформировалась обшивка крыльев и фюзеляжа, но основные силовые узлы остались целы. Впрочем, последнее обстоятельство следует отнести прежде всего к чести тех, кто конструировал и рассчитывал самолёт на прочность, а не тех, кто на нем летал. Ход испытаний в результате всего происшедшего так или иначе прервался на срок гораздо больший, чем потребовался бы из-за обхода грозовой облачности стороной.

Не зря говорится, что наши недостатки суть продолжения наших же достоинств, только в гипертрофированном их виде.
--==(о)==--

Спасибо, Марк Лазаревич!

Когда речь заходит о грозе, мистер Обыватель больше всего думает о молниях, и меньше всего - о внутреннем устройстве этой взбалмошной красавицы. Да, самолеты периодически попадают под удар молнии (либо разряда статического электричества), это может привести к неприятностям, но обычно заканчивается достаточно безболезненно для пассажиров, хоть самолет и встает на ремонт. Мы старемся не приближаться к очагам, чтобы не спровоцировать искру интереса со стороны этой девицы и этого обычно достаточно.

А все остальное, связанное с грозами - шквалы, грады, сдвиги ветра, сильная болтанка - это то, что мешает нам значительно чаще. И если на маршруте мы имеем пространство для маневра (хотя, увы, экипаж Ту-154 под Донецком этим вариантом не воспользовался), то наиболее интересные love stories начинаются у самой земли - при вылете или при заходе на посадку. Конечно же, речь не идет о полете сквозь очаг для достижения этой цели, но опасные явления распространяются довольно далеко за его пределы, а так как пространство для маневра сужено, то иногда бывает очень и очень нескучно отрабатывать "зарплаты, которые вам платят непонятно за что - ведь, известное дело, самолетом управляет автопилот":))).

Скажу откровенно - зимой летать проще, чем летом. Все эти низкие сцепления, бураны и прочее - не идут в сравнении с шестичасовым ковырянием в грозах (и такое бывает!). Зимой взлетел, и ни разу не свернул с маршрута.. А летом бывает, что и по маршруту толком лететь не удается - все время решает ребус - в какую сторону обойти очередную засветку.

Однажды мы вылетели из Казани, направляясь в Москву... дошли до "стены" высотой выше нашего максимального эшелона... и почапали несколько сотен километров на юг, в надежде найти "окно". Окно нашли, но ценой огромного "крюка". Учитывая то, что это была ночь, это был второй полет (в первом тоже искали "проход"), можно представить, как бодро мы себя чувствовали. Утешением может служить лишь то, что ночные грозы - очень и очень красивое зрелище! Зарницы молний - то тут, то там - это вряд ли можно описать словами!

Это надо видеть - но с безопасного расстояния :)





Летайте безопасно!
Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.

FLY SAFE NEW 250.jpg


Posts from This Journal by “грозы” Tag

promo denokan июнь 1, 2015 06:00 188
Buy for 50 tokens
"Прогноз погоды на 29 мая. Температура 26-28 градусов, во второй половине дня ожидаются грозы, усиление ветра..." Я еду на вылет, слушая краем уха дяденьку из радио. Сегодня у меня рейс в набивший оскомину моим читателям Тиват, но от того, что истории, с ним связанные, здесь уже…

Comments

( 104 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
mrsmith75
Jun. 7th, 2015 03:14 pm (UTC)
гроза бодрит!
а фотки афигенные )))
ivandalavia
Jun. 7th, 2015 03:24 pm (UTC)
а ведь никто не знает сколько ещё таких героев,подобно этому капитану,летает в наше время
travelfoxes
Jun. 7th, 2015 04:18 pm (UTC)
Вот именно, у нас тоже такие есть. Да и не только у нас.
(no subject) - gorojanin5 - Jun. 7th, 2015 09:58 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - gorojanin5 - Jun. 8th, 2015 04:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - v_29 - Nov. 22nd, 2015 09:03 am (UTC) - Expand
anna_beljaeva
Jun. 7th, 2015 03:28 pm (UTC)
Не-не-не, товарищи и господа пилоты, облетайте грозы дальней дугой, пожалуйста, мы все хотим приземляться живыми, пусть и не сразу дома.

Про зарплаты - забавно. Я б, честно говоря, за любые деньги сильно подумала, а надо ли оно мне, везти по небу несколько сотен живых душ, но есть, видать, альтруисты, которые готовы задаром нервные клетки умертвлять.
tarcus
Jun. 8th, 2015 05:43 am (UTC)
адреналиновые наркоманы-трудоголики)) редкий тип людей, но бывает))
k_selman
Jun. 7th, 2015 03:44 pm (UTC)
такое мимими в иллюминаторе вместо слабительного
dashka_murashka
Jun. 7th, 2015 03:46 pm (UTC)
здравствуйте, Денис.
скажите, вот учитывая Ваш опыт, умение и желание все анализировать (даже не по работе), так вот , как Вы считаете, а климат сильно изменился на земле (например, по сравнению с тем моментом, когда Вы начали свою летную карьеру)? учитывая, что Вы много где бываете (бывали) и тд.
вот на Ваш взгляд.

пс. мне вот кажется, что пилоты - сильно видят климатические изменения.
denokan
Jun. 7th, 2015 03:47 pm (UTC)
На мой взгляд - не изменился.
(no subject) - valerytan - Jun. 7th, 2015 03:56 pm (UTC) - Expand
Алексей Балаботкин
Jun. 7th, 2015 03:51 pm (UTC)
Спасибо за объяснение, ваши рассказы и за совет книг.

Кстати, о книгах. А как вам Ершов?

Вообще - был бы интересен рассказ о книгах для любителей авиации - художественных, документальных. БЫть может, с вашими впечатлениями от них.
denokan
Jun. 7th, 2015 03:53 pm (UTC)
Я прочитал все творения Василия Васильевича, которые были выложены в общий доступ. Я считаю очень ценным то, что он описал шаг за шагом, год за годом, путь советского пилота, не скрывая своих трудностей, ошибок, проблем, которые испытывала гражданская авиация.
silverspoons2
Jun. 7th, 2015 03:52 pm (UTC)
Гроз не боимся, боимся молнию.
kaguti
Jun. 7th, 2015 03:54 pm (UTC)
Спасибо за ссылку на книжки!
Получается, при "падении в грозу" летчики испытывали отрицательную перегрузку?
denokan
Jun. 7th, 2015 03:57 pm (UTC)
Зависит от того, в какой поток попадешь - в нисходящий или восходящий. Гроза очень опасна этими знакопеременными потоками.
(no subject) - kaguti - Jun. 7th, 2015 04:11 pm (UTC) - Expand
kaguti
Jun. 7th, 2015 04:05 pm (UTC)
Еще вопросы:
1. Какого порядка может быт сдвиг ветра численно в обычной ситуации и грозе?
2. Видит ли метеорадар при полете внутри облака?
3. Обязательно ли "засветки" на экране - это грозы? Как я понял, радар показывает лишь водность облаков, которая пропорциональна вероятности грозы, но не показывает электрические явления
4. Чем страшны разряды, казалось бы, фюзеляж является экраном?
denokan
Jun. 7th, 2015 04:14 pm (UTC)
1. Потоки воздуха внутри гроз могут достигать 70-80м/с. Сначала в одну сторону, потом в другую. Без гроз такие эффекты могут быть разве что в горах, и то вряд ли.
2. Видит, но если водность большая, радар может не видеть далеко, т.к. большинство лучей возвращается обратно.
3. Нет. Засветки - это все, что отражает лучи. В том числе земля.
4. Ничем особым. Но может привести к потере радара, выходу из строя некоторых систем.
(no subject) - mag_mike - Jun. 9th, 2015 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jun. 9th, 2015 06:01 pm (UTC) - Expand
violatordm
Jun. 7th, 2015 04:35 pm (UTC)
Как же в Юго-Восточной Азии летают? Там же грозы чуть ли не по пол года.
denokan
Jun. 7th, 2015 04:36 pm (UTC)
Так и летают
(no subject) - violatordm - Jun. 7th, 2015 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - denokan - Jun. 7th, 2015 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alibekov - Jun. 7th, 2015 04:49 pm (UTC) - Expand
malenki_tzvetok
Jun. 7th, 2015 04:45 pm (UTC)
ой-ей-ей! не надо сквозь грозу летать, шаровые молнии в салонах нам, пассажирам, совсем не надо ))
moonyash
Jun. 8th, 2015 02:59 pm (UTC)
Шаровая молния - не самое страшное, что может случиться.
t800
Jun. 7th, 2015 04:46 pm (UTC)
Дилетантский бред, который несут многие на тему "да чо там такого опасного", как правило редко исходит от тех, кто хотя бы раз просто попал в болтанку. Это касается, по-видимому, любых аспектов бытия, где профессиональное видение "изнутри" радикально отличается от мнения диванного эксперта. И в сотовой связи, и в авиации, да и банально на дороге, где пешеходы истово веруют в известный факт, что машину весом в полторы тонны (ясно даже и ежу!) легко остановить за секунду с любой скорости
gdubrovina
Jun. 7th, 2015 04:49 pm (UTC)
Боюсь с детства . Мама моей подруги погибла от молнии . Торопилась домой , бежала через поле .
major_0bvious
Jun. 7th, 2015 05:01 pm (UTC)
Топливо
А я задам вопрос немного не в тему: почти в каждом вашем посте, описывающем полет с каким-нибудь из вторых пилотов, либо вводящимися в строй пилотами/КВС, перед полетом заходит разговор о заправке. И я не помню случая, чтобы вы решили увеличить предложенную заправку. Более того, в большинстве случаев, как мне показалось, вы ее уменьшаете. При этом в случае возникновения проблем с посадкой (обычно, погода), вы каждый раз упоминаете свое "беспокойство", что топлива впритык. Последний раз с Тиватом, вообще загорелся желтый индикатор. Теперь вопрос: неужто экономические причины так превалируют над комфортностью пилотирования? Я тут не стану употреблять слово "безопасность", т.к. понимаю, что вы парируете тем, что "все рассчитано" и "все под контролем". Тем не менее, не могу не заметить отсутствие в ваших рассуждениях поправок на всякие непредвиденные ситуации. К примеру, очередь на посадку вкупе с погодой "на грани". Да, на самом деле, любая фигня может произойти: надо облететь образовавшийся грозовой фронт. Пока облетите, перед самой посадкой аэродром закроют, а топлива впритык до запасного и т.к. Ситуаций масса может быть. Неужто вы столько экономите компании, не влив лишнюю тонну топлива перед полетом? Извиняйте за длинную тираду, не умею я кратко и по существу выражать мысли )
Спасибо.
vzanuda
Jun. 7th, 2015 05:10 pm (UTC)
Re: Топливо
"лишняя" тонна про запас это дополнительный расход топлива. Тут или коммерческий перевозчик или огромный запас.
Re: Топливо - denokan - Jun. 7th, 2015 05:11 pm (UTC) - Expand
miss_gwenaelle
Jun. 7th, 2015 05:05 pm (UTC)
Мне вот лететь через неделю а метео грозу предсказывает и в месте вылета и прилета, которое будет в 3500 км
А тут еще ваш пост .....
denokan
Jun. 7th, 2015 05:12 pm (UTC)
Напомню, что эта запись - в пику бесстрашным пассажирам, которые не понимают, почему летчики НЕ ХОТЯТ проявлять героизм :)

Так что, летите спокойно и получайте удовольствие.
(no subject) - miss_gwenaelle - Jun. 7th, 2015 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - babygirl_driver - Jun. 7th, 2015 08:34 pm (UTC) - Expand
creaze
Jun. 7th, 2015 05:22 pm (UTC)
> Мол, чего такого страшного в грозах, чего вы так их боитесь, что готовы на запасной уйти?

Эт, наверное, по следам сегодняшнего Этноэкспа, про смелых индусов.
valeani
Jun. 7th, 2015 05:23 pm (UTC)
Я однажды попал в хо-о-рошую такую грозу, Ил-86 мотало как "кукурузник".. С тех пор никогда такого вопроса не задам. )
flightlevel
Jun. 7th, 2015 05:38 pm (UTC)
В июне 2013, по неопытности побывал в "красной". Запомнил на всю жизнь.
pope_town
Jun. 7th, 2015 05:39 pm (UTC)
Мой знакомый получил хорошую электротравму, пройдя под высоковольтной ЛЭП в грозу под зонтиком (не погиб он только потому, что ручка зонтика была не из металла).

И на земле грозу лучше наблюдать с безопасного расстояния, а уж там, наверху....
chip_burunduk
Jun. 7th, 2015 05:46 pm (UTC)

В мирное время нет ни ОДНОЙ причины, чтобы лететь через грозу.
Не мною сказано, и очень давно. И пока никто не опроверг.

yu2z
Jun. 7th, 2015 05:50 pm (UTC)
Ух помню свой полет в KLIA
в малайзии тропические ливни с грозами - ежедневные явления
так я даже с пассажирского кресла мог оценить, как пилоты ковыряются в засветках, немного не по себе конечно, жутко красиво, и сразу же вспоминал ваши рассказы и понимал, что самолет летит туда-сюда не просто так, а пилоты трудятся, чтобы нас в целости и сохранности довезти
самый красивый момент, запомнился, когда после очередного поворота мы краешком крыла задевали такой вот столб из облаков, а внутри сверкала молния.
marymarrie
Jun. 7th, 2015 05:51 pm (UTC)
Как?!? Ну как люди могут такое спрашивать?
Имхо, как пассажира, делайте что угодно (хоть в нижний хоть еще куда сажайте) главное чтобы было безопасно. Я несколько раз зимой долетев до мск возвращалась в пункт вылета (лететь 35-40 минут) т.к москва была закрыта. Никто и не думал возмущаться т.к понимали что это вопрос нашей безопасности.
sasshyna
Jun. 7th, 2015 06:09 pm (UTC)
нет, озон
ivan_kolobov
Jun. 7th, 2015 06:20 pm (UTC)
Спасибо большое за рассказ и за наводку на книжки. Ершова-то читал, он кстати тоже там приводит этого автора и рекомендует к прочтению, а вот до этих книжек ещё руки не дошли.
sergio_vorsin
Jun. 7th, 2015 06:50 pm (UTC)
Ершов а "Аэрофобии" очень доходчиво (и страшновато) рассказал за грозы. Кто не врубается ещё-напомнить про Ту-154 у Донецка...
shurikz
Jun. 7th, 2015 06:50 pm (UTC)
А с молниями фотографий не доводилось делать? Или тогда уже не до того было? ))
denokan
Jun. 7th, 2015 08:49 pm (UTC)
Не до того.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 104 comments — Leave a comment )

Profile

denokan
denokan

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel